Аутогенная тренировка как методика регуляции эмоционального состояния дошкольников
презентация к уроку (подготовительная группа)

Манькова Оксана Юрьевна

Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме.

Исключение составляет аутогенная тренировка, обучение которой осуществляется по специальной программе.

Ключевым моментом в аутогенной тренировке является способность достичь аутогенного погружения (полудремы), в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую волей человека. Существует набор приемов, позволяющих саморасслабиться, чтобы, сняв мышечный тонус, прийти к состоянию релаксации.

Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей.

Программа освоения детьми приемов аутогенной тренировки рассчитана на весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В младшей и средней группе осваиваются позы, дыхательные упражнения. В группах старшего дошкольного возраста,  когда у детей уже сформированы первые представления о строении тела и его внутренних органах, их внимание фиксируется на своем самочувствии, на функционировании своего организма, своих достижениях в плане развития физических качеств и физической подготовленности.

Полный курс аутогенной тренировки, дети способны успешно освоить в 6 лет. Когда будет разучен весь комплекс, то по полной программе достаточно тренироваться еще 4-6 недель, а затем можно перейти к сокращенному варианту. Именно с этого момента аутогенная тренировка может стать составляющей режима дня детей.

В режим дня детей такие тренировки включаются после занятий или перед ними, утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.

Время тренировки зависит также и от характера запланированной воспитателем деятельности детей. Если предстоит ответственная и волнующая деятельность соревновательного характера, то аутотренинг организуется до ее начала.

Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.

Дети освоившие АТ и регулярно занимающиеся ею могут успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение. Что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний – т. е. заболеваний, источником которых является стресс. АТ дает позитивные результаты и во многих других областях. Он активизирует психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Аутогенная тренировка как методика регуляции эмоционального состояния дошкольников» Подготовила: воспитатель 1КК Манькова О.Ю

Слайд 2

Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире, и результативность любой деятельности . Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме. Исключение составляет аутогенная тренировка, обучение которой осуществляется по специальной программе . Ключевым моментом в аутогенной тренировке является способность достичь аутогенного погружения (полудремы), в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую волей человека. Существует набор приемов, позволяющих саморасслабиться , чтобы, сняв мышечный тонус, прийти к состоянию релаксации.

Слайд 3

Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей . Программа освоения детьми приемов аутогенной тренировки рассчитана на весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В младшей и средней группе осваиваются позы, дыхательные упражнения. В группах старшего дошкольного возраста , когда у детей уже сформированы первые представления о строении тела и его внутренних органах, их внимание фиксируется на своем самочувствии, на функционировании своего организма, своих достижениях в плане развития физических качеств и физической подготовленности . Полный курс аутогенной тренировки, дети способны успешно освоить в 6 лет . Когда будет разучен весь комплекс, то по полной программе достаточно тренироваться еще 4-6 недель, а затем можно перейти к сокращенному варианту. Именно с этого момента аутогенная тренировка может стать составляющей режима дня детей . В режим дня детей такие тренировки включаются после занятий или перед ними , утром, днем или вечером . При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды. Время тренировки зависит также и от характера запланированной воспитателем деятельности детей. Если предстоит ответственная и волнующая деятельность соревновательного характера, то аутотренинг организуется до ее начала . Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.

Слайд 4

Методика обучения аутогенной тренировке Обучение приемам аутогенной тренировки проводится в три этапа: 1 . разучивание поз, которые используются при ее проведении; 2 . освоение формул самовнушения и команд выхода; 3 . освоение сокращенного варианта тренировки.

Слайд 5

1 этап обучения На этом этапе детей обучают принимать позы кучера, лотоса, пассивную позу и позу лежа. Принимая позу кучера , дети садятся на стул, выпрямляют спину, стараются расслабить все скелетные мышцы. Следует следить за тем, чтобы дети не особенно наклонялись вперед, иначе диафрагма станет давить на желудок. Голова должна быть опущена на грудь, ноги расслаблены и согнуты под тупым углом, носки чуть раздвинуты. Нужно обращать особое внимание на положение носков ног. Если носки направлены прямо или приподняты, то расслабления не получится. Руки следует положить на колени так, чтобы они не касались друг друга, локти слегка округлить. Глаза нужно закрыть, нижнюю челюсть расслабить, язык расслабить (его основание должно казаться тяжелым), но рот должен быть закрыт.

Слайд 7

Поза «Лотос» В позе лотоса ребенок сидит на полу, скрестив ноги наподобие буддийского монаха, его спина выпрямлена, а все скелетные мышцы расслаблены. Нужно проследить, чтобы дети не наклонялись вперед. Руки следует положить на ноги у основания живота ладонями вверх, кисти рук слегка согнуть. Голову опустить на грудь. Можно слегка покачиваться вправо-влево, наподобие маятника часов.

Слайд 9

При использовании пассивной позы дети садятся на мягкий стул с подлокотниками или в кресло. Спиной и затылком они должны опираться о спинку кресла, руки расслабить и положить на подлокотники. В остальном эта поза совпадает с позой кучера . Иногда, если дети сидят неудобно, у них могут возникнуть неприятные ощущения в груди. В этом случае надо под спину подложить подушку. При неприятных ощущениях в пояснице - подложить под колени валик из одеяла.

Слайд 12

Очень удобна и комфортна для маленьких детей - поза лежа. Дети лежат на спине на коврике, их руки свободно располагаются ладошками вверх вдоль туловища, ноги слегка разведены . В течение всего начального курса позу детей менять не следует. Когда курс будет освоен полностью, можно предложить детям самим выбирать позу, в которой они чувствуют себя комфортнее. Чтобы дети могли достаточное время сохранять позу, следует это действие сделать дня них привлекательным. Например, на фоне спокойной расслабляющей музыки можно рассказывать детям сказку , предложив при этом вообразить себя сказочным персонажем. Или проговаривать текст, активизирующий воображение детей . Например, представить себя плывущим на пушистых белых облаках или по большой спокойной реке на лодке. Разумеется, содержание текста должно соответствовать опыту и знаниям детей . После того как дети научатся принимать и сохранять в течение определенного времени правильную позу (обычно на это уходит две недели), можно переходить ко второму этапу обучения.

Слайд 14

2 этап обучения Самая главная задача этого этапа - освоение формул самовнушения. Обучая детей приемам аутогенной тренировки, мы должны стараться помочь ребенку сконцентрироваться на чувствах, образах, представлениях и ощущениях , не обращаясь к его воле, которая автоматически повышает уровень напряжения и делает расслабление невозможным. Важно научить детей отдаваться потоку представлений. Формулы самовнушения сначала произносятся вслух. Здесь очень важна точность. Нужно создать образ состояния, затем дается формула выхода из этого состояния. Детям на первых порах бывает довольно трудно сконцентрироваться, они плохо представляют себе смысл деятельности, поэтому надо проявить терпение и настойчивость. Следует учесть и специфику мышления ребенка .

Слайд 15

Эффективно использование образов сказочных персонажей любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Поэтому следует научиться составлять соответствующие возрастному восприятию детей тексты, чтобы они легко могли войти в нужный образ . Кроме того, эти тексты должны содержать завуалированные в образах команды входа в состояние релаксации и выхода из нее . Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты: "Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Ваня прилег, и пушистый зайчик Света прилегла, и шустрый зайчонок Миша прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, теплые. И у зайки Тани теплые, и у зайчика Оли теплые, и у зайчонка Андрюши теплые и тяжелые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит зайчишек и зайчика Катю, и заиньку Сашу. Закрываются глазки зайчат. Заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Марины. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка. Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки". Приемам саморегуляции состояния с использованием классических формул аутогенной тренировки лучше учить детей во время укладывания на дневной сон. При этом формулу выхода произносить не нужно. По тому, как скоро дети начнут засыпать, можно судить о степени их релаксации. О процессе выхода можно не беспокоиться, поскольку спокойный, здоровый сон в этом случае является выходом.

Слайд 16

Аутогенная тренировка методом самовнушения принятия соответствующей позы , произнесения формулы самовнушения , состояния расслабления , команды выхода Начинается тренировка методом самовнушения с выяснения, какие образы создают у детей ощущения тепла, тяжести, покоя. Это может быть представление о пуховом одеяле, теплой норке, мягком кресле, теплом котенке и т. п.

Слайд 17

Программа обучения приемам самовнушения состоит из шести серий занятий: В первой серии занятий детей учат расслаблению мышц конечностей и тела ( 2недели обучения); Вторая серия занятий направлена на то, чтобы ребенок научился ощущать тепло в нужной области или во всем теле . (1неделя обучения); Задачей третьей серии занятий является освоение упражнений, помогающих нормализовать работу сердца (2-3дня обучения); Четвертая серия помогает детям освоить упражнения, нормализующие дыхание (2-3дня); Пятая учит детей концентрироваться на ощущении тепла в солнечном сплетении (2-3 дня); Шестая - на ощущении прохлады лба (2-3 дня).

Слайд 18

Первая серия занятий на расслабление мышц конечностей и тела Первое упражнение формулируется так: "Моя правая рука тяжелая". Нужно, чтобы дети смогли это себе представить. Представления о тяжести у детей субъективны. Поэтому следует вспомнить, когда детям приходилось испытывать ощущения тяжести, сконцентрироваться на них. Главное, чтобы они не были связаны с негативными переживаниями. Если нужный образ не создается, то можно предложить детям подержать в руках тяжелые предметы (набивные мячи, мешочки с песком, например). Формулу самовнушения "Моя правая рука тяжелая" дети мысленно повторяют пять-шесть раз, затем включают формулу: "Мне хорошо, я спокоен".

Слайд 19

К занятиям второй серии нужно приступать не позднее, чем через две недели, независимо от того, как достигнута цель первого упражнения. Произносится формула: "Правая рука теплая". Все упражнения для правой руки , учитывая и первую формулу, приобретают следующий вид : Мне хорошо, я спокоен (1 раз). Правая рука тяжелая (6 раз). Мне хорошо, я спокоен (1 раз). Правая рука теплая (6 раз). Мне хорошо, я спокоен (1 раз). Правая рука теплая (6 раз ). Далее следует формула выхода. Следует знать, что формулы произносятся ребенком мысленно. Взрослый уже не вмешивается в этот процесс. Но по окончании упражнения нужно поговорить с детьми о том, что они ощущали . Правильное произнесение формулы выхода имеет большое значение. Сначала детям дается команда на напряжение мышц ( согнуть руки, напрячь руки ), затем на дыхание (дышать глубоко ) и, наконец, команда открыть глаза . Если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание - выход из состояния релаксации замедлится. Может сохраниться чувство тяжести, появиться ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Мысленный приказ выхода должен отдаваться решительно.

Слайд 20

При первом упражнении повышается содержание кислорода в крови, при втором происходит усиление кровообращения, приводящее к повышению температуры. Эти процессы напрямую связаны с психическим состоянием ребенка: расслабленность мышц ведет к снижению эмоционального напряжения . В занятиях третьей серии осваивается формула " Сердце работает равномерно, как хороший мотор. Мне приятно и хорошо" . Формула четвертого упражнения: " Мое дыхание спокойно ". При выполнении этого упражнения мы советуем детям представить себя лежащими на лужайке или на пляже и смотрящими в бескрайнее высокое синее небо, по которому плывут облака . Иногда, на первых этапах обучения, дети лежат с закрытыми глазами и пальчиками рисуют в воздухе представляемые ими облака. Во время этого упражнения регулируются окислительные процессы в организме, что влияет на уровень психической и физической активности ребёнка. В пятой серии занятий дети осваивают формулу "Живот теплый". Быстро получить желаемый эффект помогают, например, представления теплой грелки, лежащей на животе, или теплого пушистого котенка . Формула шестого упражнения аутогенной тренировки: "Лоб прохладный". Дети, как правило, осваивают это упражнение быстрее других . Дети могут, например, представить, как они ополаскивают лицо прохладной водой, или представить холодное полотенце на лбу и т. п.

Слайд 21

3-й этап обучения На этом этапе дети обучаются приходить в состояние релаксации по сокращенному варианту аутогенной тренировки. Формула самовнушения в ней краткая: "Покой - тяжесть - тепло. Сердце и дыхание спокойны. Живот теплый. Лоб прохладный. Руки напряжены. Дыхание глубокое. Открыть глаза". Эффект будет точно таким же . С этого уровня подготовленности релаксационные паузы могут стать органичной составляющей режима дня и проводиться не реже двух раз в день, способствуя нормализации психического состояния детей. Причина неуспеха в этой деятельности педагогов может быть только одна - бессистемность и перерывы в работе.

Слайд 22

Занимательный аутотренинг Игры и упражнения занимательного аутотренинга очень веселые. Использование их рекомендовано после того, как дети освоят основные приемы аутогенной тренировки. Приемы занимательного аутотренинга можно использовать во время образовательных занятий . Для проведения занимательного аутотренинга особых условий не требуется. Однако неплохо, если в помещении, где он проводится, будет сенсорное освещение, удобные кресла или коврики на каждого ребенка, аудио- и видеотехника.

Слайд 23

"Игры - обучение, тренинг , досуг" под редакцией В. В. Петрусинского . 1. Отвечаем на вопросы. Дети, мы знаем с вами, что сахар - сладкий, перец - горький, трава - зеленая, пчела - жужжит, рыба - плавает. А вот интересно, знаете ли вы себя? Давайте попробуем узнать, что мы о себе знаем. Я буду задавать вам вопросы, а отвечать вы будете с помощью фишек. Красная фишка означает "да", синяя - "нет". Фишки лежат в корзиночке. Если вы хотите сказать "да", то берете из корзиночки красную фишку и кладете ее перед собой. Если "нет", то берете синюю фишку и кладете ее перед собой. Вопросы: Вы знаете, где у вас сердце? Вы часто слушаете, как оно бьется'? Вам бывает иногда трудно дышать? Вы знаете, почему вам трудно дышать? Вы можете долго, долго сидеть и смотреть книгу? Вы придумываете сами себе сказки, когда укладываетесь спать? Вам снятся сны? Вы запоминаете сон, сможете его рассказать? Вы любите слушать музыку? Спасибо! А теперь подсчитаем: Сколько всего было задано вопросов? Как вы это узнали? Сколько раз вы ответили "да"? Сколько раз вы ответили "нет"? Каких ответов у вас было больше: "да" или "нет"? Что это означает, по-вашему? Реквизит: фишки двух цветов.

Слайд 24

Игра «Мороженое» 2. Мороженое. - Я знаю, что все вы любите мороженое. А теперь вообразите, что вы побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр... Но вот пришел добрый волшебник и сказал: "Закройте глаза! Положите руки на колени. Вам удобно, вам ничто не мешает. Сейчас начнем оттаивать. Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни, согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги теплые, они расслабляются. Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются. Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук. Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые, руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова повисла". Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу. А теперь потянитесь вперед плечиками, откройте глаза! Возьмите карточку, на которой нарисован человечек. Это вы. Красным фломастером отметьте, где вы первый раз почувствовали тепло. Возьмите другую карточку. И отметьте, где больше всего чувствуете тепло сейчас. Спасибо! Вы молодцы! Из вас получилось отличное мороженое.

Слайд 25

«Волшебная прогулка» Усаживайтесь поудобнее (поза лотоса). Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. В округ много цветов, они кивают вам своими готовками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок облако . Вот и наш детский сад Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. А теперь возьмите карточку и в ее клеточках нарисуйте то, что вы видели в своем путешествии. Подсчитайте, сколько клеточек вы зарисовали. Спасибо! На этом наше путешествие закончилось. А котенок-облачко останется жить с нами. Реквизит: небольшие поролоновые маты в рост ребенка, карточки, расчерченные на 8 клеточек, цветные карандаши, фломастеры, мягкая игрушка-котенок.

Слайд 26

«Игрушки» Сегодня мы поговорим об игрушках и играх. Я буду задавать вам вопросы. А вы будете отвечать "да" или " нет" Если ответ "да", то кладете перед собой красную фишку. Если ответ "нет"- синюю. Отвечать нужно быстро. Приготовились. - Любите ли вы играть? - Умеете ли вы играть? - Вы любите играть один? - Вы любите играть с друзьями? - Вы любите играть в куклы? - Вы любите играть в солдатиков? - Вы любите играть в мяч? - Вы любите играть в шашки? - Вы любите играть в прятки? - Вы станете играть с незнакомыми ребятами? Спасибо. А теперь посчитайте, сколько у вас ответов "да". Это красные фишки. Посчитайте, сколько ответов "нет". Это синие фишки. Каких ответов больше, "да" или "нет"? Если больше ответов "да", значит, вы любите играть и любите игрушки.

Слайд 27

«Затейник» Устраивайтесь поудобнее, кто где хочет. Я знаю, что вы все любите играть и умеете играть. Поэтому и дам вам очень простое задание. Каждый по очереди станет затейником. Затейник - это человек, который может быстро вспомнить и организовать веселую игру. Я даю вам время подумать (30 секунд). А теперь узнаем, кто будет начинать первый. Вытягивайте спичку. У кого самая короткая, тому и начинать. Дети по очереди организуют игры. - Спасибо. Мы наигрались . А теперь каждый скажет, какая игра ему больше всего понравилась. И мы сможем определить лучшего затейника. Спасибо. Наш веселый конкурс затейников завершен.

Слайд 28

«Волшебная палочка» - Вы хотите стать волшебниками? А с помощью чего волшебник делает? Ч удеса ? Правильно! С помощью заклинания и волшебной палочки. Какое мы знаем заклинание? ( крибле , крабле , бумс и т. п. ) А у меня есть волшебная палочка. Стоит мне произнести заклинание и прикоснуться палочкой к кому-либо и сказать, кем я хочу его видеть, как сразу произойдет чудо. Не верите? Попробуйте сами. Скажите заклинание, прикоснитесь ко мне палочкой и скажите, кем вы хотите меня увидеть. Может быть, рыбкой, цветком, красавицей или грибком. Придумали? Превращайте меня. (Ведущий движениями, пантомимой изображает названный предмет.) Получилось? А теперь я попробую превращать вас в разные предметы. С кого начать? Ведущий по очереди дотрагивается до детей палочкой, произносит заклинание и называет какой-либо предмет или образ. - А кто сам хочет стать волшебником? Дети по очереди выполняют роль ведущего. Касаются палочкой игроков и называют предмет или образ. Игроки пантомимой стараются изобразить предмет. - Спасибо. Все вы отличные волшебники! Умеете превращаться.

Слайд 29

Дети освоившие АТ и регулярно занимающиеся ею могут успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение. Что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний – т. е. заболеваний, источником которых является стресс. АТ дает позитивные результаты и во многих других областях. Он активизирует психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.

Слайд 30

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум. Регуляция эмоционального состояния

В статье  рассмотрены теоретические вопросы саморегуляции и практические упражнения которые просты и доступны в своём применении....

Рекомендации для воспитателей «Способы регуляции эмоциональных состояний взрослыми»

Рекомендации созданы специально для воспитателей, педагогов, чтобы предотвратить "синдром эмоционального выгорания на работе"....

Тренинг. Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Профилактика профессионального выгорания педагогов...

Семинар «Способы регуляции эмоционального состояния у детей»

Целенаправленное использование  способов и приемов регуляции эмоционального состояния у детей в учебном процессе оказывает существенное влияние на развитие их эмоциональной устойчивости. ...

семинар -практикум "Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях"

Семинар рассказывает о применении различных способов способов саморегуляции, сопровождается презентацией...

Методика выявления эмоционального состояния дошкольников "Домик настроения"

Выявление эмоционального состояния старших дошкольников в начале или конце мероприятия, занятия....