В Астрахани , в сквере астраханской филармонии, есть аллея звезд выдающихся Астраханцев. Среди них есть звезда Марии Петровны Максаковой.
Вложение | Размер |
---|---|
maksakova_prezentaciya.pps | 1.96 МБ |
prezentaciya_pro_maksakovu.doc | 46 КБ |
Слайд 2
МАРИЯ ПЕТРОВНА МАКСАКОВА (1902-1974)
Слайд 3
Астрахань, начало XX века
Слайд 4
Родители Марии Максаковой мать - Людмила Сергеевна Сидорова отец - Павел Васильевич Сидоров
Слайд 5
Мария (в центре) с сестрой Лидией и братом Игнатием. Астрахань, 1910 г.
Слайд 6
Мария Сидорова Астрахань, 1920 - е годы
Слайд 7
Максимилиан Карлович МАКСАКОВ
Слайд 8
Труппа Астраханского оперного театра
Слайд 9
Мария Максакова в роли Амнерис в опере Д.Верди «Аида» Сергей Яковлевич Лемешев
Слайд 10
Мария Максакова в роли Кармен в опере Ж.Бизе «Кармен»
Слайд 11
Мария Максакова в роли Любаши в опере Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»
Слайд 12
Мария Максакова в роли Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов»
Слайд 13
Мария Максакова в роли Марфы в опере М. П. Мусоргского «Хованщина»
Слайд 14
Мария Максакова в роли Весны в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Слайд 15
Мария Максакова в роли Далилы в опере Ж. Массне «Вертер»
Слайд 16
Мария Максакова в роли Орфея в опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»
Слайд 17
Сольный концерт Марии Максаковой
Слайд 18
Мария Максакова среди артистов Воронежского народного хора
Слайд 19
Встреча со зрителями
Слайд 20
Артисты Большого театра приветствуют М. П. Максакову на спектакле «Борис Годунов», посвященном ее 70 - летию. 1972 г.
Слайд 21
«Пробуждать любовь людей к музыке, приносить им радость своим искусством — это высшее счастье для артистки...»
Презентация
Мария Петровна Максакова
Слайд 1
Вчера в сквере астраханской филармонии была заложена аллея звезд выдающихся Астраханцев. Среди первых семи звезд и звезда Марии Петровны Максаковой.
.Слайд 2 Мария Петровна Максакова — русская оперная певица (меццо-сопрано), Народная артистка СССР, солистка Большого театра, Трижды Лауреат Государственной премии СССР, Лауреат Премии Роберта Шумана 1972 г.
Слайд 3 Астрахань начала XX века Маша Сидорова родилась 8 апреля 1902 года в Астрахани.
Слайд 4 - Родители «Своего отца помню смутно, – пишет в своей книге «Жизнь на сцене» Мария Максакова. - Он ходил по комнате и поглядывал на нас, когда мы все сидели за столом, шесть ребятишек — три девочки и трое мальчиков. Меньшему было всего восемь месяцев, старшему шел девятый год. Очевидно, глядя на детей, отец думал о будущей горькой судьбе моей матери и всей семьи: он уже тяжело болел и вскоре скончался, в возрасте сорока четырех лет, когда мне только исполнилось три года.
Слайд 5
В восемь лет девочка пошла в школу. Но училась не слишком хорошо из-за своеобразного характера: то замыкалась в себе, становилась нелюдимой, то увлекала подруг бурными шалостями. «С восьми лет я стала ходить в школу, где быстро передружилась со всеми девочками, участвовавшими в моих проказах. Педагоги же только жалели мою мать, имевшую такую «ужасную» дочь, тем более что я не отличалась особой радивостью в ученье. Особенно не могла терпеть математики»
Десяти лет Мария начала петь в церковном хоре. «Узнав, что в церковный хор набирают детей, и не только их учат, но даже платят, как тогда говорили, «жалованье», я потихоньку отправилась на пробу. – Пишет она в своей автобиографии. - Долго не решалась подойти к регенту, управлявшему хором, но, в конце концов, отважилась, и шепотом его спросила — не нужна ли в хор девочка. Вначале он не расслышал, а когда понял, то просто сказал: «Приходи на спевку». Так начался мой трудовой путь, который впоследствии привел меня к подлинному служению искусству.
И здесь впечатлительная девочка, захваченная работой в хоре, наконец – то, успокоилась. «Нотной грамоте я выучилась сама, - вспоминала певица - Для этого я дома на стенке написала гамму, и зубрила ее по целым дням. Через два месяца я считалась знатоком нот, а еще через некоторое время имела уже «имя» хориста, свободно читающего с листа».Спустя всего год Маруся стала ведущей в альтовой группе хора, где работала до 1917 года. Именно здесь начали развиваться лучшие качества певицы — безупречное интонирование и плавное звуковедение.
Слайд 6. (фото 5)
В 1919 году в Красном Яру состоялся дебют семнадцатилетней певицы, она исполнила партию Ольги в спектакле «Евгений Онегин». «В оперу я шла со страхом. Увидев меня в коротком ученическом платье и с косой, режиссер решил, что я пришла поступать в детский хор. Я заявила, однако, что хочу быть солисткой. Меня прослушали, приняли и поручили выучить партию Ольги из оперы «Евгений Онегин». Через два месяца мне дали спеть Ольгу».
Слайд 7Огромное влияние на формирование будущей артистки оказал ее педагог, наставник и друг, а впоследствии муж, знаменитый драматический баритон Максимилиан Максаков. Личность Макса Шварца - таково настоящее имя М. Максакова, австрийца по происхождению - одна из интереснейших в истории русского музыкального театра. Знаменитый певец, выступавший на сценах Петербурга, Москвы, Тифлиса, Саратова, Казани, Харькова, Одессы, а впоследствии оперный режиссер и антрепренер, Максаков приложил немало сил для популяризации оперного искусства в России, для поднятия культурного уровня русской провинции. Максаков возглавлял оперные предприятия в Екатеринославе и Воронеже, Вильно и Симбирске, Иркутске и Перми, успеху которых способствовало приглашение в спектакли знаменитых столичных певцов (среди них - Шаляпин, Собинов, Г. Пирогов), а также поиск молодых талантов. Одним из таких открытий опытного импресарио и стала Мария Максакова.
Слайд 8
Четыре года поют супруги Максаковы в Астраханской опере. Это были годы профессионального совершенствования Марии Петровны под чутким руководством Максимилиана Карловича, неустанного творческого горения и поиска своего стиля, своего почерка на оперной сцене. В эти годы были заложены прочные основы мастерства.
Слайд 9
В 1923 году певица впервые вышла на сцену Большого в роли Амнерис и сразу была принята в труппу театра.
Вот как вспоминает о московском дебюте Максаковой великий русский оперный певец Сергей Лемешев, бывший в те годы студентом Московской консерватории.
«Однажды вокальный факультет консерватории облетела новость: в «Аиде» в партии Амнерис дебютирует молодая певица Максакова. О ней было известно только то, что она жена и ученица известного еще до революции баритона М.Максакова и только начинает свой путь. Тем более удивлял выбор для дебюта такой трудной партии, требующей и высокого вокального мастерства и драматичности, которой молодые певцы редко обладают. И вот со всем вниманием, на которое способны только те, кто готов отыскать малейший повод для критики, «зайцы навострили уши».
И вдруг из левой кулисы вышла тоненькая, закутанная в узкое одеяние девушка с худыми руками подростка и гордо посаженной головой. Ее несколько фронтальные жесты были так естественны, словно она сошла прямо с египетского барельефа. Мы переглянулись и уставились на нее, будучи уверенными, что это какая-нибудь молоденькая балерина, исполняющая роль одной из служанок Амнерис.
Во всяком случае, все были твердо убеждены, что это не Амнерис: признаюсь, мы привыкли видеть в этой партии певиц более внушительных размеров и более солидного возраста. Но вот девушка запела, и нам пришлось признать, что это все-таки Амнерис. Ее немного лиричный голос лился легко и свободно, поражала гармоничность образа и - при юном облике - величественность осанки и не допускающие возражения интонации царевны, привыкшей повелевать.
Амнерис Максаковой так захватила воображение, что я забыл, кто пел другие партии; я только помню, что встретился на этом спектакле с великолепным чудом театра. Короче говоря, скоро все мы были влюблены в Амнерис. Очевидно, наше настроение разделяла и публика, восторженно принявшая дебютантку.
Уже тогда Максакова поразила нас особым вниманием к слову. У нее была не просто отчетливая и ясная дикция, а истинно драматическая выразительность фразы, наполненная внутренним борением страсти и ревности. К тому же ее Амнерис была влекуще женственна».
Слайд 10-16 Тридцать лет до 1953 года Мария Максакова была ведущей солисткой первой труппы страны. Невозможно назвать такую меццо-сопрановую партию в операх, шедших на сцене Большого театра, в которой не блистала бы Максакова. Незабываемыми остались для тысяч людей ее Кармен, Любаша в «Царской невесте», Марина Мнишек в «Борисе Годунове» , Марфа в «Хованщине», Весна в «Снегурочке» в операх русских классиков, ее Далила, в «Вертере», наконец Орфей в опере Глюка, поставленной с ее участием Государственным ансамблем оперы под руководством И.С. Козловского. Она была великолепной Клариче в опере «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, первой Алмаст в одноименной опере Спендиарова, Аксиньей в «Тихом Доне» Дзержинского и Груней в «Броненосце „Потемкине“» Чишко. Таков был диапазон этой артистки.
Слайд 17-19
Стоит сказать, что певица и в годы своего сценического расцвета, и позже, оставив театр, давала много концертов. К числу ее высших достижений по праву можно отнести интерпретацию романсов Чайковского и Шумана, произведений советских композиторов и народных песен.
«Первый концерт открыл для меня новые творческие грани. Столь близкое общение с публикой было еще неиспытанным и радостным ощущением. Я полюбила такие выступления, когда стоишь один на один перед зрителем, без грима, театрального костюма, оркестра, декораций, и тут же перевоплощаешься в самые различные образы. При этом все значительно — каждая фраза, движение руки, поворот головы, взгляд — на всем сосредоточено внимание зрителя. Я видела то, о чем пела, и хотела передать это видение слушателям. Арии или романсы воспринимались мною как небольшие новеллы, в которых раскрывались невзгоды и радости героинь», - пишет Мария Петровна в своих воспоминаниях.
Слайд 20 -
После ухода из Большого певица занималась педагогической деятельностью - преподавала в Гиттисе , давала концерт. Много внимания Максакова уделяла своему родному городу, став инициатором открытия в Астрахани консерватории, проведения концертов, спектаклей и фестивалей. Подобно своему наставнику-супругу Мария Петровна стремилась помогать талантливой молодежи, в частности, опекала свою землячку Тамару Милашкину, впоследствии всемирно известную певицу.
Слайд 21 (Фото 10_1 – подпись «Пробуждать любовь людей к музыке, приносить им радость своим искусством — это высшее счастье для артистки...»)
Вся жизнь Марии Максаковой была посвящена служению родной стране, родному театру, русскому искусству. Необычайная популярность певицы не бескрайних просторах Советского Союза объясняется искренностью ее творчества, которое было близко и понятно каждому - от интеллектуала-меломана до рядового слушателя.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Золотая хохлома
Лиса и волк
Браво, Феликс!
Самодельный телефон