Влияние различий образовательных систем России и Англии на формирование характера школьника.

Автор: 
Яушева Елена

Цель работы изучить образовательные структуры России и Англии и выявить влияние их различий на формирование черт характера человека.

В работе автор ставил следующие задачи: изучение структур школьного образования в Англии и России, нахождение общего и различного в этих структурах, а также выявление формированию каких черт характера способствуют образовательные  системы Англии и России.

 Автор использовал метод анализа литературных источников по проблеме, а также метод сравнения и наблюдения.  Автором была разработана анкета для выявления черт характера, формируемых образовательными системами. В анкетировании принимало участие 60 человек, учащиеся старших классов МАОУ СОШ №3 и учащиеся английских школ.

Работа принимала участие в XII городской с региональным участием научно - практической конференции "Академия", г. Анапа, и была удостоена первого места.

Скачать:

ВложениеРазмер
sistema_obrazovaniya.rar2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Влияние различий структуры школьного образования в России и Англии на формирование характера школьника.

Введение

Возможности современного  школьника далеко превосходят любые мечтания, школьников обучающихся тридцать лет назад. С развитием международных связей и упразднением железного занавеса, люди получили возможность не только путешествовать по всему миру, но и даже получать образование за  приделами родной страны. В связи с этим роль иностранного языка в жизни современного общества трудно недооценить. Ежегодно тысячи молодых людей отправляются за границу для того, чтобы получить образование в других странах. Школьники обучаются в условиях, совершенно отличающихся от условий  в своей стране. Таким образом, можно предположить, что различие структур образования может повлиять на формирование характера и поведенческих черт обучаемого.

Актуальность: в последние годы процент выезжающих на обучение за пределы страны непрерывно растет, существует определенное влияние различий образовательных систем на формирование личности школьника, поэтому необходимо знать, насколько, будет успешен такой обучаемый в пределах родного социума.

Объектом исследования  нашей работы является система образования России и Англии.

Предметом исследования является различие образовательных систем двух стран  и их влияние на формирование характера школьника.

Гипотеза исследования: Формирование характера человека зависит во многом от школы, в которой он учится. Образовательные структуры разных стран в чём-то похожи, а в чём-то различны. Таким образом, различные образовательные структуры способствуют формированию разных черт характера человека.

Цель исследования: изучить образовательные структуры России и Англии и выявить влияние их различий на формирование черт характера человека.

Задачи исследования:

  1. Изучить структуру  школьного образования в Англии и России.
  2. Найти общее и различное в этих структурах.
  3. Определить черты характера, формированию которых способствуют различные образовательные структуры.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования и сравнение структур школьного образования России и Англии, анкетирование участников образовательного процесса, наблюдения.

В ходе исследования проводилось анкетирование с учащимися 15 -16 лет. Выборку исследования составили 60 человек, из них 30 человек учащиеся российской школы и 30 человек учащиеся английских школ.

В ходе исследования мы использовали литературу по данной проблеме, а так же научные статьи из журнала «Вестник образования».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы

I. Структура школьного образования России и Англии.

Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 7 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов). В настоящее время система школьного образования в России состоит из трех ступеней: начальное образование (начальная школа), неполное среднее образование, полное среднее образование.

Начальное образование (начальная школа) начинается с 7 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования).

  1. Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
  2. Полное среднее образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

  1. начальная школа;
  2. средняя общеобразовательная школа;
  3. лицеи;
  4. гимназии;
  5. специальные школы

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 7 лет. В настоящий момент дети  могут проходить  тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, "окружающий мир", физкультура, музыка, кубановедение, труд, ИЗО) в школах со 2-го класса вводится иностранный язык.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы отметок. Вместо нее детей поощряют словесной оценкой  (похвала типа "Хорошо", "Молодец", "Умница"). Со второго класса дети получают оценки по пятибалльной шкале ("5" -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы.

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища, техникумы, колледжи.

Система образования Англии развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества.

Образование в Англии является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, частные школы).

В Англии существует огромное разнообразие школ. Существуют различные критерии для классификации школ. Распространенный тип школы в Англии — это школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики как обучаются, так и живут при школе.

В Англии существует классификация школ по возрасту учащихся.

Школы полного цикла — где обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет.

Учреждения дошкольного образования ' — их также называют яслями и детскими садами, для детей от 2 до 7 лет. Здесь учат читать, писать, считать, развивают через игры. Обычно такие школы организуются совместно со школами для младших школьников. - возраст учеников от 2 лет 9 месяцев до 4 лет)

Учреждения для младших школьников (Junior Schools) — для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения по различным предметам, который заканчивается сдачей экзамена Common Entrance Examination. Успешная сдача такого экзамена – это обязательное условие поступления в старшую школу. (Primary schools - возраст учеников от 4 до 11 лет.

Учреждения для старших школьников (Senior Schools) — для подростков от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещё одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate. (Secondary school - образование для детей в возрасте от 11 лет. Grammar school - образование для детей в возрасте от 11 лет по углублённой программе. В этих же школах можно получить подготовку к университету (Sixth Form).

В Англии также существуют  так же следующие виды школ:

Смешанные школы — где совместно обучаются и мальчики, и девочки. Есть много сторонников совместного обучения, аргументирующих свою позицию следующими утверждениями:

• Дети с ранних лет учатся общаться и сотрудничать с представителями противоположного пола.

• Представители противоположного пола стимулируют амбициозность и повышают мотивацию к саморазвитию.

Школы для девочек — где обучаются только девочки. Аргументы в пользу отдельного обучения девочек следующие:

• Девочки развиваются физически и эмоционально несколько быстрее мальчиков, и в них им не приходится подстраиваться под «отстающих» одноклассников.

• Девочки, как правило, отличаются большей самоорганизованностью и лучшей дисциплиной, коллективы девочек оказываются лучше организованными и сфокусированными на учёбе.

• «Амурные дела» не отвлекают от учёбы.

• Девочки растут самостоятельными и не ожидают, что за них кто-то сделает «неженскую работу».

• Соревновательная среда мало привлекает, а иногда и угнетает девочек, которые гораздо более ценят поддержку и командную работу.

Школы для мальчиков — где обучаются только мальчики. Аргументов в пользу отдельного обучения мальчиков также существует немало:

• Мальчики от природы являются более подвижными и активными, и им для нормального развития необходимо много движения, спорта и подвижных игр.

• У мальчиков несколько иные критерии успешности, чем у девочек (не послушание, а лидерство, не «сглаживание острых углов», а дерзость).

• Соревновательная среда необходима мальчикам для самовыражения и активного развития.

• Мальчики с детства приучаются легко справляться с «немужской работой» и становятся самодостаточными и самостоятельными.

II. Общее и различное в структурах образования России и Англии.

В результате анализа литературных источников по проблеме исследования и сравнения структур школьного образования России и Англии нами были выделены следующие сходства и различия в системах образования России и Англии.

Все дети и в России и в Англии по закону обязаны учиться и получать образование. В обеих странах действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения и национального происхождения.

Необходимо отметить, что различия между российской образовательной системой и образовательной системой Англии  на уровне среднего образования существенны. В  Англии дети отправляются в школу в возрасте 5-6 лет, а заканчивают в 18, таким образом, они  проводят  в стенах школы 12-13 лет. Во всех странах, в силу исторических причин наследовавших британскую образовательную систему (США, Канада, Мальта, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур и т.д.) обязательное среднее образование является двенадцатилетним.

Расхождения так же существуют и в подходе к роли ученика в образовательном процессе. Частные школы Великобритании призваны подготовить для общества успешную, гармонично развитую личность, обладающую всеми знаниями и навыками, необходимыми для функционирования в современном мире. Поэтому в учебный план уже с 12-13 лет включаются занятия по экономике, социологии, антропологии, причем зачастую на уровне, сопоставимом с программой начальных курсов российских вузов.

Если сравнить российскую и британскую системы образования, то первая напоминает перевернутую пирамиду – число школьных предметов растет от класса к классу; британская же пирамида, как и положено, стоит на основании: в младших классах, когда склонности детей еще не определились, изучается широкий спектр дисциплин, старшеклассники могут ограничиться всего 4-5 предметами. Система «правильной пирамиды» дает возможность детям очень рано определиться в своих интересах (ведь с основами всех школьных наук они ознакомились еще в начальной школе), а школам - целенаправленно готовить каждого выпускника к учебе в университете по интересующей его конкретной специальности, включать в школьную программу те разделы наук, которые в России изучаются уже в вузе. А это, в свою очередь, позволяет британцам уложить бакалаврский курс в 3 года (вместо 4-х в России). 

В британских школах законоположением обеспечено наличие  такой штатной единицы как школьный карьер-эдвайзер, который информирует, советует, наставляет учеников относительно их будущей профессии.

В отличие от России в Британии принято проставлять оценки не цифрами, а буквами. В британской школе существует восьмибальная система оценок, а в России – пятибалльная, хотя отметка «1» уже давно не ставится.

Об английской школе мы привыкли думать как об эталонной: престижное классическое образование, многие поколения выпускников-политиков, военных и ученых. На самом деле «английской школы»  делятся на три типа: частные школы-пансионы, дорогие и легендарные; бесплатные «академии», пользующиеся, с одной стороны, поддержкой государства, а с другой — довольно большой автономией в вопросах, касающихся учебной программы и зарплаты учителей; наконец, обычные государственные школы.

В России они тоже, конечно, неодинаковые. Все мы знаем, что разница между лучшими и худшими школами Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уже о сельских школах в удаленных от политических и экономических центров страны регионах, довольно велика. Но она не идет ни в какое сравнение с различиями между частным английским колледжем и обыкновенной школой в спальном районе Лондона, где окна закрашены на три четверти, чтобы дети не отвлекались на уроках, а на доске написаны названия математических действий на четырех языках Индийского субконтинента.

И дело здесь не только в уровне финансирования и качестве преподавания, но и в особенностях воспитания и местного менталитета.  Школа в Англии — больше, чем просто школа. В жизни своих учеников британская школа, как правило, играет роль еще большую, чем российская. Дети в ней не только учатся: они играют в футбол, регби, крикет, шахматы, занимаются десятками других видов спорта, ставят спектакли и научные эксперименты, соревнуются с другими учебными заведениями в искусстве риторики и помогают местным старикам.
В России тоже есть школьные театральные кружки и спортивные секции, но появляются они, как правило, по инициативе отдельно взятых учителей.  Своим добровольно-принудительным характером английская система образования напоминает иногда пионерские отряды — только разнообразия в занятиях больше
. В английской средней школе нет классов согласно школьной программе, с 14 лет дети сами решают, чему они будут учиться. Обязательных предметов только три: английский, математика и «наука» — курс, объединяющий базовые элементы биологии, физики и химии. В остальном — полная свобода выбора. Вместо того, чтобы ходить на одни и те же занятия с одним и тем же классом, английские школьники на каждом уроке оказываются в новой компании. Англичанам незнакомо понятие «одноклассник»: социализация происходит в рамках всей параллели. Круг общения, с одной стороны, становится шире, а с другой — проходит через фильтр общих интересов. Понятие классный руководитель так же незнакомо английским детям. Тогда как в российской школе важнейшую роль в жизни учеников, как правило, играет классный руководитель. В Англии, где нет классов, такой должности не существует. Каждый ученик имеет тьютора — преподавателя, который следит за его успехами в учебе, спорте и других областях школьной жизни. При этом тьютор может вообще не вести у своего подопечного никаких уроков.

Для России класс в 25–30 человек — обычное дело. В Англии же число старшеклассников, присутствующих на уроке, колеблется от 4 до 15 человек, особенно в качественных частных школах и «академиях». По официальной статистике, в 2008 году в среднем по Англии размер «класса» составлял 20,9 ученика и ни в одном регионе не превышал 24 (эти данные  включают всех детей старше 10 лет, то есть касаются и того этапа школьной жизни, на котором предметы не выбираются). Такое сравнительно небольшое число учащихся позволяет преподавателям тратить больше времени на каждого конкретного подростка — хотя в данном случае разница между престижными и обычными государственными школами бывает особенно заметна.

Согласно английскому законодательству, все государственные школы должны ежедневно проводить богослужения («более или менее христианского характера»), обязательные для всех учеников. Родители могут написать заявление с просьбой об «освобождении», но многие не делают этого, не желая, чтобы ребенок выбивался из коллектива. На практике богослужения зачастую превращаются в общешкольные собрания, на которых учителя читают лекции, цель которых — привить детям тот самый «школьный дух» и сформировать представление об общечеловеческих ценностях.

Хотя среди обязательных к изучению до 16 лет предметов «английский» и числится, это вовсе не аналог «русского языка» в российских школах. На уроках английского развивают «навыки чтения научной литературы», «умение слушать… и ясно выражать свои мысли на письме».  Правилам и грамматике английского языка, как правило,  не уделяется много внимания.
Одна из главных отличительных особенностей частных старших школ Англии и Шотландии — это большое количество учителей, получивших образование в лучших университетах Великобритании, причем именно как математики, физики, химики, историки и так далее. Традиционно среди преподавателей частных школ, входящих в топ-200 национальных рейтингов, до 20% — выпускники Оксфорда и Кембриджа. Так обеспечивается воспроизводство значительной части интеллектуальной и творческой элиты страны.

III. Черты характера, формированию которых способствуют различные образовательные структуры.

В результате  анализа и синтеза литературных источников по проблеме, нами были выделены сходства и различия образовательных структур и составлена анкета - опросник для определения черт личности школьника на русском и английском языках.

Выполнение различных заданий, например, подготовка публичных докладов показывает нам степень уверенности в своих силах среди учащихся.

А показателем проявления активной позиции в социуме с чертами отзывчивости и бескорыстности может служить просьба классного руководителя в оказании помощи с организацией школьного мероприятия.

Помощь на контрольной работе своему соседу по парте проецирует умение проявлять дружескую позицию с точки зрения деловой активности.

Контактность учащегося по отношению к другим, мы можем наблюдать при проявлении во взаимоотношении с учителем, не проявляющим должного внимания.

Отношение к школе и учебе проявляется через психологический климат в школе и мотивационную позицию учащегося.

Насколько молодое поколение устраивает система образования в стране, каков престиж образования нам показывает процентное соотношение желающих учиться за границей и оценка самой системы образования. А если к этому добавить самокритичность учащихся, отношение к профессии педагога и престижность педагогической профессии, то мы видим соотношение знаний для высших учебных заведений и отношение к профессии учителя.

В опросе приняли участие учащиеся десятых классов МАОУ СОШ 3 и учащихся старших классов английских школ. Анкетирование учащихся английских школ было проведено с использованием сети  Интернет, на сайте www.globalpenfriends.com.

Всего в анкетирование приняли участие 60 человек.

Заключение

Школа развивает у школьника организованность и систематичность, целеустремленность и настойчивость, аккуратность, дисциплинированность и  трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. Ребенок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

В ходе исследования нами были сделаны следующие выводы:

Системы образования различных стран отличаются друг от друга

Эти отличия формируют разные черты характера человека.

Проведя анализ тестирования школьников в Англии и России, выявлены следующие черты характера при разных системах образования: английские школьники более самостоятельные и уверенные в своих силах, им присущи деловитость и расчетливость, они сдержаны в словах и эмоциях и более подготовлены к взрослой жизни. В отличие от английских детей русские более привязаны к  школе, отличаются щедростью и готовностью придти на помощь  своим друзьям, более эмоциональны и общительны, но они не всегда уверенны в своих силах и не будут требовать внимания к своей личности. Все же и русские и английские школьники считают школу важнейшим звеном для успешности и самореализации в будущей жизни.

Черты формируемые образовательными системами России и Англии  в равной степени необходимы для успешного  функционирования обучаемого в любом социуме.

Список литературы.

  1. Беляева, А.П. Развитие системы профессионального образования. – Педагогика, 2008 г. – 8 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Просвещение, 1968. – 108 с.
  3. Литвинов, С.В. Великобритания. Экзаменационные темы и тексты. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – АРКТИ, 2001 г. – 144 с.
  4. Нестерова, Н.М. Страноведение: Великобритания - Ростов на Дону. – Феникс,  2005 -219 с.
  5. Онищук, В.А. Урок в современной школе. - Москва. – Просвещение, 2000 г. – 191 с.
  6. Поздеев, М.М. Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании. – Педагогика, 1994 г. – 113 – 117 с.
  7. Пушкарева, Е.А. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса. – Философия образования, 2010 г. – 45 – 51 с.
  8. Столяренко, Л.Д. Основы психологии – Ростов на Дону. – Феникс, 2005 г. – 298- 306 с.
  9. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. – Академия,  2005 г. – 121 с.
  10. Феденко, Л. Об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования //журнал «Вестник образования». -2012. -№2.
  11. Хуторский, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. -  Владос, 2000 г. – 320 с.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игрушки Англии и России

 В данной работе мы рассмотрим игры и игрушки двух стран: Англии и России. Постараемся найти их сходства и различия...

Влияние акцентуаций характера подростков на способы реагирования в конфликтных ситуациях

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренн...

Системы образования Англии, Америки и России

Презентация выполнена учащимися 11 А класса к уроку "Сравнение образования в Англии, Америке и России"....

Правила дорожного движения в Англии и России

В работе рассматриваются основные правила дорожного движения в Англии и России в сравнении. работа выполнена на английск...

Научно- исследовательская работа "Благотворительность в Англии и в России"

Говоря о благотворительности, хотелось бы, прежде всего, разобраться, а что же это такое? Под благотворительностью поним...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО В АНГЛИИ И РОССИИ»

Работу выполнила Буль Марина 3 б класс «Рождество и Новый год в Англии и России». В работе сравниваются особенности праз...

«Геральдика. Общие признаки и отличие гербов России, Англии, США»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 1.Узнать что такое геральдика; 2. История геральдики; 3. Какие главные атрибуты герба; 4.Общие признаки и о...

Влияние компьютера на здоровье школьника.

Научно-практическая работа о влиянии компьютера на здоровье школьников....

Влияние компьютера на зрение школьника

 Цели работы:1)          Изучить влияние компьютера на зрение человека...

Влияние компьютера на жизнь и здоровье школьника

Влияние компьютера на жизнь и здоровье школьника...