Помните мультфильм про 38 попугаев? Мартышка, попугай, питон и слон пытались измерить длину питона. Но они не знали как, и стали измерять его в мартышках, слонах и попугаях... С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длину предметов, время, площадь, объем и т. д. Порой, читая литературное произведение, параграф по истории или даже пословицу, сталкиваешься с проблемой - трудно представить себе внешний вид предметов или даже понять смысл некоторых описаний, не зная конкретной меры измерения.
Вложение | Размер |
---|---|
проект помог узнать старинные меры длины и сравнить их с современными | 43.82 КБ |
Научная статья.
Актуальность темы.
Помните мультфильм про 38 попугаев? Мартышка, попугай, питон и слон пытались измерить длину питона. Но они не знали как, и стали измерять его в мартышках, слонах и попугаях... С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длину предметов, время, площадь, объем и т. д. Порой, читая литературное произведение, параграф по истории или даже пословицу, сталкиваешься с проблемой - трудно представить себе внешний вид предметов или даже понять смысл некоторых описаний, не зная конкретной меры измерения. Например, знакомясь с образом Герасима в произведении Ивана Сергеевича Тургенева, я задумался, какого роста был «мужчина двенадцати вершков». А вот в сказке Ганса-Христиана Андерсена «Дюймовочка» - имя девочки названо старинной меры длины – дюймом. «Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом». У меня возник вопрос, какого роста была девочка, и что за дюйм, а сноски нет. Или почему появились известные фразеологизмы: «Семи пядей во лбу» и «Коломенская верста». А нужно ли современному человеку знать старинные меры длины? И что значит измерить длину?
Цель моей работы: выяснить, какие единицы измерения существовали раньше и какими человек пользуется до сих пор на примере единиц измерения Древней Руси. Как можно измерить рост человека при помощи рук? А классную комнату в каких единицах удобно измерить?
Задачи:
- проанализировать и сравнить старинные меры длины и выяснить их происхождение, изучив литературные источники;
- рассмотреть значение единиц измерения в жизни современного человека;
- найти и объяснить примеры использования старинных мер длины в литературных текстах, пословицах и поговорках;
-выяснить какие старинных единиц измерения знают старшеклассники;
- обобщить полученные результаты;
- сделать буклет о старинных единицах измерений;
-шагомеры;
-познакомить с результатами своей работы учащихся школы.
Методы:
- консультирование с библиотекарем, учителем математики;
- изучение литературы и интернет ресурсов;
- проведение блиц-опроса;
- измерение одноклассников; классной комнаты
- проведение анкетирования
2.Основная часть.
Изучив литературу по теме проекта, а также пролистав немало книг в библиотеке и страниц в интернете, хочу поделиться с вами своими исследованиями.
На ранних ступенях развития общества люди почти не умели считать. Они отличали друг от друга совокупности двух и трех предметов, например: о численности группы из двух предметов они говорили: «Сколько же, сколько глаз у человека», а о множестве из двадцати предметов: «Столько же, сколько пальцев у человека». Потом считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена означало, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если у кого-то было двадцать коз, это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги. Всякая совокупность, содержавшая большее число предметов, объединялось в понятие «много». В Древней Руси неопределенно большое количество обозначало слово «семь». Русские пословицы сохранили память об этой эпохе: «семь раз отмерь – один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу», «семь бед – один ответ», «двое пашут, а семеро руками машут», «семеро одну соломку подымают», «семеро одного не ждут». Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.
Основные древнерусские меры длины носят названия частей тела. Меньшая мера – малая пядь – является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23см. Локоть - расстояние от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца руки, соответствует двум большим пядям – около 46 см. Эта единица измерения имела свой вариант – локоть со сжатыми пальцами равнялась размеру в две малые пяди.
Сажень - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению и величине саженей было больше десяти. «Маховая сажень» - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (около 1,76) . «Косая сажень» - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки (примерно 248 см). Используется в словосочетании: «у него косая сажень в плечах» (в значении - богатырь, великан).
Интересный и смешной факт случился во время моего изучения единицы длины: где 1 вершок = 4,4 см. Возвращаясь к описанию роста Герасима, стало забавно, что «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём» возник в образе несуразного карлика (4,4*12) ростом 53 см. Однако, покопавшись глубже, обнаружил, что при использовании вершков для измерения роста людей, результаты выражались особым образом. В этих случаях в вершках указывался не собственно рост, а только то, насколько он превосходил два аршина. Пришлось узнать, что аршин равен чуть больше 70 см. Поэтому для получения истинного роста к значению, выраженному в вершках, следует прибавлять два аршина. Это означало, что рост Герасима равен 12 вершков + 2 аршина, что составляет приблизительно 195 см. (53+71*2).Читая книгу «Дождь на радуницу» я нашел фразеологизм «Семи пядей во лбу» и выяснил его значение. «Слушай, а что за парень этот Сашка?.. — Парень как парень. Обыкновенный. Как мы с тобой. Не лучше, не хуже… «В том-то и дело — обыкновенный, — думал Иван. — Если бы был какой-нибудь выдающийся, семи пядей во лбу, я бы легко понял, почему она его помнит, не хочет забывать» (Вячеслав Шугаев).Оказывается, так говорят про очень умного человека, предполагая, что высота лба пропорциональна уму. Употребляя это выражение, мы, конечно, не задумываемся о том, что точности оно обозначает. «Пядь», или «четверть», — старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами на один метр двадцать шесть сантиметров. Вряд ли такой умник был бы доволен своей внешностью. Слово «пядь» участвует еще и в выражениях «ни пяди», «ни на пядь» («ни капельки», «нисколько»).
Идеальные пропорции фигуры девушки люди пытались определить во все времена. Самый древний канон о пропорции тела датируется 3000 годом до н.э. С тех пор он неоднократно изменялся. Основными мерками были длина стопы, лица, головы. Основными мерками были длина стопы, лица, головы. Я предлагаю здесь законы пропорции тела, которыми пользовался Леонардо да Винчи: пропорции фигуры человека 1 длина ладони равняется длине 4 пальцев, стопа равна 4 ладоням, рост человека – 24 ладони; расставленные ноги и поверхность пола образуют равносторонний треугольник; рост равен полному размаху рук и т.д.
«Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» – воскликнул средневековый философ Марсилио Сичино. И я принялся за определение своего роста с использованием старинных мер длины. Итак, мой рост 1м 44см =2 аршина и полвершка(2 см)=8 пядей=33 вершка=3,2 локтя.
В литературе мне запомнилась одна фраза, что рост человека равен 1,02 маховой сажени. Я дома измерил свой рост и маховую сажень и нашел их отношение 144/141=1,02. У меня получилось идеально. Тогда я решил проверить отношение у своих одноклассников.
Мальчики 5 В класса
Фамилия,имя | Рост | Маховая сажень | Результат деления |
Дубко Илья | 144см | 141см | 1,02 |
Сладкомедов Алексей | 153см | 149см | 1,03 |
Щербина Евгений | 144см | 147см | 0,98 |
Аветисян Аветис | 133см | 123см | 1,08 |
Лебедев Алексей | 163см | 155см | 1,05 |
Саркисов Кирилл | 174см | 173см | 1,01 |
Попков Иван | 156см | 146см | 1,07 |
1067см | 1034см | 1,03 |
Девочки 5 В класса
Фамилия,имя | Рост | Маховая сажень | Результат деления |
Углачева Маргарита | 144см | 139см | 1,03 |
Наумова Людмила | 147см | 139см | 1,06 |
Панченко Полина | 146см | 146см | 1,00 |
Иноземцева Настя | 152см | 148см | 1,03 |
Дусар Светлана | 146см | 147см | 0,99 |
Данич Дарья | 146см | 141см | 1,04 |
Черненко Виктория | 162см | 153см | 1,06 |
Шадрина Настя | 153см | 153см | 1,00 |
Бережная Настя | 150см | 146см | 1,03 |
Дивченко Екатерина | 144см | 140см | 1,03 |
Гузь Екатерина | 150см | 151см | 0,99 |
Пенькова Екатерина | 140см | 137см | 1,02 |
1780см | 1740см | 1,02 |
Итак, средне статистически: из 19 человек идеально сошлось отношение роста к маховой сажени у 2 человек, у девочек в среднем идеально-1,02, у мальчиков почти 1,03.Общий рост класса 2847см-маховая сажень 2774см. Их отношение равно-1,026.
Маховая сажень взрослого человека- 2,5 аршина или 177,5 см. Почти приблизился к идеалу - Саркисов Кирилл -173см. Значит, для того чтобы измерить длину предмета в прикидку можно расставить руки и длина будет известна.
Рост моих одноклассников я также выразил в разных единицах измерения:
№п/п | Фамилия Имя | Рост в см | Вершок 4,4см | Пядь 18см | Локоть 45см | Аршин 71см |
1 | Дубко Илья | 144см | 32,7 | 8 | 3,2 | 2,02 |
2 | Сладкомедов Алексей | 153см | 34,7 | 8,5 | 3,4 | 2,15 |
3 | Щербина Евгений | 144см | 32,7 | 8 | 3,2 | 2,02 |
4 | Аветисян Аветис | 133см | 30,2 | 7,38 | 3,0 | 1,87 |
5 | Лебедев Алексей | 163см | 37,0 | 9 | 3,6 | 2,29 |
6 | Саркисов Кирилл | 174см | 39,5 | 9,7 | 3,9 | 2,50 |
7 | Попков Иван | 156см | 35,5 | 8,7 | 3,5 | 2,19 |
8 | Углачева Маргарита | 144см | 32,7 | 8 | 3,2 | 2,02 |
9 | Наумова Людмила | 147см | 33,4 | 8,2 | 3,3 | 2,07 |
10 | Панченко Полина | 146см | 33,2 | 8,1 | 3,2 | 2,06 |
11 | Иноземцева Настя | 152см | 34,5 | 8,4 | 3,4 | 2,14 |
12 | Дусар Светлана | 146см | 33,2 | 8,1 | 3,2 | 2,06 |
13 | Данич Дарья | 146см | 33,2 | 8,1 | 3,2 | 2,06 |
14 | Черненко Виктория | 162см | 36,8 | 9 | 3,6 | 2,28 |
15 | Шадрина Настя | 153см | 34,7 | 8,5 | 3,4 | 2,15 |
16 | Бережная Настя | 150см | 34,0 | 8,3 | 3,3 | 2,11 |
17 | Дивченко Екатерина | 144см | 32,7 | 8 | 3,2 | 2,02 |
18 | Гузь Екатерина | 150см | 34,0 | 8,3 | 3,3 | 2,11 |
19 | Пенькова Екатерина | 140см | 31,8 | 7,7 | 3,1 | 1,97 |
2847см | 34,0 | 8,32 | 3,3 | 2,11 |
Но я продолжил работу и решил измерить классную комнату в маховых саженях. Мне пришлось просить помощи одноклассников. Измерения проводили на уровне размаха рук.
Длина комнаты | Ширина комнаты |
5,5 маховых сажени | 4 и еще чуть маховой сажени |
8 м | 6 м |
Посмотрев таблицу я пришел к выводу, что современные единицы измерения точнее, привычнее и практичнее.
А как же измеряли в старину большие расстояния?
Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста, или поприще. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. В дальнейшем это расстояние равнялось 1066 м. До нашего времени сохранились пословицы: «Любовь не верстами измеряется», «Москва верстой далека, а сердцу рядом», «От слова до дела целая верста». Мне же предстояло выяснить, что означает выражение «Коломенская верста». В XVII веке русский царь Алексей Михайлович Романов расставил от Москвы до своей любимой летней дачи в селе Коломенском высокие каменные столбы-версты, которых в России еще не бывало. Его сын Петр I расставил столбы уже по всем почтовым дорогам, но по размерам они были значительно меньше. Позже о высоком, долговязом человеке стали говорить: ростом с коломенскую версту.
Не было народа, который не изобрел бы своих единиц измерения. Моряки измеряли путь трубками, то есть расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара, в Японии – лошадиный башмак, то есть путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову.
У многих народов для определения расстояния использовалась единица длины стрела – дальность полета стрелы. Наши выражения «не подпускать на ружейный выстрел», позднее «на пушечный выстрел» – напоминают о подобных единицах длины.
В наше время очень актуально стало движение. Несмотря на ускорившийся ритм жизни, современный человек ходит значительно меньше, чем его предок. Это объясняется сидячей работой, наличием собственных автомобилей и изменившимся образом жизни людей. Однако людям нужно стараться чаще ходить, чтобы поддерживать свой организм в тонусе. Бабушка и мама рассказывали, что в детстве они играли в подвижные игры на улице: футбол, лапту, штандер, борьбу за знамя, чехарду, казаки – разбойники. Многие мои одноклассники свой досуг проводят за играми на компьютере. Поэтому очень важны стали шагомеры. Шагомер кто-то посчитает необходимым, а кто-то игрушкой для баловства... Например, некоторые японские исследователи утверждают, что человеку нужно ежедневно делать не менее 10 тысяч шагов. Но как людям подсчитывать свои шаги, ведь ходьба – процесс естественный, над которым человеку не свойственно задумываться. Несмотря на популярность шагомеров, многие люди по-прежнему не знают, зачем нужны эти гаджеты. Дело в том, что далеко не каждый человек понимает, зачем нужно считать свои шаги. Однако в этом нет ничего сложного. Подсчёт шагов преследует такие цели: контроль растрачиваемых калорий; мотивирование на прохождение больших расстояний; повышение эффективности прогулок; ведение учёта пройденных шагов за день, неделю или месяц. Итак, шагомер это действительно полезное устройство для людей, которые ведут активный образ жизни и следят за своим организмом.
В последнее время знание старинных мер длины стало актуальным. Тесты на их знание встречаются во всесоюзных проверочных работах, тестах единого государственного экзамена по математике для учащихся 11 классов.
Задание 9 № 506315 ЕГЭ сайт Гущина
Установите соответствие между названиями величин, встречающихся в русских пословицах и поговорках, и их приближёнными значениями:
ВЕЛИЧИНЫ |
| ПРИБЛИЖЁННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
А) От горшка два вершка Б) Косая сажень в плечах В) Семь вёрст не круг Г) Будто аршин проглотил |
| 1) 2,5 м 2) 9 см 3) 70 см 4) 7 км |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
3.Заключение
Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научился использовать старинные российские меры длины, узнал много исторических фактов Древней Руси.
Я считаю, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с подобной информацией, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений.
4.Литература и Интернет ресурсы
7. http://ru.wikipedia.org – Интернет словарь
8. http://nplit.ru – библиотека юного исследователя;
9. https://ege.sdamgia.ru/
Мост из бумаги для Киры и Вики
По морям вокруг Земли
Сорняки
Дымковский петушок
Браво, Феликс!
Комментарии
Молодцы! Познавательно!
Молодцы! Познавательно! Успехов!
Очень интересное исследование
Очень интересное исследование о старинных мерах длины: "сажень", "локоть" и т. д. Молодцы!