Игры на развитие внимания, памяти
учебно-методический материал на тему
Игры на развитие внимания, памяти, самоконтроля, восприятия, мышления и речи, снятия страха
"Видеть то, чего не замечают другие, - это универсальный ключ к успеху." (Роберт Кийосаки)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_vnimaniya_pamyati_i_t.d.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Игры на развитие внимания.
- Будь внимателен.
- Зеваки.
- Буквы алфавита.
- Пишущая машинка.
- Слушай хлопки.
- Игры на развитие памяти.
- Запомни движения.
- Запомни своё место.
- Художник.
- Вот так позы!
- Развитие произвольных движений и самоконтроля.
- Запретный номер.
- Волшебное слово.
- Развитие произвольной активности детей. Формирование их
эмоциональной и волевой сфер, коррекции личностных нарушений. развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации.
- Иголка и нитка.
- Скучно, скучно так сидеть.
- Сова.
- Игры, способствующие успокоению, уменьшению возбуждения и
развитию самоконтроля.
- Слушай команду.
- Возьми и передай.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Я не знаю.
- Снятие страхов.
- Нарисуй свой страх.
- Весёлый цирк.
- Развитие мышления и речи.
- Где мы побывали, что мы повидали?
- Лишняя игрушка.
- Определи игрушку.
- Картинки-загадки.
- Ну-ка, отгадай!
- Пословицы.
- Определение.
- Перечисли предметы.
I
« БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН »
Цель - стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые
сигналы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры – дети стоят группой, свободно – на расстоянии 0,5 м друг от друга. В ходе маневрирования, руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку даёт
команды. Дети реализуют движения в соответствии с командой.
Команда Движение
«З А Й Ч И К И» Дети прыгают как зайчики
«Л О Ш А Д И» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь
бьёт копытом.
«Р А К И» Дети пятятся, как раки.
«П Т И Ц Ы» Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта
птиц).
«Ц А П Л Я» Дети стоя на одной ноге.
«Л Я Г У Ш К А» Дети приседают и скачут вприсядку.
«С О Б АЧ К А» Дети прижимают руки к груди и лают (собака
служит)
«К У Р О Ч К И» Дети ходят, «ищут зёрна» на полу и кудахчут
«ко – ко – ко».
«К О Р О В К И» Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и
пародируют мычание коров.
I
« ЗЕВАКИ »
Цель - развитие волевого (произвольного) внимания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры – дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180º и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала, подаваемого руководителем.
Если ребёнок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате.
Игра может быть закончена, когда в игре остаются 2 – 3 ребёнка. Они торжественно объявляются
победителями и все их поздравляют.
I
« БУКВЫ АЛФАВИТА »
Цель - развитие внимания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры – каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита.
Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена
названная буква, делает один хлопок.
I
« ПИШУЩАЯ МАШИНКА »
Цель - развитие волевого внимания, закрепление навыков чтения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры – каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита.
Ведущий произносит слово или пишет его на доске мелом.
Затем дети, которым присвоены буквы, входящие в названное
слово, хлопают в ладоши (по 1-му разу) в той последовательности,
в какой их буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано»,
все дети хлопают в ладоши.
Рекомендуемые слова для игры: ЁЖ, ДОМ, ТЫ, ПАПА, МАМА, ЦИРК, ШЁЛК,
ЧАЩА, КАША, РАМА, РУКА, ЛОЖКА, ВОДА,
БЫК, ГЕРБ, ГЕРОЙ, ЗАРЯ, СОК, ЭРА, Я, СТУЛ.
I
« СЛУШАЙ ХЛОПКИ »
Цель - развитие активного внимания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры – дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий
хлопнет в ладоши определённое количество раз, дети принимают
соответствующую позу (на 10 – 20 секунд)
Количество хлопков Поза детей
- Поза «цапли» (на одной ноге стоять, поджав другую).
- Поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и коленки
в стороны, руки – между ногами на полу).
3 Дети возобновляют ходьбу.
Замечание: До начала игры рекомендуется выучить каждую позу и отрепетировать: хлопок – поза.
II
« ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЯ »
Цель - развитие моторно-слуховой памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3 -4 действий.
Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в
котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Движение № 1 - присесть - встать - поднять руки - опустить руки.
Движение № 2 - поднять руки ладонями вверх («собираю дождик») - повернуть
ладони вниз - опустить руки вдоль туловища - поднять руки
по бокам в разные стороны.
Движение № 3 - отставить правую ногу вправо - приставить правую ногу -
отставить левую ногу влево - приставить левую ногу.
Движение № 4 - присесть - встать - повернуть голову вправо – повернуть голову
прямо. Повторить упражнение с поворотом головы в левую
сторону.
II
« ЗАПОМНИ СВОЁ МЕСТО »
Цель - развитие моторно-слуховой и пространственной памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: В зале каждый ребёнок запоминает «своё место». Например, у
одного ребёнка это место – угол, у другого – стул, у третьего –
около двери, у четвёртого - центр зала и т.д.
Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут
команды. По команде ведущего – «Место!», они разбегаются по
своим местам.
II
« ХУДОЖНИК »
Цель - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Из группы детей выбираются 2 ребёнка. Остальные - зрители.
Один из выбранных – «художник» (по желанию»), другой –
«заказывает ему портрет». «Художник» внимательно смотрит на
своего «заказчика». Затем «художник» отворачивается и по памяти
описывает внешность «заказчика».
Примечание: Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие
у Лены волосы?», «Какие у неё глаза?», «Во что она одета?» и т.д.
II
« ВОТ ТАК ПОЗЫ »
Цель - развитие наблюдательности и памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Из группы детей выбираются 5 человек. Один - водящий, другие –
участники, все остальные – зрители.
Четверо из пяти показывают водящему «свои позы». Он обходит
их, запоминает позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а
водящий повторяет их позы в той последовательности, в которой
он их увидел. «Зрители» оценивают, правильно повторяются позы
или нет. Если неправильно, то один из зрителей (по желанию)
выходит и повторяет позу.
III
« ЗАПРЕТНЫЙ НОМЕР »
Цель - развитие самоконтроля, самодисциплины, а так же закрепление навыков
устного счёта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Выбирается определённая цифра, например 4. Дети встают в круг
И по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3 … Когда
доходит очередь до четвёртого ребёнка, он не произносит цифру, а
хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве «запретных» выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15,
18, 21, 23, 25.
III
« ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО »
Цель - развитие производительности, самоконтроля и внимания.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры:
I. Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать
разные движения, а дети должны их повторить, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «пожалуйста» ведущий произносит в случайном порядке, через 2 - 4
движения.
II. Процедура игры такая же, как в I варианте, но тот, кто ошибается, должен выйти на середину и исполнить какой–нибудь «номер» (спеть песенку, прочитать стишок).
IV
« ИГОЛКА И НИТКА »
Цель - развитие произвольности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Выбирается водящий из детей. Под весёлую музыку водящий играет
роль иголки, а все остальные дети - роль нитки.
«Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей
«змейкой») - за ней.
Замечание: Если в группе есть «зажатый» ребёнок, то ведущий предлагает роль
«иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей,
у него будут развиваться коммуникативные и организаторские
способности.
IV
« СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ »
Цель - развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству
детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят
стулья, но их число на 1 меньше количества детей.
Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает
стишок: Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к
противоположной стене и стараются занять свободные стулья.
Проигрывает тот, кто остался без стула.
IV
« СОВА »
Цель - развитие произвольности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: «День». Дети сами выбирают водящего - «Сову», которая садится в
гнездо (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются.
Затем ведущий объявляет: «Ночь». Дети замирают, а «Сова»
открывает глаза и начинает охотиться. Кто из играющих пошевелится
или рассмеётся, того «Сова» ловит и он, в свою очередь становится
«Совой».
V
« СЛУШАЙ КОМАНДУ »
Цель - развитие способности к сосредоточению.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Дети маршируют. Затем ведущий шёпотом произносит команды:
«Сесть на стулья!», «Поднять правую руку», «Присесть»,
«Взяться за руки» и т.д. Дети выполняют команды и тренируются
способности «слышать».
V
« ВОЗЬМИ И ПЕРЕДАЙ »
Цель - развитие воображения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые
предметы, называя их. Например: Саша передаёт Свете «тяжёлый
чемодан», она еле – еле поднимает его, демонстрируя, какой он
тяжёлый.
VI
« Я НЕ ЗНАЮ »
Цель - развитие выразительных движений ребёнка, его коммуникативных
способностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Ведущий выбирает мальчика - «незнайку». О чём его ни спросят,
он ничего не знает. Дети задают «незнайке» разные вопросы, а он
молчит, разводит руками (или поднимает брови, опускает уголки
губ, поднимает плечи), т.е. изображает мимикой, что он «ничего не
знает».
VII
« НАРИСУЙ СВОЙ СТРАХ »
Цель - снятие страхов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Дети рассаживаются за столами. Ведущий предлагает им нарисовать
рисунок под названием «Мой страх». После того, как дети нарисуют
рисунки, необходимо обсудить чего боится ребёнок.
VII
« ВЕСЁЛЫЙ ЦИРК »
Цель - снятие страха перед темнотой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Каждый ребёнок получает какой-либо цирковой атрибут (клоунский
колпак, веер, нос клоуна, флажок и т.д.). Все предметы они
оставили в комнате и запомнили куда они их положили. Дети
выходят из комнаты, свет выключается, «как бы по ошибке».
Ведущий сообщает, что дети должны взять свои цирковые предметы
на счёт 1, 2, 3 и тогда начнётся игра в «Весёлый цирк». (Дети
вбегают в тёмную комнату, берут свои предметы и имитируют
цирковые роли в соответствии со своими предметами).
VIII
« ГДЕ МЫ ПОБЫВАЛИ, ЧТО МЫ ПОВИДАЛИ »
Цель - развитие мышления, речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» (те, кто будут
отговаривать) и группа детей, которые будут загадывать загадки.
«Дедушка и внучата» отворачиваются, а ведущий вместе с другой
группой детей тихо договариваются, какую «загадку» они будут
загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и
внучатам». Происходит такой диалог:
- Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Здравствуйте, внучата!
- Здравствуйте, ребята! - отвечает дедушка. Где вы побывали?
Что вы повидали?
- Побывали мы в лесу, там увидали лису. Что мы делали не скажем,
Но зато мы вам покажем!
Свою загадку ребята показывают в движениях. Например, они «собирают в
лесу грибы и ягоды».
Дети наклоняются, аукаются и т.д. После показа 1 – 2 загадок, выбираются
новые «дедушка с внучатами».
VIII
« ЛИШНЯЯ ИГРУШКА ».
Цель - развитие смысловых операций, анализа, и классификации
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: В комнате различные игрушки. Дети делятся на две команды.
I команда выходит на 2 - 3 минуты из комнаты. II команда
подбирает 3 игрушки, при этом 2 игрушки должны быть «из одного
класса», а третья – из другого.
Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Надо убрать
лишнюю игрушку. Игроки I команды должны в этом случае убрать
мячик, т.к. кукла и зайчик - живые, а мячик - нет.
Число игрушек можно увеличить до 4 – 5. Игрушки можно
заменить картинками из детского лото. Тогда игра будет называться
«лишняя картинка».
VIII
« ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ »
Цель - развитие восприятия, наблюдательности и мышления.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Разные игрушки стоят на столе или стульях. Выбирается один
водящий, который выходит из комнаты. В его отсутствие из детей
выбирается тот, кто будет загадывать загадку. Этот ребёнок должен
жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал.
Например: Задумана игрушка «зайка». Ребёнок прыгает, грызёт морковку и т.д.
Водящий должен отгадать название игрушки, выбрать её, взять в руки и
громко назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно!» или «Не
правильно!».
VIII
« КАРТИНКИ - ЗАГАДКИ »
Цель - развитие мышления и речи
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий, остальные - садятся на
стулья, они должны отгадывать.
Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие
картинки с изображением различных предметов (можно
использовать детское лото).
Водящий подходит к учителю и берёт одну из картинок. Не
показывая её остальным детям, он описывает предмет, нарисованный
на ней. Дети из группы предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал картинку.
VIII
« НУ-КА, ОТГАДАЙ »
Цель - развитие мышления и речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Группа детей делится на две подгруппы. I подгруппа тайно от второй
загадывает какой-нибудь предмет. II подгруппа должна отгадать
этот предмет, задавая вопросы. На эти вопросы I подгруппа говорит
только «да» или «нет». Обе подгруппы встают друг против друга.
В подгруппах дети встают друг за другом. Сначала задаёт вопрос
первый ребёнок из II подгруппы (например: «Оно живое?»), отвечает
первый ребёнок из I подгруппы («Да») и т.д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.
Замечание. 1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и
классификации:
«Оно живое (мёртвое) ?», «Оно находится в доме», «Это животное»,
«Это человек» и т.д.
- Если в течение 8 – 10 минут предмет не угадан, надо предмет
назвать, чтобы дети не заскучали.
- Рекомендуется загадывать известные всем предметы.
VIII
« ПОСЛОВИЦЫ »
Цель - развитие мышления и речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Ведущий предлагает простые пословицы. Дети должны предложить
своё объяснение смысла пословицы.
Спрашивать надо по очереди. Например – пословицу «Тише едешь -
- дальше будешь» дети объясняют так: «Надо ехать тихо, тогда без
происшествий доедешь быстрее». Или «Это значит – нельзя
безумно торопиться».
Пословицы: 1. Дело мастера боится.
- На все руки мастер.
- Без труда и в саду нет плода.
- Каков уход – таков и плод.
- Больше дела – меньше слов.
- Всякий человек у дела познаётся.
- Без дисциплины жить – добру не быть.
- Без работы пряников не купишь.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Труд - лучшее лекарство.
- Ученье и труд вместе живут.
- Почитай учителя как родителя.
VIII
« ОПРЕДЕЛЕНИЯ »
Цель - развитие мыслительных ассоциативных связей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет.
Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся
между двумя задуманных предметов и служащее как бы
«переходным мостиком» между ними.
Каждый ребёнок отвечает по очереди. Ответ должен быть
обязательно обоснован. Например, даются два слова – «сокол» и
«дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие
слова: «лететь» ( сокол взлетел на дерево), «вырезать» ( из дерева
вырезали фигурку сокола), «спрятаться» ( сокол спрятался в ветвях
дерева ) и т.д.
VIII
« ПЕРЕЧИСЛИ ПРЕДМЕТЫ »
Цель - развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты.
В это время на столе раскладываются предметы и замышляется
ситуация: «Я иду гулять», «В магазин идёт мама»,
«Я иду в школу» и т.д.
На столе должно лежать 7 предметов к данной теме.
Приглашается водящий, ему говорят тему и он смотрит на стол в
течение 5 – 10 секунд. Затем он поворачивается к столу спиной, а
лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи) на столе.
Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие
предметы он забыл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития внимания, памяти, мышления для 3, 4, 5, 6, 8 и 10 кл. Учебник "New Millennium English"
Данные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, мышления. Они современны и актуальны. Можно взять за основу и на основе создать свои согласно тем УМК , по которым вы работаете. Предлженные з...
"Музыкальные игры на развитие внимание, памяти и мышления" семинар - практикум для родителей.
Познакомитьродителей с музыкальными играми на развитие внимание, памяти и мышления. Этот материал поможет в домашних условиях развить и активизировать музыкальные и творческие спопобности детей....
Игры по развитию внимания и памяти для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Расстройства памяти и внимания у детей с отклоняющимся развитием встречаются с большой частотой и носят стойкий характер. Такие расстройства оказывают существенное влияние на развитие системных функци...
Игры на развитие внимания и памяти
Игры разработаны для обучающихся ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната №1....
Занятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.
Название мероприятияЗанятие по развитию артикуляционной моторики, фонематического слуха, по развитию внимания, памяти, воображения и самоконтроля.Дата проведения и продолжительность14.10.22 40 минУчре...
Авторский материал. Игры на развитие внимания, памяти, мышления детей 5-7 лет "Умная головушка"
В авторском материале представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов у старших дошкольников с ОВЗ...
Комментарии
Наталия Алексеевна, спасибо
Наталия Алексеевна, спасибо за замечательную подборку коррекционно-развивающих игр. Удачи Вам!
Игры на развитие внимания,..
Спасибо за материал, в настоящее время очень актуальны все затронутые в этой работе проблемы.
Игры на развитие внимания, памяти
Спасибо за отзывы, коллеги.
Игры
Настоящие детские развивающие игры. Интересная подборка.
Игры на развитие внимания, памяти
Спасибо за отзыв!