Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология в ДОУ для детей имеющих статус ОВЗ (мастер – класс для родителей)
методическая разработка (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

Сегодня хочу поделиться опытом своей работы по использованию на занятиях с дошкольниками замечательной здоровьесберегающей технологии – Кинезеологией. Возможно вам понравится данная технология и вы будете применять ее дома со своими детьми. Однако, задумывались ли вы - в чём же заключается суть Кинезеологии и почему многие психологи, логопеды, педагоги говорят о её значимости и положительной результативности

Чтобы разобраться в поставленных вопросах, я предлагаю вам на некоторое время стать исследователями и приглашаю принять участие в удивительном путешествии. А удивительное наше путешествие, потому что мы будем изучать возможности головного мозга ребёнка и сами определим какое же влияние на него оказывает технология Кинезеология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maste-klass_dlya_roditeley.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая  технология в ДОУ для детей имеющих статус ОВЗ

(мастер – класс для родителей)

Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу рассказать вам одну легенду. Жил Мудрец на свете, который знал все. Но один человек хотел  доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи Мудрец, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая? А сам думает: скажет живая, я ее умерщвлю, скажет мертвая выпущу. Как вы думаете, что ответил мудрец?.... Мудрец подумав ответил: Все в твоих руках » А в наших руках самое главное это наши дети. И от того какие ценности мы в них заложим зависит их будущее.

      Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

  

Сегодня хочу поделиться опытом своей работы по использованию на занятиях с дошкольниками замечательной здоровьесберегающей технологии – Кинезеологией. Возможно вам понравится данная технология и вы будете применять ее дома со своими детьми. Однако, задумывались ли вы - в чём же заключается суть Кинезеологии и почему многие психологи, логопеды, педагоги говорят о её значимости и положительной результативности

Чтобы разобраться в поставленных вопросах, я предлагаю вам на некоторое время стать исследователями и приглашаю принять участие в удивительном путешествии. А удивительное наше путешествие, потому что мы будем изучать возможности головного мозга ребёнка и сами определим какое же влияние на него оказывает технология Кинезеология.

Теория.

      Всем  нам известно, что мозг человека представляет собой  содружество функционально ассиметрических полушарий – левого и правого, каждое из которых не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.

Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого вы должны разложить слова по 3 на 3 группы, так чтобы в каждой группе было что-то общее.

Если вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа – утка, змея, верблюд

2-я группа – ползать, ходить, летать

3-я группа– шерсть, перья, чешуя

То у вас преобладает логическое мышление и доминирует левое полушарие.

Если вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа – змея, ползать, чешуя

2-я группа – утка, летать, перья

3-я группа – верблюд, ходить, шерсть

То у вас образное мышление и доминирует правое полушарие.

      Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев.

Перед вами схема головного мозга. Он у нас состоит из двух полушарий.   По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей.

Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

А теперь подумайте, что произойдёт, если пострадает та или иная часть головного мозга или нарушиться связь между полушариями?

(Ответы аудитории)

Совершенно верно: у детей наблюдается: снижение уровня психической активности, быстрая истощаемость, колебания внимания; они пассивны, не интересуются окружающим, снижен  объем двигательной и познавательной активности; дети часто отвлекаются; у них нарушена речь (плохо проговаривают слова, не могут сформировать свои мысли). И это лишь основные сбои в работе головного мозга. Если вовремя не обратить внимание на поведение и реакцию ребёнка, страшно представить последствия.

Для предотвращения вышеназванных нарушений и коррекции уже возникших сбоев в работе головного мозга применяется здоровьесберегающая технология -  Кинезеология. В переводе на русский язык «кинезиология» обозначает гимнастика мозга или наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. И, именно, эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга.

      Применение кинезиологии позволяет улучшить: речь, внимание, снижает утомляемость, развивает мелкую и крупную моторику, повышает познавательные и  интеллектуальные способности.

Кроме того, данная технология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга.

    Многие упражнения в рамках Кинезеологии направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роли нервной системы. Упражнения дают немедленный эффект.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

 Кинезиологическая гимнастика, которая проводятся утром, длительностью 5-15 мин.

 Кинезиологическая гимнастика проводится систематично, без пропусков.

 От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

 Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Методы и приемы:

 Растяжки – нормализуют гипертонус мышц опорно - двигательного аппарата.

 Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию

 Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

 Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

 Массаж – воздействует на биологически активные точки.

 Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Практическая часть

Уважаемые родители, бытует такое мнение «Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать». Я думаю мы можем с этим мнением согласиться и сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы, чтобы перейти к практической части нашего мастер – класса. Задание для каждой группы – это изучение предложенных вам кинезиологических упражнений.  Вы должны внимательно с этими упражнениями познакомиться, выполнить их и определить, какую коррекционную функцию они выполняют. На выполнение задания у вас есть 15 минут. После изучения упражнений вы нам их продемонстрируете, причём один из вас будет педагогом, объясняющим упражнение, а другой или другие – учениками (воспитанниками), выполняющими упражнения. Задание понятно.

(1 группа:

«Маршировка».  Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. Сначала просто шагать, а затем усложнить движения: шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. (координация, баланс, ловкость – правое полушарие)

«Дерево».  Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. (снятие напряжения, спокойствие, снятие зажимом – оба полушария головного мозга)

«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза ( координация, баланс, ловкость – правое полушарие)

«Облако дыхания». Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники. (улучшает кровоснабжение головного мозга, повышает активность, работоспособность - оба полушария головного мозга)

Упражнение «Пианино» - на закрепление ориентировки в пальцах правой и левой руки. Обе ладони с растопыренными пальцами лежат на столе. Педагог называет, каким пальцем «играть» (ладонь по прежнему прижата к столу , а названный палец отрываем от стола и опускаем на стол).Например: мизинец на левой руке, указательный на правой и т.д.. Усложнение упражнения, когда называются по два пальца, на левой и правой руке, которые нужно поднять и опустить после команды одновременно или сначала тот, а затем другой палец (тренируется слухоречевая память – левое полушарие)

«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком.  Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. (снятие зажимов, слухоречевая память, повышает активность, работоспособность - оба полушария головного мозга)

2 группа:

«Прыжки по команде ведущего». 4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка — перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза. (координация движения, улучшение кровообращения – правое полушарие)

«Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились. (снятие зажимов, слухоречевая память - оба полушария головного мозга)

 «Погладь, похлопай». Исходное положение: Встаньте друг против друга, правой рукой несильно хлопайте по плечу товарища, а левой гладьте по голове (Обратить внимание детей на то, что по голове сильно ударять нельзя координация, баланс, ловкость – правое полушарие).

«Волны шипят». Исходное положение: стоя на пятках, руки вниз. Вставая на носки, плавно поднять руки вперед-вверх (вдох); на выдох через рот со звуком «ш-ш-ш» плавно опустить руки, вернуться в исходное положение. Выполняется 3–4 раза.

Упражнение «Колечки». Упражнение заключается в смене позы пальцев рук. Все пальца попеременно сжимаются в кольцо, как бы здороваясь с большим пальцем: большой-указательный, большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец. Затем можно в обратном порядке от мизинца. Сначала упражнение выполняется одной ведущей рукой, затем другой, затем одновременно двумя руками. Усложнение упражнения – когда одна рука двигается от указательного пальца, а другая в обратном порядке – от мизинца.      (внимание слухоречевая память – левое полушарие)

Упражнение «Рисуем телом». Стоя, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч спина прямая; фраза «Рисуем левой рукой круг», рука согнута в локте и кистью руки в воздухе рисуем круг. Фраза « А теперь другой рукой рисуем квадрат», кистью правой руки в воздухе рисуем квадрат. Обе руки действуют одновременно. Фраза «Ногой рисуем треугольник», как правило, тут ногу выбирает сам ребенок, чаще всего это ведущая нога. Все движения происходят одновременно. (развитие памяти, внимания, координация – правое полушарие)

Итог мастер - класса

Сегодня вы побывали в увлекательном путешествии по изучению науки о развитии головного мозга через движение, здоровьесберегающей технологии – Кинезиологии.  Упражнения, которые включает в себя данная технология просты и не требует какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность; выполняют коррекционную работу в речевом развитии ребёнка имеющего статус ОВЗ; улучшают кровообращение и координацию движений.

Рефлексия.

Настало время вам дать оценку проведённому мастер – классу. Не будем отходить от нашей темы и проведём рефлексию посредством игры «Зарядка» ( технология Кинезиология). Попрошу вас всех встать в круг.

А теперь каждый из вас выполнит следующие движения:

  • если вам мастер – класс не понравился, то вы должны присесть на корточки – это очень низкая оценка;
  • если у вас сложилось безразличное отношение к мастеру – классу и вы даёте невысокую ему оценку, то вам необходимо присесть, немного согнув ноги в коленях;
  • если вы даёте удовлетворительную оценку и имеете спокойное отношение, вам достаточно просто стоять, вытянув руки по швам;
  • если у вас сложилось позитивное впечатление о мастера – классе и вы готовы дать ему хорошую оценку, я попрошу согнуть руки в локтях;
  • и если вы считаете, что мастер – класс полезен для вас и вы даёте ему высокую оценку, необходимо подняться на цыпочки, поднять руки вверх и похлопать в ладоши.

А теперь, по моей команде вы выразите своё отношение к мастер – классу ( По сигналу ведущего ( это может быть хлопок руками) участники выполняют движения)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста" - мастер - класс для родителей

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.Мелкая моторика - одна из сторон двига...

Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста «Веселая кинезиология». Мастер - класс для родителей и детей

Мастер - класс нацелен на знакомство родителей воспитанников с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. В ходе мероприятия родители старших дошкольников знакомятся с к...

«Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей и детей

Мастер-класс для родителей и детей «Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» был разработан с целью ,познакомить родителей и детей с методикой работы с глиной в дома...

Мастер-класс (для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи.

Мастер-класс (для родителей  детей, имеющих  тяжелые нарушения речи). Тема: Пособия своими руками для выработки правильной воздушной струи....

Мастер класс "Использование мастер-класса с родителями воспитанников как эффективной формы педагогической технологии"

Встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе, привлечь их к сотрудничеству («сотрудничество» - «со» и «труд», совместный труд)?Одним из путей реш...

Сюжетно-игровая гимнастика «Вместе с солнышком» для детей 4–5 лет (мастер-класс для родителей)

Мастер-класс направлен на формирование у родителей и детей  4-5 лет привычки к здоровому образу жизни....