МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №49»
Тема: История возникновения открытки
Выполнил : ученик 6 «б»
Горюнов Аркадий
Руководитель: учитель английского языка
Вильмова Н.И.
2014 г.
План:
Введение
Когда-то люди придумали отправлять краткие весточки - приветы друзьям и родственникам на небольших карточках. Затем на них появились рисунки и фотографии. Сейчас объяснять, что такое открытка, нет необходимости никому – ведь полки современных книжных магазинов доверху завалены красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты. Более того, многие считают, что без открыток настоящий праздник в принципе не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья.
В последнее время, когда появилась возможность общаться через электронную почту, по телефону, значение открытки уменьшилось. Но сдавать свои позиции она не собирается, ведь так приятно получить ее, как знак особого внимания.
Открытки могут быть настоящими произведениями искусства, либо просто чем-нибудь веселым и "прикольным". И не всегда важно обращать внимание на то, что изображено на этих открытках. Гораздо чаще надо обращать внимание на подтекст - именно в нем выражены те мысли, которые порой трудно выразить в словах.
Цель работы - рассмотреть версии возникновения открытки.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выяснить, как появилась открытка,
- исследовать историческую ценность открытки, ее значимость в настоящее время;
- рассказать о проведенном исследовании на классном часе, сформировать у детей представление об истории возникновения открытки.
Предметом исследования в моей работе выступает изучение происхождения открытки.
Объект исследования: открытка.
Практическая значимость:
- использовать данный материал на классном часе, т.к. согласно проведенному исследованию никто не знает историю открытки,
- провести мастер-класс по изготовлению открыток на студии “Город мастеров”.
I. История возникновения открытки
Открытка - символ неспешной и прочной жизни конца девятнадцатого века. Хотят создатели открыток того или нет, открытка все равно несет в себе скрытый налет эпохи, рассказывая через столетия о вкусах, пристрастиях, эстетике, технологиях и государственном строе.
Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
Впрочем, у англичан есть свой взгляд на историю открытки. Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма". В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.
Обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками возник в Англии. Первым отправил новогоднее поздравление по почте англичанин Генри Коул, поздравляя своих друзей с наступающим 1843 годом. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» (Приложение 1). Именно она открыла путь типографскому производству открыток.
Однако у китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. К тому же, несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.
История развития открытки продолжилась в Германии. На германской почтовой конференции, проходившей в ноябре 1865 года, прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый «почтовый листок», где одна сторона предназначена для адреса, а другая – для текста. Однако это предложение было отвергнуто. Два года спустя появилось еще несколько подобных проектов.
В январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта. Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыния, Сербия и Чили.
В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.
Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы.
История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток такого назначения.
После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.
В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.
Более того, сейчас наметилась новая страница этой истории. С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную. Hand-made открытки – это маленькие художественные произведения, способные передать настроение и искренность чувств. В жизни много ярких и неповторимых событий, и так здорово вспоминать о них, рассматривая поздравительные открытки, которые вам присылали близкие люди.
II. Виды открыток
В современное время существует целый ряд открыток, которые имеют то или иное предназначение. Наиболее популярные виды открыток представлены ниже.
По тематике:
В наши дни, поздравительные открытки настолько популярны, что на сегодняшний день в обороте насчитывают более 15 миллиардов штук в год. США является мировым лидером по изданию открыток. В этой стране, более 500 компаний ведут активный открыточный бизнес. Второй страной, где открыточный бизнес популярен, можно считать Великобританию. В этой стране 250 компаний, которые занимаются изданием открыток.
Если говорить об открыточном бизнесе в России, то развиваться он начал еще в 90-е года. В наши дни, российский рынок открыток насчитывает около трех десятков операторов.
Как гласит статистика, на каждого россиянина приходится только 4 открытки в год, в то же время в США на одного человека приходится 37 открыток, а в Великобритании 48 штук в год. Такие показатели носят не только экономический характер, но и социологический. По показателям частоты отправления открыток, можно судить о состоянии общества. Социологи заявляют, что чем чаще люди в стране покупают и посылают один другому открытки, тем лучше жизнь в стране на сегодняшний день. Поздравительные открытки по своему формату, конструкции и отделки очень разнообразны. В последнее время, фантазия российских и зарубежных дизайнеров дошла до того, что теперь открытка представляет собой уже самостоятельный, отдельный сувенир. Сложенная высечка и ручная работа, превращают обычные открытки в сложенные конструкции. Сейчас в моде применять при оформлении различные аксессуары, в виде ленточек, вкладышей и прочего. Постепенно возрождается практика изготовления открыток из специфических материалов, таких как керамика, кожа, минералы, сухоцветы и многое другое.
Эта открытка имеет значительное преимущество перед другими изделиями, она не навязчива. Реклама, которая расположена на таких открытках, не подталкивает что-либо приобретать, наоборот, сама инициатива исходить от того человека, который берет такое изделие со стойки. Зачастую, ее применяют и в повседневной жизни, в виде закладки для книги, может быть использована в качестве яркой картинки на рабочий стол, ну и найдет применение в виде бланка для открытого письма. Яркий и эмоциональный дизайн открытки, зачастую очень важен для рекламного успеха.
Само понятие деловая открытка, появилось буквально несколько десятилетий назад и в наше время набирает высокие обороты. Такие открытки предназначены для того, что бы с их помощью можно было легко и красиво поздравить своего партнера по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника в честь профессионального праздника. Их можно назвать замечательными носителями современной бизнес-культуры, так они идеально совместили в себе все признаки поздравительной и рекламной открыток. Такую открытку не выкинут в мусорное ведро, как очередной рекламный флаер, а поставят на рабочем столе, где она простоит долгое время, давая знать о дарителе.
Открытка, выполненная в делом и/или в фирменном стиле, могут содержать вместе с тематическим изображением логотип, название компании и другие данные, используются как поздравительные открытки, приглашения. Такие открытки являются элементом имиджа фирмы, создают благоприятное впечатление на партнеров и клиентов, повышают корпоративную сплоченность.
Используются для сообщения о скором проведении какого-либо мероприятия личного (свадьбы, юбилеи и другие торжества) и делового характера (выставки, презентации), месте и времени события, содержат приглашение его посетить.
Имеют конкретного адресата или отправителя, это чаще всего определяется размещением на открытке их фотографии, кроме того может быть персональный подход в дизайне.
По технике выполнения:
По форме открытки бывают квадратными, овальными и форменными (сердца, цифры и пр.), открытки – тоннели.
Кстати, самая необычная и большая в России открытка, переправленная по почте, была доставлена Новосибирским филиалом «Почты России» в 2007 году. Её адресатом являлся Музей Связи Сибири, а отправителем – издательский дом «Эпиграф». Длина открытки составила 250,3 м, ширина — 1,6 м. Площадь почтового отправления превышала 400 кв.м., а вес равнялся 119,8 кг. На лицевой стороне открытки было размещено 100 чёрно-белых снимков горожан на фоне достопримечательностей Новосибирска. Материалом для изготовления рекордной открытки послужила баннерная ткань.
Событие было приурочено к празднованию Дня города Новосибирска. 24 июня на центральной городской площади все желающие из числа новосибирцев и гостей города оставили на открытке свои пожелания. Затем на неё были наклеено 42 марки, номиналом в сто рублей каждая, проставлены штемпели, и открытка отправилась по адресу, пополнив коллекцию экспонатов новосибирского Музея Связи. Вначале её пришлось хранить в виде рулона, пока в 2008 году не было смонтировано специальное приспособление для чтения этой открытки. Книга рекордов России включила открытку в свой список в качестве «Самого большого по площади почтового отправления». Кстати, эта же открытка стала самой длинной в мире.
И еще необычный факт. Музей небольшого немецкого города Вупперталя собрал коллекцию из нескольких тысяч почтовых открыток, на которых изображен один и тот же вид этого города. Зато марка на каждой открытке иная, другой страны. Чтобы собрать такую коллекцию, служители музея каждому посетителю вручают чистую открытку с надписанным адресом музея и просят отправить, когда туристы вернутся к себе домой. Практически никто не отказывается. Коллекция музея непрерывно пополняется.
III. Заключение
Я очень люблю отправлять и получать письма и открытки. И так как, по одной из главных версий открытка появилась в Англии, я решил написать письмо королеве Англии Елизавете II и узнать, согласна она с этим или нет?
Королева символизирует не только сохранение вековых традиций, стабильность страны, но и красоту, грацию, ум, уважение и другие добродетели Старого Света. Она увлекается киносъемкой, лошадьми, бабочками, кроссвордами и фотографией. Королева еще и модница, вспомним ее классические, строгие и очень элегантные шляпки. А еще, мне кажется, что она замечательная бабушка.
Мне очень интересна эта страна и ее культура, моя мечта побывать там. Я изучаю английский язык и решил написать свое письмо по-английски (Приложения 4, 5), возможно и получу ответ с туманного Альбиона.
Также, я провел исследование в своем классе на предмет информированности ребят об истории возникновения открытки и отношения к ней. Результаты представлены в Приложении 6.
Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Прелесть бумажной открытки неоспоримо в любой век. Всегда приятно доставать из ящика стола открытку, полученную несколько лет назад от близкого человека и вновь перечитать те душевные слова, которые он вложил в нее.
Дарите открытки чаще, дарите открытки просто так, чтобы выразить свои чувства, удивить, поделиться радостью.
Список использованной литературы
Приложения:
Приложение 1
Первая английская открытка
Приложение 2
Российская поздравительная рождественская открытка
(конец XIX века – начало ХХ века).
Приложение 3
Самая большая открытка в России
Приложение 4
Her Majesty The Queen
Buckingham Palace
London SW1A 1AA
Madam,
My name is Arkadiy. I am 12. I live in Ulan-Ude, in Russia, near the deepest lake in the world Baikal.
I like learning English very much. I like your country and you culture. I am going to visit ”The Making of Harry Potter” in London. It is my dream.
I like sending letters and cards. My teacher told that the first card appeared in England. What do you think about it?
It would be so great if I received the letter from you or some cards.
Yours sincerely,
Arkadiy.
Приложение 5
Приложение 6
Результаты исследования.
Мною было проведено исследование на предмет информированности учеников об истории открытки. Метод проведения исследования - анкетирование. В ходе проведения исследования опрошено 100 учеников 5 - 8 классов.
Результатам представлены ниже:
электронная |
бумажная |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
объемные |
музыкальные |
плоские |
деловая |
фото открытка |
приглашение |
поздравительная |
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Вокруг света за 80 дней
Есть ли лёд на других планетах?
Для чего нужна астрономия?
Два морехода