Приобщение детей младшего дошкольного возраста к миру детской литературы
консультация (младшая группа)

Варкентин Светлана Ивановна

Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень великоКниги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книгребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.

Книга – это и средство от реагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. 

Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно, поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуацииРебенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

Через книгу ребенок дошкольного возраста воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Покупая книжку для Вашего малыша, выбирайте книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете. Начинать чтение следует с простых стишков, потешек и коротких сказок. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки. Например, потешки: «Сорока-белобока»«Водичка-водичка»«Идет коза рогатая» и т. д.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках.

Самые первые сказки «Колобок»«Теремок»«Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.

По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. при выборе книг этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т. е. перевода). Многие известные детские книги изложены совсем не детским языком. Читать сказки нужно медленно, выразительно. Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка не надоест ребенку, а напротив, она становится более любимой и своей. Время от времени необходимо возвращаться к уже прочитанному – это доставляет ребенку особое удовольствие. А когда ребёнок уже научится читать сам, конечно следует обратить внимание на шрифт: он должен быть крупным, чтобы не испортить зрение. Самое главное правило: ни в коем случае не удерживать ребёнка против его воли. Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Ведь все дети разные, кто-то может слушать сказки целый час, а кто-то не больше 5 минут. Чтение книг должно приносить радость обоим – взрослому и ребенку. Чтение книг позволяет взрослому окунуться в мир детства, рождение ребёнка даёт эту удивительную возможность. Пусть это будет каждый раз путешествие в сказочную страну, где сбываются мечты, нет взрослых проблем, и всегда побеждает добро. Читать книги нужно регулярно. Чтение должно стать постоянной традицией, например, перед сном.

Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка.

Дети очень чувствительны к ритму. От чтения стихов дети получают особое удовольствие. Гениальные детские стихи А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского и конечно же сказки А. С. Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были созданы очень давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал. Обязательно при ребёнке взрослый должен читать сам. Ведь личный пример взрослого – лучший способ заинтересовать малыша.

Ребёнок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnik_i_kniga.docx22.75 КБ
Файл doshkolnik_i_kniga.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Варкентин Светлана Ивановна «Приобщение детей младшего дошкольного  возраста к миру детской литературы»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя  знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок должен прийти в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению велика.

Именно они во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления взрослых о детской литературе.

В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное  обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое.

Памятка для родителей

• Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.

• Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться  спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.

• Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника  на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в  день.

• Не бойтесь читать детям «толстые» книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется  узнать, что же произойдёт дальше с полюбившимися героями.

• Научите ребёнка беречь книги. Объясните и покажите на собственном примере,  какие правила нужно соблюдать:

- нельзя делать в книгах пометки, надписи, рисунки;

- следует пользоваться закладкой, а  не загибать листы;

- не следует читать во время еды;

- класть книгу можно только на чистый стол;

- книги нужно хранить в определённом месте;

- необходимо вовремя «лечить» «больные» книги.

• Обсудите с вашим ребёнком прочитанную книгу:

- объясните перед чтением или во время  чтения трудные слова;

- спросите, понравилось ли произведение и чем, что нового, интересного он узнал;

- попросите  рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения;

- спросите, какие слова и выражения запомнились;

- предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите вместе с ребёнком этот отрывок, следите, чтобы он изображал голосом персонажей произведения.

• Если у вас есть большое желание, можно   читать ребёнку с самого рождения. Новорождённый не понимает смысла прочитанного, но прекрасно различает интонацию, ритм и, кроме того, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.

• Примерно с года (а при желании и раньше) можно читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками  хорошо сопровождать характерными жестами.

Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Когда вы читаете, ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими злоупотреблять. Книги прежде всего предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать десяти-пятнадцати процентов, иначе книги могут показаться ребёнку скучными. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Ваша задача - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно: вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личное отношение вообще.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного  чтения. Взрослый читает более эмоционально,  создавая у ребёнка живое представление о написанном, и к тому же он объясняет малышу непонятные слова и эпизоды. А главное -  такое чтение очень сплачивает.



Предварительный просмотр:

Варкентин Светлана Ивановна «Приобщение детей младшего дошкольного  возраста к миру детской литературы»

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя  знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Для полноценного восприятия литературного произведения необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других жанров художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребёнок должен прийти в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. Основная задача воспитателя — привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению велика.

Именно они во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления взрослых о детской литературе.

В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное  обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое.

Памятка для родителей

• Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.

• Введите ритуал чтения перед сном. Дети не очень хотят ложиться  спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну.

• Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника  на прогулке или дома в плохую погоду. Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в  день.

• Не бойтесь читать детям «толстые» книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение с продолжением способствует развитию памяти и внимания, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется  узнать, что же произойдёт дальше с полюбившимися героями.

• Научите ребёнка беречь книги. Объясните и покажите на собственном примере,  какие правила нужно соблюдать:

- нельзя делать в книгах пометки, надписи, рисунки;

- следует пользоваться закладкой, а  не загибать листы;

- не следует читать во время еды;

- класть книгу можно только на чистый стол;

- книги нужно хранить в определённом месте;

- необходимо вовремя «лечить» «больные» книги.

• Обсудите с вашим ребёнком прочитанную книгу:

- объясните перед чтением или во время  чтения трудные слова;

- спросите, понравилось ли произведение и чем, что нового, интересного он узнал;

- попросите  рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения;

- спросите, какие слова и выражения запомнились;

- предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите вместе с ребёнком этот отрывок, следите, чтобы он изображал голосом персонажей произведения.

• Если у вас есть большое желание, можно   читать ребёнку с самого рождения. Новорождённый не понимает смысла прочитанного, но прекрасно различает интонацию, ритм и, кроме того, воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.

• Примерно с года (а при желании и раньше) можно читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками  хорошо сопровождать характерными жестами.

Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение - вещи разные. Когда вы читаете, ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими злоупотреблять. Книги прежде всего предназначены для чтения - это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года - возраст почемучек - оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать десяти-пятнадцати процентов, иначе книги могут показаться ребёнку скучными. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Ваша задача - постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно: вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личное отношение вообще.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного  чтения. Взрослый читает более эмоционально,  создавая у ребёнка живое представление о написанном, и к тому же он объясняет малышу непонятные слова и эпизоды. А главное -  такое чтение очень сплачивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к литературе

В  статье рассказывается о методах и приёмах, которые используются  в работе  с детьми по  приобщению к художественной литературе....

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами дидактических игр.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представления о прекрасном, учить чувствовать ...

Отчет по проекту «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе...

Проект «Поэзия для детей» по приобщению детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе

Приобщению детей  младшего дошкольного возраста  к художественной литературе...

Дидактическая игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Огромная роль в приобщении дошкольников  к художественной литературе принадлежит дидактической игре....

План по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя второй младшей группыЧулковой Ирины Валерьевны Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к морально-этическим нормам посредством чтения...