Главные вкладки


    Проект "Покормите птиц зимой"

    Автор: 
    Закиров Раиль,Абянова Аделя,Валеева Камила

    Учащиеся должны знать:основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

     

    Учащиеся должны уметь:выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

     

    Ожидаемый результат:

    ·        В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.

    Наша работа будет служить примером для подражания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proekt_pokormite_ptic_zimoy.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №5

    г.Буинска Республики Татарстан»

    «Покормите птиц зимой»

    (социальный проект)

                                     Авторы: Закиров Раиль

                                                         Валеева Камила

                                                         Абянова Аделя

                                                Руководитель:

                                                                      учитель начальных классов

      Михайлова Светлана Викторовна.

    2012 год

    Тема: Покормите птиц зимой

    Учащиеся должны знать: основные виды зимующих птиц, значение птиц в жизни человека; опасности, подстерегающие птиц зимой; разновидности кормушек; исходный материал для изготовления кормушек.

    Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать её результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведённой работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

    Ожидаемый результат:

    1. В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.
    2. Наша работа будет служить примером для подражания.

    Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры, кормушки, корм для птиц, фотоаппарат.

                                            Ход урока.

    I.  Организационный момент.

    1. Распределение детей по группам.

        Учитель организует несколько инициативных групп.

    2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной

         деятельности.    

    II. Формулирование темы, целей и задач урока.

     а) Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Покормите птиц           зимой».

        - А что такое проект?

        - Что значит проектировать? (ответы детей)

            Учитель обобщает:

         - Да, проектировать - это значит разрабатывать, составлять, предполагать собираться сделать что - либо.

         Вот сегодня мы и будем намечать пути своей деятельности.

    Для работы над проектом нам надо разделиться на группы.

       

           

          Действия в группе:

    1. Обсуждение задания (коллективно).
    2. Выполнение практического задания («Экспериментаторы»).
    3. Формулирование выводов («Аналитики»).
    4. Применение результатов («Исследователи»).
    5. Творчество («Писатели»).

          Коллективные действия:

        Проведение испытания своего проекта.

        Предлагаю детям обсудить цели и задачи урока.

       В результате обсуждения называются следующие цели и задачи:

    1. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
    2. Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в наших краях.
    3. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
    4. Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
    5. Провести  фотосъёмки.

    III. Подготовительный этап.

    1. Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма».
    2. Распределение заданий.

    IV. Разработка проекта.

        Система действий учителя и учащихся на разных стадиях    

         работы над проектом.

    Этапы

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    1.

    Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности.

    Уточняют информацию, обсуждают задания, принимают общее решение по теме, формируют творческие группы.

    Отбирает возможные темы, предлагает их учащимся. Объясняет цель, формирует положительную мотивацию к деятельности, организует работу по формированию групп.

    2.

    Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп.

    Вырабатывают план действий (собрать информацию), осуществляют постановку конкретных задач, определяют средства реализации проекта, уточняют источники информации, распределяют роли в группе.

    Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу, принимает участие в обсуждении вариантов по реализации проекта.

    3.

    Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности.

    Работают с информацией, выполняют исследование, корректируют план деятельности.

    Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их  деятельность.

    4.

    Выполнение проекта.

    Работают над проектом и его оформлением.

    Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их  деятельность

    5.

    Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков).

    Обсуждают полученные результаты, исполняют возможные недочёты, формулируют выводы.

    Наблюдает за деятельностью учащихся, принимает участие в обсуждении.

    6.

    Презентация: защита проекта.

    Докладывают о результатах совместной деятельности.

    Оценивает работу учащихся.

    Введение.

    Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы.

    Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

          Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:

    1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
    2. Зимующие птицы – это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

    Работа проводится в группах.

    1. «Аналитики». (Слайд № )

    Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При

    наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

          А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

           Мы составили книжку «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. (Воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, свиристель.)

    Приложение №1  (Слайд № )

    Вывод: Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к

                  выживанию в жёстких погодных условиях.

    1. «Экспериментаторы». (Слайд  № )

    При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

    1. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.
    2. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.
    3. Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.

    Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

          Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

    Вывод: Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления. (Приложение  №2)

    1. «Исследователи».
      Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Возможен визит весёлой стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К  синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.

     Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под              пухом и перьями.

          Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

    1. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем

    птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

    1. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.
    2. В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.
    3. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

    Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

    1. «Писатели».

    Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и птиц; читают в классе лучшие рассказы.

                                      Наша кормушка.

         Наступила зима. Птицам трудно добывать корм. Мы с папой построили кормушку и повесили её в саду. Сало привязали на нитку, а крошки насыпали в кормушку. Стали наблюдать. Птички прилетели и стали дружно клевать корм. Я уверена, что птицы не погибнут от голода.

                                                                  (Султанова Динара).

                    Снегирь, синицы и воробьи.

          Мы сделали кормушку и украсили её. Насыпали зерна. Вскоре прилетели птицы. Синицы и воробьи стали клевать зёрнышки. Снегирь наблюдал за ними со стороны. Когда они улетели, снегирь смело подлетел к кормушке. Он быстро склевал оставшиеся зёрнышки. Я счастлива, что мои птицы сыты. Завтра я насыплю корм и буду ждать гостей. Сделайте кормушку и вы. Летом птицы отблагодарят всех.

                                                                  (Файзуллина Эльза).

                                 Столовая для птиц.

         Вместе с папой мы сделали кормушку для птиц, чтобы им было легче зимой. Так как в это время года птицам очень трудно найти корм. В первый день, когда мы повесили кормушку, прилетело мало птиц. Но с каждым днём их стало появляться всё больше и больше. Частые гости в нашей кормушке – синички, воробьи, сороки. Я их кормлю пшеничкой, семечками, несолёным салом, хлебными крошками. Птицы сидят и что-то щебечут. Наблюдаю и радуюсь. Наверное, они говорят мне спасибо.

                                                                (Хайбулов Динар)

                           

    Кормушка.

    Мы с дедушкой сначала придумали, а потом сделали кормушку. Насыпали семечки, крупу. К нам прилетают воробьи, синицы, снегири, свиристели. Мне очень нравятся снегири. У них красная грудка. Они похожи на яблочки. Свиристели с хохолком. Мы поможем перезимовать этим замечательным птицам.

                                                             (Низамов Булат)

    V. Итог

    - Подводя итог, дети прочли стихотворение Т. Евдошенко «Берегите птиц».

                             О птицах много знаем мы

                             И в то же время мало,

                             И нужно всем: и вам, и нам, -

                             Чтоб их побольше стало.

                             Для этого побережём

                             Своих друзей пернатых,

                             Иначе мы к нулю сведём

                             Певцов наших крылатых.

                              Съедят деревья и плоды

                              Личинки насекомых,

                             И поредеют все сады

                             Без наших птиц знакомых.

                             Зимой поставь кормушку им,

                             Синицам дай ты сала;

                             Пшено едят все воробьи,

                             Подсыпь, как станет мало.

                             Они вознаградят труды,

                             И зацветут кругом сады.

                             Среди зелёной той листвы

                             Их песенку услышишь ты.

    Использованная литература.  

    1. М.К. Господникова «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2011г.
    2. Материалы газеты «1000 советов».
    3. В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
    4. Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
    5. Материалы журналов : «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
    6. Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.