Конкурс молодёжных проектов
«Челябинская область это мы !»
Название проекта «Формирование у подростков
здорового образа жизни.»
Проект подготовил
Матвеев Данил Евгеньевич
ученик МБОУСОШ №6
Чебаркуль
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2-5
Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового
образа жизни 5-8
Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования
основ здорового образа жизни у детей 8-18
Вывод 18
Заключение 19-20
Литература 20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи :смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия .
Здоровье населения России - высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;
стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);
изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);
Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей , подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.
Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.
Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.
Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.
2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.
3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.
4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.
Методы исследования:
анализ различной литературы
анкетирование, тестирование
Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе
Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.
Глава I.
Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:
было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни "образ жизни советского человека". Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором
С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.
По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.
Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.)[1].
Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного.[2]
Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования
основ здорового образа жизни у детей
В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.
Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.
Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.
Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:
1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма
беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;
изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;
участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;
встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.
2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.
беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;
урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;
консультации с врачами – специалистами, психологами;
систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;
проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;
уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;
акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.
Участие в городских и областных соревнованиях.
Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);
городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13
областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)
муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);
«Лыжня румяных» 25.02.2014;
лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;
городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);
Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);
областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;
городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);
городские соревнования по биатлону;
турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);
городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;
городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);
городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);
городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.
Результаты медицинского осмотра
Подлежало медосмотру – 476 чел.
Прошли – 378 чел., 79,4%
Здоровы – 28%
Результаты медицинского осмотра
Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)
Спартакиада учителей образовательных школ
Количество обучающихся 2014-2015 учебный год , занимающихся в
системе дополнительного образования в других учреждениях города
Спортивно-технических | Общеинтеллектуаль ных | Научно-технических | Социально-педагогических | Военно-патриотических | Духовно-нравственных | Культурологических | технических | Итого |
ЦДТ-159 ДШИ-5 Горький-10 КЮТ-3 | ЦДТ-26 Бассейн-167 ДЮСШ-11 МУФиС-38 Ледовый-11 | ЦДТ-12 | - | ЦДТ-6 | ЦДТ - 202 | ДШИ-2 | ЦДТ-20 | |
177 33,8% | 255 48,7% | 12 2,3% | - | 6 11% | 202 42,4% | - | 20 0,3% | 138,5% |
3. Организация и проведение спортивно- оздоровительной работы в школе.
организация деятельности спортивных секций по ОФП, баскетболу, волейболу, футболу, спортивному туризму;
традиционные спортивные состязания среди учащихся;
школьные Дни здоровья, Всероссийский День здоровья (7 апреля);
организация летнего и зимнего походов на Таганай (г. Златоуст), в национальный парк «Зюраткуль», на озеро «Малый Сунукуль» (руководитель Вахнин К.В., Дышаев И.В.)
школьная военно-спортивная игра «Зарница»;
военно-полевые сборы кадетов (2 раза в год);
4. Участие в городских и областных соревнованиях.
Занятость учащихся школы в спортивных секциях
Параллели | 2012-2013 учебный год | 2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | |||
Школа | Другие организации | Школа | Другие организации | Школа | Другие организации | |
5 | 26% | 18% | 24% | 16% | 25% | 15% |
6 | 27% | 14% | 25% | 18% | 26% | 19% |
7 | 33% | 17% | 26% | 11% | 27% | 16% |
8 | 36% | 6% | 38% | 19% | 39% | 21% |
9 | 21% | 16% | 19% | 21% | 25% | 22% |
10 | 18% | 18% | 16% | 12% | 18% | 18% |
11 | 21% | 14% | 26% | 12% | 26% | 14% |
По школе | 26% |
| 26% |
| 28% |
|
Наблюдается положительная динамика увеличения количества учащихся к занятиям спортом, как в школе, так и в других спортивных организациях.
Рейтинг участия учащихся в спортивных мероприятиях
| 2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014 – 2015 уч.г. | |||
городские | командные | личные | командные | личные | командные | личные |
1 место | 1 | 8 | - | 5 | 1 | 4 |
2 место | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 4 |
3 место | 3 | 6 | 4 | 7 | 2 | 3 |
4 место | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 |
областные |
|
|
|
|
|
|
1 место | 1 |
|
| - | 1 | - |
2 место | - | 1 | 1 | - | 1 | - |
3 место | 2 | 1 | 1 | - | - | 1 |
4 место | 1 | - | 1 | - | 1 | 2 |
Ежегодно учащиеся школы показывают стабильные показатели в командных и личных спортивных достижениях, завоёвывая призовые места больше всего в городских соревнованиях.
На протяжении многих лет в ОО отслеживается состояние здоровья детей, выявляются причины в отклонении здоровья и намечаются мероприятия по его сохранению и укреплению.
В школе имеется база данных о физическом развитии каждого обучающегося.
Школьный медицинский работник участвует во всех оздоровительных мероприятиях школы, проводятся плановые вакцинации и осмотры уч-ся, ежедневно проводится учёт посещаемости учащимися учебных занятий, заполняются индивидуальные медицинские карты на каждого ученика, проводятся также плановые медосмотры для учащихся и кадетов.
Результаты медицинского осмотра учащихся за 2011-2015уч.г. показывают отклонения в физическом здоровье учащихся. Из числа прошедших медосмотр только 30% учащихся являются здоровыми. Наиболее распространёнными заболеваниями являются заболевания костно-мышечной системы и зрения. Поэтому, здоровьесберегающий фактор является одним из основных направлений в воспитательной системе школы.
Обзорная сравнительная таблица показывает наиболее распространённые заболевания среди обучающихся и помогает скорректировать работу по контролю за физическим состоянием обучающихся и возможности исправления недостатков.
Отнесенность к физкультурной группе
Пропаганда здорового и безопасного образа жизни предусматривает сформированность у обучающихся представления о:
- позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности.
Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
В пропаганде здорового образа жизни используются следующие мероприятия:
- беседа медработника (педиатра, нарколога, школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета учащегося;
- проблемная беседа или дискуссия (диспут, мозговая атака), подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками;
- «классный видео-час», с обсуждением видеофильма или фрагментов кинолент, записи, телепередачи, сделанных самим педагогом.
В беседах с детьми, помимо традиционных тем: болезни наркоманов, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, эпидемии, обратить внимание на такие проблемы, как: преимущества жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков; милосердие, доброта и здоровье; природа и здоровье; любовь и здоровье; здоровье и успешная карьера; мода и здоровье; музыка и здоровье; модная фигура и здоровье; спорт и здоровье; компьютерные игры и здоровье; СМИ и здоровье, участие в спортивных мероприятиях..
Президент РФ Владимир Путин своим Указом от 24 марта распорядился ввести в действие физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) с 1 сентября 2014 года.
Правительство по согласованию с Министерством спорта должно разработать региональные планы мероприятий по поэтапному внедрению ГТО до 1 августа.
В 2014-2015 учебном году стартовала единая городская декада по сдаче норм ГТО в конце учебного года, пока приняли участие только 3 класса: 6в,7в,8б кл. Подготовка молодежи к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно. Не только обучающиеся, но и коллектив учителей в течение 5 лет принимают участие в Спартакиаде работников образования и сдаче норм ГТО.
Анализ посещаемости учащимися спортивных и оздоровительных секций показывает высокий процент в ЦДТ и МУФиС (плавательный бассейн «Олимп» и Ледовый Дворец им. Харламова)
Таблица 6. Занятость в системе дополнительного образования МОУ СОШ №6
2011-2012 уч.г. | 2012 – 2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. | 2014-2015 уч.г. | |||||
Количество кружков | % количество обучающихся | количество «группы риска» | % количество обучающихся | количество «группы риска» | % количество обучающихся | количество «группы риска» | % количество обучающихся | количество «группы риска» |
1 | 80% | 2,1% | 82% | 2,2% | 88% | 2,5% | 92% | 3,2% |
2 | 38% | 1,4% | 42% | 1,8% | 44% | 2% | 56% | 2,2% |
более 2-х | 24% | 0,8% | 27% | 1,2% | 36% | 1,3% | 39% | 1,5% |
не посещает | 5% | - | 4% | - | 3% | - | - | - |
В школе функционировали 21 кружок, из которых 7 кружков - для кадетов в рамках дополнительного образования, другие кружки представлены разными направлениями: «Гармония звука» , «Вокал», «Счастливый английский», «Путешествие в Королевство», «Вдохновение», «ЮИД» (Юный друг инспектора), «ДЮП» (Дружина юных пожарных), «Юные друзья леса», «Краевед», «Акварель», «Рукодельница» , спортивные секции по баскетболу и волейболу и др. Согласно данным, 602 (115%) учащихся заняты были в школьных кружках, учитывается, что кадеты и некоторые учащиеся заняты сразу в нескольких кружках.
Вывод
Анализируя работу по формированию основ здорового образа жизни у детей, анализируя полученные результаты по данной теме, можно сделать следующие выводы:
можно добиться определённых результатов, а именно:
- активизации и заинтересованности детей и родителей в вопросах валеологического образования;
- активизации детей к осмыслению общественных ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций;
- установление взаимного доверия между педагогами и родителями в вопросах валеологической помощи дошкольникам;
- снижение заболеваемости в группе, в связи с повышением уровня знаний у детей об основах здорового образа жизни.
Заключение
Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию — быть здоровым.
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущие нашей страны — счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми — сделать их здоровыми! Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. Решение этой проблемы – сохранение и укрепление здоровья детей, требует совместных усилий и координации деятельности педагогов, медицинских работников, психологов, родителей. Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей культуры. Программа нашей школы сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
• неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия;
• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения, особенности отношения обучающихся к своему здоровью, порой нежеланием даже посещать уроки физической культуры.
Литература
1. Воронецкая Л.Н., Попок Е.А. Здоровый я - здоровая страна /Минск: Красико-Принт, 2008. - 128 с. - (Деятельность классного руководителя).
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.
3. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.
4. Дубровский, В. Гигиена физического воспитания и спорта В. Дубровский. – М. : Владос, 2003. – 512 с.
5. Колбанов, В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения В. В. Колбанов. – СПб. : ДЕАМ, 1998. – 232 с.
6. Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. –М., 1982. – 40 с.
7. Преображенский И.Д Методика социально-психологической диагностики и группы// - М, 2005. – с. 122-125.
8. Перишова Д.А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. - М, 2005. – с. 145.
9. Тихомирова, Л. Ф. Как сформировать у школьника здоровый образ жизни Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 192 с.
[1] Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.
[2] Лисицын, Ю. П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю. П. Лисицын. –М., 1982. – 40 с.
Как нарисовать китайскую розу
Рисуем подснежники гуашью
Весенняя сказка
Снежный всадник
Ах эта снежная зима