Статья " Снова в школу, что не так с российской системой образования"

Чеботарёва Елена Викторовна

Почему детям зачастую некомфортно в школе? Думаю, проблема — в среде и коммуникации. Инфраструктура — второстепенный фактор. Важно, насколько ребенок доверяет окружающим, может ли он попросить о помощи и есть ли взрослый, который его услышит. Это школьный климат, который далеко не всегда благоприятный.

 

Выгорание учителей

Здесь я совсем не хочу обвинять. Отчасти проблема в том, что учителя чаще всего перегружены. Представьте: вы устали, на вас лежит груз ответственности и обязательств, вы работаете много лет и не получаете поддержки.

Сейчас принято говорить о профессиональном и эмоциональном выгорании, а это в первую очередь касается помогающих профессий.

Я понимаю, что усталость — это не оправдание, но учителю, который сам не получает подпитки и вдохновения, сложно быть поддерживающим ресурсом еще и для детей. Хотя многие учителя вкладываются в работу как могут.

Почему так происходит? Во-первых, зарплаты низкие, поэтому в массовых школах (я сейчас не говорю о частных учебных заведениях) никто не работает на одну ставку. Обычно нагрузка у учителя больше 18 часов. Если говорить о зарплатах: в Воронежской или Тамбовской области ставка начинающего школьного учителя — около 9 тысяч рублей. В других регионах — 15–20 тысяч. В Москве средняя зарплата, разумеется, выше, но зависит от того, сколько часов работает преподаватель.

Во-вторых, учителя тоже люди, и им нужна поддерживающая среда единомышленников. Нужно обучение, которое давало бы стимул развиваться в профессии. Необходимы источники новых идей и мыслей. Но предоставляет ли их современная система образования?

 

Домашние задания

Многие родители жалуются на то, что им приходится постоянно делать с детьми уроки и активно включаться в процесс обучения. Дело в том, что домашние задания в российской система образования — это серая зона. Непонятно, насколько они эффективны и какой по определенным предметам должен быть объем домашнего задания.

Более того, есть множество исследований на эту тему, которые показали, что сложность и количество домашних заданий не влияет на академические результаты школьников. Если ты хорошо усваиваешь материал на уроках — домашние задания закрепляют твои знания. Если ты плохо учишься — они не спасают.

Разумеется, какие-то форматы нужны. Ребенку полезно побыть одному, поразмышлять, сделать что-то самостоятельно. Но в целом наши школьники перегружены. Международная статистика Pisa показывает, что Россия входит в десятку стран — лидеров по количеству часов, потраченных школьниками на домашние задания. При этом оценка результативности обучения в России намного более низкая: по разным показателям мы едва входим в первые 30 стран.

Учитель начальных классов, который ведет почти все предметы, примерно представляет, сколько он задает детям. В средней школе все сложнее. В «Новой школе» мы пытаемся договориться между собой, чтобы хотя бы примерно понимать, сколько времени займет у ребенка выполнение заданий по всем предметам. В школах это, как правило, никак не контролируется.

Особенно это стало заметно во время пандемии, когда дети и так много времени проводили за компьютерами. Нужно ли давать им много домашнего задания, чтобы они весь день провели у монитора? Иногда это совсем неэффективно и даже бесчеловечно.

Что касается родителей, то очевидно: они не должны активно участвовать в учебном процессе. Исключение — какие-то семейные домашние задания, цель которых — сплотить ребенка и родителей. Но чаще всего у школьника такая высокая загруженность, что без помощи взрослых он не справляется.

 

Нацеленность только на ЕГЭ

ЕГЭ — это гонка высоких достижений. Сегодня ЕГЭ напоминает спорт. Подготовка к экзаменам отбирает у старшеклассника один-два года жизни. Если школьник хочет получить высокий балл и поступить в престижный вуз, он полностью погружен в этот процесс и не может заниматься чем-то еще. Не думаю, что это здоровый подход.

ЕГЭ бывают разные, но в основном они направлены на проверку памяти и умения усвоить большой объем информации. То есть ребенок должен запомнить множество различных фактов. Принципиальный вопрос: а для всех ли вузов отличная память студентов — важнейший критерий отбора? Ведь есть и другие важные критерии, например креативность, заинтересованность конкретной специальностью, вовлеченность, мотивация и так далее.

Как мне кажется, проблема в том, что школа вынуждена, особенно в старших классах, сосредоточиться на подготовке к поступлению в вуз, но задач у нее больше. Школа должна давать различные навыки, учить понимать себя и общаться с другими людьми.

Изначально задумка была хорошей: единый экзамен должен давать возможность детям поступать в вузы на равных условиях. И это работало, но потом случилась какая-то девальвация результатов. Сегодня дети должны не просто учиться постепенно и последовательно, а посвящать много часов тому, чтобы «пахать», готовясь к экзаменам.

ЕГЭ по-прежнему основан на школьной программе, и это далеко не всегда та информация, которая пригодится будущему биологу, химику или другому профильному специалисту. Однако эта погоня за результатом не дает выпускнику возможности заниматься чем-то еще, помимо подготовки к экзамену. Мне даже немного жалко современных старшеклассников.

ЕГЭ напоминает большой спорт или подготовку к Олимпиаде. Спортсмен не может быть всегда в хорошей форме — он тренируется, чтобы сделать решающий рывок. Перед ЕГЭ школьники также находятся под колоссальным давлением, для них это большой стресс.

С одной стороны, в некоторых кругах значимость поступления в вуз уже снизилась. Не поступить — уже не такая трагедия, как казалось раньше. С другой стороны, школьник на протяжении года много работал, занимался с репетиторами, не прошел в тот вуз, в который хотел… Сложно представить, что придется повторить эту гонку. Очень надеюсь, что родителям хватает спокойствия и эмоциональной устойчивости, чтобы поддержать детей в этот сложный период.

 

Переход из начальной школы в среднюю

Российская начальная школа показывает хорошие результаты. Приключения начинаются, когда дети переходят в пятый класс. Что происходит? Сначала школьник учился в одном кабинете, с одним учителем, который водил его в столовую, у ребенка был понятный распорядок дня и комфортная атмосфера. И вдруг все меняется: теперь у него разные преподаватели, нужно показывать высокие результаты, бегать из кабинета в кабинет и прочее.

Более того, происходят подростковые изменения, и взрослый уже не так интересен ребенку. Ему теперь важны сверстники. А что мы делаем? Даем ему вместо одного взрослого пятнадцать.

Опыт стран — лидеров по качеству школьного образования показывает, что «началка» должна длиться дольше. Начальная школа учит функциональной грамотности: читать, писать и считать. Пятый класс предполагает, что ребенок все это уже освоил и готов применять навыки на практике. Но нет, так не получается. Не все пятиклассники быстро и бегло читают, понимая смысл текста. Многим детям не хватает времени, они еще не готовы к тому, что на них свалилось. Плюс адаптация, возрастные изменения… Совокупность всех факторов приводит к снижению общей успеваемости.

Подростковый период — это средневековье. Взрослые ждут, что у детей появится предметный интерес, они будут лучше учиться, задумаются о профильных предметах. Но этого не происходит.

На самом деле подросткам не до учебы. Им интересно общение, сверстники, познание самих себя, субкультуры…

Но ребята продолжают сидеть за партами и учиться. Разумеется, это не значит, что на три-четыре года мы должны их отпустить и сказать: «Забудьте про учебу, делайте что хотите!» Просто в подростковой школе очень много сопротивления: сложно всех усадить, объяснить, почему это важно, зачем им слушать учителя и тому подобное.

Как школа могла бы ответить на запрос учеников? Нужно создавать поддерживающую среду, объединять детей вне учебы, устраивать какие-то поездки, альтернативные занятия. Тогда дети смогут реализовывать свои возрастные потребности, а учителям не придется идти против ветра.

Подросток хочет понимать, зачем ему все эти знания, как он может их применить в жизни и как они соотносятся с его личностью.

Школа может дать фактические знания и навыки (умение анализировать, размышлять, писать тексты и так далее). Есть ядро знаний, которое все-таки обязательно должно быть. Это вопрос дискуссионный, но все-таки навыки письма и чтения нельзя проращивать без предметного содержания, с помощью которого мы учимся все это делать. Есть основы, которые нельзя не дать, есть актуальная информация. Об этом много споров: например, все обсуждают, какие книги должны быть в школьном курсе литературы.

В последнее время фокус смещается в пользу навыков, так как стала популярной концепция life long learning — обучение на протяжении всей жизни. Потому что умение структурировать информацию поможет человеку в будущем. Но как его наработать? Тренироваться на текстах из школьной программы. Важно понимать, что просто знание фактов — это не основная цель образования. Хотелось бы держать баланс между «я знаю» и «я умею».

 

Индивидуальные потребности

Это важный тренд в образовании — прогрессивные учителя думают о том, как сделать процесс обучения эффективным и интересным для каждого ученика, в то время как школьная программа едина для всех.

Дети учатся в разном темпе, кому-то нужно больше времени на освоение навыка, а другие ученики быстро усваивают новое. Каждый человек уникален. Но мы пытаемся учить всех одинаково — не потому, что мы плохие, а потому, что задача очень сложная. Как включить в процесс рассеянного ребенка? Как поддержать быстрого и смышленого? Как все это сочетать в одном классе, оставаясь бодрым и живым учителем? Это вызов, который мы принимаем каждый день.

Школа — это не только стены и уроки. Школа — это общение. И мы должны в него вкладываться. В общение с детьми, родителями, коллегами. Мы можем создать такую благоприятную среду, что большинство выпускников будут вспоминать школу как место, куда им хотелось бы вернуться.

         

 

Комментарии

Новикова Татьяна Валерьевна

Конечно ни что не умаляет той нагрузки, что выпадает на долю школьников в 21 веке: домашние задания, ожидания старших, влияние сверстников, ЕГЭ.Но не стоит забывать что точно такие же проблемы ожидают ребят и в других странах, а в ряде них коллектив меняется с каждой ступенью образования, классы переформировываются заново в зависимости от интересов, задатков и финансовой возможности. Поэтому иногда просто бывает странно слышать от родителей что именно к их ребенку нужно относиться с особой трепетностью. В 5 классе за него записывать в дневник домашнее задание, проверять помыл ли он руки перед едой, не утомился ли он на физкультуре и одел ли он шапку, а также объяснить учителю математике что без калькулятора решать примеры дикость какая-то.
А самая большая проблема заключается в том что в подходе к образованию дети, а также большинство родителей не видят смысла учиться. Когда по интернету и телевиденью превозносят лиц не имеющих оконченной школы. но получающих огромные капиталы. Когда педагоги получаю зарплаты, ниже грузчиков магазина. Когда не особо ответственные родители позволяют высказывание на всеобщее обозрения из разряда " я еще рожу. и буду получать лучше вас..." А буллинг в стороны преподавателей поставлен на конвейер. Образование не может функционировать.

Ломоносова Ольга Николаевна

Школа без домашних заданий не возможна. Повторение темы и её закрепление - это существенный плюс домашних заданий. Во Франции несколько лет назад экспериментально отменили подготовку домашних заданий. Результат оказался печальным: уровень знаний резко упал. Если отменить домашние задания в России, академические результаты школьников также могут ухудшиться — считают некоторые эксперты. Домашние задания - это тренировка, которая гарантирует успешное освоение темы, тренировка памяти учащихся. А вот снизить нагрузки, чтобы сохранить здоровье детей, необходимо.