Финансовая грамотность
статья по основам финансовой грамотности

Карасева Елена Анатольевна

финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou_no_14._finansovaya_grammotnost.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Карасева Елена Анатольевна,

                                                            Воспитатель IКК

                                                                               МКДОУ «Детский сад №14»

                                             г. Зима

В федеральной образовательной программе дошкольного образования, рассматривая образовательную область социально-коммуникативное развитие (пункт 18) в сфере трудового воспитания детей 5-6 лет, мы можем проследить следующие задачи:

- познакомить детей с базовыми экономическими знаниями;

- развивать первоначальные представления о финансовой грамотности у детей 6-7 лет;

- формировать элементы финансовой грамотности, осведомленности о материальных возможностях родителей, ограниченных материальных ресурсах [3].

Для реализации задач, поставленных в воспитании детей дошкольного возраста, я в основном использую игровые и устные методы обучения. Формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности можно проследить в любой образовательной области:

Осуществление социального и коммуникативного развития является одним из важных аспектов нравственного и трудового воспитания и включает в себя первоначальные представления о финансовой грамотности. В рамках лексической недели «Профессии моей семьи» родителям предложила принести фотографии своих профессий. Затем в группе поговорили с детьми о том, насколько важными и нужными являются различные профессии, благодаря которым люди зарабатывают деньги, помогающие им жить: путешествуют, покупают нужные вещи. Итоговым продуктом недели стал альбом под названием «Все профессии необходимы - все профессии важны», который отражает важность каждой профессии. В группе я также организую ролевые и дидактические игры экономического содержания. Большой интерес в игре вызывает макет банкомата, сделанный с помощью родителей. Дети с энтузиазмом снимают деньги, вставляя зарплатную карту. Ребятам нравится брать на себя роль консультанта. Организовываю экскурсии по объектам экономики (магазины, аптеки), культуры и искусства (музеи, учебные заведения).

Познавательное развитие ребенка осуществляется путем изучения самого себя и окружающего мира, включая финансовую и социальную сферы. В процессе овладения финансовой, экономической, математической и покупательской грамотностью ребенок знакомится с банкнотами и их стоимостью, а также осознает покупательную способность денег. С Детьми изучаем цены на различные товары, сравниваем их и знакомимся с механизмом ценообразования.

Развитие речи как часть активной коммуникативной деятельности проявляется как основная составляющая социализации дошкольника в мире финансовых отношений взрослых. В рамках стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации проведен цикл занятий по формированию первоначальных представлений о финансовой грамотности, созданы картотеки на тему «Финансовая грамотность», «Откуда берутся деньги и куда они уходят», «Работа», «Трудовые будни», «Профессии наших родителей», «Магазины – для чего они существуют?», «Кем стану?», «История денег в Российской Федерации», «Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в повседневной жизни».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие эстетического отношения к окружающему миру, знакомство со сферами работы, общественной жизни и повседневного быта. Чтение художественной литературы заключается в ознакомлении детей со сказками о финансовой грамотности, «История пушистого банкира», «Деньги», «Натуральный обмен», «Когда я вырасту, я стану..», где предлагается детям познакомиться с назначением денег, с желанием и умением их тратить, вести бюджет и стремлением зарабатывать [1].

В процессе физического развития закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила, что способствует созданию предпосылок для правильного распределения бюджета.

Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности стало ознакомление родителей с этой темой. Родителям было предложено заполнить анкету, в которой предлагалось несколько вопросов[2]. По результатам опроса было установлено, что процент родителей, вовлеченных в формирование основ финансовой грамотности детей, невысок (23%). Это свидетельствует о необходимости привлечения родительской общественности к данной проблеме. Я использую информационные методы: папки-передвижки «Дайте ребенку знания о деньгах», «За что платят зарплату?», «Основы финансовой грамотности детей».

Могу отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияют на формирование экономической культуры детей и способствуют формированию первоначальных представлений о финансовой грамотности. И в то же время это развивает познавательную активность и улучшает коммуникативные навыки детей.

Список использованной литературы:

1. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / автор. - Сост. М. О. Еремина [и др.]. - Калининград: Калининградская книга, 2017-48 с.

2. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-po-finansovoi-gramotnosti-dlja-detei-5-7-let.html 

3. https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....