Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков (С-Ш) в речи
учебно-методическое пособие по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия
по дифференциации звуков [С] - [Ш] в речи.
Разработала: Рожкова О.В.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Упражнять в четком выполнении упражнений с использованием биоэнергопластики.
- Закреплять правильное произношение звуков [С, Ш] в слогах, словах, а также в чистоговорке.
- Закрепить навык различия звуков [С, Ш] на слух и в произношении; определять место звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух через совершенствование слухового внимания, памяти.
- Развитие мелкой и общей моторики через выполнение упражнений на дифференциацию звуков и кинезиологических упражнениях.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание самоконтроля; желания выговаривать дифференцируемые звуки правильно и красиво в свободной речи.
Оборудование: кукла, презентация с артикуляционными упражнениями; разрезанная картинка насоса; схема для обозначения места звука в слове; предметные картинки, в названии которых есть звуки С, Ш (в начале, середине и конце слова); звенящий шарик; раскраска для подарка.
Ход занятия.
- Орг. Момент:
- Посмотри кто сегодня пришел к нам на занятие? (ответ - кукла). Она тоже хочет красиво разговаривать и просит ей разрешить остаться и посмотреть, чему ты уже научилась. Ты не против? Но сначала надо нам подготовить свой язычок с губами. Что мы должны сделать? (ответ - выполнить упражнения для губ и язычка).
- Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (просмотр презентации):
- «Месим тесто» Тесто я сейчас мешу,
Язычок свой прикушу.
Буду долго его мять,
Чтобы тесто замешать.
- «Орешки» Хомячок пришел к нам в гости,
И орехов принес нам с горстью.
Вправо-влево посмотри,
Да смотри, не урони.
- «Качели» Мы качели увидали,
Дружно мы на них взлетали.
Делай взмах – летим всё выше,
А потом всё ниже, ниже.
- «Рупор-Улыбка» (чередование упр-ий)
Губы я вперед тяну,
В рупор покричать хочу.
А теперь я губки к ушкам,
Растяну прям как лягушки.
- «Грибок» Язычок ровней держи,
Как подпорочка внутри.
- Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с тобой продолжаем учиться правильно произносить звуки. Какие это звуки? (ответ: С - Ш). В этом нам может помочь одно упражнение. Его название в подсказке. Что с надо сделать, ведь она разрезанная на несколько частей? Что там за предмет? (ответ – надо собрать картинку; отгадка – насос).
- Упражнение «НАСОСЫ». Мы насосик покачали,
Пошипели и ровно встали.
Крепкий, круглый и большой,
Шарик получился мой.
Ой, иголкой прокололи,
Посвистели и замолкли.
- Игра «Повтори за мной» - воспроизведение прямых и обратных слоговых рядов, преобразование слов (логопед первым произносит слога, потом повторяет ребенок с).
А) СА-са --- ша-ша, Б) Аш --- ас,
Со-со --- шо-шо, Ош --- ос,
Сы-сы --- ши-ши, Иш --- ис,
Су-су --- шу-шу. Уш --- ус.
В) Игра «Путаница» - замена в звуков С - Ш и наоборот в словах:
А) Шутки – сутки, Б) Саман – шаман,
Уши – усы, Машка – маска,
Сашка – шашка, Мишка – миска.
- Выполнение кинезиологического упражнения «Кулак - ладонь».
- Наша гостья предлагает нам немного размять руки, ты не против? Тогда мы выполним хорошо тебе знакомое упражнение «Кулак - ладонь».
Правила выполнения: обе руки лежат на столе ладонями вниз. Начинаем с выполнения одной (ведущей) рукой, потом второй. На следующий раз выполняется двумя руками одновременно. В качестве усложнения – каждая рука выполняет асимметричные движения. По мере выполнения можно ускорять темп. Выполнить до 3-5 повторений.
Вот ладошка, вот кулак
Всё быстрее делай так.
- Игра «Разложи по местам» - развитие фонематического слуха, звуко-слоговая структура слова.
- Кукла хотела помочь и картинки с разными звуками перепутала. Картинку надо назвать и показать на схеме место звука в слове. Как мы можем ей помочь? (ответ – надо разложить картинки по местам).
7. Чтение скороговорки.
- Посмотри, еще одно задание приготовила наша гостья. Это ухой бассейн с крупой. Что можно делать? Можно в нее опустить руки. Разгребая крупу что, ты нашла на самом дне? (ответ - карточки с изображением шишки, шашек). Эти карточки для нас подсказки, которые помогут нам правильно разучить чистоговорку. Произносить будем по частям. Слушай меня внимательно и повторяй.
Шашки на столе, шишки на сосне.
8. Итог занятия.
- Нашей гостье очень понравилось, как ты сегодня занималась. Для себя она очень многое узнала и полезного. И хочет для тебя сделать подарок.
Она узнала, что совсем скоро идешь в школу и решила подарить тебе те буквы, с которыми мы сегодня работали. Здесь изображены предметы на звуки С и Ш. Тебе сначала надо будет подумать какими цветами ты разукрасить эти буквы, а потом картинки обвести тем же цветом, который соответствует этой букве. И очень просит показать, что у тебя получилось.
Она тебя благодарит и желает дальнейших успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуального занятия по дифференциации звуков Ш - Ж
Конспект индивидуальго занятия по дифференциации звуков Ш - Ж с испльзованием звуковых схем - таблиц...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш] «Лесная сказка»
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [С], [Ш]«Лесная сказка» Цель: Дифференциация звуков [С] — [Ш].Задачи:1. Образовательные:- уточнить артикуляци...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в связной речи.
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [р] в связной речи....
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [л-р] «Кукла Клара»
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [л-р] «Кукла Клара»...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в свободной речи «Новогодний праздник»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в свободной речи «Новогодний праздник»...
Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [с]-[с’] для детей 6—7 лет с тяжелыми нарушениями речи с использованием песочной терапии, а также наглядных, словесных и игровых приемов.
Представлены игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи, речевого дыхания, графомоторных навыков и обучение чтению. Ключевые слова. Дифференциация звуков, автоматизация звуков, ф...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [П] - [Б]
КонсКонспект индивидуального занятия по дифференциации звуков «П-Б»ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:Дифференциация звуков П-Б в слогах, словах и развитие устной речи.ЗАДАЧИ:1. Дифференцировать звуки П &mdash...