Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии
Какие инновационные технологии может использовать в своей роботе учитель-логопед
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats-e_tehnologii_v_rabote_logopeda.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 городского округа города Райчихинска
ДОКЛАД на педагогическом совете ДОУ
на тему: "Инновационные технологии в работе учителя-логопеда»
Подготовила:
Рожкова О.В.
г. Райчихинск, 2018 г.
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.
На сегодняшний день идет рост новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Проводя коррекционную работу, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание в нашей группе отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они позволяют создать возможность формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, и как следствие развитие речи. Поэтому применение лего-технологии, ориентированной на развитие мелкой моторики являются незаменимым в коррекционной работе. Её основой является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предваряющей, сопровождающей и завершающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Использование лего-технологий в образовательном процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. При этом, работа над связной речью ведётся с усложнением и с постепенным убыванием наглядности. Так как коррекционная работа проводится не только над "внешним", речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная лего-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции. Так при конструировании фигур животных помогает детям учиться выделять части целого и отрабатывать падежные окончания.
Работа по развитию речи с применением лего-технологий сделала коррекционный логопедический процесс более эффективным. Дети воспринимают все задания как часть игры. Это постепенно приучило детей к, усидчивости, внимательности и более точному следованию инструкций. Как результат, улучшило усвоение коррекционного материала.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, порой не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда. В нашей группе ДУ применяются: кинезиологические игры, логопедический самомассаж, использование Суд-жок, арома-терапии, музыко-терапии, сказко-терапии и терапии с кинетическим песком.
Особое место в нашей группе занимают такие формы как игротерапия и арттерапия. В игровой деятельности дети развивают коммуникативные навыки: начинают делиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, осознают их и соотносят с чувствами, других детей. И, что очень важно, учатся планировать деятельность и самостоятельно находить способы решения игровых задач. Другим важным направлением в работе с детьми является арттерапия. Во время рисования развивается способность осознавать свое настроение, чувства, эмоции; развивается способность соотносить свои чувства, настроение, действия с ситуацией, чувствами и действиями других людей.
Кроме этого, широко применяются компьютерные технологии. В последнее время в области специального образовании они стали как адаптивные, так и легко индивидуализированные средства обучения. Логопедический кабинет, имеющийся в группе для детей с ФФНР нашего ДОУ укомплектов разнообразными прикладными программами: «Учимся говорить правильно» 1 и 2ч. - развивающие занятия; «Смотри и говори» 1 и 2 ч.; «Игры для Тигры» и другие. Они являются мощным развивающим средством, способным быстро достичь цели, на которые в недалеком уходили годы. Это позволило в более короткие сроки решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности.
У воспитанников нашей группы повысился интерес к процессу обучения, развились навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Такое построение обучения не только намного облегчило коррекционную работу всех специалистов группы, но и позволило добиться значительных улучшений и устойчивых результатов, чем применение только традиционных приёмов. Используя такие программы, как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest, Тrigger и другие, я самостоятельно могу готовить задания в электронном виде.
Использование программы создания презентаций MS PowerPoint очень удобный. На слайдах я размещаю необходимый материал: картинки, фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать. Кроме этого ее можно украсить музыкальным или голосовым сопровождением.
Для улучшения коррекционно – образовательного и диагностического процессов в 2074 – 2015 учебном году я планирую создать презентации «Артикуляционная гимнастика» для постановки всех групп звуков, интерактивные игры «Дыхательные упражнения» и «Зрительная гимнастика». Кроме этого планируется диагностический материал оформить в программе Excel.
Использование выше перечисленных технологий я планирую использовать как учебные пособия для:
- педагогов и воспитателей нашего детского сада,
- детей и родителей воспитанников группы с ФФНР,
- передачи опыта коллегам на ГМО.
И в заключении хочется отметить, что в конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.
Список методической литературы:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. Пособие.
2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: ЛИНЕКС – ПРЕСС, 2008 г.
3. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с не резко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: (Практ. Пособие)/ Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001.
3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/ Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.
Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связан...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда
Доклад выступления на спец совете учреждения....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда...
Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.
Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда.
На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных образовательных учреждениях направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. Любая инновация пред...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...