Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Михайличенко Екатерина Юрьевна

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_hud.lit_.docx344.98 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

Отчет

по проекту

                    «Поэзия для детей»

                                           по приобщению детей

                                   младшего дошкольного возраста

                                      к художественной литературе

                                                                                                                                       

                                                                                             

                                                                                                            Разработала:

                                                           Воспитатель: Михайличенко Е.Ю.

Тейково

2019г.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится

                                                    к гармонии русского слова, сердце преисполнится

                                       чувством изящного,  пусть поэзия действует

          на них так же, как и музыка».

В.Г.Белинский

Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее. Поэзия затрагивает самые потаённые уголки души.

    Поэзия  раскрывает перед детьми огромный мир и самые первые знания о человеке, животных, природе и Родине.

   С раннего детства необходимо закладывать любовь к художественному слову. Если не привить чувство прекрасного с ранних лет, то в последствии ,к сожалению, его  уже может быть поздно!

image.jpg

Актуальность проекта:

В условиях современной жизни можно наблюдать снижение читательского интереса у детей. Дети не видят все многообразие и красоту литературной речи. Не любят слушать и ,конечно же ,читать художественные произведения. Нет стремления выразить свое отношение к произведению, попытаться объяснить и выразить его смысл.

В результате, слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. Дети не имеют практически ни какого представления о книге и ее большом значении в жизни каждого человека.

Родители в большинстве не читают своим детям художественную литературу. Сейчас наблюдается тенденция замены книги мультфильмами и компьютерами. Вследствие этого, у детей отмечается речевое и мыслительное нарушение , все это отрицательно отражается на его формировании как личности. Поэтому очень важно прививать любовь у дошкольников к книге, которая даст знания и образец поведения.

     Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.

     Произведения, написанные в поэтической форме, легче для восприятия. Именно поэтому знакомство ребенка с художественной литературой начинается со стихотворений .

Поэзия на данный момент является важнейшим средством формирования у ребенка первичного образного представления о мире, овладения языковыми законами, воспитания у него эстетического вкуса.

Можно утверждать, что поэзия является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

     

Цели:

- Формирование у дошкольников ценностного отношения к книге через познавательную и творческую деятельность;

- Приобщение детей к миру культуры  и  воспитание художественного  вкуса через формирование  у детей интереса к поэзии, умения  выразительно читать стихи;

- Воспитание эстетического вкуса;

- Продолжать формировать бережное отношение к книгам.

Задачи:

- Воспитывать интерес к поэзии, развивать способность к целостному восприятию поэтических произведений, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- Формировать первоначальные представления об особенностях поэтического произведения, об её специфических особенностях, о композиции, о простейших элементах образности в языке;

- Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение поэтического произведения;

- Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность произведений; развивать поэтический слух.

Принципы реализации проекта:

- Глубокое изучение тематики проекта;

 

- Поддерживание детской инициативы при составлении совместного плана работы с детьми над проектом;

 

- Поддерживание любознательности и устойчивого интереса к проблеме, создание заинтересованности каждого ребенка тематикой проекта;

- Создавать игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

- Ввод детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт;

- Тактичное рассматривание всех предложенных детьми вариантов решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться;

- Соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом;

- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;

- Развитие творческого воображения и фантазии детей;

- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;

- Ненавязчивое вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа, развлечения и т.п.


Предполагаемый результат:

- У детей совершенствуются речевые навыки, умение проговаривать полные предложения;

- Дети обогатят и активизируют словарь;

- Научатся понимать идею стихотворения о том, кто совершил хороший поступок, а кто плохой.

- Появится интерес к стихам, желание их рассказывать с естественной интонацией, достаточно громко.

- Стихи научат детей навыкам культуры поведения: быть вежливыми, добрыми, дисциплинированными. 

- Привлечь родителей к жизни детского сада, активному знакомству детей с художественной литературой и поэзией.

Необходимые условия реализации проекта:

- Интерес детей и родителей;

- Наличие необходимой литературы;

- Методические разработки;

- Обязательное активное участие родителей.

    Условия реализации:


-  Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

-  Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая
их интересам, потребностям, желаниям;


-  Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей.

    Средства реализации:

- Непосредственно образовательную деятельность;

- Совместную деятельность педагогов и детей;

- Работу педагогов с родителями;

- Создание предметно-развивающей среды;

- Совместную свободную деятельность детей и родителей;

Этапы реализации проекта :

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап:

Подготови-тельный

- Определение темы проекта;

-Определение целей и задач проекта;

-Составление плана мероприятий по реализации проекта;

-Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

  - Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры;

-Подбор загадок, пословиц и стихотворений о книге;

-Подбор информации и литературы для составления картотеки «Поэзия для детей».

         1 неделя

2 этап:

Практичес-кий

Работа с детьми:

-Рассматривание иллюстраций к стихотворениям;

-Опрос детей по темам «Мое любимое стихотворение»» и «Мой любимый сказочный герой» (метод интервьюирование, дети 4-5 лет);

- Инсценировка стихотворения «Муха-Цокотуха»;

- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

- Дидактическая игра:  «Из какого стихотворения герой», «Собери и угадай», «Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и стихотворение расскажи», «Что из чего и как сделано», «Найди различия»;

        2-3 неделя

Совместное творчество:

-«Наш веселый стих» (сочинение стишков);

- Нетрадиционное рисование « Зайка »,  «Золотая рыбка».

Беседы с детьми: 

-«Берегите книгу»,

-«Зачем нужны книги»,

-«Где живут книги», 

-«Книги разные нужны, книги разные важны»;

Знакомство с творчеством поэтов:

   - К.Чуковский :

       -Чтение стихов;

       -Досуг по произведениям К.И. Чуковского;

- С.Я. Маршак:

       -Чтение стихов С.Я. Маршака;

       -Досуг «Круглый год с С.Я. Маршаком»;

- А.Барто :

       -Чтение стихов  А. Барто;

       -Игра-викторина по стихам А.Барто;

-А.С.Пушкин:

      -Чтение стихов А.С. Пушкина;

      -Игра-викторина по стихам А.С.Пушкина;

     Работа с родителями:

-Проведение анкетирования родителей на тему «Чтение художественной литературы»;

- Совместное составление картотеки «Поэзия для детей»;

-Изготовление закладки для книг;

-Консультация «Роль детской книги в воспитании дошкольника».

3 этап:

Заключи-тельный

-Проанализировать результаты;

-Оформить папку – копилку итогов проекта;

-Подведение итогов реализации проекта, отчет о реализации проекта;

-Поощрение наиболее активных участников проекта.

4 неделя

Продукты проектной деятельности:

-Выставка «Книжный калейдоскоп»;

-Ремонтная мастерская «Книжкина больница»;

- Презентация детьми своих любимых книжек;

-Презентация проекта.

Выводы:

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Задача каждого из нас – сохранить нашу культуру, нравственное достояние нации, наш язык. В этом первый и верный помощник наш – русская литература! Давайте же прививать нашим детям любовь к прекрасному русскому слову, любовь к великой русской литературе, любовь к своей стране, любовь к жизни.

 Хочется верить, что мои выпускники, когда вырастут, будут любить художественную литературу, с удовольствием читать поэтические произведения, у них будет сформирован художественный вкус и стремление к творчеству.

Я не останавливаюсь на достигнутом и  продолжаю искать новые формы  сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Считаю, что  все формы и методы  работы, которые я использую в своей работе с детьми и в сотрудничестве с  родителями, дают хороший результат.

Как показывают данные мониторинга, мои воспитанники  проявляют интерес к художественной литературе, к поэзии, легко и с удовольствием заучивают стихи, ярко, эмоционально и выразительно их читают, умеют преодолевать сценическое волнение, у них сформированы  нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения.

         Опыт работы с родителями показал, что в результате применения совместных  форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка, эти изменения позволяют мне говорить об эффективности используемых мною   форм в работе с родителями.

Список используемой литературы:

  1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва, «Мозаика-Синтез», 2014г.
  2. «Развитие речи детей 3-4 лет» (4-5, 5-6 лет) авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Москва, «Вентана-Граф», 2008г.
  3. «Теория и методика развития речи дошкольников» Н. А. Стародубова,   

     Издательство: ИЦ Академия, 2009г

  1. «Придумай слово» О.С. Ушакова, Москва, «Сфера», 2009г.
  2. «Игры-занятия со звучащим словом» А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова, Москва, «Сфера», 2012г.
  3. «Положи твоё сердце у чтения»  Методические рекомендации З.А. Гриценко, Москва, 2000г.
  4. «Первые книги ребёнка» Практические советы педагога З.А. Гриценко, Москва, «Школьная пресса», 2005г.
  5. «Ребёнок и книга» Пособие для воспитателей детского сада под редакцией В.И. Логиновой, Санкт-Петербург, 1996г.
  6. «Литература и фантазия» составитель Л.Е. Стрельцова, Москва, «Просвещение»,1992г.
  7. «Расскажи стихи руками» Т.Ю. Бардышева, Москва, «Карапуз», 2012г.
  8. «Пальчиковые игры» А.Е. Белая, В.И. Мирясова, Москва, «Астрель», 2003г.
  9. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» Е.А. Алябьева,Москва, «Сфера», 2012г.
  10. «От двух до пяти» К.И. Чуковский, Москва, «Лимбус Пресс», 2000г.
  11. «Большая поэзия для маленьких детей» Л.Бурмистрова, Москва, «Мозаика Синтез» 2011г.
  12. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш, Москва, «Сфера», 2008г.
  13.  «Маленький актёр» Т.С. Григорьева, Москва, «Сфера», 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок....

ПРОЕКТ «Ребёнок и книга» по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, через взаимодействие с детской библиотекой.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Огромная роль в приобщении дошкольников  к художественной литературе принадлежит дидактической игре....

Проект "Город читателей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе"

   Проект «Город читателей» направлен на осуществление задач литературного образования в семье. В рамках проекта предлагается расширить читательский опыт детей и литератур...