В истории каждого народа есть события, память о которых предаётся из поколения в поколение. К таким событиям нужно отнести Отечественную войну 1812 года, в которой русская армия разгромила войска Наполеона.
В 2012 году в Российской Федерации широко будет отмечаться 200-летие победы в этой войне. В ходе подготовки к этим торжествам по всей стране проводятся интересные выставки, где представлены различные артефакты, которые являются свидетелями тех событий или выражают отношение потомков к этим событиям.
Оказалось, что такие экспонаты можно увидеть не только в больших государственных музеях, но и в нашем школьном музее. На протяжении более 40 лет, а именно столько существует наш школьный музей, его фонды постоянно пополняются интересными артефактами.
В ходе подготовки к 200-летию победы над Наполеоном выяснилось, что в нашем школьном музее есть предметы, которые имеют прямое отношение к истории Отечественной войне 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
shaburnikov_sergey.doc | 450 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 44.5 КБ |
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»
Тема отечественной войны 1812 года
в фондах школы №74
Выполнил: Шабурников Сергей,
Ученик 9-а класса
МАОУ СОШ № 74
Научный руководитель: Захарова Е.Ю.
Учитель истории и
Обществознания МАОУ СОШ № 74
Челябинск 2012
ПЛАН
Введение
Описание коллекции предметов и их атрибутирование
а) Форменные пуговицы
б) Металлическая упаковочная коробка
в) Солдатики
Заключение
Источники и литература
Приложения
Введение
В истории каждого народа есть события, память о которых предаётся из поколения в поколение. К таким событиям нужно отнести Отечественную войну 1812 года, в которой русская армия разгромила войска Наполеона.
В 2012 году в Российской Федерации широко будет отмечаться 200-летие победы в этой войне. В ходе подготовки к этим торжествам по всей стране проводятся интересные выставки, где представлены различные артефакты, которые являются свидетелями тех событий или выражают отношение потомков к этим событиям.
Оказалось, что такие экспонаты можно увидеть не только в больших государственных музеях, но и в нашем школьном музее. На протяжении более 40 лет, а именно столько существует наш школьный музей, его фонды постоянно пополняются интересными артефактами.
Артефакт – подлинный предмет, вещь, созданная руками человека [14].
В ходе подготовки к 200-летию победы над Наполеоном выяснилось, что в нашем школьном музее есть предметы, которые имеют прямое отношение к истории Отечественной войне 1812 года.
Цель исследования – охарактеризовать коллекцию предметов, относящихся к истории Отечественной войны 1812 года.
Задачи исследования:
Выражаю особую благодарность Ольге Владимировне Журовой за переводы французских источников.
Описание коллекции предметов и их атрибутирование
Коллекция включает в себя 6 предметов:
Для описания и систематизации предметов мы воспользовались структурой, предложенной С.В. Марковым [14].
а) Форменные пуговицы
Весной 2011 года учителем истории Е.Ю. Захаровой в фонды школьного музея были переданы форменные пуговицы (см. Приложение 1). В свое время эти артефакты были приобретены на антикварной ярмарке в г.Лозанна (Швейцария), где они продавались под названием «пуговицы униформы армии Наполеона».
Сохранность: в целом – хорошая, по краю окружностей и на оборотной стороне видны мелкие царапины, которые могут образовываться от использования.
В таблице 1 представлены основные характеристики пуговиц.
Таблица 1
Основные характеристики пуговиц
Характеристика | Пуговица № 1 | Пуговица № 2 | ||
Форма | круглая | круглая | ||
Размеры | Диаметр | 2,48 см | 2,5 см | |
Толщина | 0,15 см | 0,1 см | ||
Высоты ножки | 0,45 см | 0,42 см | ||
Материал | Латунь (жёлтый приборный металл [23]) | |||
Наличие клейм, знаков, надписей | на лицевой | В центре вертикально – фасция, над которым располагается фригийский колпак. Композиция обрамлена дубовыми ветками, которые перекрещиваются у основания фасции. По внешней стороне круга – надпись: «République française» | ||
на оборотной | теснение букв «В В» | |||
Техника изготовления | Горячая штамповка, края хорошо обработаны абразивом | Горячая штамповка, необработанна, видны следы заливки металла края необработанны, есть следы оплоя (лишние части, образовавшие во время заливки металла в форму [19]) | ||
Место изготовления | Франция |
Из таблицы 1 следует, что пуговицы имеют одинаковую лицевую сторону, но отличаются размерами и качеством выполнения. Инициалы «B B» могут являться фирменным знаком изготовителя. Можно предположить, что пуговицы выполнены у одного мастера в разное время, а характеристики пуговицы № 2 показывают, что последняя изготавливалась впопыхах (меньше масса, хуже качество обработки).
Анализ символики форменных пуговиц показал следующее.
Фасция является атрибут власти и известна со времён Древнего Рима [18]. В геральдике фасции стали символизировать государственное и национальное единство, а также воспринимались как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.
Фригийский колпак - это традиционный головной убор племени фригийцев, колпак красного цвета с узким верхом, загибавшимся вперед [18]. В Древнем Риме существовал обычай: круглую войлочную шапку могли носить только свободные люди. Если рабов в особых случаях отпускали на волю, там же они получали красную шапку. В период французской революции 1789 – 1804 гг. живописец Ж.-Л. Давид предложил использовать красный фригийский колпак в качестве революционной эмблемы и символа гражданских свобод. Дубовые ветви символизируют нерушимость победы, в данном случае победы Французской республики.
Попытка определить родовую форменную принадлежность пуговиц вызвала определённые сложности. Во всей литературе, посвящённой истории военной формы и опубликованной на русском языке, форменным пуговицам внимание не уделяется [4,7,9,12,23]. Работая в Интернете, мы обнаружили одно французское издание, посвящённое нашей проблеме [2]. Именно из него мы узнали, что такие пуговицы выпускались в 1792-1793 годах, т.е. в первые годы Французской республики, когда о Наполеоне никто ещё нечего не слышал, а такие пуговицы нашивались на форму линейных пехотинцев (самый массовый род войск). У офицеров такие пуговицы были позолоченными, а у солдат - латунными. Из этого мы можем сделать вывод, что наши пуговицы являются принадлежностью униформы солдата.
Мы решили выяснить, а могли ли эти пуговицы иметь отношение к армии Наполеона? Собирая материал по теме исследования, что мы побывали на нескольких сайтах поисковиков и обнаружили интересные факты [16]. Для армии Наполеона, который пришёл к власти в 1799 году, выпускались специальные пуговицы, отражавшие род войск и номер полка. Такие пуговицы находят в огромном количестве на местах сражений. В тоже время на местах этих сражений (например, под Ватерлоо) и по маршруту движения армии Наполеона в России (например, на Старой Смоленской дороге) так же встречаются форменные пуговицы, идентичны нашим. Вероятно, пуговицы Французской республики использовались и при Наполеоне для формы всё той же пехоты. Ее полки были самыми многочисленными, именно она шла в авангарде и арьергарде, штурмовала укрепленные позиции врага, участвовала в осадных работах, защищала города и крепости. Именно эти солдаты, в простых, по тогдашним понятиям, мундирах, прошли от начала и до конца все войны и походы наполеоновской эпохи.
Иначе трудно объяснить, как такие пуговицы попали на территорию России.
б) Металлическая упаковочная коробка
В сентябре 2008 года школьному музею была подарена жестяная коробка, которая много десятилетий передавалась из поколения в поколение в семье ветерана педагогического труда, учителя русского и литературы школы № 74 Зои Ивановны Колесниковой.
Металлическая упаковочная коробка (см. Приложение 2) имеет прямоугольную форму, имеющую размеры 16,5 х 24 х 9 см. Коробка изготовлена способом фабричной штамповки с теснённым орнаментом. По поверхности коробки выполнено покрытие из желтого и белого металла.
На каждой стороне коробки, кроме дна, выполнен орнамент, симметричный по всем осям. По периметру орнаментальной зоны выполнены меандры, в углах – розетки. На боковых стенках коробки розетки образованны пятилучистыми звёздами, с окружностями в центре, вся композиция помещена широкую окружность. Только на поверхности крышки розетки выполнены семью лучами. Каждая розетка оформлена стилизованным растительным орнаментом. На каждой стороне коробки в орнаменте имеется резерв, в котором расположены миниатюры.
На резерве крышки (диаметр поверхности – 14 см) выполнен портрет Наполеона, по периметру портрета надпись в орфографии до 1918 года «Въ память стоальтняго юбилея Отечественной войны». Первоисточником для миниатюры послужила известная картина французского художника П. Делароша «Наполеон под Фонтебло».
На боковых сторонах коробке выполнены геральдические композиции. На левой стороне (ширина поверхности – 9 см) помещена композиция из поверженного оружия, приспущенных в знак поражения воинских знамен, в центре композиции - одноглавый орел в лавровом венке, который венчает корона. Такое изображение орла и короны соответствуют периоду Французской империи времён Наполеона. На правой стороне (ширина поверхности – 9 см) в основании композиции – черный ромб с симметричной надписью: «1812» и «1912». В центре вверх размещен двуглавый орел, на груди которого щит с литерой «А», а в лапах - держава и скипетр Российской империи. Орел обрамлен лавровым венком, который венчает стилизованная корона Российской империи. На заднем плане - победно поднятые знамена. Можно смело утверждать, что литера «А» символизирует русского императора Александра I [21].
Первоисточники для геральдических композиций найти не удалось. Можно предположить, что данные композиции созданы специально для оформления изделий из жести.
На передней стенке коробки (ширина поверхности – 12 см) помещена миниатюра, на которой по зимней дороге за задающим ритм движения барабанщиком шагают солдаты русской армии. Возглавляет колонну всадник на белом коне. В нижней части миниатюры расположена надпись в орфографии до 1918 года «Последнiй барабанщикъ». На задней стороне коробке (ширина поверхности – 12 см) расположена миниатюра, на которой можно увидеть группу скачущих всадников. В центре – вновь всадник на белом коне. В верхней части миниатюры в орфографии до 1918 года выполнена надпись «Бородинскiй бой».
Первоисточников миниатюр с передней и задней сторон коробки обнаружить не удалось. Можно предположить, что сюжет миниатюры «Бородинскiй бой» посвящён самому крупному сражению Отечественной войны 1812 года.
Все миниатюры выполнены в бело-красно-коричневой цветовой гамме методом хромолитографии (металлохромии) на жести, которая становится популярной с 1880-х годов [10,19]. Первоначально жестяные упаковочные коробки украшались наклеенными хромолитографированными этикетками (хромолитография - способ печати, при котором рисунок наносится на плоскую поверхность специального камня жирными веществами, а пробельные участки увлажняют и делают, таким образом, невосприимчивыми к краске). Позднее рисунок и рекламную атрибуцию стали наносить тем же способом, но уже непосредственно на жесть (металлохромия).
Крепление крышки коробке выполнено рояльными петлями. На передней стороне выполнена застёжка, которая предполагала, по-видимому, навесной замочек. На крышке над языком застёжки чёрными буквами выполнена надпись «АКЦ.ОФВ.БОНАКЕРЪ, МОСКВА», которая указывает на производителя и место производства данной коробки.
Удалось выяснить, что акционерное общество «В.В. Бонакер», основанное в 1890 г., действительно специализировалось на производстве упаковки для кондитерских изделий [10]. Оказалось, что к знаменательным датам и юбилеям, например, к трёхсотлетию дома Романовых, к столетию войны 1812 года производителям упаковки поступали особые заказы. Кондитерская упаковка с «исторической» тематикой напоминала о великих людях и событиях, пробуждала интерес к истории Отечества. Значит, наша жестяная коробка выпущена в рамках такого заказа.
Сохранность: На поверхности имеется частичная утрата покрытия белым и желтым металлами и красочного слоя миниатюр, есть общая деформация поверхности, множественные царапины и вмятины, следы ржавчины. Присутствуют разрывы металла в районе замка – по вертикали 1,5 см, по поверхности крышки – 0,3 см, в левом нижнем углу крышки – 1 см. На крышке коробки припаян инородный металл (результат латания отверстия) круглой формы диаметр 4,5 см.
в) Солдатики
Осенью 2011 года в фонды школьного музея поступили три необычных солдатика (см. Приложение 3), которые продавались на антикварной ярмарке в г.Лозанна (Швейцария) как образцы солдат армий времен Наполеоновских войн, выпущенные в конце 50 – начале 60-х годов ХХ века.
Каждый из 3-х солдатиков является представителем определенного рода войск, поэтому каждому из них мы дали условные названия – «Барабанщик», «Пехотинец», «Гусар». Основные характеристики солдатиков представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные характеристики солдатиков
Характеристика | «Барабанщик» | «Пехотинец» | «Гусар» |
Материал | Пластик | ||
Высота | 15,2 см | 15,3 см | 16,5 см |
Ширина основания | 4,6 см | 4,3 см | 4,7 см |
Наличие клейм, знаков, надписей | DEPOSE ITALY 414, буква N на ремне. | DEPOSE ITALY 417. | DEPOSE ITALY 416, заглавная буква А на |
Место изготовления | Италия | ||
Элементы формы | Погоны, мундир, лента, сапоги, ремень, обшлаг, пояс, ретузы. | Штаны, сапоги, погоны, ленты, мундир, воротник, обшлаг. | Ташка, ментик, лампасы, мундир, шинель, воротник, доломан, воротник, обшлаг, пояс, сапоги, рейтузы. |
Головной убор | Цилиндрическая шапка Этишкет | Кивер Этишкет | Цилиндрическая шапка Этишкет Султан |
Цвет мундира | Синий | Алый | Зелёный |
Оружие | Нет оружия | Ружьё, нож | Сабля |
Из таблицы 2 следует, что фигурки имеют практический одинаковый размер. В высоте гусара учтён размер султана на головном уборе. Фигуры смело можно назвать солдатиками, т.к. они попадают в классификации солдатиков в группу от 120 мм до 200 мм.
Все солдатики изготовлены в одной технике способом горячего литья пластмассы. Затем по охлаждённым поверхностям фигурок нанесена цветная окраска, слой которой не равномерен.
На задней части каждой подставки (где слева, где справа) указан производитель – Италия – и номер, который у каждого солдатика свой. Это позволяет нам предположить, что когда-то была выпущена целая серия таких фигурок, посвящённых Наполеоновским войнам, и перед нами три таких образца.
В целом фигурки солдатиков выполнены весьма стилизованно, но поддаются определению родовой принадлежности войск. За критерии оценки мы взяли элементы и цвет формы, головной убор [1,4,5,7,9,12,17,18,19,23,24].
Из трёх солдатиков одного мы сразу определили как представителя русской армии, назвав его «Гусар». Главной подсказкой стала ташка, на лицевой стороне которой помещён вензель «А». У французской армии на ташках всегда помещался имперский французский одноглавый орёл с короной. Традиционно в русской армии вензелями обозначалось название полка. Идентичного вензеля мы не обнаружили, но в нашем варианте можно предположить, что это первая буква имени русского императора Александра I, который царствовал во временна Отечественной войны 1812 года.
Анализ формы и головного убора не подтвердил нашу версию. Не соответствует форме российских гусар широкий пояс и своеобразный головной убор, сильно напоминающий папаху. Особенностью папахи является невысокий султан с левого бока и свисающее на правый бок тканевое днище папахи с золотистым шаром-кисточкой. Мы обратились к каталогам формы русских полков времён Отечественной войны 1812 года [8,12,22,24]. Более всего форма нашего солдатика соответствовала внешнему виду гвардейского конного егеря, полки которых участвовали в этой войне. Таким образом, перед нами «Егерь», а не «Гусар».
Отличительной чертой егерских полков является их высокая боеспособность на пересечённой местности, где небольшие отряды ловких и метких стрелков, способных действовать поодиночке [8].
Главным основанием для отнесения «Барабанщика» к армии противника послужила фирменная пряжка ремня, на которой помещён вензель «N», что является первой буквой имени Наполеона [18]. Такие пряжки были распространены у рядового состава наполеоновской армии. Главным критерием в оценке армейской принадлежности этой фигуры стал головной убор, своеобразный вариант папахи со скошенной тульей, где передняя часть очень высокая, а задняя – низкая. Соотнесение форменного обмундирования солдатика с реальной формой армии Наполеона позволило нам определить его как барабанщика гвардейского конного гренадёрского полка Франции.
Гренадеры - отборные части пехоты и/или кавалерии, изначально предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях [5]. Гренадеры вооружались ручными гранатами (ручные гранаты раньше назывались гренады). Учитывая небольшую дальность полёта гренады, от бойца требовалось максимум мужества, изворотливости, бесстрашия и сноровки, чтобы подобраться на нужное расстояние.
Наибольшую сложность вызвало идентификация «Пехотинца», форма которого крайне проста и имеет минимум деталей. В образе этого солдата очень показательны кивер, заплечный ранец и ружьё. Полного соответствия мы не обнаружили, так как слишком стилизованно выполнен образ, но по нашим критериям это рядовой легкой пехоты Франции.
Основной головной убор нашего пехотинца – кивер, высотой 19 см, из фетра, сверху толстой, черненой и вощеной кожей (изнутри – отделка из мягкой кожи, холщевая «внутренная шапочка»). Довольно громоздкий головной убор удерживался с помощью «чешуи» - кожаного подбородочного ремня, обшитого четырнадцатью латунными «чешуйками». Спереди кивер украшала массивная штампованная бляха с орлом, номером полка и трехцветной кокардой из гофрированного полотна или кожи. Увенчивалось это внушительное сооружение помпоном определённого цвета (в зависимости от номера роты). У нашего пехотинца красноватого цвета (аврорового), что означает роту № 3 [13].
Солдат облачался в белые панталоны своеобразного покроя, которые удерживались подтяжками [13]. Башмаки французского пехотинца напоминают современные полуботинки со шнурками; поверх надевались короткие (до середины икры) гетры из плотной ткани (парадные – чёрные шерстяные, обыкновенные – из серой холстины). В качестве экипировки – патронная сумка через правое плечо на широком (7 см) беленом кожаном ремне, ножны для штыка и ранец – из коровьей шкуры шерстью наружу. Он был невелик по размеру, поэтому регламент 1812 года предписывал носить через мешок для хлеба (конечно, когда туда было что класть).
Примечательной особенностью нашего солдатика-пехотинца является гладкоствольное ружьё, соответствует модели 1777. Оно имеет ударно-кремневый замок весом около 4,56 кг (со штыком – почти 5 кг). Калибр ружья был весьма велик – 7 линий (15,8 мм), а пули достаточно тяжелы – вес каждой свыше 24 г. Дальнобойность ружья составляла не более 200 туазов (около 400 м), фактически же, относительно точный огонь велся всего лишь с 200 шагов [13]. Именно это оружие стало определяющим в характеристике «Пехотинца».
На его форме спереди нашито много пуговиц. Мы предполагаем, что форменные пуговицы, описанные нами ранее, могли быть частью формы этого солдатика.
Пехота составляет основу войска любого государства, при этом это наименее профессиональные воинские соединения.
Сохранность солдатиков в целом удовлетворительная. На поверхности основания солдатиков имеется частичная утрата покрытия золотистой краской. В целом красочный слой на фигурках не равномерен (возможно, последствия выгорания на солнце), местами утрачен.
Заключение
В ходе работы над темой было изучено 23 печатных и электронных источников, соответствующих теме исследования, дано подробное описание 6 музейных экспонатов.
Все рассматриваемые предметы были подарены школьному музею в период 2008 – 2011 годов бывшими и нынешними сотрудниками школы и могут считаться раритетными.
Форменные пуговицы действительно могли быть на форме армии Наполеона.
Металлическая коробка была предназначена для упаковки сладостей. Партия таких коробок выполнена по специальному заказу к 100-летию Отечественной войны 1812 года.
С одной стороны, солдатики являются предметом массового, а не коллекционного, производства. Но с другой стороны, они выпущены к 150-летию Наполеоновских войн, отражают обе стороны, участвовавшие в войне, и призваны побуждать интерес к истории в целом.
Все описанные предметы можно разделить на две группы: артефакты-свидетели событий 1812 года и предметы, посвящённые памятным датам этой войны. К первой группе мы отнесли форменные пуговицы, а ко второй – металлическую упаковочную коробку и солдатиков.
Когда данное исследование было практически завершено, в фонды школьного музея поступили еще два экспоната: репродукция портрета Наполеона с уникального медальона, выпущенного в 1806 году и представляющего собой роспись эмалью по слоновой кости (размеры оригинала 49мм х 35мм), и полный каталог выставки «Медали эпохи Наполеона», которая сейчас проходит в Лозанне (Швейцария).
Таким образом, в нашем школьном музее формируется коллекция артефактов на тему «Отечественная война 1812 года» и в дальнейшем может быть открыта такая экспозиция.
Источники и литература
Приложение 1
а) лицевая сторона | б) оборотная сторона |
Форменные пуговицы французской армии
Приложение 2
Металлическая упаковочная коробка
Приложение 3
Солдатики армий времен Наполеоновских войн
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
2 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике создана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида 1 – 4 классы утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва «Просвещение», 2009 г.).
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующей цели и задач:
Цель: формирование личности, воспитание положительных навыков и привычек.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию умения сравнивать, обобщать;
- ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно – двигательную координацию;
- дать знания элементарных основ рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом математика изучается во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы
Разделы программы:
«Декоративное рисование»
Учить проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части.
Развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе. Составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге.
Совершенствовать навык раскрашивания рисунка.
Равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур.
Учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
«Рисование с натуры»
Учить правильно размещать изображение на листе бумаги.
Различать и называть формы предметов и уметь передавать форму отдельных предметов.
Соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева.
Аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
«Рисование на темы»
Учить передавать в рисунке основную форму знакомых предметов.
Развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке.
Изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве (2 раза в четверть)
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой.
Называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг, иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачёва, Е. Чарушина и др.
Для реализации программного содержания используются:
Грошенков, И. А. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида. Изобразительное искусство.– М.: Просвещение, 2009.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Волшебные звуки ноктюрна
Акварель + трафарет = ?
Рукавичка
В Китае испытали "автобус будущего"
Снеговик