Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).
план-конспект урока по теме

 

Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывается автором тема любви в рассказе; почему он называется «Легкое дыхание»; воспитывать бережное отношение к такому чувству как любовь, к личности человека, к человеческой жизни. Работая в группах, обучающиеся учатся находить необходимый материал, анализировать, сопоставлять факты; они могут использовать на уроке личный опыт и делать практические выводы. Применяя методы активного обучения, педагог повышает мотивацию обучающихся к поиску необходимой информации, практическом применении полученных знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).

Цель: Показать обучающимся, как раскрывается автором тема любви в рассказе; почему он называется «Легкое дыхание».

Задачи:

  1. Через стилистические особенности рассказа при помощи ассоциативного метода анализа погрузиться в произведение, постичь особенности раскрытия заявленной темы.
  2. Развивать ассоциативное мышление, языковое чутье; совершенствовать аналитические способности обучающихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к такому чувству как любовь, к личности человека, к человеческой жизни.

Методические замечания к построению урока.

Урок спланирован в рамках кейс-метода и авторской методики Т. А. Прищепа «Перспектива».

Тип кейса: обучающий.

Вид кейса: эвристический.

Подготовительный этап. Знакомство с содержанием кейса, который включает в себя рассказ И. Бунина «Легкое дыхание», стихотворение А. Фета «Бабочка», комментарии автора, проблемный вопрос, вопросы и задания для осмысления.

Проблемный вопрос: «Почему произведение, рассказывающее об отдельных моментах жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской, называется «Легкое дыхание»?

Проблемные вопросы для групп:

  1. Выпишите из текста слова, словосочетания, которые определяют характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: «Что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?»
  2. Выявите в тексте эпизоды, в которых звучат мотивы жизни и смерти, чтобы ответить на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя проблема жизни и смерти?»
  3. Ответьте на вопросы: «Чем привлекает Оля классную даму?», «Почему она каждый праздник ходит на могилу?»
  4. «Как лирическое в тексте преобразует прозаическое (грубое и тяжелое), подготавливая появление финальных строк рассказа?» С этой целью  выпишите из текста слова, входящие в лексическое гнездо с корнем «дых».

Работа в группах.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции: новаторы, оптимисты, пессимисты, эксперты.

Новаторы – презентуют свой ответ на проблемный вопрос членам рабочей группы;

Оптимисты – выделяют все положительное, позитивное, что есть в ответе;

Пессимисты – выделяют все непродуманное, неточное, отрицательное в ответе;

Эксперты – обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение.

Результаты работы заносятся в таблицу.

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ход занятия.

Каждое малейшее движение воздуха

есть движение нашей собственной жизни…

И. А. Бунин

Все из века равно самому себе, пребывая в

круговороте…

М. Аврелий

Слово преподавателя.

Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти:любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым.

1 этап. Работа с эпиграфами.

-Прокомментируйте эпиграфы к уроку. Какие слова, с вашей точки зрения, в них являются ключевыми?

- Как вы считаете, что имел в виду Бунин? А Марк Аврелий?

-А теперь обратимся к словосочетанию, являющемуся названием рассказа. «Легкое дыхание». Запишите в тетрадь слова-ассоциации, слова-ощущения, возникающие в вашем сознании при произнесении этого словосочетания. (Ассоциации могут быть по цвету, запаху, звуку и т.п.)

Может появиться следующая запись: «Легкое дыхание – это чистота, легкость, свежесть, беззаботность, свобода и т.д.»

Обратимся к стихотворению любимого Буниным поэта А. А. Фета «Бабочка».

- Чем мила бабочка?

- Выпишите слова, подчеркивающие ее особенность.

- Символом чего для Фета, а за ним Бунина, является бабочка?

2 этап. Работа в группах по проблемным вопросам кейса в рамках авторской технологии Т. А. Прищепа «Перспектива».

Проблемный вопрос занятия:

ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, РАССКАЗЫВАЮЩЕЕ ОБ ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ ЖИЗНИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ГИМНАЗИСТКИ ОЛИ МЕЩЕРСКОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ»?

3 этап. Подведение итогов. Домашнее задание. А. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет» (по выбору).



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Комментарии И. А. Бунина к рассказу «Легкое дыхание».

Сам Бунин объяснял название так: «Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение». Из дневника героини мы узнаем о роковом дне, определившем ее судьбу. День начинался многообещающе: «было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Последние строчки записи: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» — обрывают так счастливо начавшийся день. После этого понятно, почему «последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Это уточнение, «как говорили в гимназии», касается внешнего впечатления, которое производила Оля на окружающих. Героиня как будто спешит жить, спешит быть счастливой, хочет казаться беззаботной. «Казалась» не значит «была» беззаботной и счастливой. В палачи себе Оля выбирает «некрасивого и плебейского вида, не имевшего ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала» сама, казачьего офицера. Она как будто мстит самой себе за тот летний день, когда красивый, изящный, пахнущий английским одеколоном моложавый друг отца сделал ее женщиной. Несмотря на свой «женский» опыт, Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание», которое «рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ ПО РАССКАЗУ  И. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ».

Творческая группа № 1.

  1. Выпишите из текста слова, словосочетания, которые определяют характер поведения Оли Мещерской, ее внутреннее состояние и отвечают на вопрос: «Что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фета?»

ЗАДАНИЕ ПО РАССКАЗУ  И. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ».

Творческая группа № 2.

  1. Выявите в тексте эпизоды, в которых звучат мотивы жизни и смерти, чтобы ответить на вопрос: «Как в тексте решается важная для писателя проблема жизни и смерти?»

ЗАДАНИЕ ПО РАССКАЗУ  И. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ».

Творческая группа № 3.

  1. Ответьте на вопросы: «Чем привлекает Оля классную даму?», «Почему она каждый праздник ходит на могилу?»

ЗАДАНИЕ ПО РАССКАЗУ  И. БУНИНА «ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ».

Творческая группа № 4.

  1. «Как лирическое в тексте преобразует прозаическое (грубое и тяжелое), подготавливая появление финальных строк рассказа?» С этой целью  выпишите из текста слова, входящие в лексическое гнездо с корнем «дых».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...

Доклад по теме: «Инновационный анализ творчества учителя и ученика»

Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся  творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит от подго...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Тема урока  «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...

"Романса легкое дыханье"

Презентация внесклассного мероприятия по разделу "Вокальная музыка" учебной дисциплины "Детскеая музыкальная литература"...

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»

План - конспект учебного занятия по теме «Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.»...

Материалы дистанционного электронного курса по литературе . Творчество И.Бунина

Цель материалов и заданий -   ознакомить обучающихся  с жизнью и творчеством И. А. Бунина; дать представление об особенностях мировосприятия И. А. Бун...