Презентация по теме "Учителями славится Россия".
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ivanovoy_esfir.ppt | 1.95 МБ |
Слайд 1
Образ Учителя в произведениях русской литературы Проект выполнила ученица 5 А класса Иванова Есфирь Руководитель: Л.Б.ЛебедеваСлайд 2
Визитка Я выбрала этот проект, потому что эта тема актуальна и в наше время. Хотела доказать, что личностное развитие учителя, взаимоотношение учителя с учениками, зависят от условий исторической действительности, что и нашло своё отражение в литературе. Класс :5 Время работы над проектом : 6 недель Режим работы : внеурочная деятельность Вид проекта : исследовательский Продукт : защита проекта Этапы работы над проектом : 1. Выбор темы проекта. 2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта. 3. Составление плана проекта. 4. Сбор информации. 5. Анализ полученной информации. 6. Оформление проекта.
Слайд 3
Введение Цель исследовательской работы — раскрыть нравственный образ учителя на примере произведений русской литературы. Задачи исследовательской работы : Прочитать два рассказа, раскрывающие образ учителя: «Фотография, на которой меня нет», «Уроки французского». Рассмотреть образ учителя в данных рассказах, сделать анализ.
Слайд 4
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретический : — знакомство с произведениями; — изучение изменений взаимоотношений учителя и общества в реальной действительности на материале источников о профессии педагога. Практический : — «погружение» в текст – исследование текстов произведений; Методика обработки полученных данных : — сбор материала по теме; — выделение главного и второстепенного; — создание презентации; — оформление проекта.
Слайд 5
ГИПОТЕЗА Хочу доказать, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.
Слайд 6
Актуальность проекта «…Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей…» Актуальность проекта продиктована временем. Меняются эпохи, меняются требования к образованию и учителю. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в мире. И литературный образ Учителя — этому подтверждение.
Слайд 7
Основная часть Образ учителя буду рассматривать по двум произведениям: В.Г. Распутин «Уроки французского» В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Слайд 8
Астафьев описывает внешность учителя, его лицо, прическу, хотя, по его воспоминаниям, ничего примечательного в его внешности не было, но он помнит его до сих пор: « Фотография, на которой меня нет» - рисует жизнь и события далеких тридцатых годов. Учитель самоотверженно вносил культуру и образование в глухую деревню; был заводилой в деревенском клубе, на собственные деньги заказал мебель для школы, школьные принадлежности. Дети впервые попробовали сладких петушков на палочках, сельчане получили необходимые вещи. Учитель никогда не отказывал в просьбе составить документы. Он был очень вежлив и доброжелателен со всеми.
Слайд 9
Астафьев описывает внешность учителя, его лицо, прическу, хотя, по его воспоминаниям, ничего примечательного в его внешности не было, но он помнит его до сих пор: Таким остался учитель в памяти ребенка – готовым броситься вперед и оборонить своих учеников. И неважно, что дети не знали, как зовут учителей. Для них слово «Учитель» - уже само имя собственное. Важно, что учитель – человек, стремящийся улучшить людскую жизнь, помочь им в беде. И хотя на старой фотографии нет автора, она дорога ему воспоминаниями о далеком детстве, о родных людях, жизнь которых и составляет историю нашего народа.
Слайд 10
Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы: « Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. <Чисто брат с сестрой!..> Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово <учитель>! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
Слайд 11
Вывод: Учителя жили с народом и для народа , «чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце…», потому и «растворились,- как пишет В. Астафьев,- в народной памяти» .
Слайд 12
«Уроки французского» Главные герои рассказа - молодая учительница Лидия Михайловна и мальчик, который учится у неё в классе. Действия в произведении происходят в послевоенное время в маленькой деревушке.
Слайд 13
«Иной раз полезно забыть, что ты учительница,— не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому». «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,—нет, а за то, что сталось с нами после». «Не было на её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких»
Слайд 14
В рассказе «Уроки французского» с разных сторон оценивается поступок Лидии Михайловны, учителя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу учителя. Свою повесть Валентин Григорьевич посвятил учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой: «Глядя в глаза этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». Вывод : Отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе отражает историческую действительность учителя.
Слайд 15
Заключение В соответствии с целью и задачами, поставленными мною, я постаралась раскрыть образ Учителя на примере двух конкретных рассказов. Мы доказали верность гипотезы, что настоящий Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком творческим, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. Ведь именно Учителями славится Россия! От того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее. Считаю, что данный проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях .
Самый богатый воробей на свете
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Снег своими руками
Просто так
Лиса-охотница