Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его возраста, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в игрушку в руках более активных в политическом отношении сил. Современная молодёжь в России имеет низкие знания современной политики и как следствие совершенно не разбирается в ней. Плохие знания и критично узкое понимание реалий современной политики можно оценить даже по тем темам, обсуждениям и умозаключениям, которые ведутся на форумах, в блогах и социальных сетях интернет пространства, да и реальной жизни тоже.
Легкомысленное отношение молодёжи к политике негативно сказывается на жизни общества и развитии экономики страны, потому что молодые люди не чувствует свою причастность к развитию общества и улучшения жизни в стране, как следствие молодежь не проявляет инициативы в жизни общества, практически отсутствует гражданская и социальная ответственность. Большинство молодёжи даже не осознает свою политическую неграмотность, не видит сущности современной политики, не понимает, как политическая грамотность на самом деле влияет на жизнь граждан в своем городе, регионе и стране в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
реферат | 265.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Качканар
РЕФЕРАТ
на тему:
«Истоки формирования политической грамотности»
Качканарский городской округ, 2016 г.
Оглавление
II Истоки формирования политической грамотности 4
1. Понятие политики и политической культуры 4
2. История зарождения политических систем 5
3. Зарождение парламентаризма в Англии 5
3.1. Возникновение парламента в Англии. Причины его возникновения. 6
3.3. Возникновение парламентаризма в России. 7
3.4. Возникновение государственной думы в начале XX века 9
4. Основной закон государства – конституция 13
5. Разделение ветвей власти в России 15
5.1. Законодательная власть 16
7. Роль политики в жизни общества 19
8. Повышение активности граждан 19
Приложение 1 Результаты анкетирования 23
Приложение 2 Результаты анкетирования 24
Приложение 3 Результаты анкетирования 25
Классный час «Конституция – основной закон государства» 26
I Введение
В 2013 году в нашем городе проходили выборы Главы Качканарского округа, на базе нашей школы были организованны избирательные участки № 1969 избирательного округа № 4 и № 1972 избирательного округа № 5. Я принимала участие в концерте для избирателей. Мне стало интересно, как проходят выборы, с какого возраста я смогу отдать свой голос за того или иного кандидата, и как люди делают свой выбор. Я узнала, что могу принимать участие в выборах с 18-ти лет. И пока этот возраст не наступил, я решила разобраться, что же такое политика и политическая грамотность людей.
Я сформировала цель:
Исходя из цели определила задачи:
II Истоки формирования политической грамотности
1. Понятие политики и политической культуры
«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы подчиненное определенной цели.
Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена [7].
Рассмотрим, как трактуется политика в толковом словаре.
Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Кроме того, различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами [13].
Исходя из определения, получается, что познание политики людей сводится к уровню её политической грамотности.
Политическая грамотность - это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества [13]
Таким образом, повысив политическую грамотность населения, можно привлечь его к общественной и политической деятельности, а также развить чувство гражданственности, патриотизма и компетентного отношения к деятельности органов власти.
Термин «политическая культура» впервые употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 веке: «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».
Политическая культура не только объясняет поведение и политические позиции людей, но и регулирует способы их поведения: например, от политической культуры населения страны зависит, каким путем будет решаться тот или иной конфликт. Для населения конкретной страны она определяет, насколько эффективно (или напротив, неэффективно) функционирует ее политическая система: или способствует стабильности политической системы, или постепенно разрушает ее.
2. История зарождения политических систем
Политическая система – комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему – совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе [14]
Политическая система общества в истории мировой политики формировалась в процессе взаимодействия государства и гражданского общества.
Первые государства появились в долинах плодородных рек Нила, Тигра и Евфрата. Самой древней формой демократического государства считается город – полис. Греческое слово «полис» обозначает общество, государство, военное поселение.
В 594 г. до н. э. в Афинах знать и демос сообща избрали архонтом Солона – мудреца, поэта и оратора. Солон установил новые законы. Он разделил всех афинских граждан на несколько сословий: богачей, середняков и бедняков – и поделил между ними власть. Для решения государственных дел стали созывать народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии, что в переводе с греческого означает «власть народа».
3. Зарождение парламентаризма в Англии
Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).
Парламент – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В Великобритании он называется парламент, в США - конгресс, в Норвегии - стортинг, в Швеции – риксдаг. В большинстве стран состоит из двух палат.
Парламентаризм – система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.
3.1. Возникновение парламента в Англии. Причины его возникновения.
Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, т.е. господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц). Английский парламент возник в результате длительной борьбы между королем, знатью и коммунами (городскими общинами, добившимися от феодалов прав самоуправления). Наиболее известными этапами этой борьбы был конфликт 1215 г. между королем Джоном - Иоанном Безземельным, братом Ричарда Львиное Сердце, и баронами закончившийся принятием Великой хартии вольностей. Не менее значимой была и гражданская война, разразившаяся в период правления Генриха III (1258 - 1267 гг.), которая привела к возникновению парламента (1265 г.). Именно в этом году по инициативе Симона де Монфора, графа Лейстера было созвано собрание, в которое входили по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от крупных городских коммун. Фактически это собрание должно было усилить позицию Монфора, воюющего против короля, и после гибели мятежника ему оставалось уйти в небытие. Тем не менее в 1267 г. уже сам король Генрих III собирает парламент. В 1295 году был созван «Образцовый парламент», в состав которого вошли по два представителя рыцарского сословия от 37 графств и по два представителя от городских коммун. С этого момента парламентские сессии становятся достаточно регулярными.
Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала его необходимость.
В 1295 году произошла значимая перемена. Кроме палаты лордов, в парламент были призваны по два рыцаря от каждого округа и по два представителя от каждого города. Теперь король обладал полной поддержкой для того, чтобы собирать субсидии со всего населения. Эти субсидии представляли собой налоги. Парламент в таком виде стал образцом для последующих парламентов, и историки назвали собрание «Моделью парламента»
3.2. Функции парламента
Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением.
Первая главная функция парламента — законотворческая, в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Очень часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения.
Вторая функция парламента — представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности в голосовании на выборах.
С представительской тесно связана третья функция — функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями – это письма, брифинги, "круглые столы".
Четвертая, не менее важная функция парламента — формирование бюджета, которую образно называют "правом кошелька". Во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюджетных средств. В истории США можно найти ряд примеров, когда Конгресс, используя "право кошелька", формировал определенные направления политики. Так, в 1972 г. он отказал президенту в выделении средств на содержание сухопутных войск во Вьетнаме и в итоге вынудил Белый дом вывести их оттуда.
3.3. Возникновение парламентаризма в России.
Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.
В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты – земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.
Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.
Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.
Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.
Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.
Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.
Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".
Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.
Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.
В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.
Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.
Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".
Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.
3.4. Возникновение государственной думы в начале XX века
Государственная дума в 1906-1917 гг. высшее, наряду с Государственным советом, законодательное (нижняя палата первого российского парламента), учреждение Российской империи.
11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).
Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.
Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.
Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания; крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.
Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.
Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.
Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.
20 февраля 1906 г. вышло "Учреждение Государственной думы", в котором определялось ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждение акционерных обществ.
Одновременно с "Учреждением" было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой.
В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). Такое же число ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.
23 апреля 1906 г. были изданы "Основные государственные законы". Они гласили: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть". Николай II очень неохотно снял термин "неограниченная". Власть управления также принадлежала императору "во всем ее объеме", но законодательную власть император осуществлял "в единении с Государственным советом и Государственной думой" и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения и вступить силу без одобрения императора. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.
Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.
Весной 1906 г. Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой.
В своем адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, отмены смертной казни. Большинство в Думе получили кадеты и трудовики. Черносотенцы на выборах провалились. В Думе царизм поддерживала лишь кучка октябристов.
Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства.
Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки "незаконности", 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.
Выборы во вторую Думу дали еще больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).
Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых ewe», август 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании было казнено около 700 человек), Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 г., Указ от 9 ноября 1906 г. о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, ненаказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа.
Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были приведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию.
Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооруженное восстание в войсках (3 июня 1907 г.). Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой".
Царь и Столыпин сами в узком кругу называли "бесстыжим" закон 3 июня 1907 г. Он урезал представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала 403 члена Думы, азиатская - 15.
Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 до 50%), сократилось от крестьянской (с 42 до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили "цензовые элементы", т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в 7 из 27 городов. Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутаты Думы следовало избирать от рабочих.
Теперь менее 1% населения страны избирало 2/3 выборщиков. Один голос помещика приравнивался к 543 голосам рабочих. Представительство крестьян сокращалось вдвое.
Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе "Союзу 17 октября", консервативным политическим элементам. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.
Указ 9 ноября 1906 г., предоставлявший крестьянам право по их желанию закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность, вызвал резкую критику слева и справа, с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом.
В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы", взносы в которые делали рабочие и предприниматели.
Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст.87 Основных законов. Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.
В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект "О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.
Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910г. Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела.
В сентябре 1911 г. Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей "столыпинской" Думы. Осенью 1912 г. проходили выборы в Государственную думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В.Родзянко.
4. Основной закон государства – конституция
Конституция — это основной закон государства, устанавливающий принципы устройства государственной власти, основы правового статуса личности и имеющий высшую юридическую силу.
Закон — это общеобязательный нормативный правовой акт.
В нашей стране первая Конституция была утверждена V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Вторая советская Конституция была принята 31 января 1925 г. на II Съезде Советов СССР. Она основывалась на Договоре об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. Третья советская Конституция, получившая название Конституции победившего социализма, или сталинской Конституции, была принята 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР. Четвертая советская Конституция («Конституция развитого социализма») появляется только 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР.
Первая Конституция Российской Федерации, одобренная всенародным референдумом, появилась 12 декабря 1993 г.
Слово «конституция» происходит от латинского «constitution» что означает «внутреннее устройство, строение».
Значение конституции состоит в том, что она официально ограничивает власть в государстве. Ни один орган власти не вправе выйти за пределы своей компетенции, установленной в конституции. Государственная власть, принимая конституцию, сознательно соглашается на такое ограничение.
Важным свойством конституции является ее верховенство, она является базой всего действующего законодательства. Конституция рассчитана на длительный срок действия и имеет особый порядок принятия и внесения в нее изменений.
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
Политическая функция заключается в том, что конституция определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.
Правовая функция реализуется в том, что конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.
Гуманистическая функция состоит в том, что в конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула — вступительная часть Конституции РФ, провозглашающая становление в России конституционализма. 84 слова преамбулы устанавливают исходные начала, определяют те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция РФ. В преамбуле Конституции РФ выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др.
Первый раздел Конституции РФ не имеет названия. Он состоит из 9 глав:
1 глава. «Основы конституционного строя».
2 глава. «Права и свободы человека и гражданина».
3 глава. «Федеративное устройство».
4 глава. «Президент РФ».
5 глава. «Федеральное Собрание».
6 глава. «Правительство РФ».
7 глава. «Судебная власть».
8 глава. «Местное самоуправление».
9 глава. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Второй раздел называется «Заключение и переходные положения» и состоит всего из 9 пунктов. В нем закреплены: порядок вступления конституции в действие; соотношение конституции и ранее принятых нормативных правовых актов; процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства. Основными задачами Конституции РФ являются:
1. Преобразование России в демократическое правовое государство.
2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.
5. Разделение ветвей власти в России
В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (каждая ветвь государственной власти выполняет свои задачи).
Главой государства является Президент Российской Федерации. Он избирается на четыре года (с 2012 года - на шесть лет) гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.
Президент России, в соответствии с Конституцией:
Президент России обладает неприкосновенностью. Он может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы.
5.1. Законодательная власть
Законы принимает специальный представительный орган — парламент (в нем работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа, поэтому он и получил такое название). Парламент нашей страны — Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.
В Государственной думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Государственную Думу входят 450 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной системы. Каждая из палат обладает своими полномочиями, которые в основном соответствуют прерогативам зарубежных парламентов.
К полномочиям Совета Федерации относится:
Полномочия Государственной Думы:
5.2. Исполнительная власть
Принятые законы надо исполнять, поэтому и возникла потребность создать систему исполнительной власти. Ее возглавляет Правительство Российской Федерации. В него входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.
Полномочия Правительства Российской Федерации:
5.3. Судебная власть
В Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы и неприкосновенны.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Судебная власть в целом едина и неделима, однако условно правосудие можно подразделить на конституционное, общее и арбитражное.
В соответствии с этим существует и три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации:
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет надзор за их деятельностью; дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью,
6. Выборы в РФ
Выборы в РФ обеспечивают участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещении некоторых должностей в государстве.
Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные.
На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента (Федерального Собрания) — Государственной думы.
На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов.
Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей на уровне местного самоуправления) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.
Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии [11].
7. Роль политики в жизни общества
Познакомившись с понятийным аппаратом и выяснив истоки формирования политической культуры граждан, я поняла, что политическая сторона жизни государства имеет важное значение для его развития. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его возраста,
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
8. Повышение активности граждан
Наряду с необходимостью повышения уровня политической грамотности населения перед представителями государственной власти стоит ещё одна ключевая проблема – повышение активности граждан. Существует определённая зависимость между политической осведомлённостью и политической активностью человека. Именно поэтому в нашем обществе остро стоит необходимость повышения активности российского населения. Как свидетельствует статистика, почти во всех проходивших в России за последние годы выборах (парламентских, президентских, местных) принимали участие 43 % опрошенных, а 18 % из низ вообще не ходили ни на одни выборы [10]. Такой катастрофически малый уровень активности населения может, безусловно, угрожать стабильности государственной политической системы, провоцируя различного рода перекосы в деятельности политической сферы.
Ключевым моментом повышения электоральной активности является работа с молодёжью по поводу повышения её политической грамотности. Вовлечение школьников (будущих избирателей) в политическую жизнь общества может происходить различными средствами и иметь самые разнообразные формы. Во-первых, это и усиленная теоретическая подготовка в образовательных учреждениях, осуществляемая посредством новых образовательных технологий, использующих современные активные методы обучения, приобретения практических навыков и умений. Во-вторых, создание и поддержка функционирования молодёжного парламентаризма. Одной из приоритетных целей молодёжного правительства является повышение активности молодежи на выборах депутатов [12]. 12 февраля 2010 года в Центральном избирательном комитете России был проведён круглый стол «Электоральная активность молодёжи в аспекте деятельности молодежных парламентов России», результатом которого стал важный вывод: повышение уровня политической компетентности молодого поколения способствует росту степени их активности в будущем, что является «неотъемлемым элементом формирования гражданского общества» [9]. В-третьих, это организация в учебных заведениях самоуправления с собственными выборами, парламентом и другими атрибутами гражданского общества. Участие в этих мероприятиях позволит молодым людям, как приобрести теоретические знания о политике, государстве и происходящих в этой сфере процессах, так и отработать необходимые практические навыки.
В связи с высокой актуальностью поставленной проблемы, я провела социологическое анкетирование, направленное на выявление политической грамотности молодых качканарцев. Объектом проведённого соцанкетирования стали молодые люди в возрасте 15 – 17 лет, а предметом – их политическая грамотность. Было опрошено 50 молодых людей, среди которых 27,78 % составляли подростки 15 лет, 43,89 % – 16 лет и 28,33 % – 17 лет. 85,00 % опрошенных учатся в средних учебных заведениях, 10,56 % – учащиеся средних профессиональных учебных заведений, 0,56 % – студенты вузов, 5,00 % респондентов указали, что работают.
Хочу заметить, что в образовательных программах присутствуют предметы, нацеленные на изучение политической системы общества. Это и новейшая история, и обществознание, а в некоторых школах, и основы политологии и правоведения. Но, несмотря на это, подростки достаточно неуверенно ориентируются в политике – всего 12,78 % опрошенных отметили, что это им легко удаётся (см. рис. 1).
Молодые люди, указавшие в анкете то, что они легко ориентируются в политической жизни России, показывают достаточно посредственные знания политических процессов, происходящих в нашем государстве. Так, например, более 35 % респондентов (см. рис. 2) уверены, что на всероссийских выборах население выбирает Премьер-министра РФ, служащих аппарата Президента РФ и даже представителей судебной власти.
Кроме того, около половины респондентов, ответивших, что легко ориентируются в политической жизни России, дают неправильные ответы относительно распределения государственной власти на три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную (см. рис. 3).
Молодые люди охотно отвечают на вопрос об имени Президента РФ (93,30 %) и Премьер-министра РФ(90,51 %), «спотыкаясь» на вопросах об имени главы области (63,13 %) или мэра города (74,86 %).
Интересен тот факт, что 25,00 % респондентов заявили, что им не интересна данная сфера жизнедеятельности общества. Это очень серьезный факт: четверть молодых людей вообще не интересуется политическими процессами, происходящими в их стране. Если не попытаться заинтересовать представителей этой группы к сфере политики, то это уже будет практически сформированный слой пассивного населения.
III Заключение
Таким образом, работа позволила мне не только познакомиться с понятийным аппаратом и выяснить истоки формирования политической культуры граждан, но и разобраться, как я должна воспитать в себе и своих сверстниках будущего гражданина России.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его возраста, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в игрушку в руках более активных в политическом отношении сил. Современная молодёжь в России имеет низкие знания современной политики и как следствие совершенно не разбирается в ней. Плохие знания и критично узкое понимание реалий современной политики можно оценить даже по тем темам, обсуждениям и умозаключениям, которые ведутся на форумах, в блогах и социальных сетях интернет пространства, да и реальной жизни тоже.
Легкомысленное отношение молодёжи к политике негативно сказывается на жизни общества и развитии экономики страны, потому что молодые люди не чувствует свою причастность к развитию общества и улучшения жизни в стране, как следствие молодежь не проявляет инициативы в жизни общества, практически отсутствует гражданская и социальная ответственность. Большинство молодёжи даже не осознает свою политическую неграмотность, не видит сущности современной политики, не понимает, как политическая грамотность на самом деле влияет на жизнь граждан в своем городе, регионе и стране в целом. Достаточно часто молодежь не компетентно относится к деятельности органов власти [4].
Мне 13 лет и пока я не могу участвовать в выборах, но могу участвовать в жизни школы и города. В старших классах я буду баллотироваться в молодёжную думу нашего города, а пока буду накапливать свои политические знания и навыки.
IV Приложение
Приложение 1 Результаты анкетирования
Насколько легко Вы ориентируетесь в политической жизни России?
Рис. 1 Ответы респондентов на вопрос «Насколько легко Вы ориентируетесь в политической жизни России?»
Приложение 2 Результаты анкетирования
Распределение знаний респондентов о предмете всероссийских выборов
Рис. 2 Распределение знаний респондентов о предмете всероссийских выборов
Приложение 3 Результаты анкетирования
Распределение знаний респондентов о ветвях государственной власти
Рис. 3 Распределение знаний респондентов о ветвях государственной власти
Приложение 4
Классный час «Конституция – основной закон государства»
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.
Задачи:
Ход классного часа
Учитель: Сегодня наш классный час посвящен Конституции – основному закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем. (слайд 1)
– Как называется наша Родина?
Учащиеся: Наша Родина называется – Россия.
Учитель: Как называют людей, живущих в России? (слайд 2)
Учащиеся: Людей, живущих в России, называют россиянами.
Учитель: Почему к Москве у нас особое отношение?
Учащиеся: Москва – это столица нашей Родины. (слайд 3)
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Учащиеся: Основные символы государства – это государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. (слайд 4)
Учитель: Правильно. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
– Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. (слайд 5)
– А кто знает, что такое Конституция?
Учащиеся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно.
– В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (слайд 6)
Учитель: Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. (слайд 7)
– Мне бы хотелось немного обратиться к истории, думаю что вам это будет интересно.
– В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. (слайд 8)
Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (слайд 9)
Вот как она начиналась:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». (слайд 10)
– Сегодня мы поговорим с вами об основных положениях Конституции Российской Федерации. (слайд №11)
– Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
– В статье 1 Конституции так и записано: «Российская Федерация – Россия…» А что значит слово «федерация»?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Федерация» в переводе с латинского обозначает «договор, союз».
– Наша страна называется Российской, потому, что большинство её населения – русские. А вот слово «федерация» поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. (слайд 12)
– Россию населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России, можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
– «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». (слайд 13)
– И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: «Демократия» в переводе с греческого языка означает «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. (слайд 14)
– Каким образом, по вашему мнению, народ может это делать?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно, народ может выбирать президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу. (слайд 15)
– Кто такой президент? Какими полномочиями он наделён?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Президент России – это глава государства, который избирается народом на 6 лет. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил - Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе». Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».
– Кто является президентом в России в настоящее время?
Заслушиваются ответы учащихся. (слайд 16)
Учитель: Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от правительства?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Это исполнительная власть.
Учитель: Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть принимающая законы. Она избирается всенародно на 4 года. В её состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в её состав, если ему 21 год.
Учитель: Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете. Чем она занимается?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательной властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. (слайд 17)
Учитель: Мы говорили о правах и обязанностях президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Заслушиваются ответы детей.
Учитель: Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?
Учитель: Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. (слайд 18)
Учитель: В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?
Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. (слайд 19)
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь | Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на защиту своей чести и доброго имени | Обязанность защищать Родину |
Право личную неприкосновенность | Обязанность соблюдать законы |
Право на жилище и его неприкосновенность | Обязанность платить налоги |
Право на свободное передвижение |
|
Свобода совести, свобода вероисповеданий |
|
Свобода мысли и слова |
|
Право избирать и быть избранным |
|
Право на труд |
|
Право на отдых |
|
Право на получение социальной помощи |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
|
Право на образование |
|
Право на получение юридической помощи |
|
Свобода информации |
|
Свобода творчества |
|
Учитель: Сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребёнка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и нашей стране, детей оставленных в детских домах, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чём, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребёнка! (слайд 20)
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же! (слайд 21)
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» (слайд 22)
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Мы с вами – будущее нашей Родины. Нам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства. (слайд 23)
V Литература
Интернет источники
Простые новогодние шары из бумаги
Белый лист
Финист - Ясный сокол
Крутильный маятник своими руками
Горячо - холодно