Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка

НУРАЛИЕВА АЙИДА ЗАЙНУЛОВНА

 

Дошкольное детство это благотворный период каждого ребёнка, во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человека в будущем.

    Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время среди педагогической общественности широкое распространение.  

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РМО22.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Муниципальное образовательное учреждение

детский сад «Тополек»

р.п. Дергачи Саратовской области

Из опыта работы «Создание условий для реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила:

Старший воспитатель

 детского сада «Тополек» р. п. Дергачи

Нуралиева А.З.

Ноябрь 2021 г.

Дошкольное детство это благотворный период каждого ребёнка, во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человека в будущем.

    Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время среди педагогической общественности широкое распространение.  

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированный подход предполагает партнерство в отношениях педагога и ребенка. То есть сотрудничество, сотворчество, человечный и демократичный стиль воспитания.

Ребенок – субъект, выбирающий свою траекторию развития.

Источник развития находится в самом ребенке.

Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу.

Главная ценность – личность и личностное достоинство каждого.

Я считаю, что целью воспитания является:

- создание условий для личностного роста (становление человека как целостной, свободной, зрелой, неповторимой и уникальной личности);

- обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности;

- диалогический стиль речи преобладает между педагогом и ребенком.

Личность ребенка не может развиваться вне социума. Личностно-ориентированный подход подразумевает создание социальных условий развития детей. Для этого в нашем ДОУ организовано взаимодействие воспитанников с ближайшим социальным окружением: с родителями, с сотрудниками детского сада, с детьми других возрастных групп.

Родители являются первыми и самыми главными помощниками в воспитании. Поэтому в процессе общения с детьми воспитатели постоянно подчеркивают важность уважения к своим родителям, поддерживают у детей чувство гордости, любви к своему дому и семье.

Взаимодействие с родителями в нашем ДОУ до пандемии организовывалось в различных формах:  совместные праздники («День матери», «День пожилых людей», «Рождество», «Новый год», «Восьмое марта»),  различные конкурсы, оформление выставок совместного творчества («Осенние фантазии», «Новогодние игрушки», "Военная техника" «Моя мама рукодельница» и др.), акции, способствующие воспитанию добрых чувств по отношению к родителям.

Сейчас все мероприятия проводим в дистанционной форме. Чаще стали использовать такие формы работы с родителями как флешмоб, фотомарафон, челлендж.

Воспитатели побуждают воспитанников охотно откликаться на предложение участвовать в общем деле. Мы привлекаем детей к участию в жизни детского сада, подготовке к праздникам, знакомим с трудом взрослых, проводим экскурсии по ДОУ: в музей «Русская изба», в медицинский кабинет, на кухню, прачечную. Он-лайн экскурсии, видеопрезентации.

Создаем условия для организации сюжетно-ролевых игр.

В своей работе воспитатели проводят совместные хороводные игры: «Каравай», «Огородная хороводная», «Карусель»; игры-драматизации: «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха»

Применяя личностно-ориентированный подход, педагогический процесс следует организовывать так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность.

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность).

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

Совместное выявление проблемы, интересующей детей;

Совместное определение цели деятельности детей;

Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;

Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;

Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.      

Используя личностно-ориентированный подход в НОД, педагоги стараются придерживаться основной заповеди: воспитывать и обучать не вообще, а данного, конкретного ребенка, с учетом его особенностей, накопленного жизненного опыта.

В процессе НОД воспитатели стараются активизировать личный опыт детей. Давая им новую информацию, сначала предоставляют возможность детям высказаться, рассказать, что они знают по этой теме. Всегда дают возможность детям задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. Охотно поощряют, хвалят, не дают отрицательной оценки.

Ориентируясь на индивидуальные, личностные особенности,   воспитатели создают атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в группе: сюрпризные моменты, новый дидактический материал с которым дети еще не знакомы, предыстория деятельности  (о том, что будем делать, куда отправимся, для чего).  Стимулируют  воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.  Ставя  перед детьми проблему, не предоставляя  готовых знаний,  стремясь  к тому, чтобы дети сами открывали что-то новое для себя.

 Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к школе.

В своей работе  педагоги используют  такие методы как: беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания.

Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций). 

Для организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр создаются  картотеки.

Игры помогают детям координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Во время игры выступаю в качестве доброжелательного участника. (ФОТО игры и ..)

Педагог-психолог   использует  в своей  работе с детьми приемы арт-терапии. Применение методов и техник арт-терапии и песочной терапии решает целый ряд важнейших задач, таких как:

‒ реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития;

 ‒ создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка ситуации успеха в значимой творческой деятельности;

‒ профилактика и выявление различных психологических причин эмоционального напряжения и стресса;

 ‒ гармонизация эмоциональной сферы, снятие психоэмоционального напряжения, создание условий для самопознания и творческого самовыражения;

‒ формирование навыков общения, контроля своего поведения, эффективного взаимодействия и развитие навыков рефлексии; ‒ содействие развитию творческих задатков, развитие творческого мышления, воображения.

Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом и радостью дети участвуют в выполнении заданий песочнице с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом и другими сыпучими материалами).

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Каждый – и  ребенок, и воспитатель – обучает себя и друг друга, и именно это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Таким образом, организуя развивающую среду необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы.

Все это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями  личностно-ориентированного подхода в дошкольном обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

Презентация на тему «Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса дошкольной организации через здоровьесбережение"

презентация к педсовету на тему " Создание условий для ЗОЖ в системе образовательного процесса ДОУ через здоровьесбережение"...

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Статья из опыта работы «Создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского к...

Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Индивидуализация образовательного процесса и индивидуальный подход в профессиональной деятельности педагога в доу...

Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования  личности ребенка, он пронизывает...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Создание условий для интенсивного интеллектуального развития детей средствами внедрение в образовательный процесс группы игр В. Воскобовича

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...