Конспект занятия "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чегодаева Ирина Константиновна

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приводит к положительной динамике показателей развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кубики историй» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР

Цель: формировать умение составлять рассказы-истории с использованием технологии «Сторителлинг» (настольная игра «Кубики историй»)

Задачи:

- Продолжать формировать способность составлять связный рассказ («Кубики историй»)

- Обогащать активный словарь и развивать речь;

-  Активизировать речемыслительную деятельность.

- Развивать воображение, логику, творческое мышление, внимание, фантазию;

- Развивать связную речь через игру «Кубики историй»

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

-Воспитывать культуру взаимодействия.

Оборудование:

 Настольная игра – пособие «Кубики историй», инвентарь для тропинки (мостик, кирпичики, кочки..), аудиозаписи, компьютер, проектор, игрушка инопланетянина.

Ход занятия

Организационный момент

(Раздаётся звук летающей тарелки)

Воспитатель:

-  Ой, ребята, вы слышали? Что это было? На, что похож этот звук?    

- Ответы детей. Похоже на звук летающей тарелки.

Воспитатель:

- Интересно, кто же это приземлился? Мне кажется, я его вижу!

(педагог вносит игрушку инопланетянина, включается запись непонятной, инопланетной речи)

Звучит запись инопланетной речи.

Проблемная ситуация

Воспитатель

- Вы, что-нибудь поняли? Я тоже. У меня на телефоне есть распознаватель речи, я попробую перевести. Кажется, получилось.

Звучит перевод послания:

- Здравствуйте, дети группы «гномики».  Меня зовут Эльф. Я прилетел к вам с далёкой планеты. Мы давно за вами наблюдаем, нам нравится, как красиво звучит ваша речь. Мы знаем очень много слов вашего языка, но сложить красиво слова у нас не получается. Помогите, пожалуйста, научите меня красиво сочинять и рассказывать истории.

Воспитатель:

- Ну как поможем?

Дети:

- Да!!!!

Воспитатель:

- Я думаю, в этом нам помогут «Кубики историй», но их нет на привычном месте, отправляемся на поиски. И нашего гостя возьмём с собой.

Воспитатель:

- Сочинять историю не просто, поэтому, по дороге посетим школу юных фантазеров, может наши кубики там?

Основная часть

Игра «Тропинка».

- Дети, сейчас мы пойдем по тропинке, преодолевая препятствия.

 На тропинке впереди – большие лужи. Давайте их посчитаем: (дети обходят лужи и считают их) одна большая лужа, две больших лужи, три больших лужи… (слово-признак можно менять, например, грязная или глубокая.) Мы дошли до ручья, через него перекинут мостик. Проходя через мостик, рассказываем скороговорку. (Скороговорки на карточках). Далее вы идёте самостоятельно через болото, перепрыгивая кочки. Затем у вас на пути будет овраг, через него переброшено бревно. Переходите через овраг по бревну, только идите осторожно, сохраняя равновесие. Встретимся возле школы фантазёров.

Игровое упражнение «Школа фантазеров» (дети садятся)

Воспитатель:

— Вот мы и добрались до школы юных фантазёров. Смотрите, книга! Давайте посмотрим, что в ней? Да здесь написаны незаконченные предложения! Вы, согласны продолжить предложения? А наш инопланетный гость будет внимательно слушать и учиться.

Дети:

- Да!

Образцы незаконченных предложений

- Если бы у меня была волшебная палочка, то я бы…

- Если бы я однажды попал в школу волшебников, то…

- Если бы я превратился в птицу и умел летать, то…

- Если бы животные и птицы умели разговаривать, то..

- Однажды я увидел необычный сон, и..

 - Однажды, я очутился на летающей тарелке, и..

(дети получают поощрения за каждый ответ в виде жетона с пятёркой)

Воспитатель:

-Вы великолепно справились! Сморите, в книге стрелочка, на ней надпись: «По стрелочкам пойдёте и кубики найдёте». Значит, продолжим путь по стрелочкам.

 Идем спокойно пострелкам.  Вот и пришли! Молодцы!

Игровой прием сторителлинга «Волшебная коробочка»

- В жизни может все случится

Наша история впереди.

Она в гости к нам стучится,

Скажем ей мы – заходи!

Воспитатель со словами: «Коробочка открывается, история начинается»

(Звучит волшебная музыка) открывает красивую коробочку, в которой лежат кубики.

Воспитатель:

-Для начала, давайте дети обсудим вместе, какие же вообще бывают истории?

Ответы детей: различные варианты: смешная, грустная, фантастическая, простая, необычная…

Воспитатель:

 – Нужно определиться какую мы историю будем вместе сочинять?    Предлагайте варианты?

Различные варианты ответов, рассуждения детей.

Воспитатель:

- Я предлагаю приступить к игре «Кубики историй»?

Но, перед этим, вспомним, что у каждой игры есть свои правила и мы свою историю будем сочинять по правилам.

Начало.

Каждая история начинается с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу: «однажды…», «как-тораз…» или «в некотором царстве» (тогда получится уже сказочная история).

Основная часть. (проблемная ситуация)

 Это возможность для героя решить проблему, противостоять трудностям, познавая тем самым себя и мир вокруг. Какой урок должен выучить наш герой? При работе над связностью истории уточняем слова для связи предложений (потом, теперь, в это время, имена героев, описание, местоимения и прочее).

Кульминация.

 Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом.

Заключение.

 Должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.

Ещё надо помнить, что кубики достаем по одному друг за другом, бросаем, и в зависимости от выпавшей картинки, начинаем рассказывать историю.

-Затем, следующий достает и продолжает увлекательную историю!

(История записывается на диктофон)

Физминутка «Зелёненькие лунатики»

5.Заключительная часть

Воспитатель:

- Давайте ребята, вместе обсудим, какая история у нас получилась?

- Чему она нас учит? Что мы можем сказать о наших героях?

-Понравилось ли Вам сочинять историю?

- Какие трудности у вас возникли?

- Как думаете, Альф остался доволен нашей увлекательной историей?

Ответы детей- различные варианты.

- А, давайте, у него спросим?

Звучит аудиозапись голоса инопланетянина.

Эльф:

- О, да, ваша история получилась удивительная! Вы так здорово составляете предложения по картинкам! Я очень рад, что вы мне помогли, большое спасибо!

Воспитатель:

- Я думаю, что Вы просто молодцы, очень увлекательная история у нас получилась, интересная! Мы подарим её Эльфу, а он расскажет её своим друзьям.

Пожелаем Эльфу счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Буклет для педагогов и родителей "Речевые кубики" и "Кубики историй" как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Буклет знакомит с формами работы по развитию связной речи при помощи "Речевых кубиков " и "Кубиков историй". Благодаря удобному формату может использоваться как раздаточный материа...

Мастер –класс для родителей на тему: «Технология сторителлинг, с использованием игры пособия Кубики историй, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: знакомство педагогов с технологией «сторителлинг» как средство   речевого развития дошкольников.Задачи:-показать возможность развития связной речи через «сторителлин...