Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка - "составление рассказа "ЗИМА" по опорным словам и картинкам"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия
в разновозрастной группе для детей с ОНР
«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам"
Программное содержание:
- Учить составлять описательный рассказ по картине с использованием опорных слов и картинок. Учить подбирать определения и действия к существительным именительного падежа и согласовывать прилагательные и глаголы с существительными именительного падежа (коммуникация).
- Расширять представление о зиме. Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих признаки и действия по теме «Зима» (коммуникация).
- Развивать моторику кистей рук (мячетерапия, рисование), общую моторику (телесно-ориентировочная техника) и точность движений, слуховое внимание, творческое воображение (художественное творчество, физическая культура).
- Развивать навык длительного, плавного выдоха (здоровье).
- Воспитывать внимание, усидчивость; радость от наступившего времени года (социализация) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-sostavlenie_rasskaza_zima_dlya_detey_s_onr.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе с ОНР
«Составление рассказа «ЗИМА» по опорным словам и картинкам"
Программное содержание:
- Учить составлять описательный рассказ по картине с использованием опорных слов и картинок. Учить подбирать определения и действия к существительным именительного падежа и согласовывать прилагательные и глаголы с существительными именительного падежа (коммуникация).
- Расширять представление о зиме. Обогащать словарный запас за счет слов, обозначающих признаки и действия по теме «Зима» (коммуникация).
- Развивать моторику кистей рук (мячетерапия, рисование), общую моторику (телесно-ориентировочная техника) и точность движений, слуховое внимание, творческое воображение (художественное творчество, физическая культура).
- Развивать навык длительного, плавного выдоха (здоровье).
- Воспитывать внимание, усидчивость; радость от наступившего времени года (социализация) .
Оборудование:
Магнитофон; аудиозапись со скрипом снега; белый резиновый мяч; зайчиха (большая мягкая игрушка); фланелеграф (большой для логопеда, маленький для детей); картинки с изображением зимующих птиц, заснеженных деревьев, сугробов, снежных облаков; указка; листы бумаги и голубые карандаши на каждого ребенка; вырезанные снежинки; мелко нарезанная мишура; нарисованные следы зайчихи; «фотографии» зайчат.
План занятия:
- Организационный момент. Беседа о зиме. Прослушивание звуков зимы в аудиозаписи. Приход зайчихи.
- Игра «Подбери признаки» с использованием мячетерапии.
- Путешествие в «лесную школу». Составление рассказа по картине с использованием опорных картинок.
- Физминутка с использованием телесно-ориентировочной техники.
- Рисование снежинок карандашами на листе бумаги.
- Упражнение на дыхание «Сдуй снежинку».
- Игра «Найди дорогу домой» (по «следам» зайчихи).
- Подведение итога занятия. Сюрпризный момент.
Ход занятия.
- - Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Почему вы так думаете? (стало холодно, на улице лежит снег, мы надели шубы, шапки, валенки…)
- Вот мы сегодня и поговорим о зиме. Послушайте звуки зимы.
(звучит аудио-запись)
Вот повеял ветерок,
Холодом пахнуло,
Словно бабушка-зима
Рукавом махнула.
Полетели с высоты
Белые пушинки.
На деревья и кусты
Сыплются снежинки.
Снег скрипит, трещит мороз
Ледяною стужей.
Может путник к нам идет
Ну-ка друг послушай…
-Вы слышали скрип снега?
Может к нам, и правда, кто-то пришел?
(открывается дверь, а за ней сидит зайчиха)
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это же зайчиха.
Она просит пустить ее погреться: она пока бежала из соседнего леса, заморозила себе лапки .
- Пустим ее?
(логопед):
- Проходи, погрейся. Да нас с ребятами послушай. (игрушку садят с детьми за стол)
2. -Пока наша гостья греется, расскажите мне о зиме. Какая она? И в этом мне поможет снежный шарик. Приготовьте руки. Я его буду вам катить, а вы передавайте его друг другу.
ЗИМА (какая?) – холодная, суровая, морозная, длинная, вьюжная.
СНЕГ (какой?) – белый, пушистый, серебристый, мягкий, сверкающий.
ОБЛАКА (какие?) – легкие, снежные
ВЕТЕР (какой?) – сильный, пронизывающий
ДЕРЕВЬЯ (какие?)- голые, заснеженные
ПТИЦЫ (какие?)- замершие, голодные
3. Педагог от имени Зайчихи: - Вот я и согрелась. Как у вас тут интересно.
А мои зайчата тоже ходят в школу, лесную.
И у них сейчас идет зимний урок. Хотите посмотреть?
Тогда мы отправляемся в путь, в лесную школу.
(дети встают из-за столов и вслед за логопедом подходят к стульям, накрытым простынями («снежным сугробам»), игрушки зайчат находятся на шкафах на заднем плане)
- А вот и лесная школа.
Мы мешать не будем, сядем тихонько на сугробы и послушаем учителя-зайчиху.
(логопед рассказывает от имени Зайчихи)
По мере составления рассказа, логопед выставляет картинки на фланелеграф.
В рассказе используются существительные Именительного падежа, прилагательные, глаголы.
- Дети, послушайте рассказ:
Наступила холодная, суровая зима.
По небу плывут снежные облака.
Выпал белый, пушистый снег.
Деревья стоят в серебре.
Замершие птицы сидят на деревьях.
Ищут корм голодные птицы.
- Уважаемая зайчиха, можно и наши дети поучатся.
Они придумают свой рассказ и в этом помогут «чудесные» картинки.
Посмотрите на них внимательно. Назовите их.
(дети по одному подходят к фланелеграфу, выставляют свои картинки и составляют предложение).
После того как все дети выложили свои картинки, вызывается один ребенок и составляет обобщающий рассказ.
- Сказочный у нас получился рассказ, зайчатам тоже понравился.
Давайте ему придумаем название.
4.- Засиделись мы с вами. Я приглашаю вас на прогулку в лес.
«Сделал дело – гуляй смело» (рисунки животных находятся на разной высоте и в разных местах комнаты, чтобы дети их зрительно отыскали). Дети вместе с педагогом выполняют движения в соответствие с текстом.
Что увидим мы в лесу?
Может, рыжую лесу.
Где лиса - да вот она,
Следы хвостиком смела.
Среди веток на дубу
Сидит филин на суку.
Крылья грозно расправляет,
Только нас не напугает.
Мы как зайцы скок-поскок,
Закопаемся в сугроб.
5.- Порадовали нас звери лесные прятками. Давайте им в подарок и лесу нарисуем снежинки (дети рисуют снежинки голубыми карандашами на листках бумаги, расположенных на полу).
6.- Посмотрите, сколько снежинок. Они повсюду; на деревьях, на земле и даже на
ваших ладошках. Давайте их сдуем (детям на ладошку кладутся нарезанные мишура;
на стола, на полу лежат вырезанные снежинка).
7.- Посмотрите ребята, пока мы с вами рисовали снежинки, наша зайчиха ускакала.
Что же нам делать?
Ребята, а вот чьи-то следы. Чьи они? (зайчихи)
Мы будем точно наступать на ее следы, чтобы отыскать ее.
(дети по следам приходят к столам, где сидит зайчиха)
8.- А вот и наша зайчиха. Она уже давно ждет нас, чтобы сказать, что ей очень понравилось с вами путешествовать.
А вам понравилось путешествовать?
Что особенно вам запомнилось?
Какие чудеса еще с вами приключились?
Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
С кем бы вы хотели познакомиться?
- Зайчиха вас благодарит за интересное занятие и дарит портреты своих зайчат, чтобы вы их потом могли раскрасить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Город профессий» (старшая группа)
Данное занятие для детей старшей группы расширяет представления о профессиях людей в контексте общей темы "Все профессии важны, все профессии нужны". Учит образовывать сложные слова. Развивает речевую...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Конспект по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме «Перелетные птицы»
Открытое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме "Перелетные птицы"....
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....
Конспект занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи» (подготовительная к школе группа))
Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширение представлений детей о зимующих птицах.Задачи:Коррекционно-образователеные:1.Уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы&raq...