Главные вкладки


    Забайкальский поэт: Георгий Граубин

    Автор: 
    Сизганова Ксения, Калинина Галина

    Творческая работа учащихся старших классов с целью привлечь внимание младших школьников к творчеству Г. Граубина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proekt.docx32.08 КБ
    zashchita.doc43 КБ
    klassnyy_chas_na_temu.docx58.75 КБ
    inscenirovka_stihotvoreniya.docx11.21 КБ
    anketa.docx11.16 КБ
    prezentaciya_k_klassnomu_chasu.pptx451.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 1

    г. Петровск-Забайкальский

                                                                 Исполнители: ученицы 9-а  класса

                                                                                 Сизганова Ксения и

                                                                                 Калинина Галина.

                                                                 Руководитель: Брылёва К.А.

                                                                 

                                                                   

    2008 г.

    Содержание:

    1. Введение: актуальность темы, цели, задачи, методы ……..стр.  

    2. План работы: этапы, мероприятия, сроки …………………..стр.   

    3. Описание работы ………………………………………………...стр.  

    4.  Выводы ……………………………………………………………...стр.  

    5.  Заключение, перспективы работы ...………………………….стр.  

    6. Список литературы ……………………………………………...стр.  

    7. Приложения        

     

                                                            ВВЕДЕНИЕ.

                                                        «Познай свой край, чтобы полюбить свою Родину»

                                                                                                   болгарская пословица

        2008 год – значимый для всех нас, живущих в Забайкалье. 1 марта 2008 года произошло знаменательное событие – образование Забайкальского края. Забайкальский край – это наша малая Родина. «Познай свой край, чтобы полюбить свою Родину». За что мы любим свой дом, свою улицу, свою школу, своих друзей? На это каждый найдёт массу причин. Да потому что вы их знаете! А знаете ли вы свой край? Ведь он у нас огромный! Забайкалье всегда славилось своими богатствами: лесами, реками, полезными ископаемыми… А уж сколько замечательных людей породила наша земля! Один из них - Георгий Рудольфович Граубин.

        Не смотря на то, что Георгий Граубин – автор довольно известный, данную тему мы считаем актуальной, т.к., зачитываясь его книгами, мы зачастую ничего не знаем о том, что это за человек.  

    Идея заняться этой проблемой возникла во время общения с учащимися разных возрастов. Стихотворения на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. А некоторые на вопрос «Каких забайкальских поэтов и писателей вы знаете?» отвечают: «Никаких».

    Возникла необходимость в разработке новой концепции по данной проблеме. Поэтому тема проекта: «Забайкальский поэт: Георгий Граубин».

    Цель проекта: привлечь внимание школьников к творчеству забайкальского поэта – Георгия Граубина.

          

       ЗАДАЧИ: 

    1. Выявить осведомлённость учащихся о забайкальских поэтах и писателях.
    2. Сбор и обработка опубликованных материалов о Г. Граубине, его произведениях.
    3. Анализ и синтез собранных материалов.
    4. Привлечь внимание учащихся школы к творчеству Г. Граубина через систему спланированных мероприятий (выпуск стенгазеты, классные часы, публичное выступление).

       

        Условия реализации проекта:

    1. Изучить литературу, периодическую печать, информацию сети Интернет по данному направлению.
    2. Сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
    3. Наличие ТСО: компьютера, мультимедиа, фотоаппарата.

        Авторы проекта:  ученицы 9-а класса Сизганова Ксения и Калинина Галина.

        Руководитель: учитель географии Брылёва Кира Андреевна.

       Сроки выполнения проекта: начало работы:  январь 2008 г.

                                                        окончание работы:  май 2008 г.

       Этапы выполнения: 1) Подготовительный. Выбор темы проекта, формулировка проблемы, цель, задачи, план работы, распределение функционала.

         2) Практический. Практическая работа по привлечению внимания к творчеству Г. Граубина.

         3) Итоги работы. Анализ результатов деятельности.

       Методы исследования:

    1. Анкетирование учащихся школы с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
    2. Интервьюирование школьного библиотекаря.
    3.  Наблюдения.
    4. Проектирования.

     

                                                   

                                                 

    План работы.

    Этапы

    Мероприятия

    Сроки

    I. Подготови-

       тельный

    1. Занятие   Выбор темы, формулировка проблемы.
    2. Обсуждение вопросов анкеты.
    3. Разработка  плана работы.

     

    1 – 3

    апреля

    II. Практический

    1. Интервьюирование. Интервью со школьным библиотекарем О.А. Сукнёвой.
    2. Анкетирование учащихся школы.
    3. Обработка анкет, составление   диаграмм.
    4. Сбор информации о поэте.

    1. Выпуск стенгазеты.
    2. Выступление перед 3 – 4 классами

        4 апреля

    4 – 9

    Апреля

    2-3 недели апреля

    7 мая

    III. Итоги работы.

    1. Анкетирование.
    2. Анализ проделанной работы. Результаты.
    3. Планы на будущее.
    4. Защита проекта на конференции.

     

    12 – 13 мая

    16 мая.

                                                                 

                                                                 Описание работы.

          В начале III четверти решили запустить проект, целью которого будет привлечение к творчеству Г. Граубина как можно большего количество учащихся школы № 1.  Были составлены следующие вопросы для анкет :

     Каких забайкальских поэтов и писателей вы знаете?_______________________   Читали ли вы когда-либо книги Георгия Граубина?               Да              Нет

     Если да, то какие книги?______________________________________________

         Провели анкетирование среди 3 – 9 классов (см. приложение №1). Получили результаты: большинство учащихся не знает забайкальских поэтов, а те, кто смог назвать некоторые имена, на вопрос: «Какие книги читали?» отвечали «Никакие». На основании данных наметили перечень мероприятий для достижения главной цели проекта.  

        Одновременно провели интервью с Сукнёвой О.А. – школьным библиотекарем. Ольга Арсентьевна ответила на следующие вопросы: Много ли книг Г. Граубина в фонде школьной библиотеки? (Мало, около 10-ти) Как часто обращаются за данным автором? (часто) Задаёт ли кто-либо из учителей работу по книгам Граубина? (Да).

       Следовательно,  какой-то процент учащихся  читает книги забайкальских авторов, но как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Необходима работа в этом направлении.

        Следующим шагом было собрать материал о жизни и творчестве Г. Граубина. Для этого был задействован фонд школьной библиотеки и сеть Интернет. К середине апреля был собран достаточный материал для проведения мероприятий и выпуска стенгазеты.

       Выяснили, что Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. О чём говорят его многочисленные стихотворения. Тот город особенно по душе, где ты начал свой трудовой путь, где у тебя много друзей.

          А друзей действительно у него много. Вот как говорит о нём писатель и поэт Яков Аким: «Георгий Граубин – мой друг. Говорю об этом с гордостью. Живёт он в городе, который за шесть с лишним тысяч километров от моего московского дома находится. Но такое огромное расстояние не мешает нам крепко дружить с тех самых пор, как я впервые приехал в Забайкалье и познакомился с удивительно красивым человеком – высоким, широкоплечим, по-детски доверчивым. Было это тридцать лет назад. Вскоре я понял, что именно открытость, душевная широта, чувство товарищества – всё это в сочетании с литературным талантом помогло моему другу стать детским поэтом. Для мальчишек и девчонок Георгий Граубин свой человек: в нём самом, хоть он уже давно взрослый, так много ребячливого, озорного!

             Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу “Жил в тайге медведь учёный”, поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием “Заслуженный работник культуры РСФСР”.

         У Георгия Граубина есть о чём рассказать читателю. Его память хранит разные годы жизни, трудные и счастливые. Обо всём этом он честно, правдиво рассказывает детям. Любит и знает историю своей Родины, историю Сибири. Помнит о защитниках отечества. Взять, к примеру, его книги «Серебряный капкан», «Прежде, чем грянет выстрел» - своеобразное историческое повествование о Забайкалье. Это взгляд писателя на поучительные события прошлого, попытка воскресить эпохи и личности, уловить связь времён. Обилие фактического материала (документы, письма, рассказы очевидцев) придают книгам особую привлекательность, делают повествование живым и интересным.  

        Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.

        Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима.

        Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”.

         Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы.. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как в проливной таежный дождь “стирают росомахи, запрятавшись в кусты, мохнатые рубахи, ушанки и унты”, как терпит синяки за свою любовь к музыке косолапый медвежонок, как ловит рыбку на дне реки воробышка – водолаз.

          Не только в стихах – другая, прозаическая книга Георгия Граубина «Четырёхэтажная тайга» полна настоящей поэзии, тонкая наблюдательность художника, его нежная любовь к природе подкреплена раздумьями путешественника, исследователя, знающего человека.

          Над этой книгой Георгий Граубин работал много лет. Чтобы написать её, нужно было немало поездить по Сибири, прочесть о ней множество книг, посидеть не один месяц в архивах, чтобы добраться до забытых фактов и историй, сверить свои знания у сведущих людей – а это сотни бесед, размышлений, иногда споров. Нелегко далась автору эта книга, но писалась она с увлечением, и вышла настоящая энциклопедия по природе Сибири.

         Эта книга своевременна, необходима нам – и не только потому, что такие книги никто прежде не создавал. Сейчас очень много людей работают в «четырёхэтажной» тайге: строители дорог, лесорубы, нефтедобытчики… Случается, в заботах люди начинают думать обыденно – мол, всё кругом привычно: лес как лес, гора как гора, река как река… Книги, подобные этой, возвращают нам чувство удивления перед природой, чувство живой – то хрупкой, то прочной – связи с ней, понимание её мощи и слабости, а это, конечно же, поможет нам жить с природой в добром союзе, относиться к ней уважительно, творчески.

        На основе собранного материала  21 апреля была выпущена стенгазета «Георгий Граубин». Все желающие могли познакомиться с ней на 1-ом этаже школы, в фойе.

       7 мая 2008 года нами были проведены классные часы в 3-ем и 4-ом классах, на которых мы в стихах и прозе знакомили ребят с жизнью и творчеством этого замечательного поэта. Мы рассказали о книгах Граубина, показали его портрет, читали стихи. Никто не остался равнодушным.

        Затем мы провели повторное анкетирование, которое дало совершенно другие результаты.

    Выводы:

            Таким образом мы пришли к следующим выводам:

    1. Георгий Граубин – замечательный поэт, интересный любому возрасту читателя.
    2.  Его творчество проникнуто любовью к родному краю, бережному отношению к окружающей природе, а следовательно несёт в себе важный воспитательный аспект.
    3. Не только чтение книг забайкальских писателей нам нужно, но и необходимо также интересоваться и теми, кто их пишет. Ведь мы гораздо больше будем доверять той или иной книге, если нам будет известно, что автор, к примеру, «Четырёхэтажной тайги» сам исходил тайгу вдоль и поперёк, изучил её и в натуре, и по специальным научным работам.

          Заключение.

          Такая работа, как уже оговаривалось выше, проводится в нами впервые. Но каждый год, ко Дню Земли, ко Дню Байкала в школе проводятся подобные мероприятия. И в течение всего года реализуется патриотическое и экологическое воспитание подрастающего поколения. Результаты видны, но «сворачивать» деятельность пока рано. Только систематическая, планомерная работа в течение нескольких лет способна дать результат.

          Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что цель проекта, поставленная в начале работы, достигнута. Мы добились того, чтобы учащиеся стали активнее следить за творчеством Г. Граубина.   Это значит, что всё это сделано было не зря, что школьникам, которые здесь учатся, это действительно нужно. В этом и заключается  практическая значимость проекта.

           Перспективы работы. К нам обратились учителя первых классов, чтобы мы провели классные часы и у них. Немного перестроив материал на более младшую группу школьников, мы отправимся туда.

          Впереди у нас ещё много работы.

          Наш проект будет интересен для любого возраста и школы города. Проект не требует больших затрат.

    Литература.

    1. Г. Граубин. Наша малая Родина: уч. пособие по краеведению для младш. шк. возраста, Чита, 2003.
    2. Г. Граубин. Прежде, чем грянет выстрел: Страницы истории.- Иркутск,1998.
    3. Г. Граубин. Серебряный капкан: Страницы истории, Иркутск,1993.
    4. Г. Граубин. Везёт подарки поезд: стихи для детей. Иркутск,1998.
    5. Г. Граубин. Четырёхэтажная тайга. Иркутск,1995.
    6. Интернет.


    Предварительный просмотр:

    Здравствуйте!

         Вашему вниманию представляется проект «Забайкальский поэт: Георгий Граубин» Калининой Галины и Сизгановой Ксении. Руководитель – Брылёва Кира Андреевна.

        Не смотря на то, что Георгий Граубин – автор довольно известный, данную тему мы считаем актуальной, т.к., зачитываясь его книгами, мы зачастую ничего не знаем о том, что это за человек.  

    Идея заняться этой проблемой возникла во время общения с учащимися разных возрастов. Стихотворения на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. А некоторые на вопрос «Каких забайкальских поэтов и писателей вы знаете?» отвечают: «Никаких».

    Возникла необходимость в разработке новой концепции по данной проблеме. Поэтому тема проекта: «Забайкальский поэт: Георгий Граубин».

    Цель проекта: привлечь внимание школьников к творчеству забайкальского поэта – Георгия Граубина.

          

       ЗАДАЧИ: 

    1. Выявить осведомлённость учащихся о забайкальских поэтах и писателях.
    2. Сбор и обработка опубликованных материалов о Г. Граубине, его произведениях.
    3. Анализ и синтез собранных материалов.
    4. Привлечь внимание учащихся школы к творчеству Г. Граубина через систему спланированных мероприятий (выпуск стенгазеты, классные часы, публичное выступление).

       

        В работе мы использовали следующие методы: 

    1. Анкетирование учащихся школы с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
    2. Интервьюирование.
    3.  Наблюдения.
    4. Проектирования.
    5. Исследования.

        Провели анкетирование среди 3 – 9 классов  Получили результаты (диаграмма): большинство учащихся не знает забайкальских поэтов, а те, кто смог назвать некоторые имена, на вопрос: «Какие книги читали?» отвечали «Никакие».

     

         На основании данных наметили перечень мероприятий для достижения главной цели проекта.  

       

        Одновременно провели интервью с Сукнёвой О.А. – школьным библиотекарем. Ольга Арсентьевна ответила на следующие вопросы: Много ли книг Г. Граубина в фонде школьной библиотеки? (Мало, около 10-ти) Как часто обращаются за данным автором? (часто) Задаёт ли кто-либо из учителей работу по книгам Граубина? (Да).

       Следовательно,  какой-то процент учащихся  читает книги забайкальских авторов, но как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Необходима работа в этом направлении.

        Следующим шагом было собрать материал о жизни и творчестве Г. Граубина. Для этого был задействован фонд школьной библиотеки и сеть Интернет. К середине апреля был собран достаточный материал для проведения мероприятий и выпуска стенгазеты.

       Выяснили, что Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. О чём говорят его многочисленные стихотворения.

             Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу “Жил в тайге медведь учёный”, поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием “Заслуженный работник культуры РСФСР”.

         У Георгия Граубина есть о чём рассказать читателю. Его память хранит разные годы жизни, трудные и счастливые. Обо всём этом он честно, правдиво рассказывает детям. Любит и знает историю своей Родины, историю Сибири. Помнит о защитниках отечества.

        Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.

            Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года.

         Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы.. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как в проливной таежный дождь “стирают росомахи, запрятавшись в кусты, мохнатые рубахи, ушанки и унты”, как терпит синяки за свою любовь к музыке косолапый медвежонок, как ловит рыбку на дне реки воробышка – водолаз.

         

        Не только в стихах – другая, прозаическая книга Георгия Граубина «Четырёхэтажная тайга» полна настоящей поэзии, тонкая наблюдательность художника, его нежная любовь к природе подкреплена раздумьями путешественника, исследователя, знающего человека.

          Над этой книгой Георгий Граубин работал много лет. Чтобы написать её, нужно было немало поездить по Сибири, прочесть о ней множество книг, посидеть не один месяц в архивах, чтобы добраться до забытых фактов и историй, сверить свои знания у сведущих людей – а это сотни бесед, размышлений, иногда споров. Нелегко далась автору эта книга, но писалась она с увлечением, и вышла настоящая энциклопедия по природе Сибири.

         Эта книга своевременна, необходима нам – и не только потому, что такие книги никто прежде не создавал. Сейчас очень много людей работают в «четырёхэтажной» тайге: строители дорог, лесорубы, нефтедобытчики… Случается, в заботах люди начинают думать обыденно – мол, всё кругом привычно: лес как лес, гора как гора, река как река… Книги, подобные этой, возвращают нам чувство удивления перед природой, чувство живой – то хрупкой, то прочной – связи с ней, понимание её мощи и слабости, а это, конечно же, поможет нам жить с природой в добром союзе, относиться к ней уважительно, творчески.

        На основе собранного материала  21 апреля была выпущена стенгазета «Георгий Граубин». Все желающие могли познакомиться с ней на 1-ом этаже школы, в фойе.

       7 мая 2008 года нами были проведены классные часы в 3-ем и 4-ом классах, на которых мы в стихах и прозе знакомили ребят с жизнью и творчеством этого замечательного поэта. Мы рассказали о книгах Граубина, показали его портрет, читали стихи. Никто не остался равнодушным.

        Затем мы провели повторное анкетирование, которое дало совершенно другие результаты (диаграмма).

    Выводы:

            Таким образом мы пришли к следующим выводам:

    1. Георгий Граубин – замечательный поэт, интересный любому возрасту читателя.
    2.  Его творчество проникнуто любовью к родному краю, бережному отношению к окружающей природе, а следовательно несёт в себе важный воспитательный аспект.
    3. Не только чтение книг забайкальских писателей нам нужно, но и необходимо также интересоваться и теми, кто их пишет. Ведь мы гораздо больше будем доверять той или иной книге, если нам будет известно, что автор, к примеру, «Четырёхэтажной тайги» сам исходил тайгу вдоль и поперёк, изучил её и в натуре, и по специальным научным работам.

          Заключение.

          Такая работа, как уже оговаривалось выше, проводится в нами впервые. Но каждый год, ко Дню Земли, ко Дню Байкала в школе проводятся подобные мероприятия. И в течение всего года реализуется патриотическое и экологическое воспитание подрастающего поколения. Результаты видны, но «сворачивать» деятельность пока рано. Только систематическая, планомерная работа в течение нескольких лет способна дать результат.

          Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что цель проекта, поставленная в начале работы, достигнута. Мы добились того, чтобы учащиеся стали активнее следить за творчеством Г. Граубина.   Это значит, что всё это сделано было не зря, что школьникам, которые здесь учатся, это действительно нужно. В этом и заключается  практическая значимость проекта.

           Перспективы работы. К нам обратились учителя первых классов, чтобы мы провели классные часы и у них. Немного перестроив материал на более младшую группу школьников, мы отправимся туда.

          Впереди у нас ещё много работы.

          Наш проект будет интересен для любого возраста и школы города. Проект не требует больших затрат.


    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему: "Что может быть милей бесценного родного края?" (по стихотворениям Г.Ф. Граубина)

    в рамках проекта «Забайкальский поэт».

    3 – класс.

                                                                Провели: ученицы 9-а  класса

                                                                                 Сизганова Ксения и

                                                                                 Калинина Галина.

                                                                Руководитель: Брылёва К.А.

         Задачи – познакомить с личностью и творчеством забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, раскрыть многогранность его таланта, выраженного в тематике его стихотворений, показать любовь поэта к родному краю, донести до детей его призыв о бережном отношении к природе.

         Оборудование: портрет поэта, выставка его книг, рисунки по стихотворениям, фотографии Забайкалья, музыка П.И.Чайковского “Времена года”, картина русского художника К.Ф. Юона “Русская зима. Лигачёво”.

    Методические приемы: выразительное чтение стихотворений учащимися, рассказ учителя, использование мультимедиа.

    ХОД УРОКА

    1. Вступительное слово учителя. 

          - Здравствуйте! Сегодня у нас встреча необычная. К вам в гости пришли учащиеся 9-го класса, чтобы рассказать вам о замечательном поэте, нашем с вами земляке – забайкальском поэте – Георгие Рудольфовиче Граубине.

         Родина – это самое дорогое, что есть у человека. Все силы своей души, знания и умения, самоотверженный труд и даже жизнь отдавали русские люди Родине, потому что право называться человеком получает лишь тот, кто по – настоящему любит свою Родину.

         Милая Родина! Сколько светлых мыслей и чувств связано с этим словом: Русь, Россия, Родина. Много написано стихотворений, песен, картин о русской природе и родном крае. Сегодня мы познакомился с творчеством нашего земляка забайкальского поэта Георгия Рудольфовича Граубина, проследим, как отражается тема Родины в его стихотворениях.

        В этом году мы с вами являемся свидетелями очень важного события.

       1 марта 2008 года образовался наш новый Забайкальский край! Забайкалье всегда славилось своими богатствами: лесами, реками, полезными ископаемыми… А уж сколько замечательных людей породила наша земля! Один из них - Георгий Рудольфович Граубин.

    2. Рассказ учителя о поэте. (На доске портрет поэта, фотографии нашего края)

         Георгий Рудольфович Граубин – коренной забайкалец. Он родился 11 июля 1929 года в селе Усть-Дая Сретенского района Читинской области. Его жизнь и творчество тесно связаны с родным краем. Прослушайте стихотворение поэта и скажите, какие черты родного края он отразил здесь? 

    3. Чтение стихотворения “Чита” учеником:

    Я живу на самой длинной долготе:
    За Байкалом в славном городе Чите.
    Здесь деревья удивительно длинны:
    Достают макушкой чуть не до луны.
    Да и люди проживают им под стать:
    До макушки вам рукою не достать!
    Здесь дороги от села и до села
    Подлиннее, чем от Курска до Орла.
    И зима у нас, конечно же, длинна:
    Чуть не летом начинается весна!

    Широка у нас в Чите и широта:
    Этим тоже отличается Чита.
    Удивляет новичков такая ширь:
    Больше Франции Восточная Сибирь.
    Широки у нас просторы, велики:
    Пади шире Волги-матушки реки.
    А душевная людская широта -
    Это тоже забайкальская черта.
    Правда, осень в Забайкалье коротка -
    Не длинней она, чем нос у кулика.

    Длинно люди не умеют говорить.
          Но за это и стоит их корить!

    (Ответ на, заданный перед чтением)

          Но главное, конечно, не в этом. Тот город особенно по душе, где ты начал свой трудовой путь, где у тебя много друзей.

          А друзей действительно у него много. Вот как говорит о нём писатель и поэт Яков Аким: «Георгий Граубин – мой друг. Говорю об этом с гордостью. Живёт он в городе, который за шесть с лишним тысяч километров от моего московского дома находится. Но такое огромное расстояние не мешает нам крепко дружить с тех самых пор, как я впервые приехал в Забайкалье и познакомился с удивительно красивым человеком – высоким, широкоплечим, по-детски доверчивым. Было это тридцать лет назад. Вскоре я понял, что именно открытость, душевная широта, чувство товарищества – всё это в сочетании с литературным талантом помогло моему другу стать детским поэтом. Для мальчишек и девчонок Георгий Граубин свой человек: в нём самом, хоть он уже давно взрослый, так много ребячливого, озорного!

    Дождь сегодня кап-кап,

    Ветер тучи хлоп-хлоп.

    То вовсю сияло солнце,

    То повсюду был потоп.

    Я сегодня мок-мок.

    Я сегодня сох-сох.

    Снова вымок, снова высох,

    Стал как сморщенный горох,

    Ох!

        У Георгия Граубина есть о чём рассказать читателю. Его память хранит разные годы жизни, трудные и счастливые. Обо всём этом он честно, правдиво рассказывает детям. Любит и знает историю своей Родины, историю Сибири. Помнит о защитниках отечества. Взять, к примеру, его книги «Серебряный капкан», «Прежде, чем грянет выстрел» - своеобразное историческое повествование о Забайкалье. Это взгляд писателя на поучительные события прошлого, попытка воскресить эпохи и личности, уловить связь времён. Обилие фактического материала (документы, письма, рассказы очевидцев) придают книгам особую привлекательность, делают повествование живым и интересным. Но эти книги вам читать ещё рано. А вот другие…

          Выставка книг…

    4. Продолжение рассказа учителя о творчестве поэта.

              Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Пробовал свои силы в драматическом жанре и написал пьесу “Жил в тайге медведь учёный”, поставленную на сцене Читинского драматического театра. За свою творческую и общественную работу Георгий Рудольфович награжден званием “Заслуженный работник культуры РСФСР”.

    5. Темы стихотворений Граубина.

        Стихи Граубина – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных. Темы его стихотворений самые разные: здесь история нашей страны и родного края, трудовые будни забайкальцев и их обычаи, щедрая природа Забайкалья, времена года, лесные обитатели и забавные, озорные стихи о детях.

     Красота труда в стихотворениях поэта.

        Мастер на все руки, Граубин высоко ценит рабочее мастерство, и в своих стихотворениях раскрывает красоту труда. Его творческий мир – это мир кипучей, увлекательной деятельности, без которой жизнь немыслима.

    Прослушайте стихотворение “Всеумейка” и подумайте: почему автор так назвал свое стихотворение?

    (Ученик читает стихотворение “Всеумейка”)

    Все она на свете может:
    Дом построит, печку сложит.
    Переплавит в сталь руду.
    Спилит лес, склепает лодку.

    В море выловит селедку,
    Отольет сковороду.
    Всеумейка и всезнайка.
    С тротуаров смоет пыль,

    Ежедневно, ежечасно
    Что-то делает она.
    Даже небо ей подвластно
    И морская глубина.

    То болта до звездолета,
    От подлодки до клюки
    Может все она, Работа, -
    Десять пальцев, две руки!

    Шайбу выточит и гайку,
    Сапоги сошьёт и майку,
    Соберет автомобиль.

    (Ответ на заданный ? - Почему так названо стихотворение?)

      Что надо иметь, чтобы быть Всеумейкой? (Желание трудиться, все научиться делать)

    С большой теплотой и уважением рассказывает Георгий Рудольфович о трудной работе хлебопашца. Сколько сил, здоровья, времени тратят земледельцы, чтобы вырасти хлеб и накормить людей. Вот как об этом говорится в стихотворении “Зернышко”.

    Перед этой пашнею
    Шапку скинь, сынок:
    Видишь, пробивается
    Хлебный стебелек.

    Сколько в это зернышко
    Вложено труда,
    Знает только солнышко,
    Ветер да вода.

    Перед ним, малюсеньким,
    Крошечным зерном,
    Долго думу трудную
    Думал агороном.

    Для него, для зернышка,
    Через всю страну
    Комсомольцы ехали
    Жить на целину.

    А потом с тревогою
    Весь народ весной
    Замирал над сводками
    Трудной посевной…

    Зернышко проклюнулось,
    Зернышко растет!
    Значит, булки белые
    Будет есть народ.

    1. Какая главная мысль этого стихотворения?
    2. К чему призывает автор своих читателей?

    Отражение нравов и обычаев жителей края в стихотворениях.

        Знает он обычаи и привычки местных людей, весело и шутливо рассказывает он о них.

    (Ученик читает стихотворение “Пельмени”).

    Это блюдо – скороварка,
    Что живет уже века
    Как бы фирменная марка
    Едока – сибиряка.

    На Аргуни и на Лене
    В избах всех сибирских сел
    Прежде выставят пельмени,
    А потом уже хлеб-соль.

    Лепят всей семьей пельмени,
    Наготовят целый воз
    И скорей выносят в сени,
    В стылый воздух , на мороз.

    Занимают мало места -
    Хоть куда с собой бери -
    Эти камешки из теста
    С колобком мясным внутри.

    Если чей-то путь далек -
    Он заходит в сени,
    Нагребает в вещмешок
    Мерзлые пельмени.

    В лес ли едет он верхом,
    В дровнях ли за сеном,
    Путь далекий нипочем
    Камешкам – пельменям.

    Будет в поле пища в срок
    И в лесной строжке.
    Был бы только котелок
    Да большие ложки.

         Природа Забайкалья.

        Особая любовь Георгия Рудольфовича – богатейшая природа родного Забайкалья. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно особенное, ведь недаром цикл его стихотворений называется “Веселый год”.

    Прослушайте стихотворение “Зима” и подумайте: почему герою весело жить зимой? (Ученик читает стихотворение “Зима” под музыку П.И.Чайковского “Времена года”)

    Как полотно простынное,
    Пороша на полях.
    А ели в шерстке инея,
    Как в белых свитерах.

    Под щит, морозом кованный,
    Забился ручеек.
    Ветрами утрамбованный,
    Скрипит, скрипит снежок.

    Как головешки, вороны
    На этой белизне,
    На зимние диковинки
    Смотреть забавно мне!

    Вот мама входит весело
    С мороженым бельем:
    Его сушить повесила,
    Оно взялось колом.

    И я трясусь от хохота:
    Сорвавшись, на меня
    Летят с железным грохотом
    Трусы и простыня!

    А следом – чудо новое:
    Был папа на реке
    И воду родниковую
    Домой принес в мешке.

    Как гири, в бочку падают
    Большие глыбы льда.
    Кого же не обрадует
    Стучащая вода!

    Я подышал на синее
    Оконное стекло -
    Оно покрылось инеем
    И сразу расцвело.

    Сливаясь с занавесками,
    Возник пейзаж лесной…
    И я подумал: весело
    Бывает жить зимой!

    (Ответ на ?) - Какое настроение у этих произведений? Что их объединяет?

    «Наша малая Родина».

       Его книга «Наша малая Родина» - наверное, самый интересный учебник по краеведению. В стихах и прозе, легко, доступно и весело автор открывает нам страницы истории родного Забайкалья:                

                       «Представьте:                                Учёные люди

                       В неведомый бронзовый век        Под грудой земли

                       Унас во дворе                                 Стоянку того

                      Проживал человек!                        Человека нашли…»

         Затем приглашает на прогулку в лес: «Давай пойдём с тобою в лес, а также вспомним о погоде…».

                                   

                             «Я нравы зверей,

                              Их судьбу и повадки

                              Прочту на снегу,

                              Как по школьной тетрадке…»

         При этом не забывает призывать нас беречь природу: «Без леса нам никак нельзя!». Спасение наших лесов – в наших руках: «Волки не курят, медведи не пьют. Но кто поджигает лес?». Георгий Граубин своей книгой научил нас, что вся природа, которая нас окружает – это ценность («…и комары нужны!»), что необходимо её любить и беречь.

         Много знает Георгий Граубин пословиц и поговорок, которые и приводит  в своей книге: «Возле леса жить – голода не видать». А где ещё можно встретить такие статистические данные: «На каждого забайкальца, включая стариков и новорождённых, приходится в год бесплатных лесных даров: по ведру грибов и орехов, два с половиной ведра ягод – земляники, голубики, брусники, маховки, жимолости, дикой смородины, костяники и малины»?

          Напутствие Гениатулина Р.Ф.

          «Познай свой край, чтобы полюбить свою Родину». За что мы любим свой дом, свою улицу, свою школу, своих друзей? На это каждый найдёт массу причин. Да потому что вы их знаете! А знаете ли вы свой край? Ведь он у нас огромный! Граубин в лёгкой и весёлой  форме предлагает познать родное Забайкалье. Не откажитесь! И вы не пожалеете!

          Георгий Граубин любит шутку, охотно пишет весёлые стихи.

                             «Косолапый музыкант»

                             «Потерял олень рога»

                             «Хорошее настроение»

         У Граубина есть редкостный дар – увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного снега, он нашел столько разнообразных оттенков знакомых вам не понаслышке. (Ученик читает стихотворение “Снег”).

    Снега в нас в Сибири
    На всякий вкус и цвет.
    Наверно, в целом мире
    Снегов подобных нет.
    Бывает снег колючим,
    Бывает снег скрипучим.
    А есть литой,
    Крупчатый,
    Как рожь, ядреный снег,
    Хоть загребай лопатой
    И засыпай в сусек!
    Бывает снег пушистым,
    Бывает черствым снег
    И даже каменистым,
    Как высохший чурек.

    А есть, как мяч, упругий,
    Спрессованный пургой, -
    Его ни взрезать плугом,
    Ни распилить пилой…
    Придет неумолимо
    В край сибирский
    Снег
    И в будущую зиму,
    И в двадцать первый век.
    Он будет всяким:
    Блеклым
    Блестящим, как слюда,
    С дорожной пылью в порах,
    Сухим, как в банке порох,
    Таким сырым и мокрым,

    Что липнет даже к стеклам

    Но хоть немного теплым не будет никогда.

    - Какое настроение передает стихотворение?

    - Какие оттенки имеет снег?

         Стихотворения Граубина о природе – результат пристального и любовного отношения к каждой подробности жизни забайкальской тайги. Его нежная любовь к родному краю, раскрывает раздумья путешественника, исследователя, натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы.. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать и слышать, как в проливной таежный дождь “стирают росомахи, запрятавшись в кусты, мохнатые рубахи, ушанки и унты”, как терпит синяки за свою любовь к музыке косолапый медвежонок, как ловит рыбку на дне реки воробышка – водолаз. Послушайте стихотворение “ Погорельцы” и выделите главную мысль.

    Лес кормил зверей и птиц,
    Укрывал в мороз и зной.
    Но деревья пали ниц,
    Стали пеплом и золой.
    Нет ни лёжек, ни берлог,
    Только угли там и тут.
    На чужбину без дорог
    Белки – нищенки бредут.
    Ковыляют кое-как,
    От ушей до пят черны.
    Заяц больше не русак,

    Еле тащится коза,
    Лось бредет, едва живой,
    Воспаленные глаза
    Переполнены тоской.
    Волк обнюхал их следы
    И ушел. Таков закон:
    В час всеобщей их беды
    Никого не тронет он.
    Перед горем все равны,
    Драки, распри – все в былом,
    Вместе ищут новый дом.

          - К чему призывает автор этим стихотворением?

         Знакомя своих читателей с повадками лесных зверей, объясняя законы тайги, поэт подводит нас к выводу…К какому?… Давайте его сейчас определим, посмотрев, инсценировку стихотворения “Охотники”.

     Инсценировка стихотворения “Охотники”. (Читают 2 ученика.)

    - Что ты, охотник, принес из тайги?

    - Шкуру медведя, клыки кабарги.

    - Ну, а еще что?

    - Косача, глухаря.

    - Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ?

    - Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным.

    - Белку - смешно! – не стрелял – рисовал,

    - Нюхал пионы, подснежники рвал,

    - Щелкал на пленку оленей и коз…

    - Вот кто с охоты богатство принёс!

    - Так к какому выводу подводит нас поэт? (Беречь природу своей страны, нести ответственность за нее и братьев наших меньших – обязанность каждого человека нашей Родины).

         «Четырёхэтажная тайга».

          Не только в стихах – другая, прозаическая книга Георгия Граубина «Четырёхэтажная тайга» полна настоящей поэзии, тонкая наблюдательность художника, его нежная любовь к природе подкреплена раздумьями путешественника, исследователя, знающего человека.

          Над этой книгой Георгий Граубин работал много лет. Чтобы написать её, нужно было немало поездить по Сибири, прочесть о ней множество книг, посидеть не один месяц в архивах, чтобы добраться до забытых фактов и историй, сверить свои знания у сведущих людей – а это сотни бесед, размышлений, иногда споров. Нелегко далась автору эта книга, но писалась она с увлечением, и вышла настоящая энциклопедия по природе Сибири.

         Эта книга своевременна, необходима нам – и не только потому, что такие книги никто прежде не создавал. Сейчас очень много людей работают в «четырёхэтажной» тайге: строители дорог, лесорубы, нефтедобытчики… Случается, в заботах люди начинают думать обыденно – мол, всё кругом привычно: лес как лес, гора как гора, река как река… Книги, подобные этой, возвращают нам чувство удивления перед природой, чувство живой – то хрупкой, то прочной – связи с ней, понимание её мощи и слабости, а это, конечно же, поможет нам жить с природой в добром союзе, относиться к ней уважительно, творчески.

     Итог урока.

    - Чем проникнуто творчество нашего земляка?

    - К чему он призывает своими стихами? (Беречь природу – значить любить Родину, быть Гражданином России).

         Конечно, невозможно отразить жизнь и творчество такого человека, как Георгий Граубин, в рамках одного доклада.

         Но всё-таки хочутим добавить, что не только чтение книг забайкальских писателей нам нужно, но и необходимо также интересоваться и теми, кто их пишет. Ведь мы гораздо больше будем доверять той или иной книге, если нам будет известно, что автор, к примеру, «Четырёхэтажной тайги» сам исходил тайгу вдоль и поперёк, изучил её и в натуре, и по специальным научным работам.

        Ну а закончить наше занятие мы хотим стихотворением «Приглашение в гости».

    11. Д/.з. – творческое: выучить на выбор стихотворение, нарисовать рисунок к этому стихотворению.


    Предварительный просмотр:

    Инсценировка стихотворения “Охотники”. (Читают 2 ученика.)

    - Что ты, охотник, принес из тайги?

    - Шкуру медведя, клыки кабарги.

    - Ну, а еще что?

    - Косача, глухаря.

    - Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ?

    - Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным.

    - Белку - смешно! – не стрелял – рисовал,

    - Нюхал пионы, подснежники рвал,

    - Щелкал на пленку оленей и коз…

    - Вот кто с охоты богатство принёс!

    Инсценировка стихотворения “Охотники”. (Читают 2 ученика.)

    - Что ты, охотник, принес из тайги?

    - Шкуру медведя, клыки кабарги.

    - Ну, а еще что?

    - Косача, глухаря.

    - Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ?

    - Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным.

    - Белку - смешно! – не стрелял – рисовал,

    - Нюхал пионы, подснежники рвал,

    - Щелкал на пленку оленей и коз…

    - Вот кто с охоты богатство принёс!

    Инсценировка стихотворения “Охотники”. (Читают 2 ученика.)

    - Что ты, охотник, принес из тайги?

    - Шкуру медведя, клыки кабарги.

    - Ну, а еще что?

    - Косача, глухаря.

    - Значит, ты версты отмеривал зря. Как твой товарищ?

    - Вернулся пустым: все любовался пейзажем лесным.

    - Белку - смешно! – не стрелял – рисовал,

    - Нюхал пионы, подснежники рвал,

    - Щелкал на пленку оленей и коз…

    - Вот кто с охоты богатство принёс!


    Предварительный просмотр:

    Анкета
    «Хорошие ли вы родители»

    На вопросы этого теста нужно отвечать

    «да», «нет», «не знаю».

    1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
    2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
    3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.
    4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
    5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.
    6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
    7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
    8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас.
    9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
    10.  Вы можете удержаться от покупки интересующей вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
    11.  Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).
    12.  Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
    13.  Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
    14.  Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
    15.  У вас конфликты с собственным ребенком.

    За каждый ответ «да» на вопросы:

    2, 4, 6, 8, 10, 12, 14,

    а также «нет» на вопросы:

    1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15

    получаете по 10 очков.

    За каждые «не знаю» получаете по 5 очков.

    100 - 150 очков

    Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка.

    50-99 очков

    Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.

    0-49 очков

    Кажется, можно только больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Познай свой край,
    чтобы полюбить
    свою Родину!
    Забайкальский
    поэт
    Георгий
    Граубин
    Забайкальский край.

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа "Поэт в России больше чем поэт..." (исследовательская работа по теме "Творчество поэтов Белгородчины")

    Работа дает возможность детям познакомиться с творчеством поэтов-белгородцев, провести работу по воспитанию у обучающихс...

    Георгий Победоносец

    Творческие работы учащихся, участников Всероссийского конкурса "Святые заступники Руси", посвященного Георгию Победоносц...

    Георгий Победоносец

    Работа рассказывает об иконе Георгий Победоносец. Дана историческая справка о причинах почитания этого святого....

    Георгий Мартынюк

    Работа получила призовое место на Городской научно-практической конференции "Отечество"...

    Георгий Мартынюк

    Работа получила призовое место на Городской научно-практической конференции "Отечество"...

    Георгий Жуков

    Предлагаю презентацию ученика 8 класса, подготовленную к уроку о нашей стране и её замечательных людях. Особенно это акт...

    Георгий Константинович Жуков

     Основные тезисы работы «Георгий Константинович Жуков».          ...

    Георгий Константинович Жуков

      СОДЕРЖАНИЕ.  Введение   ………………………………………. стр. 3 Детство     ………………………………………. с...

    Эссе "Святой Георгий Победоносец"

    Сочинение эссе для районного конкурса...

    Творческий проект по МХК "Георгий Победоносец"

    Творческий проект по МХК в виде презентации по теме "Георгий Победоносец"...

    Комментарии

    Гуля Наталья Владимировна

    Спасибо за интересный материал. Г.Граубин - прекрасный забайкальский поет, писатель, краевед. Жаль, что мало информации и разработок занятий по его творчеству. Спасибо, земляки!