Главные вкладки


    Тема маленького человека в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя

    Автор: 
    Кисилева Ирина

     

    Исследовательская работа на тему "ОБРАЗ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА И Н. В. ГОГОЛЯ"Цель данного исследования – сравнение образов «маленьких людей» у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, выявление их общих и специфических черт, влияние этих образов на русскую литературу.                                                                                                    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    referat.doc136 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»

    Исследовательская работа

    ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА И Н. В. ГОГОЛЯ

            

    Выполнил:

    ученица 9в кл Киселева Ирина

    Проверил:

    учитель русского языка и литературы Ларионова Ирина Геннадьевна

    Астрахань – 2012


    Содержание.

    1.Введение.        

    2. «Маленький человек» в творчестве А.С. Пушкина.        

    3. Образ «маленького человека» в произведениях Н.В. Гоголя.        

    4. Заключение.        

    5. Список литературы.        


    1.Введение.

     

     Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

    Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.

    Никогда не привлекали внимание окружающих  забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха.  Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди  в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали  быть ничем. Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

    Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Слово  Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу  писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим.

    Цель данного исследования – сравнение образов «маленьких людей» у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, выявление их общих и специфических черт, влияние этих образов на русскую литературу.


    2. «Маленький человек» в творчестве А.С. Пушкина.

    А.С. Пушкин был  писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

    Если раньше Петербург и Москва и их жители представлялись в творчестве писателей с блистательной стороны, то в творчестве А.С. Пушкина, открывались уже не только с роскошного подъезда.  Доказательством этого послужили его «Повести Белкина», в центре которых – провинциальная Россия. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной их тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и обедневшие.

            Я начну своё исследование с повести « Станционный смотритель». Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Ф.М. Достоевский, он высказал суждения о реализме повести Пушкина, о её познавательном значении, указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображения в ней человеческого героя. Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» после Ф.М. Достоевского не раз привлекла внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике.

            Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 века в русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». Кроме того, возрождается жанр путешествий. В середине 20-х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки, в которых уделяется внимание не только описаниям края, но и встречам, беседам со станционным смотрителем.

            В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», - дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

            Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него. Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда, которая врывается в этот частный мир, явилась в образе молодого гусара, который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло Самсона, но ещё не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина бороться с Минским, после того, как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан также скупо, как и рассказ о герое Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего. В первой картине -  старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным чиновником.

    Во второй картине  - отец в роли просителя перед Минским.

    Казалось, наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнёс только: Ваше благородие! ...Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба.

    Третья картина -  спустя два дня. Старик снова  перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.

    Четвёртая картина. Снова перед Минским: «Пошел вон!» - и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

    И, наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

    Во второй  приезд рассказчик  видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика». И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость, небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицание: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!» - все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю. В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина – молящего отца с одной стороны («пожимал Дунюшкину руку»; «Увидел бедную свою Дуню»). И другого Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека (« жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем», «не понимал, как нашло на него ослепление», «решился к нему явиться», «доложил его высокоблагородию», что «старый солдат»; «подумал… воротился, но их(денег) уже не было», «Смотритель за ним не погнался», «подумал, махнул рукой и решился отступить».) [1] 

    Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца («Его дом держался; что прибрать, что приготовить», «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает»).

    Судьба «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к нему – не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям. Оно выражено и во вступлении, и в каждом их трёх эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому. При этом каждая их трёх частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

    Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

    Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

    В повести, написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.

    Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

    Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того – Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними.

    Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» - значит приноравливаться, а также «вырь» - это омут, темный и гибельный водоворот.[2]

    Судьба станционного смотрителя – типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке.

    Тема «маленького человека» также звучит и в поэме «Медный всадник».

    “Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пытается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, “величие” Петербурга, восхища ется столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, обломок древних дворянских родов  не «тужит» о славе предков. Он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени: “Ночным светом и молвой оно (имя) забыто”. Евгений живет спокойной, размеренной Жиз нью, “Дичится знатных...”, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Его мысли заняты тем, что «был он беден», «что мог бы Бог ему прибавить ума и денег». Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бесси лен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет  в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю госу дарственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Ведь только в состоянии безумия он осмеливается грозить Медному всаднику. Вследствие огром ного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.[3]

    В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

    «В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

    Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

    „У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, — достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».[4]

    В более поздний период  Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта – того, который противопоставляет себя самодержавию. Но это позже. А в тех произведениях, о которых мы говорили выше, «маленький человек» пытается  робко, несмело протестовать против «власть имущих», но внутренне ещё не готов к этому. Ему ничего не остаётся, как смириться с судьбой и умереть.


    3. Образ «маленького человека» в произведениях Н.В. Гоголя.                                

    Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, "...кроме фонаря, все дышит обманом". Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

    Прочитав повести Н.В. Гоголя, мы долго помним, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределённой формы и в синей ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твёрдостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников в своих «Петербургских повестях».

    Центральная в этом цикле повесть «Шинель». «Петербургские повести» отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновничий Петербург, Это столица – основной и великосветский, огромный город. Город деловой, коммерческий и трудовой. И «всеобщая коммуникация»[5] Петербурга – блистательный Невский проспект, на тротуаре которого всё, что живёт в Петербурге, оставляет следы свои; «вымещает на нём могущество силы или могущество слабости»[6]. И перед читателем  мелькает, как в калейдоскопе, пёстрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

    Проволочки бюрократии, были так очевидны (проблема «высших» и «низших)», что про это невозможно было не писать, «Какая быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного дня!» - как бы с удивлением восклицает Гоголь. Но ещё удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы – Невского проспекта. В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «…он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью». Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

    Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильём, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

    Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир»[7]. В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете»[8]. История жизни Акакия Акакиевича – это новая полоса в его жизни. А новая шинель – символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой, казалось, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приёма у «самого частного» и обращаясь к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер»3 [9]. Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он даёт ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и, в конце концов,  погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал: мёртвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.

    Знаменитым эпизодом в пьесе «Шинель» является выбор имени. Здесь не просто невезение с именами в календаре, а именно картина бессмыслицы (поскольку имя есть личность): он мог быть и Моккием (перевод: «насмешником»), и Соссием («здоровяком»), и Хоздазатом, и Трифилием, и Варахасием, а повторил имя своего отца: «отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий («не делающий зла»), эту фразу можно прочитать как приговор судьбы: отец был «маленький человек», пусть и сын будет тоже «маленький человек». Собственно жизнь, лишённая смысла и радости, есть лишь умирание для «маленького человека», и он из скромности готов завершить своё поприще сразу же, едва появившись на свет.

    Башмачкин умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»

    Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «его превосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постели больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.

    Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

    «Шинель» Гоголя – гротеск и мрачный кошмар, пробивающий чёрные дыры в смутной картине жизни[10]… (В.В. Набоков).

    Занимаясь исследованием выбранной мной темы, я поняла, что нельзя не упомянуть о «Бедных людях» Ф.М. Достоевского. В произведении “Бедные люди” главным героем также является мел кий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Он тоже подвергался изде вательствам на работе, но по своей натуре это уже совсем другой человек, отличный от Акакия Акакиевича. Макара волнуют проблемы человечес кого достоинства, он размышляет о литературе и своем положении в об ществе. Прочтя “Шинель”, Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством, а личностью, хотя и поставлен ной обществом на низкую ступень.

    Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения – Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству", преисполненный величайшего уважения к директору. "Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета!" - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему "что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам". По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

    "Записки сумасшедшего" - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

    Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы  разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в том и в другом произведении мы видим не просто «маленького человека, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры,  нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни судить их, ни оправдать. Они вызывают и сострадание, и насмешку. Именно так изображает их Гоголь.

    После «Петербургских повестей» Гоголь не  оставляет тему взаимоотношений “маленького человека” и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы  не сказать двух-трех едких слов в ее адрес.

    Но однажды  эта тема прозвучала без всяких предисловий, без всяких иносказаний, с предельной сатирической обнаженностью в “Повести о капитане Копейкине.” Здесь рассказана драматическая история об инвалиде - герое Отечественной войны 1912 года, прибывшим в Петербург за” монаршей милостью.” Защищая Родину, он потерял руку и ногу, и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин добивался встречи с самим ми нистром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “ Маленький человек “ попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида. Министр  доса дует, что посетитель отнимает у него так много времени: “ Меня ждут дела важнее ваших.” И мы знаем , какие это дела, ждут решений и приказаний генерала - словом важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы “государственные” интерес к простому человеку.

            Символом этой государственной власти выступает и Петербург - чинный, важный, утопающий в рос коши. Этот город, в котором совершенно невозможно жить бедному человеку. Петербург - неприветливый, жестокий город – бесконечно чужд «маленькому человеку». К нему, этому человеку, равнодушен и министр. Он не только не помог инвалиду, но, возмутившись его “упрямству”, распорядился выслать его из столицы. А Ко пейкин гневно размышляет: «Раз министр советовал ему самому найти средства помочь себе -хорошо он найдет». Вскоре Копейкин стал атаманом появившийся в рязанских лесах “шайки разбойников”,  грабившей казну и помогавшей беднякам.

    По своему внутреннему смыслу, по своей идее “Повесть о капитане Копейкине” является элементом в идейном и художественном замысле писателя. Повесть как бы венчает всю страшную картину поместно - чи новно - полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!

    “ Повесть о капитане Копейкине” содержала в себе очень острое политическое жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбрать всю повесть, либо внести в нее суще ственные исправления. “ Повесть о капитане Копейкине” дала автору возможность включить в произведение тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и сто лицы России, характерно для них  эгоизма, красотой человеческого духа, нравственным величием подвига в защиту Отечества.

    Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являл собой разитель ную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати. Всем этим людям противостоял Копейкин - смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой. Никогда еще тема “ маленького человека” не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо “ маленький человек” вырастает здесь в фигуру величественную - в защитника и спасителя Родины.


     4. Заключение.

    Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель  имел свои  взгляды на данного героя. А.С. Пушкин был одним из первых, в сферу творческого внимания кото рого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный. «Маленькому человеку» открыто многое, но мало воспринято им; он стремится к облегчению земной участи, но лишь навлекает на себя ещё большее страдание; стремясь к благу, не избегает греха; уходит из жизни глубоко подавленный и в ожидании высшего суда; сама смерть оказывается для него желанней жизни. Вопрос о поведении «Маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина поставлен остро и драматично. Смире ние, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Художественное открытие Пушкина было устремлено в бу дущее - оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

    У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где, кажется, невозможно существовать в общественном смысле. Он продолжение того образа, заложенного Александром Сергеевичем. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу. Поэтому истории, подобные  "Шинели", не раскрывают перед нами трагического смысла жизни. Там, где исчезает чувствительность, приходит в упадок мудрость. В своих произведениях Гоголь сконцентрировал  основное внимание на судьбе личности «маленького человека». Однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая этому образу, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь, о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

    Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер. Гоголь продолжил развитие этой темы, но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

    У Гоголя «маленький человек» такой же униженный и оскорбленный, как и у Пушкина. Но он уже пытается противостоять «сильным мира сего». У Пушкина образ «маленького человека» глубоко реалистичен. У Гоголя наряду с реализмом появляется жесткая сатира с нотами сарказма.

    Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека”. Сначала он мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не уважал себя, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Затем “ма ленький человек” приобретает чувство собственного достоинства, способ ность любить и при этом остро ощущает свое ничтожное положение. Но самое главное — он уже не ничтожен в душе


    5. Список литературы.

    1. А. Грушкин. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов.       В кн. « Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», т. 3. Изд. АН СССР, М. — Л., 1937.

    2. А.С. Пушкин «Романы и повести», М., худ. Литература, 1960 г.

    3. Б.И. Турьянская «.Литература в 9 классе», М., Русское слово, 2002 г.

    4. В.Г. Белинский.  Критические статьи.

    5. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., Эксмо-пресс, 2002 г.

    6. Д.Д. Благой Творческий путь Пушкина. М., 1967.                  

    7. Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г.

    8. Энциклопедия для детей. Русская литература, М.: Аванта+, 1998г.  


    Тезисы к исследовательской работе «Тема маленького человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя».

    Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался всё актуальней, чем более демократичной становилась литература. Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями.

    Что же такое “маленький человек”? В каком смысле “маленький”? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. . “Маленький” этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха.

    Жестокое время и царская несправедливость заставляли “маленьких людей” замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими про блемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди  , по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали  быть ничем.

    Поэтому на них обратили своё внимание писатели конца 18 – 19 вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей “низшего” класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, “маленькие люди”, сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени.

    Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин.  Самое большое влияние на последующую литературу оказала по весть Карамзина “Бедная Лиза. ” Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу  писателям будущего – А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю и многим другим

    Цель данного исследования – сравнение образов «маленьких людей» у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, выявление их общих и специфических черт, влияние этих образов на русскую литературу.

    А.С. Пушкин был  писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой

            Я начну своё исследование с повести « Станционный смотритель». Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Ф.М. Достоевский, он высказал суждения о реализме повести Пушкина, о её познавательном значении, указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображения в ней человеческого героя.

            В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.

    Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесят.Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой.

    Беда, которая врывается в этот частный мир, явилась в образе молодого гусара, который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло его, но ещё не сломало.  Вырина пытается бороться с Минским, после того, как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего.

    Во второй  приезд рассказчик  видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика».  Не ускользнул от внимания рассказчика вид комнаты В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина – молящего отца с одной стороны  . И другого Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека.  

    Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

    Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.

    В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.

            В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.

            Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того – Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними.

            Судьба станционного смотрителя – типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, сказав своё слово о «маленьком» человеке.

    Тема «маленького человека» также звучит и в поэме «Медный всадник».

    “Медный всадник” — это одно из первых произведений, где автор пы тается описать “маленького человека”. Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ.

    Главным героем является Евгений. Он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жиз нью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бесси лен перед стихией, все же пытается найти виноватых. Евгений обвиняет  в своих бедах Петра I, а значит, обвиняет и всю госу дарственную машину, тем самым вступает в неравную схватку Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Ведь только в состоянии безумия он осмеливается грозить Медному всаднику. Вследствие огром ного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

    К образу «маленького человека» А.С. Пушкин обращался и в других произведениях. Об этом говориться в тексте реферата. Но именно в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике он представлен наиболее ярко.

    Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях ("Нос", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

    Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

    Центральная в этом цикле повесть «Шинель». «Петербургские повести» отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: . Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника.

    Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

            Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Всё в нём было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич Гоголь смеётся, но он смеётся не именно над Акакием Акакиевичем, он смеётся над всем обществом.

            Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

    В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним.                      

    История жизни Акакия Акакиевича – это новая полоса в его жизни. А новая шинель – символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. Но его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приёма у «самого частного» Акакий Акакиевич «раз в жизни захотел показать характер». Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он даёт ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и,  погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал: мёртвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.

            Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти.

    Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.  

    Занимаясь исследованием выбранной мной темы, я поняла, что нельзя не упомянуть о «Бедных людях» Ф.М. Достоевского. В произведении “Бедные люди” главным героем также является мел кий чиновник, переписчик Макар Девушкин. Прочтя “Шинель”, Макар был возмущен тем, что Гоголь описал с очень большой точностью быт чиновника, Макар узнал себя в Акакии Акакиевиче, но был возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам он способен глубоко чувствовать, любить, а значит, был уже вовсе не ничтожеством, а личностью.

    Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего".

    Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует.  С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья "его высокопревосходительству. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: "Отчего я титулярный советник?" и "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: "Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?". Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен "крик самого Гоголя".

    "Записки сумасшедшего" - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

    Каждый писатель  имел свои личные взгляды на данного героя. А.С. Пушкин был одним из первых, в сферу творческого внимания кото рого стала входить вся огромная Россия.

    Итак, в «Станционном смотрителе» Пушкин показывает, что быть «маленьким человеком» - удел естественный и неизбежный.

    Вопрос о поведении «Маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина поставлен остро и драматично. Художественное открытие Пушкина было устремлено в бу дущее - оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

    У Гоголя маленький человек обладает большой верой, существует там, где невозможно существовать в общественном смысле. Но такие люди живут всюду. Мы не замечаем их, так как не умеем полюбить в человеке его бессмертную душу

    В  произведениях Гоголя сконцентрировано основное внимание на судьбе личности “маленького человека.

    У Гоголя «маленький человек» такой же униженный и оскорбленный, как и у Пушкина. Но он уже пытается противостоять «сильным мира сего».

    Таким образом, мы видим, что с развитием литературы развивался и образ “маленького человека


    [1] Пушкин А.С. «Романы и повести», М., худ. Литература, 1960 г. С. – 70

    [2] В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», М., Эксмо-пресс, 2002 г., с. – 159.

    [3] Энциклопедия для детей. Русская литература, М.: Аванта+, 1998г., с.- 466.

    [4] А. Грушкин. Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 3. Изд. АН СССР, М. — Л., 1937.

    [5] Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г. С. -3.

    [6] Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г. С. -4.

    [7]1 Н.В. гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г., с. – 120

    [8]2 Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г., с. - 119

    [9]3 Н.В. Гоголь «Петербургские повести», Лениздат, 1979 г., с. - 136

    [10]1 Турьянская Б.И. «Литература в 9 классе», М., Русское слово, 2002 г., с - 34