"Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Варкентин Светлана Ивановна

"Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"

Игровая форма совместной деятельности ребенка и взрослого – средство решения для воспитательных задач. Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, всестороннее развитие детей осуществляется через игровую деятельность. Совместная игровая деятельность – одна из форм организации детской деятельности. И это не случайно: отношения между участниками образовательного процесса (педагогом и детьми) являются важной составляющей всей образовательной деятельности в ДОУ, так как способы взаимодействия усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития личности. В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста широко используются: дидактические игры и упражнения. Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, необходимо вызывать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами, например потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал. Предлагаются детям цветные палочки, весёлые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щётками: «Укрась поляну», «Наряди ёлочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т.д. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих ботинках». Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу необходимо проводить поэтапно: - на первом этапе научить детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы, помогут следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). На первых занятиях цвета предметов можно не называть. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использовать приём прикладывания вплотную одного предмета к другому. На втором этапе научить детей ориентироваться в четырёх контрастных цветах: красный, синий, жёлтый и зелёный. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, поможет приём «показ по образцу». Для заинтересованности детей можно использовать различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия. На этом этапе дети понимаю, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг. Для формирования представлений о форме предметов учим различать предметы с помощью операции сравнения. Например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произнося фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаем детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребёнку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления: - подбор одинаковых величин по образцу; - различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения; - закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий». В играх на определение величины используем самое большое количество предметов. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. Для развития тактильных ощущений используем такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек». Для реализации задач, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять, формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности, были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. В индивидуальной работе с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития предлагались игры-упражнения, которые решали определённые задания в игровой форме. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке послушать, какие звуки слышны вокруг, например игра «Кто услышит больше звуков?». С целью развития зрительных ощущений организуются наблюдения: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в ём песок, он очень тяжёлый». Используя окружающую обстановку, последовательно развиваются ощущения и восприятия детей. В совместной деятельности детьми применяются такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; обращаю внимание на тех детей, которые правильно выполняют задания; активизируется детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познаёт мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников. Таким образом, важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. С целью выявления знаний родителей вопросов сенсорного воспитания, можно провести анкетирование. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется в разнообразных формах работы. Например: размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек; анкетирование и опрос родителей; групповые и индивидуальные консультации; родительские собрания в нетрадиционной форме; семинары – практикумы; подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей; проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов; индивидуальные беседы. Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень. Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. В результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: - дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; - группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам; - соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.); - активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.); - отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); - малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_pedagogicheskie_tehnologii.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

"Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада"

Игровая форма совместной деятельности ребенка и взрослого – средство решения для воспитательных задач. Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, всестороннее развитие детей осуществляется через игровую деятельность. Совместная игровая деятельность – одна из форм организации детской деятельности. И это не случайно: отношения между участниками образовательного процесса (педагогом и детьми) являются важной составляющей всей образовательной деятельности в ДОУ, так как способы взаимодействия усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития личности. В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста широко используются: дидактические игры и упражнения. Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам. Прежде чем начать игру, необходимо вызывать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами, например потешки, загадки, дидактические игрушки, красочный демонстрационный и раздаточный материал. Предлагаются детям цветные палочки, весёлые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щётками: «Укрась поляну», «Наряди ёлочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Разноцветные вагончики» и т.д. «Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих ботинках». Для правильного формирования у детей представлений о цвете работу необходимо проводить поэтапно: - на первом этапе научить детей ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы, помогут следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки). На первых занятиях цвета предметов можно не называть. Для того чтобы малышам стали понятными такие выражения, как «такой же»- «не такой», использовать приём прикладывания вплотную одного предмета к другому. На втором этапе научить детей ориентироваться в четырёх контрастных цветах: красный, синий, жёлтый и зелёный. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, поможет приём «показ по образцу». Для заинтересованности детей можно использовать различные дидактические материалы, чередуя их в течение занятия. На этом этапе дети понимаю, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. Работа на третьем этапе – подбор игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4-6 цветов). Дети играют и выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Конечно, бывают ошибки. Малыши с удовольствием играют в предложенные дидактические игры, любят рассматривать иллюстрации книг. Для формирования представлений о форме предметов учим различать предметы с помощью операции сравнения. Например: побуждаю детей подыскивать сравнение: «На что похож мячик по форме?». Произнося фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагаем детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. Практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребёнку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления: - подбор одинаковых величин по образцу; - различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения; - закрепление названий за предметами разной величины «большой», «маленький», «короткий», «длинный», «узкий», «широкий». В играх на определение величины используем самое большое количество предметов. Это игрушки разных размеров: кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие куклы», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. Для развития тактильных ощущений используем такие игры как, «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Чудесный мешочек». Для реализации задач, таких как: формирование у детей перцептивных действий и умения самостоятельно их применять, формирование систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов и умения пользоваться ими в разнообразной деятельности, были использованы следующие формы организации сенсорного воспитания детей младшей группы: сенсорные занятия, дидактические игры, совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми. В индивидуальной работе с теми детьми, у которых низкий уровень сенсорного развития предлагались игры-упражнения, которые решали определённые задания в игровой форме. Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. На прогулке послушать, какие звуки слышны вокруг, например игра «Кто услышит больше звуков?». С целью развития зрительных ощущений организуются наблюдения: «Посмотрите на небо: везде ли оно одинакового цвета?» Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни: «Давай польем песок: он будет сырой, и мы из него будем лепить пирожки». «Не поднимай это ведро: в ём песок, он очень тяжёлый». Используя окружающую обстановку, последовательно развиваются ощущения и восприятия детей. В совместной деятельности детьми применяются такие методы как: показ, объяснение, образное сравнение; обращаю внимание на тех детей, которые правильно выполняют задания; активизируется детское творчество дополнительными заданиями, усложнением игровых действий. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познаёт мир. Знания, полученные во время игры, помогают детям в жизни. Игры включаются во все компоненты образовательной деятельности: непосредственно образовательную деятельность, образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность дошкольников. Таким образом, важнейшими условиями успешного сенсорного развития является общее психофизическое благополучие ребёнка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. С целью выявления знаний родителей вопросов сенсорного воспитания, можно провести анкетирование. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности в вопросах сенсорного воспитания осуществляется в разнообразных формах работы. Например: размещение информации в уголках для родителей, оформление папок – раскладушек; анкетирование и опрос родителей; групповые и индивидуальные консультации; родительские собрания в нетрадиционной форме; семинары – практикумы; подготовка методических рекомендаций и буклетов для родителей; проведение «дней открытых дверей» с показом разнообразных занятий, режимных моментов; индивидуальные беседы. Только единые педагогические воздействия воспитателей и родителей на маленьких детей способствуют успешной подготовке к переходу их на следующую возрастную ступень. Итак, развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. В результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия: - дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; - группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам; - соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.); - активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.); - отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды); - малыши с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность. Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в образовательном процессе детского сада

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

«Здоровьесберегающие педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками»

«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной по...

Представление опыта работы на тему: «Роль методической работы по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно- образовательный процесс ДОО»

Представлен опыт работы методиста по внедрению современных педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОО...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MIMIO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

О Т Ч Ё Т об использовании педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе воспитателя МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка»

Педагогическая технология - это построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результ...

Выступление из опыта работы ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМНОЙ ГРУППЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДО

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира, он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей ...

Игровые педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Игровая форма совместной деятельности ребенка и взрослого – средство решения для воспитательных задач. Игра является основной формой и содержанием организации жизни детей. Игра – самая люб...