Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"
план-конспект по теме

Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Hod_uroka.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Колесникова Светлана Николаевна – учитель изобразительного искусства

Вельц Елена Петровна – учитель начальных классов

МОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2»

Интегрированный         урок

(краеведение +  ИЗО)

          Урок можно дать в любом классе со 2-го по 4-ый

Пояснительная записка.

       

В.А.Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно

 сделать так, чтобы это открытие стало , прежде всего , познанием природы , человека и Отечества , чтобы в детский ум и сердце  входила красота  настоящего человека , величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, « открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги ».

    Курс «Краеведение» является интегративным курсом для четырехлетней

общеобразовательной школы по региональному компоненту.

.

  С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации

интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных  знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

   Этим восстанавливается естественно - природный процесс познания мира учащимися.

       Результатом интегрированного обучения является повышение уровня знаний по

предмету, в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением  учебного материала с позиции ведущей идеи.

 В эмоциональном  развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы.

В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут

быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностно-

го отношения к тем или иным явлениям процессам.

       С позиции раскрытых выше положений предлагается конспект интегрированного урока.

При решении задач обучения, воспитания и развития, учащихся акцент делается на

задаче развития: наблюдая, сравнивая, классифицируя  объекты и явления  окружающего мира, выясняя их  закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы краеведческого знания в процессе активной познавательной  деятельности.

  Уроки в классе часто начинаются с красивой музыки, стихотворения, рассказа или беседы.

Всё это рождает у детей интерес и любовь к природе.

При объяснении нового материала учитель опирается на знания учащихся, задавая вопрос:

« Что вам известно об этом »

  Важной работой является поиск и самостоятельное чтение дополнительной литературы.

В конце каждого урока детям в качестве домашнего задания предлагается найти и оформить материал на заинтересовавшую их тему и публично выступить на следующем занятии.

  Данный урок входит в состав раздела «Я и живая природа Алтайского края».

В содержание урока входит практическая художественная деятельность учащихся.

Цели урока:

1.Обобщить и расширить знания обучающихся о перелетных и зимующих птицах родного края, формировать художественный интерес к окружающему миру, углубить знания об

 анималистическом жанре.

2.Развивать наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

3. Создать  условия  для воспитания бережного отношения ко всему живому, чувства удивления красотой природы, поддержание познавательного интереса у детей с помощью поиска дополнительной информации.

  Дидактические принципы:

  1. . Принцип  самоактуализации
  2.  Принцип индивидуальности.
  3. Принцип субъектности.
  4. Принцип выбора.
  5. . Принцип творчества и успеха
  6. Принцип доверия и успеха

Методы: наглядный, словесный, практический.

     Оборудование:

  1. Медиапроектор.
  2. Интерактивная доска.
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Аудиозапись голосов птиц.
  5. Картинки с изображением птиц.
  6. Альбом для рисования, кисти, гуашь, салфетки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ход урока:

1.Звучит музыка «Голоса птиц»

- Закройте глаза и представьте то , что услышите. Какие звуки услышали? (шум дождя, голоса птиц)

- Вы догадались о ком пойдет речь на уроке? (о птицах)                                                                                                   Правильно именно о птицах .

-Алтайский край отличается особым богатством птиц.

На территории края зарегистрировано более 270 видов птиц. Сегодня мы поговорим только о некоторых из них, о тех  кого чаще видим.

                                                                                                                                                                                                                           

2.Загадки о птицах.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица…(грач).

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать - дворец

Прилетай скорей,…(скворец).

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит…(сорока).

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

- Ку-ку…Ку-ку,-

Не спит опушка.

А птицу эту звать…(кукушка).

- Что общего между этими птицами? (перелетные).

3.Слайды: Перелетные птицы  

  1. Грач

-Что знаете про грача?

Весной они первыми прилетают к нам. Гнезда делают на вершине дерева на высоте до 3 метров и более. Питаются как животной, так и растительной пищей: потребляют зерна, насекомых и их личинок. При вспашке полей грачи ходят за трактором и поедают вредителей полей.

                                                                                                                                                        Следуя за плугом, в день  грач способен уничтожить до 400 червей.

2)Трясогузка

Весной появляется к началу ледокола на реках. Гнездо устраивает в самых разнообразных, казалось бы неподходящих местах: под мостом, около кочки, в поленнице дров.Очень подвиж-на. Целый день бегает и трясет хвостом, за что и получила свое название. Питается  насекомы-ми   с земли или взлетает в воздух.

.

3)Кукушка

-Как вы думаете за что она получила свое название? Конечно за то, что она кукует. Во многих странах название этой птицы звучит похоже. Чехи называют ее «кукачка»,немцы «кукук», ита-льянцы  «кукуко».

                     

                                                                                                                                                               

Особенность этой птицы в том, что она сама не высиживает и не выкармливает своих птенцов.

Почему? Питается птица мохнатыми гусеницами, а птенцов нужно кормить насекомыми.

Взрослая кукушка уничтожает огромное кол-во гусениц-вредителей деревьев.

4) Ласточка

Гнезда устраивает на чердаках, сараях и под мостами. Гнездо имеет форму шара с боковым входом.

Корм ласточки добывают на лету.

Семья ласточек за лето уничтожает около 1 млн. насекомых.

5) Скворец

Селится рядом с человеком. Защитник наших садов и огородов. Семья  скворцов за день добывает

350 гусениц, жуков, личинок.

Физминутка.

4.Работа по карточкам.

Зачеркни одинаковые буквы в каждом ряду и узнаешь слово:

ДСДКДИКНКИКЦАК(синица)

ВСВОВРВОВКАВЬВ( сорока)

ВАОАРАОАБАЕАЙА (воробей)

МДМЯМТМЕМЛМВВВ (дятел)

Синица, сорока, воробей, дятел. Что общего между ними?(зимующие)

Слайд «Зимующие птицы»

                         

1)Синица

Кормится насекомыми, которых отыскивает на листьях, ветвях и стволах деревьев.

Зимой ее рацион составляют семена растений .

  1. Сорока

Что знаете про сороку? Ее зовут «белобокой».Очень нарядная птица ,да  характер неужив-чивый. Вечно она кричит, ссорится.

Сорока всеядная птица.

        3)Воробей

Самые многочисленные оседлые птицы . Ведут стайный образ жизни.

Птенцов выкармливают только насекомыми. Огромную пользу приносят  воробьи, очищая        поля , сады и огороды от вредителей.

Любит эта птица и семечки, и зерно, и ягоды.

4)Дятел (доклад Никиты)

Пролетные птицы (снегирь, свиристель) слайды        

Заключение. Слова М.Пришвина.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

-Как понимаете эти слова?

-Чем каждый из нас может помочь природе?

- Переходим ко второй части урока.

                     Слайд № 16

- Ребята, мы сейчас говорили о том сколько  пользы приносят нам птицы, а что вы еще можете сказать, если посмотреть на «братьев наших меньших» глазами художника? (птицы – это часть природы, они украшают окружающий нас мир)

Беседа об анималистике.

- А знаете ли вы, что художника, который рисует животных, называют анималистом? Потому что «animal» - по-английски «животное». Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами. А жанр - анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов (краски они брали из земли, глины, трав). Они преклонялись перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, пышных иллюстрациях, скульптурах,  фресках, росписи предметов быта.

Анализ внешнего вида птиц

При помощи интерактивной доски учитель из геометрических фигур изображает птицу.

Форма крыльев, хвоста, туловища, головы, ног, клюва, шеи  также окраска пернатых удивительно разнообразны. В очерке тела любой птицы лежат простейшее геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, голову окружностью, наложенной на абрис (силуэт) туловища или несколько смещенной вверх либо в сторону. К окружности головы пририсовывают ромбический клювик, к овалу туловища - уголками крылья и хвостик в форме трапеции; обозначают глаза, тонкие ножки с пальцами, перья линиями и штрихами, очерчивающими форму частей и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.

- Из каких геометрических фигур составлен рисунок птицы?  

                   Слайд № 17.

Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания и образа жизни.

При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона.

  • клюв  бывает  длинный,   короткий,  широкий,  узкий, прямой и кривой; (приведите примеры)
    —        шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая;

—        ноги - длинные, короткие и средние.

—        крылья    и    хвост    также    бывают    длинными    или короткими;

Оперение и окраска птиц очень разнообразны; в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения. ( Свиристель, снегирь, синица и т. д.)

А сейчас подумайте и скажите какую птицу вам  хотелось бы изобразить. ( ответы детей)

Работа по динамической таблице, на  которой показана последовательность изображения птицы.

  Слайд № 18.

На первой схеме показаны этапы работы, если  вы хотели бы изобразить воробья, кукушку, синицу …

Второй схемой воспользуются те, кто решил нарисовать снегиря.

А третья схема – для дятла.

Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги.

                              Слайд № 19.

                                        Слайд № 20

Перед вами изображения птиц, о которых мы сегодня говорили. Теперь можете приступить к рисованию.

Анализ общих ошибок.

Рефлексия.

Итог урока, экспресс – выставка лучших работ (у доски). Оценка работ. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Самоанализ занятия интегрированного кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведение. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Тема урока: Зимующие птицы нашего краяЦели занятия: Сформировать представление о зимующих птицах...

Урок краеведения. Коренные жители Кольского края. Саамская сказка "Чахкли"

Урок направлен на формирование общего представления о культуре и быте коренных жителей Кольского полуострова; знакомит с устным народным творчеством саамского народа....

интегрированный урок краеведения и музыки " Кантеле напевы.Искусство карельского народа" 2 класс

данный урок представлен в виде технологической карты с использованием технологий деятельностного типа и приёмов музыкальной терапии...

Урок-викторина. Зимующие птицы Хабаровского края.

Интересное занятие может быть использовано как на уроках окружающего мира, так и во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....