Проект "Биоэнергопластика - альтернатива артикуляционной гимнастики"
проект по логопедии
Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в использовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Год от года фиксируется количество детей увеличивается в сторону речевой патологии. Поэтому одной из преоритетных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мною используется метод – биоэнергопластики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.proekt_-_bioenergoplastika.doc | 736 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА РАЙЧИХИНСКА
ПРОЕКТ
Биоэнергопластика -альтернатива артикуляционной гимнастики
Образовательные области: - Речевое;
Художественно-эстетическое развитие
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: - долгосрочный (октябрь – май 2022-23 г.)
Начало проекта: 5 октября 2022 г.
Окончание проекта: 31 мая 2023 г.
Подпись руководителя учреждения:
М.П. С.А. Серёжникова
Автор и руководитель проекта:
Рожкова О.В., учитель-логопед высшей кв. категории
г. Райчихинск 2022г.
Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в использовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Год от года фиксируется количество детей увеличивается в сторону речевой патологии. Поэтому одной из преоритетных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мною используется метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода будет способствовать ускорению исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой повышает интерес детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Цель - развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук с применением метода биоэнергопластики.
Задачи:
1) Создать условия для проведения коррекционных занятий по звукопроизношению;
2) Адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями;
3) Привлечь педагогов и родителей группы к работе по применению данного метода;
4) Проанализировать результативность работы.
Участники: дети группы с ТНР и их родители, педагоги группы.
Основные направления реализации проекта:
- индивидуальные занятия с детьми по звукопроизношению;
- обучить педагогов группы методу биоэнергопластики;
- вовлечь родителей группы в образовательный процесс через посещение обучающих семинаров, мастер-классови т.д.
Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).
План проекта:
1 этап – Диагностический.
Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
2 этап – Подготовительный. Главная задача - установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.
Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
3 этап – Основной. Индивидуальные занятия с биоэнергопластикой сначала проводятся с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, и использование обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.
В зависимости от имеющихся речевых нарушений с ребенком будет проводиться определенный комплекс артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой так как артикуляторно трудные звуки усваиваются по принципу «От простого к сложному».
Комплексы артикуляционных упражнений по этапам:
- Базовый комплекс (сформирует интерес к артикуляционному аппарату, научит принимать не сложные артикуляционные уклады для уточнения простых гласных и согласных звуков).
- Свистящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц).
- Шипящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – Ш, Ж, Ч, Щ).
Свистящий комплекс (подборка упражнений для уточнения и/или постановки свистящих звуков – Л, ЛЬ, Р, РЬ).
4 этап – Итоговый. Оформить ширму-раскладку и буклеты для родителей с практическим материалом. Создать картотеку упражнений, выполнить презентации с подбором артикуляционных упражнений для всех групп звуков. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики и звукопроизношения детей.
Этапы работы:
1. Подготовительный этап: (с 05.10.022 - 30.10.22г.)
2. Практический этап: (с 01.11.22 – 31.05.223.)
3. Подведение результатов: (с 01.05.23 – 17.05.23г.)
Ожидаемый результат:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
В результате проделанной работы педагоги и родители группы активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях; будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Все выше сказанное приведет к повышению педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Работа с родителями
Месяц | Запланированные мероприятия |
Сентябрь - октябрь | Анкетирование родителей на тему: «Что мы знаем о речевом становлении своих детей». Оформить информационную ширму-раскладку на тему: «Что такое – Биоэнергопластика. Особенности ее выполнения». |
Ноябрь | Буклет с практическим материалом буклет с практическим материалом на тему: «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата». |
Декабрь - февраль | Дни открытых дверей – проведение мастер-классов, обучающих семинаров по проведению биоэнергопластики в домашних условиях. |
Март - май | Показ видео-роликов выполнения комплексов детьми на итоговом родительском собрании. Подведение результатов, перспективы на будущее. |
Таблица № 1
Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата:
| |
1. «Окошко» - широко раскрыть рот и подержать его открытым несколько секунд. Затем закрыть. | Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки. |
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами. | Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук). |
3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты. | Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот). |
4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней; губы в улыбке. | Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя. Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот). |
| |
1."Улыбка" - "Трубочка". | Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". |
2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием их зубами. | Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется. |
3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. | Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы. Ладонь вниз – двигаются только пальцы. |
| |
1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед. | Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед. |
2. "Часики"- движения языком вправо-влево. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево. |
3. "Качели" - движения языком вверх-вниз. | Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх. |
4. «Чистим зубки» -круговые движения языком под губой в одну и другую стороны. | Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. |
5. "Лошадки" - щелканье языком. | Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев. |
6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. | Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу. |
7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед. | Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак. |
8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух. | Скрестить указательный и средний палец руки. |
9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. | Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки. |
10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе. | Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть. |
11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. | Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. |
12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ. | Постукивание подушечками пальцев по столу. |
Методические источники:
- Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш., Учим ребенка говорить: здоровьесберегающие технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2009
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
- Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
- Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт, 2005.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
- Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО Центрполиграф,2005.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.
Использованные сайты:
1. http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.
2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/netradicionnye_metody_v_logopedii_-_bioenergoplastika.pptx Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.
3. http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem-bioenergoplastiki.html Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.
4. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html Использование нетрадиционных методов активизации органов артикуляции в логопедической практике.
5. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.
Авторские стихи для биоэнергопластики:
Ротик шире раскрываем
И окошко получаем.
Язычок лежит послушно,
Открываем ротик дружно. (упражнение «Окошко»)
На губу положим мы,
Блинчики румяные!
Испекли их нам в печи
Ручки золоченые. (упражнение «Блины-Лопатка»)
Мы лопатку положили
На губу, ребятки.
Язычок широкий, гладкий,
Удержать нам надо. (упражнение «Лопатка»)
К ушкам мы потянем губки
Будто квакает лягушка!
По сильнее растяни,
Зубки крепче ты сожми. (упражнение «Улыбка»)
Губки шире растяни
И заборчик покажи. (упражнение «Заборчик»)
Язычок потянем тонкий,
Получается иголка.
Ты сильнее потяни,
Да смотри, не уколи. (упражнение «Иголочка»)
На трубе сейчас играем
И детишек забавляем.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Ребятишек посмешу. (упражнение «Труба»)
Дремлет у окошка кошка
Улеглась и спит немножко.
Кошка спинку выгибает,
Видит мышку, догоняет. (упражнения «Киска сердится»)
Спинка язычка сейчас
Будет горочкой у нас.
Выше горку поднимаем,
Мчимся вниз и улетаем. (упражнение «Горка»)
Рассердился наш индюк,
Разогнал он всех вокруг.
- Бл-бл-бл, сказал индюк,
Не найти теперь подруг. (упражнение «Индюк»)
Наш веселый язычок
Будто маленький сверчок.
Вправо-влево, вправо-влево,
Словно маятник часов. (упражнение «Часики»)
Хомячок пришел к нам в гости
И орехов принес нам с горстью.
Вправо-влево посмотри,
Да смотри не урони. (упражнение «Орешки»)
Мы почистим наши зубки
И снаружи, и внутри,
Будем чистить их упорно,
Не болели чтоб они. (упражнение «Почистить зубы»)
Мы качели увидали,
Дружно мы на них взлетали.
Делай взмах – летим всё выше,
А потом всё ниже, ниже. (упражнение «Качели»)
Скачем дружно на лошадке,
Поскакать нам так приятно.
Язычок нам ритм даем,
громко цокает дружок. (упражнение «Лошадка»)
За грибами в лес пойдем
Там грибов себе найдем.
Белый гриб, лисичка, рыжик,
Соберем себе в лукошко. (упражнение «Грибок»)
Язычок ровней держи,
Как подпорочка внутри. (упражнение «Грибок»)
Язычок широкий положи
И края его приподними.
Чашку удержать нам нужно,
Чтобы чай попить всем дружно. (упражнение «Чашечка»)
Я сегодня ел
Вкусное варенье.
А теперь оближем
Губу одним движеньем. (упражнение «Вкусное варенье»)
Маляры пришли к нам в гости
И покрасили немножко.
Потолок еще пройдите,
Ничего не упустите. (упражнение «Маляр»)
На березке я сижу,
Червячка достать хочу.
Клювом бью: -Д-д, д-д.
Все равно его найду! (упражнение «Дятел»)
В барабан мы громко бьём.
Ритмом скорость задаём. (упражнение «Барабан»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...