Инновационные технологии в социально - нравственном воспитании подростков в внеучебной деятельности

Неустроева Ольга Викторовна

Несмотря на то, что произошли и происходят  большие изменения в образовании и воспитании  (образовательные стандарты, социальные проекты, нововведения в  образовательные технологии), но в  воспитательных системах остается проблемой  организация внеучебной деятельности школьников. И внедрение новых  технологий и методов позволит улучшить результат образования и воспитания подрастающего поколения.    Социально - нравственное воспитание подростка состоит не только в усвоенных им знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных отношений к действительности. При организации процесса следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в истинный объект педагогической деятельности. Правильно осваивать, углублять и применять новые знания в окружающей действительности позволят инновационные технологии. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых дидактических и воспитательных программ направленных на социально –нравственное воспитание подростков. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в социально - нравственном  воспитании подростков  в внеучебной деятельности

(теоретический обзор).

    Перемены, произошедшие в обществе, за последние десятилетия, внесли свою,  лепту в социально – нравственное воспитание. Родители,  ставя на первый план   решение насущных проблем, все дальше отодвигали социально – нравственное воспитание подрастающего поколения. Педагоги и воспитатели без взаимодействия с родителями не могут достичь нужных результатов. Так как основное воспитание осуществляется в семье.  Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Несмотря на то, что тема социально – нравственного воспитания подростков была рассмотрена и проанализирована многими авторами, у нас возникает потребность в более детальном исследовании. Так как возникновение новейших  инноваций в системах  образования и воспитания позволяет использовать  их  в социально – нравственном воспитании подростков в внеучебной деятельности. Научные исследования, посвященные проблемам формирования нравственных качеств и аспектам социально – нравственного воспитания в целом были затронуты и отражены в трудах: Н.И. Болдырев, Н.К. Бородина, В.А. Беляев, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин и другие. Так же проблема социально –нравственного воспитания была поднята в работах: Петраковой Т.И., Цыгановой Е.В., Коробельщикова И.А., Гарифуллиной Р.С. и другие.  Проблема описана в статьях таких авторов как: Смирнова Е.О., Холмагорова В.М., Слободчикова В.И., Шувалова Г.Е. , Нефедова Н.А. и другие.

          Цель статьи заключается в теоретическом обзоре и обосновании необходимости внедрения инновационных технологий в социально –нравственное воспитание подростков в внеучебной деятельности.

       Несмотря на то, что произошли и происходят  большие изменения в образовании и воспитании  (образовательные стандарты, социальные проекты, нововведения в  образовательные технологии), но в  воспитательных системах остается проблемой  организация внеучебной деятельности.  Это связано с тем, что педагоги, воспитатели недостаточно знакомы с технологиями организации внеучебной деятельности подростков, а сложившаяся практика организации внеучебной деятельности не всегда сориентирована на раскрытие и использование педагогического потенциала новых технологий.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

        Использование новых образовательных технологий и методов в школе будет обеспечено через формирование современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновление квалификационных требований (в том числе, в рамках поддержки создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций) [1].

     В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.[2]

         Внедрение новых  технологий и методов позволит улучшить результат образования и воспитания подрастающего поколения.

     Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.     Социально-нравственное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации; осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организациях и органов управления). Социально-нравственное воспитывающее влияние становится принципиально достижимым только при наличии очень многих социально-педагогических обстоятельств. Результатом этого процесса становится формирующаяся социально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, близким. Это качество связано с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и развивается в процессе внутренней работы человека над собой.

        Принципами организации процесса социально-нравственного воспитания выступают: принципы единства переживаний и самовыражения; активной роли детей; отражения и преображения; безопасности; соответствия игровой деятельности культурно-исторической и социальной среде; использования диагностических возможностей игры. Критериями социально-нравственной воспитанности являются знания (в виде представлений и понятий) о социально-нравственных категориях (знаниевый, или когнитивный критерий); мотивация, отражающая отношения учащихся, как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия (мотивационный критерий) и способы реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенность социально-нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации (поведенческий критерий). [3].

       В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется все большее внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:

 -первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

-во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

- в третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.                        

      Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника [6].

      Корректировать социально – нравственные знания необходимо в соответствии с возрастными особенностями школьника, для эффективного использования  методов  и корректного подбора методик.

      Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром. Проблема родителей в том, что они позабыли, что тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы и что они  не пытаются понять своего выросшего ребёнка. [5].

       Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

       Без друга - взрослого подросток не может понять,  что свобода немыслима без долга и ответственности.  Нужно говорить с подростками как с равными о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом, и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека[6]. Раскрыть и расширить социальную компетентность подростков позволит их совместная деятельность в внеучебных  занятиях (проектах).

       В стандартах второго поколения внеурочная деятельность «объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [7].  В рамках внеучебной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая[8].

      В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должно затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях познания.  Рекомендуется при обсуждении такого рода информации инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии. Они позволяют подростку соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с отношениями  других детей и могут способствовать коррекции этих отношений – ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. [9].                                                                    

 Социально - нравственное воспитание подростка состоит не только в усвоенных им знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных отношений к действительности. При организации процесса следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в истинный объект педагогической деятельности. Правильно осваивать, углублять и применять новые знания в окружающей действительности позволят инновационные технологии.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых дидактических и воспитательных программ направленных на социально –нравственное воспитание подростков. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Именно поэтому применение инновационных технологий,  методик разработанных с учетом иноватики, так необходимо внедрять в социально – нравственное воспитание подростков.

Литература.

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации

на период до  2020 года. Минэкономразвития России .Москва, 2010.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.    заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.

3. Лахин Руслан Александрович. Автореферат диссертации «Народная игра как средство социально – нравственного воспитания младших школьников и подростков». 13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования.

4.  Кондратьева Наталья Валентиновна, Журнал «Классное руководство и воспитание школьников»  http://festival.1september.ru/articles/600234/.

5. Яковлева Светлана Владимировна. Статья «Сложная задача воспитания подростков».http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/nravstvennoe-vospitanie-i-razvitie-lichnosti/

6. Шувалова Г.Е. Статья «Духовно – нравственное воспитание подростков» 17.03.2012 г. http://do.gendocs.ru/docs/index-111832.htmlю

7. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

8. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы I научно–практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3–10 октября 1993 г.  / Под ред. В.Я.Ляудис. – М., 1994.

9.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.– М.: Новая школа, 1996. – 160 с.