Главные вкладки


    Роль религии в современном мире

    Автор: 
    Таза

    Исследовательсткая работа по вопросу: "Социальные функции религии","Отношение выпускников к религии".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rol_religii_v_sovremennom_mire_22.doc170.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ "БУГРОВСКАЯ СОШ "

                                            

    Религия в современном мире

    (исследовательская работа по вопросу  "Социальные функции религии

     отношение выпускников к религии").

     

                                                                                 Выполнила ученица 11 класса :                                                                             

                                                                                                                                                            Тазабекова К.К.

                                                                                                                                                         

                                                               

                                                                                                                                       Проверила учитель истории                                                                                

                                                                                                                                          и обществознания :

                                                                                               Богайцева Н.В.

                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                               

                                                                                 

                                                                                                                                                                                 

    Санкт-Петербург

    2007

                                                                      Содержание

    Содержание        2

    Введение.        3

    Социальные функции религии в современном обществе        4

    Социологический анализ отношения выпускников школ к религии        10

    Заключение        13

    Список используемой литературы        14

    Приложение 1        15

    Приложение 2        18

    Приложение 3        25

    Приложение 4        26

                                                                                                 

    Введение.

    Программа социологического исследования отношения выпускников школ к религии.

    Социальная проблема: религия является в обществе активным агентом социализации молодежи, но молодежь относится к ней неоднозначно.

    Исследовательская проблема: многие социальные исследования посвящены проблемам молодежи, но недостаточно исследовано отношение выпускников школ к религии.

    Объект исследования: представление молодежи о религии.

    Предмет исследования: отношение выпускников школ к религии.

    Цель социологического исследования: изучить отношение старшеклассников к религии.

    Задачи социологического исследования:

    1. дать определение религии и характеризовать ее основные функции;
    1. выяснить роль религии и церкви в представлении старшеклассников;
    1. сравнить отношение юношей и девушек к религии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Гипотезы:
    1. Выпускники считают, что религия – это совокупность духовных

    представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека.

    1. Девушки более религиозны, чем юноши.
    1. Выпускники не считают необходимым взаимодействие церкви,государства,семьи и школы.

    Выборка: было опрошено 12 учащихся 11-го класса Бугровской Средней Общеобразовательной школы.  Выборка репрезентативна по половому различию (юноши, девушки).

    Методы:

    1. групповое анкетирование
    2. сравнительный
    3. аналитический
    4. обсчет данных с помощью компьютерной программы «Мастер диаграмм»

                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

       

    Социальные функции религии в современном обществе.  

       

    Два мира есть у человека.

    Один, который нас творил,

    Другой, который мы от века

    Творим по мере наших сил.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

            В этих стихах замечательного поэта Николая Заболоцкого говорится, что творящий нас мир - это природа ( верующие люди считают , что всё сотворили боги или один Бог ) , но и человек тоже может быть творцом. Многое нужно человеку на этом свете. Человек хочет проникнуть в тайны мира, хочет понять, кто он и зачем живёт на свете. Тысячелетия на эти вопросы отвечала религия. Этим словом обозначают взгляды, чувства и действия людей, которые считают, что всё в мире совершается по воле таинственных и неведомых сил, по воле богов или одного Бога.

             Слово religio означает по латыни благочестие,святость и восходит к глаголу religare - связывать, соединять.Очевидно, в этом случае речь идет о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не  самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей – вторична. Она – результат или проекция другой настоящей, истинной реальности – Бога и богов. Слово "Бог" имеет тот же корень, что и слово "богатство". В далёкие времена люди просили Бога позаботиться о плодородии полей, о богатом урожае, о том, чтобы все были сыты. Самым страшным врагом для людей был голод. Но "не хлебом единым жив человек". Вы, наверное, слышали эти слова? Их повторяют, когда хотят сказать, что есть нечто более важное, чем хлеб насущный.

    Таким образом, религия удваивает мир и указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественного  определяет людей и в их физическом бытии, и в ценностном строе.

    Идея существования Бога  - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее.  Религиозная вера включает в себя:                              

    1. нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
    2. определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного открытия, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;
    3. веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; т.к., в католизме принято считать, что глава католической церкви – Папа Римский – является наместником (представителем) Бога на земле;
    4. веру  в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указанием Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);
    5. веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

    Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического применения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки изучать только сферу потустороннего. В мире существуют сотни различных религий. Большинство людей придерживается традиций, связанных с одной из трёх мировых религий. Это христианство, ислам и буддизм. Национальные религии существуют у евреев, японцев, индийцев, китайцев. Некоторые народы сохраняют верность своим традиционным ( древним ) верованиям и есть люди, которые считают себя вообще неверующими ( атеистами ).

    Дальше простирается область религии и, быть может, философии. Главное, чтобы, увлекшись земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

    Достаточно развитые религии имеют свою организацию в виде церкви. Церковь упорядочивает внутренние и внешние связи религиозной общины. Она является своеобразной формой взаимосвязи сакрального и профанного (обыденного, повседневного, по-человечески земного). Церковь делит, как правило, всех верующих на духовенство и мирян. Через церковь религия входит в систему социальных институтов общества*.

    * К 2000 году Министерство Юстиции РФ зарегистрировало храмов:

               - Русской Православной Церкви - 5494;

               - исламских - 3264;

               - буддийских - 79;

               - Русской Православной Свободной Церкви - 69;

               - старообрядческих - 141;

               - истинно православных - 19;

               - римско-католических - 138;

               - лютеранских - 92;

               - иудейских - 62;

               - армянских - 26;

               - протестантско-методистских - 29;

               - евангельских христиан-баптистов - 550;

               - пятидесятницких - 192;

               - новоапостольских - 37;

               - молоканских -12;

               - пресвитерианских - 74;

               - евангелических - 109;

               - иеговистских - 72;

               - кришнаитских - 87;

               - храмов межконфессиональных миссионеров - 132.

         На 31 декабря 2000 года в Петербурге было зарегистрировано 443 религиозных организаций, среди них:

               - Русской Православной Церкви - 167;

               - исламских - 2;

               - буддийских -12;

               - старообрядческих - 2;

               - римско-католических - 10;

               - лютеранских - 30;

               - иудейских - 13;

               - протестантско-методистских - 6;

               - евангельских христиан-баптистов - 16;

               - иеговистских - 1;

               - пятидесятницких - 120;

               - кришнаитских - 3.

           На это же время в Ленинградской области зарегистрировано 290 религиозных организаций. Среди них:

               - Русской Православной Церкви - 158;

               - лютеранских - 23;

               - евангелистских христиан-баптистов - 18;

               - пятидесятницких - 60;

               - римско-католических - 2

    и другие.

    (Данные из книги Н.С. Гордиенко "Российские свидетели Иеговы: история и современность". СПб, 2000).

     

    Социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых  направлена на выполнение конкретных общественных функций и строиться на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

    Что даёт религия, каковы её основные функции? Ориентиром для нас здесь будет известное высказывание З. Фрейда: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном обществе».

    1. Прежде всего религия помогает нам справиться с неопределённостью мира непознанного. Мы многое не можем объяснить, и это как-то давит, вызывая глубокое внутреннее беспокойство. Речь идет, разумеется, не о погоде на завтра, а о вещах на много более серьезных: о смерти, о гибели любимого человека, словом о предельных, конечных условиях человеческого существования. В объяснении подобных вещей мы, как говориться, кровно заинтересованы, без знания о них нам просто тяжело жить. Вводя сверхъестественное существо (Бога), священные факторы, религия по-своему объясняет то, что объяснить по-научному вообще-то нельзя.
    2. Религия помогает осознать, хоть как-то понять и совершенно безнадежные, просто абсурдные ситуации. Ну, допустим, такую: честный, глубоко совестливый человек почему-то всю жизнь страдает, мучится, еле сводит концы с концами, а рядом люди бесятся с жиру, не знают, на что потратить нечестно заработанные, не своим трудом нажитые деньги. Несправедливость вопиющая! И чем ее объяснить, как согласиться? По-человечески – ничем и никак. Но вот если есть другой мир, где каждому воздается по заслугам его, тогда другое дело – справедливость все-таки восторжествует. Можно тогда понять, даже внутренне принять несправедливость.
    3. Религия освящает, т.е. по-своему обосновывает мораль, нравственные ценности и идеалы общества. Без нее очень трудно пробудить и утвердить в людях совесть, милосердие, любовь к ближнему. Все эти и подобные им добродетели получают от религии определенную обязательность, убедительность и привлекательность, а также желание, внутреннюю готовность им следовать и им подчиняться. Бог все видит, от него ничего не утаишь – это многих останавливает. А некоторым помогает не уклоняться от избранного пути – прямого, честного, трудового. В этом плане религия выступает в качестве важнейшего элемента народного или общественного сознания. Таким образом, в современном обществе религия выполняет две основные функции:
    4. воспитательную
    5. отвлекающую.

    "Сердце бессердечного мира, душа бездушного мира" - так характеризовалрелигию К.Маркс. Он, правда, больше известен другой формулой: "религия - опиум народа", но ею тоже пренебрегать нельзя. Почему люди обращаются к опиуму? Чтобы забыться, уйти от обыденности, получить то, чего нет в реальной жизни. Да и не Маркс, если быть точным, изобрел эту формулу. Задолго до него, еще в  античные времена, религию сравнивали с «пьянящим дурманом». Гете видел в ней наркотик, Гейне и Фейербах – духовный опиум. Кант назвал идею отпущения грехов «опиумом для совести».

    Религиозное общение – одно из самых прочных и устойчивых в человеческой истории. Оно содействует консолидации всех духовных сил народа, а через это – укреплению гражданских и государственных устоев жизни. На Руси, например, церковь помогала собирать русские земли, укреплять молодую государственность, поощряла освоение новых территорий путем монастырской колонизации. А в период  монголо-татарского ига она внесла огромный вклад в выживание русского народа, сохранение его идентичности. Недаром в победу на Куликовом поле одинаково прочно вписаны два имени: князя Дмитрия Донского и «игумена земли русской» Сергия Радонежского.

    К сожалению, религия может не только объединять, но и разъединять людей, поощрять конфликты, вызывать войны. Первое, что приходит на память, крестовые походы, которые мотивировались религиозными чувствами и символами веры, отличающими христиан от мусульман.

    Богата на религиозную рознь  и современность: противостояние  католиков и протестантов в Северной Ирландии, конфликт между  мусульманами и евреями на Ближнем Востоке, югославский  православно-мусульмано-католичесуий узел и многое другое. Странная  ситуация:  сама по себе ни одна религия не призывает к насилию. Откуда же оно берется?  В каждом конкретном случае действует, видимо, и нерелигиозные факторы. Но нельзя  забыть и того, что каждая религия претендует не просто на  истину, но  на Абсолютную Истину. Абсолют же, по определению, не имеет и не терпит множественного числа.

    Остановимся немного на атеизме. Его чаще всего отождествляют с безбожием, что не верно. Безбожие – и определение, и состояние отрицательное. Бога нет. А что есть? Непонятно. Остап Бендер, к примеру, отрицал существование Бога на том основании, что «это медицинский факт» великого комбинатора не может заполнить пустоту, образующуюся в результате отрицания Бога.

    Чем только эту пустоту не пытались заполнить: и идеологией, и политикой, и борьбой с религией, и преданностью партии, и самой передовой наукой и т.д. Но пустота, как Молох, ненасытна, требует все новых и новых жертв. Безбожие к тому же: у последней черты многие ему изменяет, вспоминая о религии.

    Атеизм же есть культура бытия без Бога . На место Бога тут сознательно ставят Историю, Необходимость, Закон. Но поскольку делается это человеком, для человека и во имя человека, то можно сказать, что в атеизме Бог заменяется Человеком . Человеком с большой буквы – образом, идеалом человечности, гуманизма, реального, земного счастья людей. Атеизм в действительности является антропотеизмом.

    Культурой атеизма может овладеть далеко не каждый. Тут требуется определенное, мужество, сила воли, разума, готовность и способность делать выбор в пользу добра без всякой надежды на вознаграждение или  воздаяние. С религией проще, главное,  легче. Есть внешняя инстанция, к которой можно всегда апеллировать, есть истина как критерий всех человеческих, относительных истин, есть утешение «бытия после смерти». Можно, скажем, согрешив, сходить на исповедь, искренне раскаяться и, получив прощение, снова стать  безгрешным и вновь… грешить. А были времена, когда отпущение грехов в прямом смысле (индульгенция), да и сейчас еще, дав деньги на постройку храма, можно рассчитывать на снисхождение Всевышнего.

    Ничего подобного в атеизме нет. Все грехи остаются с человеком, никто и ничто его от них не освободит. Тяжело, несомненно, но такова уж эта культура. Приходится рассчитывать только на самого себя. И не позволять себе «грешить». Ибо некому облегчить ношу ваших грехов, снять с плеч груз ответственности за помысленное и содеянное, нельзя ловчить с собственным разумом. Атеистическая культура бытия, по существу, не набрала еще нужный  размах. Но гуманистически преобразовательный  потенциал у нее огромный.

    Религия является в обществе активным агентом социализации молодежи, но молодежь относится к ней неоднозначно. Многие социальные исследования посвящены этой проблеме, но недостаточно исследовано отношение выпускников школ к религии. В нашей исследовательской работе мы попытались раскрыть данную проблему.

               Социологический анализ отношения выпускников к религии .    

    Проверяя нашу гипотезу о том, что выпускники считают, религия – это совокупность духовных представлений, она помогает преодолевать трудности и определяет статус человека, мы получили следующие результаты. 83% старшеклассников (это приблизительно 5/6 от числа опрошенных)  понимают слово «религия» как совокупность духовных представлений. И только 8% выпускников ( 1/6 от числа опрошенных) считают, что религия – это вера в сверхъестественное. Вариант «религия – это определенные юридические законы и нормы» старшеклассники исключили совсем.  Это говорит о том, что старшеклассники понимают религию в первую очередь, как духовное явление  и не связывают ее с какими-либо юридическими законами. (Диаграмма 1).

    Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия?» с шагом в 10%, начиная с наивысшего (таблица 1). Как и предполагалось, большинство опрошенных, что составляет 75% от общего числа респондентов, считают, что религия помогает преодолевать  трудности, и столько же старшеклассников (75%) выделили основной функцией религии – оказание психологической поддержки. Эти две функции стоят на I месте. Следующая функция (религия обосновывает мораль) занимает  II место. Религия  разжигает рознь между людьми - на III месте , а оказание эмоциональной помощи - на IV . На V месте такие варианты ответа, как религия помогает познать мир и провоцирует насилие.VI место занимает функция укрепления связи между народами. Последнее VII место занимают такие функции, как влияние на положение человека в обществе и возможность общения.   Все это говорит о том, что старшеклассники понимают , что религия обосновывает мораль , но при этом забывают о том , что религиозное общение – одно из самых прочных   и устойчивых в человеческой истории, что религия помогает нам справиться с неопределенностью мира. А на такой  факт, что религия может не только объединять людей, но и разжигать конфликты, обратили внимание только несколько человек.

     Также мы проанализировали ответы на вопрос «Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?». 34% респондентов ответили, что чем беднее человек, тем сильнее вера, 58% опрошенных считают, что материальное положение человека не влияет на его веру и 8% - не знают (диаграмма 2). На вопрос «Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?» только 8% от общего числа опрошенных ответили, что чем ниже положение, тем сильнее вера, 9% старшеклассников не знают, какое влияние оказывает на веру положение человека в обществе. И большая часть выпускников ,83%, считают, что положение в обществе человека никак не влияет на его веру (диаграмма 3). Из вышесказанного следует, что старшеклассники не видят особой связи между религией и социальным положением человека и не придают значения  статусной функции религии.

    Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась частично. Старшеклассники действительно считают, что религия – это совокупность духовных представлений, что она помогает преодолевать трудности. Но, по мнению выпускников, религия не определяет ни материальный, ни социальный статус человека в современном обществе.

    Проверяя нашу гипотезу о том, что девушки более религиозны, чем юноши, мы получили следующие результаты. Верят в Бога 75% из опрошенных девушек , 38% из опрошенных юношей и 50% из всех опрошенных,  но девушки более определенно об этом говорят, их вера носит более выраженный характер. (Диаграмма  4.1).

    Молитвы знают выборочно 75% из опрошенных девушек , 25% из опрошенных юношей и 42% из всех опрошенных. Оставшееся количество девушек и юношей не знают молитвы совсем. Все молитвы не знает никто. (Диаграмма 5.1).

    Рассматривая частоту посещения церкви, мы получили следующие результаты. Каждую неделю из юношей  посещают церковь 12%  и 8% из всех учеников.  1-2 раза в месяц церковь посещают только 25% девушек , 13% юношей и 17% всех опрошенных. 1-2 раза в год посещают церковь 75% девушек , 25% юношей и 42% из всех опрошенных. И не посещают церковь совсем 50% из опрошенных юношей и 33% всех опрошенных . Мы предполагаем, что юноши относятся к такому социальному институту, как церковь, менее серьезно, чем девушки. (Диаграмма 6.1).

    Рассматривая функции религии, мы провели ранжирование ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия?» Как видно из таблицы (таблица 1), девушки более категоричны в своих ответах. На I место девушки поставили  функцию оказания психологической помощи , на II место - помощь в преодолении трудностей . Затем идёт III место : религия оказывает эмоциональную помощь.Все остальные функции ( религия помогает познать мир, обосновывает мораль, укрепляет связь между народами, провоцирует насилие,влияет на положение человека в обществе и даёт возможность общаться ) на IV месте. У юношей представление о функциях религии более широкое. На I место они ставят помощь в преодолении трудностей. Религия оказывает психологическую поддержку – II место. На III месте – религия обосновывает мораль. На IV месте – религия разжигает рознь между людьми.  Религия помогает познать мир , оказывает эмоциональную помощь , провоцирует насилие - V место. На VI месте - религия укрепляет связь между народами , а такие функции как влияние на положение человека в обществе и возможность общаться оказались на VII месте .Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась. Религиозность старшеклассников зависит от их пола.

    Проверяя нашу гипотезу о том, что выпускники не считают необходимым взаимодействие церкви, государства, семьи и школы, мы оценивали долю положительных ответов. 58% от числа опрошенных считает, что государство должно поддерживать церковь, и  42% от числа опрошенных считает, что церковь должна поддерживать государство.

    Рассмотрев взаимоотношения церкви и школы,  можно увидеть следующие результаты :  большинство выпускников считает, что школа никак не должна поддерживать церковь и церковь не должна поддерживать школу, т.е. старшеклассники не рассматривают школу и церковь как связанные социальные институты.

    Что касается взаимоотношений семьи и церкви, то, на основе проведенных исследований, мы получили следующие результаты. 33% от числа опрошенных считает, что семья должна поддерживать церковь и такое же количество опрошенных  считает, что церковь должна поддерживать семью.

    Таким образом, наша третья гипотеза подтвердилась частично. Ученики считают необходимым взаимодействие церкви и государства, но не видят необходимости во взаимоотношениях церкви и семьи, церкви и школы.

    Развитие молодежи происходит путем влияния на нее различных социальных институтов (семья, школа, церковь, государство). Но это влияние будет плодотворным только тогда, когда сами социальные институты будут связаны между собой. По результатам нашего исследования, мы можем предположить, что процесс социализации молодежи в современном обществе затруднен по причине ослабления этих связей.

    Заключение

    По данным американского института Гэллапа, в 2000 году верили в Бога и «высшее существо» 95% жителей Африки, 97% - Латинской Америки, 91% - США, 89% - Азии, 88% - Западной Европы, 84% - Восточной Европы, 42,9 - России. Эти данные свидетельствуют о широком распространении религии.

    Люди разнятся между собой по многим причинам, одной из них является религия. Духовные различия часто приводят к существенным политическим и культурным последствиям. Что уж говорить о таких масштабах, когда и в одной семье бывают конфликты из-за разной веры. Большинство людей относятся с боязнью, призрением и даже ненавистью к представителям другой религии. Они не хотят и не желают друг друга понимать. Но в этом их нельзя обвинять, потому что на протяжении многих веков им никто не прививал уважение к представителям разных конфессий, а в некоторых случаях воинственно настраивали для достижения своих корыстных целей. И лишь в последнее время, в частности и в России, восстанавливаются многие ранее разрушенные церкви  и монастыри. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквях, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось число тех, кто, например, в христианстве прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых негосударственных школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей. Все это направленно на социализацию молодежи.

    В ходе нашего исследования, мы выработали следующие рекомендации:

    1.        необходима просветительская работа со старшеклассниками с целью повышения религиозной грамотности;

    2.        необходимо более тесное взаимоотношение семьи, школы, церкви и государства в воспитании молодого поколения

    Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой – проповедует покорность и смирение, отказ от активных действий (по крайней мере, это делают многие религиозные общины). В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Но здесь дело, видимо, не столько в религиозных положениях, сколько в том, как они понятны людям, в частности подрастающему поколению. И, по результатам нашего исследования, молодежь недостаточно грамотна в отношении религии. Мне кажется, что этот вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных. И в своих дальнейших исследованиях я бы хотела продолжить работу над этой проблемой.  

    Список используемой литературы

    1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. и др. Человек и общество. Обществознание. Часть 2. – М.: «Просвещение», 2004 .
    2. Гордиенко Н.С. Основы религеоведения. СПб, 1997.
    3. Гордиенко Н.С. Российские свидетели Иеговы: история и современность. СПб. 2000.
    4. Гречко П.К. Общество: основные сферы бытия. – М.: «Уникум-центр», 1998.
    5. История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). – М., 1993 – №13.  
    6. История (еженедельное приложение к газете «Первое сентября»). – М., 1994 – №35.
    7. Я познаю мир: культура: Энциклопедия /Сост. Чудакова Н.В./ М.: «АСТ», 1998.
    8. Сайт http://www.referat.ru .

    Приложение 1

    АНКЕТА

    Уважаемый ученик!

    В настоящее время социологи интенсивно исследуют социальные проблемы религии. Просим Вас принять участие в одном из таких исследований, целью которого является изучение отношения учащихся к религии, и ответить на вопросы данной анкеты.

    Анкета анонимная, т.е. Вашу фамилию указывать не нужно. Мы гарантируем, что полученные ответы будут опубликованы только в статистически обобщенном виде.

    Заполняется анкета просто: в большинстве случаев нужно обвести кружком букву ответа, который Вам больше всего подходит.

    .

    1. Укажите Ваш пол?  1. мужской   2. женский
    1. Какова Ваша национальность? (Напишите) ________________________
    1. Как вы понимаете слово «религия»?

    1. это вера в сверхъестественное

    2. это определенные юридические законы и нормы

    3. это совокупность духовных представлений

    4. со всем перечисленным выше согласен (а)

    5. другое (что? Укажите) ____________________________________

    1. Что, на Ваш, взгляд дает религия? (Укажите 2-3 варианта)

    1. помогает познать мир

    2. помогает преодолевать трудности

    3. обосновывает мораль

    4. укрепляет связь между народами

    5. оказывает психологическую поддержку

    6. оказывает эмоциональную помощь

    7. провоцирует насилие

    8. влияет на положение человека в обществе

    9. дает возможность общаться

    10. разжигает рознь между людьми

    11. другое (что? Укажите) ____________________________________

    1. Верите ли Вы в Бога?

    1. да

    2. скорее да, чем нет

    3. скорее нет, чем да

    4. нет

    1. Есть ли в Вашей семье верующие люди?

    1. да

    2. нет

    3. не знаю

    1. Какие религиозные праздники отмечает Ваша семья? (Напишите) _____________________________________________________________

    1. Знаете ли Вы молитвы?

    1. да, все

    2. выборочно

    3. нет, не знаю

    1. Как часто Вы посещаете церковь?

    1. каждую неделю

    2. 1-2 раза в месяц

    3. 1-2 раза в год

    4. не посещаю совсем

    1. Считаете ли Вы врагом приверженца другой религии?

    1. да, всегда

    2. да, если он агрессивно настроен ко мне

    3. нет, никогда

    4. затрудняюсь ответить

    1. Нужны ли в школе, на Ваш взгляд, уроки богословия?

    1. да, для всех

    2. только для желающих

    3. совсем не нужны

    1. Есть ли в Вашей школе уроки богословия?

    1. да

    2. нет

    3. не знаю

         Нужна ли, на Ваш взгляд, в современном обществе поддержка: (отметьте один вариант в каждой строке)

    да

    частично

    нет

    13. церкви государством?

    1

    2

    3

    14. государства церковью?

    1

    2

    3

    15. церкви школой?

    1

    2

    3

    16. школы церковью?

    1

    2

    3

    17. церкви семьей?

    1

    2

    3

    18. семьи церковью?

    1

    2

    3

    19.Как Вы чувствуете себя в своей вере?

    1. я ей горжусь

    2. мне в ней удобно

    3. я ее стесняюсь

    4. другое (что? Укажите) ____________________________________

    20.Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?

    1. чем богаче, тем сильнее вера

    2. чем беднее, тем сильнее вера

    3. не влияет

    4. не знаю

    21.Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?

    1. чем выше положение, тем сильнее вера

    2. чем ниже положение, тем сильнее вера

    3. никак

    4. не знаю

         22. Как Вы представляете верующего человека? (Напишите) ___________

               ____________________________________________________________

    Вы закончили заполнять анкету, благодарим за помощь!

    Приложение 2

    Диаграмма 1

    Распределение ответов на вопрос «Как Вы понимаете слово «религия»?»

    1. это вера в сверхъестественное

    2. это определенные юридические законы и нормы

    3. это совокупность духовных представлений

    4. со всем перечисленным выше согласен (а)

    5. другое (что? Укажите) – вера в Бога

    Диаграмма 2

    Распределение ответов на вопрос «Как, по-вашему, влияет материальное положение человека на его веру?»

    1. чем богаче, тем сильнее вера

    2. чем беднее, тем сильнее вера

    3. не влияет

    4. не знаю

    Диаграмма 3

    Распределение ответов на вопрос «Как, по-вашему, влияет положение в обществе человека на его веру?»

    1. чем выше положение, тем сильнее вера

    2. чем ниже положение, тем сильнее вера

    3. никак

    4. не знаю

    Диаграмма 4.1

    Распределение ответов на вопрос «Верите ли Вы в Бога?»

    1. да

    2. скорее да, чем нет

    3. скорее нет, чем да

    4. нет

    Диаграмма 5.1

    Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы молитвы?»

    0%

    10%

    20%

    30%

    40%

    50%

    60%

    70%

    80%

    1

    2

    3

    Девушки

    Юноши

    Все

    1. да, все

    2. выборочно

                   3. нет, не знаю

    Диаграмма 6.1

    Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы посещаете церковь?»

    0%

    10%

    20%

    30%

    40%

    50%

    60%

    70%

    80%

    1

    2

    3

    4

    Девушки

    Юноши

    Все

    1. каждую неделю

    2. 1-2 раза в месяц

    3. 1-2 раза в год

                   4. не посещаю совсем

    Диаграмма 7

    Доля положительных ответов, отрицательных ответов и ответов «частично» на вопрос «Нужна ли, на Ваш взгляд, в современном обществе поддержка…

    1. …церкви государством?»
    1. …государства церковью?»
    1. …церкви школой?»
    1. …школы церковью?»
    1. …церкви семьей?»
    1. …семьи церковью?»

    Приложение 3

    Таблица 1

    Распределение ответов на вопрос «Что, на Ваш взгляд, дает религия?», ранги с шагом в 10%, начиная с наивысшего.

    Вариант ответа

    общий

    девушки

    юноши

    1. помогает познать мир

    V

    IV

    V

    2. помогает преодолевать трудности

    I

    II

    I

    3. обосновывает мораль

    II

    IV

    III

    4. укрепляет связь между народами

    VI

    IV

    VI

    5. оказывает психологическую поддержку

    I

    I

    II

    6. оказывает эмоциональную помощь

    IV

    III

    V

    7. провоцирует насилие

    V

    IV

    V

    8. влияет на положение человека в обществе

    VII

    IV

    VII

    9. дает возможность общаться

    VII

    IV

    VII

    10. разжигает рознь между людьми

    III

    III

    IV

    11. другое (что? Укажите)

    VII

    IV

    VII


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Роль права в современном мире

    право-неотъемлемая часть современного общества,которая защищает человека, благодаря чему мы можем спокойно распоряжаться...

    Проект "Роль игрушек в современном мире"

    Проект доказывает целесообразность изготовления игрушек из экологически чистых материалов....

    Олимпийское движение. Его роль и значение в современном мире.

    Олимпийское движение и его роль и значение в современном мире....

    РЕФЕРАТ ПО ГЕОГРАФИИ на тему: «Золото и его роль в современном мире».

    В процессе общения люди многих национальностей пришли к таким понятиям, как «золотые слова», «золотые руки», «черное зол...

    Исследовательская работа по информатике "Роль информационной безопасности в современном мире"

     В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, обще...

    Роль английского английского языка в современном мире (презентация)

    Данная презентация была выполнена для выступления на школьной научно-практической конференции с конкурсной работой "Роль...

    ГМО в современном мире

    Работа содержит сведения об использовании ГМО в пищевых продуктах...

    Милосердие в современном мире

    Рассуждение о милосердии в современном мире...