Самостоятельная деятельность учащихся

Александр Владимирович Максимов
Развитие глобальных информационных сетей, постоянное расширение спектра средств передачи информации, увеличение информационных потоков требуют от учащихся умения самостоятельно получать, перерабатывать, оценивать и применять информацию в учебной и внеучебной деятельности, что обогащает субъектный опыт ученика, расширяет возможности самообразования (саморазвития), уменьшает роль школы (и учебника в рамках учебного предмета) как доминирующих источников учебных знаний и смещает акцент в деятельности учителя с передачи знаний на организацию познавательной деятельности ученика в ее многообразных проявлениях.
Обучение не должно ориентироваться на передачу готовых образцов и организацию их усвоения. Процесс обучения должен отвечать психологическим особенностям подросткового возраста, благоприятствуя познавательной деятельности школьника. Важной задачей является развитие у ребенка способностей к осознанию собственных действий как практических, так и мыслительных. В современной школе важно не просто давать знания, а научить приобретать знания самому, анализировать и применять их в практической деятельности. Возникает проблема создания условий для развития у ребенка навыков самоорганизации, самоконтроля и саморегуляции, способствовать формированию личностно значимых знаний. Требуется найти средства организации самостоятельной деятельности.
Мною были разработаны материалы, предусматривающие возможность организации самостоятельной деятельности, которые не сводятся только к заданиям типа "вычислить", "указать правильный ответ", а с целью получения учащимися теоретических выводов. Такая организация работы должна обеспечить мотивацию к самостоятельной деятельности, а, следовательно, повысить успеваемость, а также интерес к результатам своей деятельности.