Проект - «Путешествие в страну красивой речи!»
проект по логопедии
Участники проекта: учитель-логопед, педагогии группы, дети группы с ТНР, их родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год), групповой.
Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Проект рассчитан на детей от 4 - 5 лет, посещающих группу с ОНР в дошкольном учреждении. Он позволяет снять напряженность и обеспечить доступность квалифицированной логопедической помощи в сенситивный период развития и формирования речи дошкольников в условиях речевой группы для детей с ОНР в ДОУ.
Цель проекта - оказание коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями и повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.proekt_-_puteshestvie_v_stranu_krasivoy_rechi.docx | 227.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА РАЙЧИХИНСКА
ПРОЕКТ
«Путешествие в страну красивой речи!»
Вид проекта: практико - ориентировочный.
Участники проекта: учитель-логопед, педагоги группы, дети разновозрастной группы с ФФНР, их родители.
Продолжительность проекта: - долгосрочный (октябрь – май 2022-23 г.)
Начало проекта: 5 октября 2022 г.
Окончание проекта: 31 мая 2023 г.
Подпись руководителя учреждения:
М.П. С.А. Серёжникова
Автор и руководитель проекта:
Рожкова О.В., учитель-логопед высшей кв. категории
г. Райчихинск 2022г.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Иван Сергеевич Тургенев
Актуальность проекта.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.
Одним из основных направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей воспитанников активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Нормативно-правовая основа проекта:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
- Конвенция о правах ребенка. 1991г.;
- Концепция дошкольного воспитания от 16.06.1989 г.;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13;
- Устав образовательного учреждения;
- Образовательная программа ДОУ.
Содержание коррекционно-логопедической работы выстроено на основе нормативных документов, «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Нищевой Н.В.
Для дополнения и достижения наилучшего результата в коррекционной работе и разнообразия программно-методического оснащения применяются следующие парциальные программы и пособия:
- «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (I-III периоды). В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
- «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». О.А. Козырева, Н.Б. Дубенко.
- «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». Е.В. Кузнецова.
- «Волшебный мир звуков и слов». Е.А. Пожиленко.
- «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова.
Проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи старшим дошкольникам и их родителям (законным представителям), на повышение их компетентности в вопросах речевого развития. Дети зачисляются в группу по направлению городской ПМПК и детского врача-психиатра.
Новизна проекта состоит в осуществлении особого подхода к обследованию, коррекции и развитию речи ребенка. Подбора инновационных форм работы с семьями воспитанников.
Цель проекта - оказание коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями и повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.
Задачи проекта:
- Разработать систему коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- Создать условия для мотивации дошкольников, интереса к логопедическим занятиям;
- Приобщить к процессу активного познания для дальнейшего успешного развития речевых и творческих способностей;
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
Для достижения наилучшего результата в создании системы коррекционно-развивающего логопедического воздействия используются следующие принципы:
- Принцип коррекционной направленности. На всех этапах работы происходит коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, «педагогической или социальной запущенности».
- Принцип последовательности, систематичности. Расположение материала построено на его усложнении.
- Принцип комплексного подхода. Направлен на решение задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетической, лексической, грамматической, и на их основе – развитие связной речи.
- Тематический принцип. Занятия и упражнения начинают, продолжают и развивают одну тему.
- Принцип системности. Весь материал систематизирован по зонам, в каждой зоне отведено определенное место удобное для использования, составлен паспорт логопедического кабинета.
- Принцип взаимосвязи логопеда с медиками и воспитателями групп. Патронаж группы осуществляет врач-психиатр. Взаимосвязь логопеда с воспитателями группы выражается в коррекционно-компенсаторной направленности педагогического процесса, единстве целей и задач коррекционной работы, единстве лексических тем.
- Принцип здоровьесбережения. На всех этапах и во всех формах работы учитывается состояние здоровья ребенка и используются здоровьесберегающие технологии; в кабинете проведена пожарная сигнализация.
- Принцип природосообразности. Осуществляется учет возрастных особенностей детей: высота мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
- Принцип эстетичности. Мебель, наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
Участники проекта: учитель-логопед, педагог группы, дети разновозрастной группы с ФФНР, их родители.
Основными формами организации проекта являются индивидуальная и подгрупповая непосредственно организованная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии. НОД составляет 20-25 минут одно занятие ежедневно, рассчитано на годичный срок обучения.
Риск проекта: (частые пропуски детей без причины, болезни, карантин).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).
Для работы на первом этапе необходимо установить доверительные отношений с ребенком и родителями. Создать положительный эмоциональный настрой и простимулировать интерес к занятиям. С этой целью проводится анкетирование родителей (Приложение № 1). Оно позволяет выяснить понимание имеющегося речевого нарушения у ребенка, особенности протекания беременности мамы, сведения о родителях и данные, о ходе раннего развития ребенка.
Диагностическое обследование всех компонентов языковой системы, само логопедическое обследование, проводится по речевой карте, составленной для детей старшего дошкольного возраста на основе методики обследования устной речи дошкольников - пособие под редакцией Н.В. Нищевой «Речевая карта ребенка 4-6 лет с ФФНР» (Приложение № 2). Данное обследование помогает заполнить индивидуальные речевые карты на каждого воспитанника и отследить динамику речевого развития.
В речевых картах проставляется дата поступления в группу, исследуется сенсомоторный уровень, отмечается состояние импрессивной и экспрессивной речи, изучается состояние связной речи. Результаты логопедического обследования позволяют выстроить определённый прогноз, разделить детей на подгруппы в зависимости от возраста, структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
На основе полученных данных составляется:
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению (Приложение № 3);
- Перспективный план тематических занятий в речевой группе с детьми с ОНР на год (Приложение № 4);
- Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда на год (Приложение № 5);
Таким образом, подготовительный этап подразумевает установление единых требований логопеда, педагогов группы и родителей к коррекционному процессу и нахождение контакта между двумя сторонами образовательного процесса.
2 этап – основной (практический). Данный этап состоит из трех направлений.
1 направление - Работа с воспитанниками.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Это дети, которым ставится – ринолалия, дизартрия, дислалия акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Дети с ФФНР имеют нормальный слухом и сохранный интеллект, но нарушена произносительная сторона речи и фонематический слух. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» отличают от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Коррекционно – логопедическая работа строится с учётом образовательных потребностей детей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются, прежде всего, в результате комплексного обследования. Это позволяет систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
Для закрепления полученных знаний и навыков ведутся индивидуальные логопедические тетради, в которых родителям предлагаются задания на выходные:
- для наработки артикуляционной подвижности - артикуляционные упражнения,
- по автоматизации и дифференциации поставленного звука,
- для тренировки мелкой моторики через штриховку, обведение по контуру, соединение точек.
- упражнения на развитие памяти, воображения, мышления.
В логопедической работе с детьми с ОНР широко использую следующие методы и приемы:
- игры и упражнения для развития психических процессов;
- развитие мелкой моторики (штриховка, шнуровка, пальчиковая гимнастика, игры с природным материалом: песок, крупы; Су-Джок);
- элементы фольклора;
- словотворчество, скороговорки, чистоговорки;
- терапии: сказкотерапия (использование сказочных персонажей и обыгрывание понравившихся отрывков произведений); мячетерапия.
- здоровьесберегающие принципы:
- приемы психогимнастики (релаксационные минутки, погружение в образ, воображаемые путешествия, поездки, приключения),
- логопедическая разминка,
- дыхательные упражнения,
- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры, кинезиологические упражнения),
- телесно-ориентировочные и танцевально-двигательные упражнения.
2 направление - Работа с родителями.
Основной целью взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы с семьей является создание единого пространства: «Родители — дети — педагоги». Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- создание условия для участия родителей в жизни ребенка в группе и в ДОУ в целом;
- установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
- непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей воспитанников.
Для решения этих задач используются следующие формы работы с родителями:
- Проведение дней открытых дверей. Помогает привлечь родителей к коррекционному педагогическому процессу. На открытых занятиях и мероприятиях они могут познакомиться с задачами, правилами и традициями ДОУ.
- Организация круглых столов, мастер-классов. Способствует формированию взаимодоверия, тесного взаимодействия родителей и педагогов в жизни группы и ДОУ целом. Темы могут быть самые разные, например «Особенности речевого развития дошкольников», «Речевые игры по дороге домой», «Что такое - Биоэнергопластика?», «Игровые приемы при автоматизации звуков», «5 языков любви!».
- Информационные стенгазеты. Позволяют с помощью фотосъемки представить интересные моменты жизнедеятельности ребенка в детском саду.
- Привлечение к участию в детских исследовательских проектах. Они проводятся в течение учебного года в рамках различной образовательной деятельности. Участие детей в проектах позволяет не только открывать что-то новое совместно с педагогами ДОУ, но и закреплять свои знания благодаря исследованиям и экспериментированию вместе с родителями вне детского сада. Например, при выполнении поручения полить цветы, дети обращают внимание на форму и размер листьев, цвет, наличие волосяного покрытия, а вечером с родителями узнают, что есть цветы кондиционеры, некоторые цветы используются в кулинарии, они помогают украсить любой праздник или торжество. На следующий день происходит обмен мнениями и знаниями, и усвоение правила – комнатные цветы нужны, особенно в холодный период времени.
- Беседы-консультации на стенде «Логопед советует», ширмы-раскладки и индивидуальный подбор материала по возникающим вопросам.
Таким образом, составляется план работы с родителями на учебный год (Приложение № 6).
3 направление - Работа с воспитателями группы.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОНР во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей группы. Именно поэтому в группе существует единое планирование по лексическим темам с опорой на возраст и речевые возможности детей.
Успешное преодоление нарушений звукопроизношения возможно при правильно организованной предметно-развивающей среде и при тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, единстве требований, предъявляемых к воспитанникам. Поэтому задача формирования правильного звукопроизношения решается в течение всего дня, а упражнения на автоматизацию, дифференциацию тех или иных звуков выполняются всеми участниками педагогического процесса в различных режимных моментах.
С этой целью составлена «Циклограмма взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы» (Приложение № 7). На ее основе даются рекомендации педагогам группы в тетради «Взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы.
- этап – заключительный (контрольно-аналитический).
На этом этапе идет анализ эффективности работы учителя-логопеда за учебный год и выявление уровня осведомленности родителями группы в вопросах речевого развития детей. Подводится общий итог по эффективности коррекционных мероприятий с детьми.
В целях обеспечения положительного результата в работе с детьми-логопатами и отслеживания динамики коррекционного развития в сентябре и мае проводится диагностическое обследование по выявлению уровня освоения воспитанниками программного материала. Кроме этого, в январе проводится промежуточное обследование (мониторинг) уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудностей в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внесения в них изменения. Данные повторного обследования заносятся в речевую карту, начатую в начале учебного года (Приложение № 2).
Опыт работы с детьми 4-6 лет убеждает нас в том, что вовремя начатая коррекционная работа позволяет достичь положительных результатов в речевом развитии, что в свою очередь впоследствии успешно скажется на дальнейшем обучении ребенка в школе и позволит ему комфортно ощущать и реализовать себя в социуме.
Всё это позволяет провести опрос удовлетворенностью качеством образовательных услуг и изучить дальнейший спрос на получение коррекционной деятельности на будущий год.
Ожидаемый результат:
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
- положительная динамика речевого развития; - индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его возможностями. | - активизация педагогического потенциала родителей; - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития в домашних условиях; - готовность и желание помогать своему ребенку, особенно, в летний период времени; - чувство удовлетворенности от совместного творчества. | - положительный психологический климат между логопедом и педагогами группы; | - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Методические источники:
- Нищева Н.В. «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. СПб, 2016.;
- Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет». — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.;
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. СПб, 2008.;
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет). СПб, 2008.;
- Коноваленко В.В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды). М., 1999.;
- Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». М., 1999.;
- Козырева О.А., Дубенко Н.Б. «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи». М., 2005.;
- Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М., 2004.;
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., 2009.;
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков». М., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». М., 1999.;
- Епифанова О.В. «Автоматизация и дифференциация звуков» Упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет. Волгоград, 2013.;
- Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике». М., 2006.;
- Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств». С-П.. 2007.;
- Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках». М., 2014.;
- Акименко В.М. «Новые логопедические технологии». Ростов-на-Дону, 2008.
Приложение № 1.
Бланк для обследования родителей (законных представителей) для сбора общего анамнеза о ребенке составлен на основе «Речевой карты ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет)», автор Н.В. Нищева.
Составила учитель-логопед Рожкова Ольга Викторовна
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________
Дата рождения, возраст (число, месяц, год) ______________________________________
Дата обследования (месяц, год)_________________________________________________
Домашний адрес, телефон _____________________________________________________
Из какого ДОУ прибыл (номер, название)________________________________________
Национальный язык, двуязычия в семье _________________________________________
Занимались ли с логопедом, где, когда __________________________________________
Результат занятий с логопедом _________________________________________________
По чьей рекомендации обратились к психиатру на консультацию ____________________
Данные о ходе (раннего) развития:
- Держит голову (в N с 1,5 мес.) –
- Сидит (в N с 6 мес.) -
- Ползает (в N с 6-7 мес.) -
- Стоит (в N с 10-11 мес.) -
- Ходит (в N с 11-12 мес.) -
- К 1 году зубов (в N – 8 зубов) -
- Первые слова (в N – около года) -
- Фраза (в N с 1,5 до 2-х лет) -
- Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине -
- Дефект заметили –
- Перенесенные заболевания (до 1 года)-
- Перенесенные заболевания (после года)-
Сведения о родителях
Мать: Ф.И.О., профессия, образование, место работы, телефон________________________________________________________________
Отец: Ф.И.О., профессия, образование, место работы, телефон________________________________________________________________
Жалобы родителей (особенности поведения, нарушения в речи и обучении, трудности контакта со сверстниками, отношение членов семьи к речевому дефекту)________________________________________________________________
Наследственные заболевания (какие) _______________________________________
Сопутствующие заболевания ______________________________________________
Данные о развитии
Характер беременности: токсикоз, хронические и инфекционные заболевания _______________________________________________________________________
Роды: стремительные, затяжные ___________________________________________
Состояние ребенка после родов ____________________________________________
Заключение ПМПК ______________________________________________________
Приложение № 2.
Бланк для обследования речи детей составлен на основе «Речевой карты ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет)», автор Н.В. Нищева.
Составила учитель-логопед Рожкова Ольга Викторовна
Система оценки речевой карты - 2-й блок:
Для СЕРИИ 1. Исследование сенсомоторного уровня:
1 балл – точное и правильное выполнение задания;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение задания;
0,25 балла – выполнение с ошибками;
0 балла – невозможность выполнения или отказ от выполнения.
Максимальное количество баллов за всю серию – 61 балл.
Для СЕРИЙ 2-3. Исследование состояния импрессивной, экспрессивной речи:
1 балл – точное и правильное воспроизведение;
0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0,25 балла – неточное воспроизведение или правильный ответ после помощи второго вида;
0 балла – невозможность выполнения или воспроизведения.
Максимальное количество баллов за 2-ю серию - 56 баллов.
Максимальное количество баллов за 3-ю серию - 161 балл.
Для СЕРИИ 4. Исследование связной речи:
Критерии смысловой целостности:
1 балл – рассказ соответствует ситуации, воспроизведены все основные смысловые звенья;
0,5 балла – допускается незначительное искажение ситуации, неправильное восприятие и сокращение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
0,25 балла – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение или сокращение смысла включением посторонней информации, либо рассказ не завершен;
0 балла – отсутствие описания ситуации по причине невозможности или отказа от выполнения.
Критерии лексико-грамматического оформления высказывания:
1 балл – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
0,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска или неточное словоупотребление, отдельные близкие замены;
0,25 балла – наблюдаются аграмматизмы, повторы, далекие словесные замены, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 балла – рассказ не оформлен, недоступен пересказ.
Критерии самостоятельности выполнения задания:
1 балл – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ или самостоятельный пересказ после 1-го предъявления;
0,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно или пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
0,25 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;
0 балла – выполнение задания недоступно даже по наводящим вопросам.
Максимальное количество баллов за 4-ю серию - 9 баллов.
Количество баллов по уровням за 2-й БЛОК:
Высокий уровень – 192 - 287 баллов;
- Средний уровень - 96 – 191 балл;
- Низкий уровень – 0 – 95 баллов.
Речевая карта ребенка дошкольного возраста с ФФНР
Фамилия, имя ______________________________________
Дата рождения, возраст______________________________
Дата обследования ________________________________
1 БЛОК. Общие данные
- Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии
(на основании медицинской карты)
Педиатр __________-_____ _______________________________________
Невролог ___________-________ __________________________________
Психоневролог ________-________________________________________
Оториноларинголог_____-________________________________________
Офтальмолог_______-____________________________________________
Хирург__________-_____________________________________________
Ортопед ________-_______________________________________________
- Исследование поведения и эмоциональной сферы
- Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ___________________________________
- Адекватность эмоциональных реакций_- ________________________
- Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)_- _______________________________________
- Анатомическое строение артикуляционного аппарата
- Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) __________________________
- Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)___
- Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний,перекрестный)______________________________________________
- Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) __________________________________________________
- Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, нет маленького язычка) ________________________________________________________________
- Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический») _______
- Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _____________________________________
2 БЛОК. Углубленное логопедическое обследование
СЕРИЯ 1. Исследование сенсомоторного уровня
- Исследование состояния моторной сферы
- Состояние мимической мускулатуры.
проба | Нач. года | Кон. года |
Закрыть правый глаз, потом левый | ||
Поднять брови, нахмурить | ||
Наморщить нос | ||
Надуть щеки, втянуть щеки | ||
- Состояние артикуляционной моторики.
упражнения | Нач. года | Кон. года |
«Окошко» | ||
«Улыбка» - «Трубочка» | ||
«Лопатка» | ||
«Иголочка» | ||
«Часики» | ||
«Грибок» | ||
«Маляр» | ||
- Состояние ручной моторики.
проба | Нач. года | Кон. года |
Сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом – на левой. | ||
Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой. | ||
Работа с карандашом – рисование горизонтальных и вертикальных линий, кругов. | ||
Манипуляция с предметами – застегивание и расстегивание пуговиц, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую, завязывание и развязывание шнурков. | ||
- Состояние общей моторики.
проба | Нач. года | Кон. года |
Прыжки на 2-х ногах | ||
Перепрыгнуть через мяч | ||
Топать ногами и хлопать руками одновременно | ||
Бросить мяч от груди | ||
Поймать мяч, бросить из-за груди | ||
- Исследование неречевых психических функций
А) Исследование слухового восприятия:
- Исследование контрастного звучания нескольких игрушек:
колокольчик | бубен | дудочка | погремушка | ||
Нач. года | |||||
Кон. Года |
- Определение направление звука:
вверху | внизу | впереди | сзади | слева | справа | ||
Нач. года | |||||||
Кон. Года |
- Воспроизведение ритма:
-- долгий звук, * - быстрый | -- -- * * | -- * * -- | * * -- -- | -- * * -- -- | |
Нач. года | |||||
Кон. года |
Б) Исследование зрительного восприятия
- Различение цвета (показ предмета заданного цвета, подбор к чашкам соответствующих по цвету блюдец):
красный | оранжевый | желтый | зеленый | синий | фиолетовый | белый | черный | ||
Н. г. | |||||||||
К. г. |
- Восприятие формы (покажи где?):
круг | квадрат | овал | треугольник | прямоугольник | ||
Нач. года | ||||||
Кон. года |
В) Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
- Ориентировка в пространстве - показ предметов, которые находятся:
вверху | внизу | впереди | сзади | слева | справа | ||
Нач. года | |||||||
Кон. Года |
- Ориентировка в схеме собственного тела (показ):
правая рука, левая рука | правая нога, левая нога | правый глаз, левый глаз | правое ухо, левое ухо | ||
Нач. года | |||||
Кон. года |
- Складывание фигур из палочек по образцу:
«Стульчик» | «Кровать» | «Ёлочка» | «Домик» | ||
Нач. года | |||||
Кон. Года |
ВСЕГО ЗА 1 СЕРИЮ __________________
СЕРИЯ 2. Исследование состояния импрессивной речи
А) Пассивный словарь
- Понимание существительных (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Кукла, мишка, машина | ||
Чашка, ложка, тарелка, кастрюля | ||
Шапка, куртка, брюки, платье | ||
Туфли, тапки, ботинки, сапоги | ||
Яблоко, груша, банан | ||
Морковь, огурец, помидор | ||
Стул, кровать, диван | ||
(на себе) – руки, ноги, глаза, уши | ||
- Умение обобщать (покажи где предметы …?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Игрушки | ||
Одежда | ||
Обувь | ||
Посуда | ||
Мебель | ||
Овощи | ||
Фрукты | ||
- Понимание действий (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Девочка стоит, идет | ||
Дедушка лежит, сидит | ||
Девочка читает, рисует | ||
Мальчик есть, пьет | ||
Птица летит – рыба плывет | ||
Лягушка прыгает – змея ползет | ||
- Понимание признаков (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Большая чашка - маленькая | ||
Воздушные шары – красный, синий, желтый, зеленый | ||
Кислый лимон – сладкая конфета | ||
Круглый торт – квадратное печенье | ||
Холодное мороженое – горячий чай | ||
Горькое лекарство – сладкое варенье | ||
Б) Понимание различных форм словоизменения
- Образование существительных множественного числа (покажи где?)
Им. Падеж Н/Р: Стол - столы | Нач. г | Кон. г | Род. падеж Н/Р: Столы - столов | Нач. г | Кон. г |
Дом | Коты | ||||
Кот | Дома | ||||
Кукла | Глаза | ||||
Глаз | Окна | ||||
Окно | Куклы | ||||
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Машина в гараже | ||
Ваза на столе | ||
Мячик у ведерка | ||
Котик под креслом | ||
Коза за забором | ||
- Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-го (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Стол - столик | ||
Машина – машинка | ||
Ведро – ведерко (ведерочко) | ||
Чашка – чашечка | ||
Окно – окошко (окошечко) | ||
- Дифференциация форм ЕД-го и МН-го числа глаголов (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Кошка сидит – кошки сидят | ||
Слон стоит – слоны идут | ||
Птица летит – птицы летят | ||
Машина едет – машины едут | ||
- Дифференциация глаголов с приставками (покажи где?)
пробы | Нач. года | Кон. года |
Девочка наливает воду в стакан | ||
Девочка выливает воду из стакана | ||
Мальчик поливает цветы из лейки | ||
Собака выглядывает из конуры | ||
Птица летит в гнездо | ||
ВЕГО ЗА 2 СЕРИЮ ____________________
СЕРИЯ 3. Исследование состояния экспрессивной речи
А) Состояние фонематического восприятия
| Нач. г | Кон. г |
| Нач. г | Кон. г |
Кот – кит | Коса – коза | ||||
Дом – дым | Мишка – миска | ||||
Уточка - удочка | Кочка – кошка | ||||
Киска – миска | Малина - Марина | ||||
Почка – бочка | Рейка - лейка | ||||
Мишка – мышка | Марка – майка | ||||
- Повторение слоговых цепочек:
Пробы | Нач. г | Кон. г | Нач. г | Кон. г | |
Ба-па | Па-ба | ||||
Га-ка | Ка-га | ||||
Да-та | Та-да | ||||
Ма-ба | Ба-ма | ||||
За-са | Са-за | ||||
Ца-са-ца | Са-ца-са | ||||
Ша-жа-ша | Жа-ша-жа | ||||
- Исследование звукослоговой структуры:
пробы | Нач. года | Кон. года |
Кот | ||
Вода | ||
Спина | ||
Банка | ||
Самолет | ||
Фотограф | ||
Погремушка | ||
Парашютист | ||
- Исследование звукопроизношения:
Пробы | Нач. года | Кон. года |
Дом – день – обед | ||
Тень – тина – аист | ||
Нота – нить – слон | ||
Вата – вилка – улов | ||
Фота – фиалка – шкаф | ||
Собака – маска – нос | ||
Сено - василек – рис | ||
Замок – коза | ||
Зима – магазин | ||
Цапля – яйцо – огурец | ||
Шуба - кошка – камыш | ||
Жук – ножи | ||
Щука – вещи – лещ | ||
Чашка - очки – мяч | ||
Лампа – молоко – мел | ||
Лето – колесо - соль | ||
Рыба – корова – топор | ||
Река - варенье – дверь | ||
Гусь - бумага | ||
Кот – сокол – клубок | ||
Хлеб – сахар – петух | ||
Йод – майка – трамвай | ||
- Анализ звукового состава слов:
Выделение 1-го звука в слове | Нач. г | Кон. г | Выделение последнего звука в слове | Нач. г | Кон. г |
Астра | Сом | ||||
Утка | Кот | ||||
Обруч | Нос | ||||
Волк | Шары | ||||
Замок | Рука | ||||
Б) Состояние грамматического строя речи
- Повторение предложений:
пробы | Нач. г | Кон. г |
Дети ловят бабочку. | ||
В саду было много красных яблок. | ||
Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу. | ||
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому-что холодно. | ||
Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу. | ||
- Употребление предложных конструкций с предлогами В, НА, ИЗ, ПОД, ОКОЛО
Нач. г | Кон. г | |
Птенец выпал _(ИЗ) гнезда | ||
Почки распустились _(НА) деревьях. | ||
Щенок спрятался _(ЗА) крыльцом. | ||
Пес сидит __(ОКОЛО) конуры. | ||
Кошка залезла __(ПОД) дом. | ||
- Образование существительных множественного числа (покажи где?):
Им. Падеж (МНОГО) | Нач. г | Кон. г | Род. падеж (НЕТ КОГО? ЧЕГО?) | Нач. г | Кон. г |
Стол – столы | Дома – домов | ||||
Кот – коты | Слоты – столов | ||||
Дом – дома | Руки – рук | ||||
Кукла – куклы | Коты – котов | ||||
Рука – руки | Окна – окон | ||||
Окно – окна | Куклы - кукол | ||||
- Подбор прилагательных к существительному (Какая? Какой? Какое?):
Пробы | Нач. г | Кон. г |
Лиса | ||
Лимон | ||
Яблоко | ||
Брюки | ||
Солнце | ||
- Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
С числительным 2 | Нач. г | Кон. г | С числительным 5 | Нач. г | Кон. г |
Машина | |||||
Яблоко | |||||
Груша | |||||
Мяч | |||||
Ведро | |||||
В) Активный словарь
- Имена существительные (назвать по 4-5 к каждой группе):
пробы | Нач. года | Кон. года |
Игрушки | ||
Посуда | ||
Одежда | ||
Обувь | ||
Мебель | ||
Овощи | ||
Фрукты | ||
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:
пробы | Нач. г | Кон. г | ||
Дом | ||||
Стол | ||||
Забор | ||||
Окно | ||||
Палец |
- Назвать части тела (у себя) и части предметов:
Пробы | Нач. г | Кон. г | пробы | Нач. г | Кон. г |
Ноги | Спинка стула | ||||
Руки | Сиденье стула | ||||
Голова | Ножки стула | ||||
Глаза | Кузов машины | ||||
Уши | Колеса машины | ||||
Нос | Воротник куртки | ||||
Живот | Пуговицы рубашки | ||||
Грудь | Рукава платья | ||||
- Название детенышей животных:
пробы | Нач. г | Кон. г |
Кошки | ||
Лисы | ||
Свиньи | ||
Собаки | ||
Коровы | ||
- Образование глагола ИДТИ с приставками (ответ на вопрос):
пробы | Нач. г | Кон. г |
Мальчик из дома (Что сделал?)… /вышел/ | ||
По улице… /пошел/ | ||
Через дорогу… /перешел/ | ||
К магазину… /подошел/ | ||
В магазин… /вошел/ | ||
- Назвать действие по предъявленному предмету.
«Что делают?» | Нач.г | Кон.г | «Как передвигаются, общаются?» | Нач.г | Кон.г |
Лопатой | Птицы | ||||
Топором | Рыбы | ||||
Пилой | Кузнечик | ||||
Расческой | Собака | ||||
Ножом | Лягушка | ||||
Корова | |||||
- Назови одним словом (уровень обобщений)
пробы | Нач. г | Кон. г |
Мяч, кукла, машинка | ||
Шорты, куртка, платье | ||
Сапоги, туфли, тапочки | ||
Вилка, сковорода, чашка | ||
Шкаф, стол, кресло | ||
Помидор, огурец, морковь | ||
Яблоко, груша, апельсин | ||
Кошка, собака, корова | ||
Медведь, лиса, волк | ||
Воробей, голубь, сорока | ||
Автобус, самолет, поезд | ||
ВСЕГО ЗА 3 СЕРИЮ ____________________
СЕРИЯ 4 Исследование связной речи.
- Составление рассказа по сюжетной картинке
Нач. года | Кон. года | |
Смысловая целостность | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Способ выполнения | ||
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Нач. года | Кон. года | |
Смысловая целостность (что сначала, что потом?) | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Способ выполнения | ||
- Пересказ прослушанного текста
Нач. года | Кон. года | |
Смысловая целостность | ||
Лексико-грамматическое оформление | ||
Способ выполнения | ||
ВСЕГО ЗА 4 СЕРИЮ _____________________
Нач. года | Кон.года | |
1 СЕРИЯ | ||
2 СЕРИЯ | ||
3 СЕРИЯ | ||
4 СЕРИЯ | ||
ВСЕГО: |
Приложение № 3.
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения
(нужное отметить +, подчеркнуть)
c ________________________________
Логопедическое заключение: ________________________________________________
Содержание работы:
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка и коррекция звуков:
- группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
- группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
- губно-губные – П, Б, М + мягк.
- губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
- заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
- Другие __________________________
- автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте
- Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
3. Развитие общей и мелкой моторики.
4. Развитие мимики и эмоций.
5. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
- определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
6. Работа над слоговой структурой слова.
7. Развитие грамматического строя речи:
- словообразование;
- словоизменение.
8. Развитие лексической стороны речи:
- расширять предметный словарь;
- расширять словарь признаков;
- расширять глагольный словарь.
9. Формирование связной речи:
- формировать умение составлять рассказ по картинке;
- формировать умение составлять рассказ по серии картин;
- формировать умение составлять пересказ;
- формировать умение составлять рассказ - описание.
10. Пополнения активного словаря, развитие импрессивной речи.
11. Развитие психических процессов, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
12. Сроки динамического контроля:
Январь | Динамика (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная) |
Причины отрицательной или нулевой динамики: | |
Май | Динамика (положительная, незначительная, нулевая, отрицательная) |
Причины отрицательной или нулевой динамики: |
Приложение № 4.
Перспективный план тематических занятий
составлен на основе «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Н.В. Нищева и «Фронтальных логопедических занятия в старшей группе для детей с ОНР» (1-3 периоды), авторы- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Месяц | Неделя | Тема | Виды занятий |
Сентябрь | 1-3 4 | Диагностика Осень (периоды осени, месяца, деревья осенью) | Обследование: выявление уровня представления о себе самом и окружающем мире; грамматического строя речи; связной речи; фонетико-фонематического строя речи; звукопроизношения.
«Формирование представлений о звуках; обыгрывание «Сказки о звуках»; «Развитие слухового восприятия на речевых и неречевых звуках».
«Работа с понятиями ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ».
|
Октябрь |
1 2
3 4 | Овощи, труд в поле и огороде. Фрукты, труд в саду. Подготовка насекомых к зиме. Птицы, подготовка к отлёту. |
|
Ноябрь | 1 2 3 4 5 | Сбор грибов и ягод. Домашние животные зимой. Дикие животные зимой. Одежда, обувь, головные уборы. Зима (зимние месяцы, зимующие птицы) |
|
Декабрь | 1 2 3-4 | Зимние забавы. Мебель. Новогодние праздники, прощание с ёлкой. |
Индивидуальная работа по звукопроизношению. |
Январь | 2 3 4 | Транспорт (виды, профессии). Трудовые действия (профессии). Инструменты. | С января ЗКР – 1 раз в неделю, а ЛГСР – 2 раза в неделю.
1. ЗКР «Сравнение звуков и букв (ЛЬ-Й)».
|
Февраль | 1 2 3 4 | Животные жарких стран. Комнатные растения. Мир морей и океанов. Наша Армия |
|
Март | 1 2 3 4 5 | Весна (месяцы, первые цветы). Мамин праздник – 8 марта! Наша Родина – РОССИЯ. МОСКВА – столица Родины. Наш Город – Райчихинск. |
1. ЗКР «Знакомство со звуком и буквой (Д)».
|
Апрель | 1 2 3 4 | Космос. Посуда. Почта. Лето (приметы), насекомые. |
|
Май | 1-3 4-5 | Итоговый мониторинг | ДИАГНОСТИКА (подведение итогов на конец учебного года). Выпускной бал, прощание с д/с. |
Приложение № 5.
Циклограмма рабочей недели учителя-логопеда
День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Работа с раздаточным и демонстрационным материалом, подготовка к занятию. | |
9.00 - 9.20 9.30 - 9.50 | Подгрупповые занятие по развитию лексико-грамматических средств языка. | |
9.50 - 10.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
10.00 – 11.00 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (3 ребенка). | |
11.00 – 11.45 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.45 – 12.00 | Консультации со специалистами ДОУ (индивидуально). | |
Вторник | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
9.00 – 10.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей). | |
10.40 – 10.50 | Консультационная работа с физ. инструктором. | |
10.50 – 11.10 | Изучение новинок методической литературы. | |
11.10 - 11.45 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.45 – 12.00 | Работа с документацией. | |
Среда | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Работа с раздаточным и демонстрационным материалом, подготовка к занятию. | |
9.00 - 9.20 9.30 - 9.50 | Подгрупповые занятие по развитию звуковой культуры речи. | |
9.50 – 10.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
10.00 – 11.00 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (3 ребенка). | |
11.00 – 11.45 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.45 - 12.00 | Консультации с педагогами ДОУ (индивидуально). | |
Четверг (2-ая половина дня) | 13.00 – 15.00 | Работа с индивидуальными тетрадями детей (задания для закрепления пройденного материала). |
15.00 - 16.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей). | |
16.40 – 17.00 | Консультирование родителей по интересующим вопросам. | |
Пятница | 8.00 – 8.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (2 ребенка). |
8.40 – 9.00 | Подготовка раздаточного материала к индивидуальным занятиям. | |
9.00 -1 0.40 | Индивидуальная работа с детьми по коррекции звукопроизношения (5 детей). | |
10.40 - 11.30 | Организованная и совместная деятельность с детьми, участие в орг./моментах. | |
11.30 - 11.45 | Работа с воспитателями группы по уточнению календарно-тематических мероприятий на следующую неделю. | |
11.45 – 12.00 | Работа с документацией. |
Приложение № 6.
Циклограмма работы учителя-логопеда с родителями группы
Месяц | Информационная форма работы в уголке "Учимся разговаривать" | Индивидуальные и коллективные формы работы |
Сентябрь | Значение правильной речи, возрастные особенности овладения детьми звукопроизношением | Родительское собрание (4-я неделя) - познакомить родителей со спецификой группы с ФФНР, с требованиями коррекционной программы; сообщить результаты диагностического обследования |
Октябрь | Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения | Практическая консультация: "как тренировать слуховое внимание ребенка с речевой патологией" |
Ноябрь | Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения | День открытых дверей - пригласить родителей с целью наблюдения, получения практических знаний как заниматься с ребенком дома, на что обращать внимание |
Декабрь | Подъязычная связка: подрезать или растягивать? | Родительское собрание - сообщить результаты промежуточного мониторинга, какие имеются результаты, перспектива коррекционной работы |
Январь | Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушений тонкой (мелкой) моторики | Консультация-практикум: "Учимся рассказывать по одной и серии сюжетных картинок" |
Февраль | Как помочь ребенку ввести в речь звук «Р», сформированный на логопедических занятиях | Родительское собрание: "Наши папы хоть куда!" |
Март | Помогаем детям с тяжелым нарушением речи | Беседа-консультация: "Как и какие стихи следует учить, если у ребенка ОНР" |
Апрель | Патологические привычки дошколят | Консультация: "Развиваем детское воображение и фантазию в домашних условиях" |
Май | Речевая готовность ребенка к школе | Итоговое родительское собрание: подведение коррекционной логопедической работы за год, ознакомление с результатами диагностического обследования, прогнозирование дальнейших путей коррекционной работы, рекомендации на летний период времени |
Приложение № 7.
Циклограмма взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя группы на неделю
День недели | Содержание работы |
Понедельник | Выполнение заданий на закрепление знаний по лексико-грамматическим представлениям; работа по заданиям логопеда (тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей группы) |
Вторник | Выполнение заданий на закрепление знаний по звуковой культуре речи; отработка артикуляционных упражнений |
Среда | Выполнение заданий на закрепление знаний по ознакомлению с окружающим в соответствии с тематикой недели; выполнение игр, упражнений для развития мелкой моторики |
Четверг | Индивидуальные консультации с родителями группы, домашние задания. 1 раз в квартал - совместное проведение родительских собраний |
Пятница | Обучение игровым приемам; обсуждение плана работы тематики следующей недели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Цель проекта: развитие речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у дете...
проект "Путешествие в страну красивой и граммотной речи"
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Проект "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
для подготовительной группы ДОУ...
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...
Проект по развитию речи «Путешествие по стране красивой речи»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особо остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса,...
Презентация проекта по развитию речи в средней группе «Путешествие по стране красивой речи»
Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей, пополняется и активизируется словарь, формируется прави...
Рабочий паспорт проекта: «Путешествие в страну красивой речи» старшая группа от 5-и до 6-и лет
Цель проекта:Развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя....
Комментарии
Проект "Говорим правильно!"
Проект "Говорим правильно!" представляет собой систему логопедической помощи детям с ОНР.