Консультация для родителей - "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения".
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_palchikovaya_gimnastika.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезно систематическое проведение артикуляционной гимнастики. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом с логопедом. Проводить ее следует ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика как сидя, так и стоя. Темп и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями (они выполняются от 5 до 10-15 раз).
Примерные упражнения артикуляционной гимнастики
Упражнения для нижней челюсти:
- Широко раскрыть рот и подержать его несколько секунд (от 5 – до 7).
- Жевательное движение с сомкнутыми губами.
- Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
Упражнения для губ:
- «Трубочка» - одновременное вытягивание губ вперед.
- «Хоботок»- зубы сомкнуты, вытягивание губ вперед.
- «Заборчик» - растягивание разомкнутых губ.
- «Улыбка» - растягивание сомкнутых губ.
Упражнения для языка:
- «Часики» - Рот широко открыт. Выполнять движения вытянутым языком от одного уголка рта по направлению к другому.
- «Качели» - Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Следует следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
- «Болтушка» («Индюки») – Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы.
- «Лопатка» - Рот открыт, губы слегка в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении без движения.
- «Иголочка» - Губы вытянуть вперед, в них просунуть узкий и натянутый язык.
- «Желобок» - Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина.
- «Грибок» - Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удержать в таком положении без движения.
- «Чашечка» - Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу, удерживать без движения.
Дыхательно-голосовые упражнения
Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот.
- «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
- «Заморозим порошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
- «Погреем ладошки» - руки согнуть в локтях, ладони вперед на расстоянии 15-20 см. ото рта, дуть теплым воздухом на ладони.
- Длительное произношение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы (И).
Последовательность упражнений может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе с взрослыми, но обязателен контроль положения артикуляционной позы в зеркале.
Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2-х, затем 3-х гласных звуков:
- - АУ, УА, ОА, АО, АИ, ИА, УИ, ИУ…
- - АУИ, ИУА, АИУ, УАИ, ИАУ, УИА…
Произношение на одном выдохе одинаковых слогов:
- - ФА-ФА, ХА-ХА…
- - ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА-ХА…
- - ФА-ФА – ФА-ФА
- - ХА-ХА -ХА-ХА
Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
- - ХА-ХО-ХИ, ХИ-ХА-ХО, ХО-ХА-ХИ
- - ФА-ФО-ФУ-ФЫ, ФО-ФУ-ФЫ-ФА, ФУ-ФЫ-ФА-ФО, ФЫ-ФА-ФО-ФУ.
Развитие движений кистей и пальцев рук
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка будет в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работа по развитию мелкой мускулатуры следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают некоторые затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно с помощью взрослых в умеренном темпе. Потом темп и количество повторений постепенно увеличивается. Благотворное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепка, рисование, аппликация) и ручной труд (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т.д.).
Примерные упражнения для пальчиковой гимнастики: (Упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
- «Замок» (пальцы переплетены, ладони сжаты) – сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» выполнить «солнечные лучики» .
- Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).
- «Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обоих рук вместе.
- «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев рук.
- Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
- «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем правой руки, левой, двух рук одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Влияние пальчиковой гимнастики на сенсорное и умственное развитие ребенка".
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и ...
Консультация для родителей "ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...
Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
Консультация для родителей « ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»...
Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка"
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой ...
В.В. Коноваленко "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения"
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у детей 4-5 лет...
Консультация для родителей «Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. Техника выполнения»
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. техники выполнения....
Консультация для родителей Артикуляционная (речевая) гимнастика (методика)
Консультация для родителейАртикуляционная (речевая) гимнастика (методика)Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?Естественное желание любой любящей мамы – чтобы малыш ка...