План-конспект интегрированной совместной психолого-развивающей деятельности: «Моя любимая игрушка» с детьми среднего дошкольного возраста (25-40 минут)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Рысева Ольга Николаевна

Совместная деятельность психолога с детьми среднего возраста по развитию социально-эмоциональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог высшей квалификационной категории Рысева О.Н.

План-конспект интегрированной совместной психолого-развивающей деятельности: «Моя любимая игрушка»

с детьми среднего дошкольного возраста (30-40 минут)

Цель: развитие  эмоциональной сферы, тренинг умения регулировать свое эмоциональное состояние.

Задачи:

  •  Содействовать  развитию  нравственности детей путем формирования эмоциональной сферы.
  • Стимулировать детей выражению своих эмоций, чувств, переживаний, а также пониманию эмоциональных состояний других детей.
  • Профилактика агрессивного поведения путем вынесения ситуации на вербальный уровень.
  • Способствовать развитию умений  у детей регуляции своего поведения, активизация  работы мысли и воображения.
  •  Содействовать развитию образно-пластического  творчества. Снятие барьеров общения с помощью танца.

  • Способствовать овладению приемов снятия эмоционального и физического возбуждения с помощью упражнений на расслабление..

  • Оказание поддержки  в раскрытии творческих потенциалов с помощью техники визуализации.
  • Предоставить возможность воспитанникам осознать свои чувства  через рисунок.

Виды детской деятельности: игровая, поисково-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкально-художественная.

Материал:

  • Ковер напольный
  • стулья по количеству участников
  • карандаши, фломастеры, бумага
  • спокойная расслабляющая мелодия                            

Этапы работы

Деятельность психолога

Деятельность детей

Первый этап-

Погружение в совместную деятельность.

  • вызвать эмоциональный отклик детей, привлечь внимание
  • профилактика агрессивного поведения детей путем вынесения ситуации на вербальный уровень

  • Повышение самооценки, развитие уверенности в себе за счет индивидуального проговаривания, привлечение внимания к каждому участнику деятельности. Формирование самодисциплины за счет ожидания своей очереди, обучение эмпатийному слушанию.

Психолог жалуется детям, что один мальчик и детского сада кинул в него комком снега.

Говорит о своих чувствах, ощущениях, проговаривает какие эмоции он испытал (гнев, обида, злость, физическая боль) . Провоцирует детей на высказывание своих впечатлений об услышанном. Просит помощи , советов, как бы дети поступили в подобной ситуации.

Психолог рассказывает о том, что справится со своими чувствами, успокоится  ему,  помогла его любимая игрушка, вернее воспоминания о ней.

Далее П. первый рассказывает о своей любимой игрушке. После предлагает всем участникам по кругу рассказать о своих любимых игрушках и как те помогают им.

Все дети вместе с психологом садятся на ковер по кругу.

Дети проговаривают полученные впечатления об услышанном, делятся своими вариантами адекватного разрешения ситуации.

Ребята по очереди ( по кругу) рассказывают о своих любимых игрушках.

Второй  этап.

  • стимулировать детей на выражение своих чувств, переживаний через эмоции, а также понимания эмоционального состояния окружающих.
  • Способствовать формированию оптико-пространственных взаимоотношений, образно-пластического творчества.

Психолог предлагает всем превратиться в своих любимых игрушек.

 Напоминает правила танца-стоп:( Пока звучит музыка ребята в образе игрушек танцуют, при возникновении паузы замирают , демонстрируя любую эмоцию. Угадывают демонстрации других детей) . После завершения паузы- продолжение действа. )

Дети перевоплощаются, играют по правилам

«Танца». Создают свои  образы с помощью жестов, мимики, пантомимики ; считывают образы других.

Третий этап.

  • Содействовать формированию умений у детей регуляции своего состояния с помощью специально подобранных упражнений.
  • Побуждать  проговариванию слов на выдохе-  с целью формирования правильного расслабляющего дыхания

Психолог предлагает немного отдохнуть. Сам садится на стульчик .

Психолог напоминает инструкцию ( Все проговариваем хором на выдохе , выполняем каждое упражнение по три раза. Все упражнения идут строго по порядку.*

А/ «Поза покоя»

Садимся ближе к краю стула, опираемся на спинку, руки свободно кладем на колени, ноги слегка расставлены. Слова произносим медленно, на выдохе.

Б/ Кулачки.

Сжимаем  пальцы в кулачек покрепче. Руки лежат на коленях. Сжимаем их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Руки устали. Расслабили руки, Отдыхаем. Кисти рук потеплели.

В/ Олени.

Представляем себе, что мы олени. Поднимаем руки над головой, скрещиваем  их, широко расставив пальцы. Вот такие рога у оленя. Напрягаем  руки, чтобы они стали твердыми! Роняем их на колени.

Г/ Пружинки.

Представляем, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки, так , что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Перестали нажимать на пружинки, Ноги расслабились.

Д/ Загораем.

Представляем  себе, что ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Опускаем ноги,

Е/ Штанга.

Делаем вид, что поднимаем тяжелую штангу.

Дети повторяют за психологом. Располагаются на стульчиках, расположенных строго по количеству детей и по кругу.

Дети выполняют упражнения и хором проговаривают текст.

«Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень легкая, простая,

Замедляется движение,

Исчезает напряжение…

И становится понятно-

Расслабление приятно!»

«Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряженьем  

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики.»

«Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.»

 «Что за   странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки отпускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Нет пружинок - отдыхай!

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И расслаблены.

Знайте девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко.

   «Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим…Держим…Напрягаем.

Загораем! Опускаем/резко опустить/

Ноги не напряжены , а расслаблены.»

«Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом

Штангу с пола поднимаем

Крепко держим…

И бросаем!

Наши мышцы не устали и еще послушней стали.»

4 этап

  • Оказать поддержку в раскрытии творческих потенциалов с помощью техники «визуализация» «Облака»
  • мышечное и эмоциональное расслабление, развитие творческого мышления, воображения.

Психолог предлагает расслабиться и попутешествовать в «Стране фантазий»- там где мы можем оказаться всегда, когда захотим -стоит на закрыть глаза.

  1. Сядь удобно. Закрой глаза.
  2. Глубокий вдох- выдох  \3 раза. \
  3. Представь прекрасное голубое небо. По нему двигаются облака. Ты наблюдаешь за ними. Глубокий вдох- выдох \3 раза \.  Все твои мысли улетают вместе с облаками. Все твои беды, неприятности улетают вместе с облаками. Тебе хорошо, спокойно.
  4. Вот двигается облако, похожее на зайчика. Полюбуйся им. Какое оно большое , красивое.   Оно белое, а может синее, может голубое. Дотронься рукой до облака, пощупай его. Оно мягкое, пушистое, теплое, а может холодное.  А теперь движется облако похожее на собачку. Полюбуйся им. Какого оно цвета. Белое, голубое, может синее. Какое на ощупь- мягкое, пушистое, холодное, теплое. Какой приятный запах. Понюхай. Запах свежести, моря, дождя.
  5. Глубокий вдох- выдох \3 раза \.  А теперь плывет твое облако. Оно самое лучшее, самое красивое. Оно похоже на твою любимую игрушку.. Какого оно цвета?. Пощупай его рукой. Какое оно? Мягкое ли? Пушистое? Теплое или холодное. Понюхай его. Чем оно пахнет. Ляг – полежи в своем облаке. Тебе хорошо, спокойно, уютно. Покачайся. Это облако дарит тебе все самое лучшее: ласку, доброту, покой. Запомни это ощущение.
  6. Глубокий вдох- выдох \3 раза \.  Когда я скажу один, медленно открой глаза.

3- глубокий вдох- выдох. 2- глубокий вдох- выдох. 1-глубокий вдох –выдох. Медленно открой глаза.

.

Дети сидят, расслабившись. Представляют  зрительные образы, выполняют рекомендации.

5 этап

Рисунок по представлению.

  • Передача своих чувств и впечатлений с помощью изобразительной деятельности, снятие эмоционального напряжения посредством рисунка.

Психолог предлагает пока звучит мелодия /пр 6-10мин/ с помощью рисунка выразить свои чувства и впечатления, те нарисовать, то, что представил и почувствовал ребенок.

.По окончании мелодии Психолог предлагает поделиться своими впечатлениями

Дети под музыку рисуют , то что им удалось представить

Каждый по своему желанию демонстрирует свой рисунок и делится  впечатлением..

6 этап.

Заключительный.

Ритуал прощания

  • Передача улыбки и комплиментов по кругу

Психолог предлагает, образовав круг поделиться улыбкой и сказать комплимент соседу справа.

Все дети встают в круг и по очереди дарят улыбку друг другу, при этом произносят комплимент соседу.

  Используемая литература:

1.Н. В. Клюева, Ю.В. Касаткина « Учим детей общению»

2.Шелдон Левис, Шейла Левис   « Ребенок и стресс»

3.Окслиндер « Окно в мир ребенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Любимые сказки" с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:  учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы по ее содержанию, развивать интерес к художественному слову, детской картинке; воспитывать бережное отношение к живот...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯС ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС",

В конспекте представлена совместная работа воспитателя и музыкального руководителя .Цель: способствовать формированию представлений детей о количественном счете, обозначение количества цифрой. Профила...

Конспект совместной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности с детьми среднего дошкольного возраста "Иголка"

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия. Познакомить детей с правилами по технике безопасности при пользовани...

Сценарий совместного развлечения с родителями, посвященного Дню Знаний, с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) на тему: «Верные друзья»

Цель: способствовать развитию эмоционального восприятия, приобщать дошкольников и их родителей к социальным и общественным событиям страны – День знаний.Задачи:- развивать мышление, внимание, воо...

КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

Конспект беседы «Мои любимые игрушки» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Закреплять у детей знания об игрушках: их значение,Правила пользования. Учить употреблять существительные с обобщающим значением. Формировать привычку у детей игрушки на место. Воспитывать...

Конспект и презентация совместной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста «Зима-затейница»

Данный материал позволяет использовать ИКТ-технологии на музыкальных занятиях с дошкольниками...