Технология формирования двигательных умений А.И. Бурениной
учебно-методический материал

Щербакова Юлия Александровна

В процессе освоения технологии у воспитанников развивается слуховое и зрительное внимание. Формируются навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки; чувство ритма, умение различать фразы и части музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирования двигательных умений Бурениной А.И.

Цель технологии — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. 

Описание порядка использования (алгоритм применения)  технологии в практической профессиональной деятельности:

1.Разработано перспективное планирование. Подобрана методическая литература. Изготовлены и приобретены атрибуты (ленточки, флажки, платочки, листочки, цветы и др.).

2. Подготовлены сообщения для родителей, педагогов по развитию музыкальных способностей детей.    

3.Для реализации раздела базисной программы «музыкально – ритмические движения» использованы  элементы системы разработанной А.И. Бурениной, которая условно разделена на 3 этапа:

1 – основан на подражании, основными методами этого этапа являются: вовлекающий показ, зеркальный показ, словесные указания;

2 – развитие у детей самостоятельно выполнять ранее разученные упражнения, композиции. Основными методами этого этапа являются: зрительный показ, словесные указания, «провокация»;

3 – развитие способности к самовыражению под музыку – умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные упражнения.

    4.Активное использование танцевальных импровизаций и творческих заданий на праздниках и досугах.

5..Постановка ритмопластических мини - спектаклей: «Берегите птиц зимой», “Весеннее пробуждение” и другие.

Результат использования образовательной технологии:

В ходе работы по данной технологии  у детей сформировалось умение двигаться под музыку.

 - ритмично, согласно темпу и характеру, выполнять упражнения с предметами и без них, реагировать на силу звучания музыки, на её начало и окончание.

 - исполнять пляски, парами  и  в кругу .

 - умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности.

 - сформированы навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки

Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных).

Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

 Движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально ее особенности.

Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
  • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

  • I. Развитие музыкальности:

развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;
  • развитие гибкости и пластичности;
  • воспитание выносливости, развитие силы;
  • формирование правильной осанки, красивой походки;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
  • IV. Развитие и тренировка психических процессов:
  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
  • V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

Этапы

1-й этап: Подражание детей образцу исполнения движений педагогом

2-й этап: Развитие умения самостоятельно исполнять отдельные движения, упражнения и целые композиции.

3-й этап: Творческое самовыражение

 

 В результате освоения технологии у воспитанников развито слуховое и зрительное внимание. Сформированы навыки ориентировки в пространстве и коммуникативные навыки; чувство ритма, умение различать фразы и части музыки.

Планирование содержание работы по ритмопластике.

А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»

Тема

Композиция

 Варианты включения в другие виды деятельности

1.

Мир игрушек

«Неваляшки», «Кукла», «Кукляндия», «Танец Кукол и Мишки», «Танец Солдатиков и Куколок», «Танец Колокольчиков» и

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения

2.

« В мире сказок

«Красная Шапочка», «Птичка польку танцевала», «Поросята», «Танец Троллей», «Бальный танец», «Танец Месяца и Звездочек», «Танец Стрелок часов» и др.

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

3.

Любимые  персонажи мультфильмов

Чебурашка», «Крокодил Гена», «Кот Леопольд», «Кузнечик», «Три поросенка» и др. «Красная Шапочка», «Птичка

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

4.

Природа и животные

«Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа», «Белые кораблики», «Белочка», «Аквариум», «Голубая вода»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения

5.

Юмор и  шутка

«Два барана», «Озорники»,

«Кошки-Мышки», «Антошка»,

«Кошка и Девочка», «Птичий двор»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

6.

Путешествия

«Едем к бабушке в деревню», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать»

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

7.

Настроения в музыке и пластике

«Цыганские напевы», «Турецкий марш», «Осенний парк», «Лирический танец» и др.

Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения.

8.

Любимые песни малышей, а также их мам и бабушек

«Веселые путешественники», «Рыбачок», «Цыплята» и др

Семейные праздники и развлечени

Парные  танцы

«Маленький танец», «Кремена», «Полкис», «Старинная полька», «Менуэт», «Полонез», «Танец моряков» («Морячка»)

Сюжетные танцы

«Домисолька», «Танец Богатырей», «Танец Месяца и Звездочек»», «Танец Вьюги и Снежинок», «Танец Троллей», «Танец Придворных»

Театрализованные представления, праздники и развлечения

Композиции физкультурно й направленности

«Упражнение с обручами» (2), «Воздушная кукуруза», «Танцкласс», «Жаворонок», «Голубая вода», «Мельница», Аэробика», пластические этюды на музыку А. Петрова, «Озорники»,

Комплексы общеразвивающих упражнений. Физкультурные занятия, праздники

Игры и этюды

«Игра с мячом», «Найди себе пару», «Козочки и Волк», «Птички и Вороны», «Пляска-игра с крокодилом Геной»

Интегрированные занятия, праздники и развлечения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры - как средство оздоровления, развития и формирования двигательных умений и физических качеств дошкольников» (из опыта работы)

      Считаю, что подвижные игры создают у детей атмосферу радости, комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, не только формируют физические кач...

Перспективный план работы тема: «Использование подвижных и спортивных игр в формировании двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста» подготовительная группа

Перспективный план позволит педагогам в формировании двигательных умений и  навыков у детей 6-7 лет. (программа Детство Т.И. Бабаева)...

ГЕОКЕШИНГ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Современная физкультурно-оздоровительная технология «Геокешинг» как средство здоровьесбережения в ДОУ....

Технология формирования двигательных умений Бурениной А.И. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».

Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гар­моничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возм...