Проблема данной работы – можно ли привить ребёнку любовь к чтению. Необходимо подробно поразмыслить над некоторыми вопросами.
Читаете ли вы своему ребёнку? Обсуждаете ли с ним прочитанное? Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или читает без особого интереса и желания, быстро заканчивает чтение, ссылаясь на то, что устал? Принято ли читать у вас в семье?..
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat.rabota..doc | 97.5 КБ |
Читаем вместе в классе и семье.
Номинация:
Читающая семья: исследование в области развития читательского мастерства.
ТЕМА:
«МОЖНО ЛИ ПРИВИТЬ РЕБЁНКУ ЛЮБОВЬ К ЧТЕНИЮ?..»
Восточный административный округ.
Директор: Погорелова Наталия Ивановна.
Тел.: 7010360
Сайт школы: http://school1351.narod.ru
Консультант-учитель 3 «В» класса:
Кузьмина Наталья Дмитриевна.
Исполнитель: Синицина Ольга Владимировна.
oliksv@pochta.ru
2011г.
«Чтение - вот лучшее учение...»
А.С.Пушкин
Проблема данной работы – можно ли привить ребёнку любовь к чтению. Необходимо подробно поразмыслить над некоторыми вопросами.
Читаете ли вы своему ребёнку? Обсуждаете ли с ним прочитанное? Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или читает без особого интереса и желания, быстро заканчивает чтение, ссылаясь на то, что устал? Принято ли читать у вас в семье?..
Целью и задачей любой современной семьи должно быть воспитание в ребёнке любви к книге, поскольку чтение необходимо для формирования полноценной личности, для воспитания в ребёнке моральных и нравственных качеств. Читать необходимо для повышения грамотности, расширения кругозора, развития речевых способностей и словарного запаса, воображения, наконец, просто для получения удовольствия от процесса.
Во время чтения ребёнок запоминает правильное написание слов и применение их в определённом контексте. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие и ораторские способности. Чем больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет разбираться в людях и ориентироваться в жизненных ситуациях. Всего этого можно добиться, прививая ребёнку любовь к чтению.
Быть может, вы сами с детства любите книги, много читаете (или читали раньше) и хотите, чтобы ребёнок повторил ваш путь. Возможно, вашему ребёнку будет вполне достаточно того, что он умеет читать и успевает прочесть необходимый школьный минимум. Скорее всего, пройдёт некоторое время, и ваш повзрослевший малыш найдёт свои книги и сумеет оценить вкус чтения, хотя, к сожалению, так бывает не всегда. Однако всё вышесказанное не означает, что на ребёнка никак нельзя воздействовать.
Почему мы любим читать? Наша жизнь бывает не так уж разнообразна, она не пестрит волшебными превращениями, неопознанными летающими объектами, мы физически не можем перемещаться из прошлого в будущее и обратно и т. п. А в книгах возможно все! В них так всё красочно и интересно! Любое книжное событие можно пережить самому. Причём у детей очень сильно развито чувство перевоплощения. Читая книги, можно узнать много интересного про людей, их характеры, страны, про жизнь в целом. Именно благодаря книгам ребёнок узнаёт, какие поступки считаются хорошими, какие - плохими, что можно делать, а что нежелательно или нельзя.
Если ребёнок много читает, это не значит, что родители могут успокоиться и не контролировать его. Некоторые дети любят читать, потому что убегают в книжный мир от проблем реальной жизни. Есть дети, которые читают много и быстро, но уже через неделю ничего из прочитанного не помнят. Иногда дети предпочитают читать вместо того, чтобы делать уроки. Кроме того, важно и то, что читают дети, чему они могут научиться из прочитанных книг. Ведь сейчас им доступны книги любого качества и любого содержания. Хорошо, если родители заботятся о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
Данная работа построена на анализе моего собственного опыта воспитания ребёнка младшего школьного возраста. При этом я использовала и продолжаю использовать большинство методов, описанных в данной работе, изначально руководствуясь исключительно собственной интуицией и своими знаниями. Кроме того, мною был произведён опрос нескольких детей и взрослых на тему любви к чтению, который будет приведён ниже.
1. Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок любил читать, эту любовь к чтению прививать ему необходимо с раннего детства, ещё до того момента, как он научится говорить. Нужно, чтобы он для начала полюбил слушать. Важно помнить, что в читающей семье растут читающие дети. Личный пример взрослого - это всегда лучший способ заинтересовать вашего ребёнка.
2. Необходимо обсуждать книги в присутствии ребёнка - рассказывайте друг другу, что вы прочитали, что вам понравилось, что нет, показывайте эти книги ребёнку, ведь он впитывает все впечатления и различные эмоции. Если в семье обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребёнок будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.
3. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию, соответствующие возрасту. Книги с ребёнком-школьником можно и нужно выбирать вместе, и тогда поход в книжный магазин станет приятным, увлекательным, запоминающимся событием. Если ребёнку понравилась одна книга, а вам – другая, лучше по возможности купить сразу обе. Дарите ему в награду за хорошее поведение или добрый поступок поход в магазин за книгой, которую он возможно постарается выбрать сам..
4. Часто бывает, что к различным детским произведениям издаются раскраски с изображениями тех или иных книжных персонажей, диски с мультфильмами или компьютерной игрой. Для ребёнка будет вдвойне интересно прочесть книгу, посмотреть мультфильм по данному произведению (или наоборот) и затем разукрасить её героев в книжке-раскраске. Кроме того на основе многих детских произведений и сказок создаются настольные игры, пазлы, наклейки. Почти всегда персонаж какой-либо книги найдётся в магазине - кукла или мягкая игрушка. Можно также увлечь книгой по известному просмотренному ребёнком фильму и обсудить с друзьями в классе, а это очень значимо. Чтобы заинтересовать ребёнка, купите ему книгу, главный герой которой носит такое же имя. Существуют детские журналы, интересные и красочные, в которых печатаются произведения современных талантливых писателей и поэтов, что также могло бы стать интересным для детей.
5. Конечно, до определенного возраста необходимо контролировать, какую именно литературу читают ваши дети. В детских книгах недопустима жестокость, чрезмерная мистика и тому подобные вещи, которые способны отрицательно повлиять на ранимую детскую психику. В то же время никогда не заставляйте ребенка в приказном порядке читать тех или иных авторов. Если же вам хочется, чтобы ребенок приобщился к действительно качественной детской литературе, постарайтесь сделать это ненавязчиво.
Обязательно нужно учитывать возраст юных читателей и слушателей, их общее развитие – как бы умны и сообразительны ни были ваши дети, «взрослые» произведения классиков и современных авторов пока что окажутся для них чересчур сложными и не вызовут интереса.
6. Полезно приобретать детские энциклопедии, особенно, если в них много иллюстраций. Благодаря энциклопедиям ребёнок имеет возможность поделиться с друзьями и на уроках в школе интересным и познавательным материалом. Дополнительные знания поднимают детский авторитет среди одноклассников и в глазах взрослых. Так что у ваших детей появится стимул к познанию через чтение.
7. Чтобы привить ребёнку любовь к книгам, чаще устраивайте совместные чтения вслух. Это формирует у детей правильное восприятие текста, поможет повлиять на их морально-нравственную оценку произведения. Можно также вместе читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов. Вы оба получите огромное удовольствие. В итоге ни вы, ни ваш ребёнок никогда в жизни не пожалеете о тех часах, которые провели вместе: вы – читая, он – слушая. Конечно же, он сохранит любовь к чтению на всю жизнь.
Психологи советуют: читая книгу вслух, остановитесь на самом интересном месте под предлогом каких-либо важных дел, и ребёнок скорее всего захочет самостоятельно дочитать до конца и узнать, что произошло в итоге в произведении. Нельзя при этом заставлять читать, если очевидно, что книга ребёнку не интересна. Ещё один совет - во время чтения ребёнку останавливайтесь, делайте паузы, будто ищете какой-то текст. Скажите, что пропускаете те места, которые ему ещё рано читать. Не забудьте запретить читать эти места! Можно даже указать для «надёжности» страницы, которые якобы нельзя читать. Поверьте, эти места будут непременно прочитаны!
Как вариант - читайте в присутствии детей книгу, которую вы хотели бы, чтобы они прочли. Когда дети заинтересуются книгой, отвечайте им, что эту книгу читать ещё рано и прячьте её так, чтобы дети находили. Таким образом, вы можете «руководить» чтением своих детей.
Если вы каждый раз приучите ребёнка внимательно относиться к участвующим в повествовании героям, беседовать на тему того, что именно ему понравилось, а что нет, можете быть уверены, что чтение обязательно пойдёт ребёнку на пользу. Интересуйтесь, как ребёнок воспринял поступки персонажей, как он отнёсся к окончанию книги, что бы ему хотелось изменить, как повлиять на поведение героев. Всё это очень важно для развития мышления ребёнка и его приучения к чтению.
8. Рекомендуйте своим детям книги из вашего детства. Вспомните, что вам было интересно читать, что вы особенно ценили в книгах, что привлекало вас - персонажи, поступки, характеры, приключения. Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь личная детская книжка. Расскажите ребёнку, как и когда вы её читали. Поверьте, это будет очень интересно - держать в руках и читать книгу, которую папа или мама читали, когда были маленькими…
9. Также полезно собирать личную библиотеку ваших детей. С годами стоит подумать о приобретении книжного шкафа, где спокойно могла бы разместиться разросшаяся библиотека, в которой все больше полок занимает серьезная, «взрослая» литература. Обустроенный красивый уголок для чтения может создать прекрасное читательское настроение.
10. Оставляйте на видном доступном месте пару - тройку новых детских книг, но специально не акцентируйте на них внимание. И ребёнок обязательно, так или иначе, воспользуется подвернувшейся возможностью.
11. Запишите ребёнка в детскую библиотеку. Поначалу туда необходимо ходить вместе с ребенком, но постепенно он научится сам выбирать книги по вкусу, проявляя, таким образом, свою индивидуальность. Интересуйтесь теми книгами, которые ваш сын или дочь взяли в библиотеке, побуждайте детей выражать собственное отношение к прочитанному.
12. Необходимо с детства прививать бережное отношение к книгам, учить уважительному обращению с ними. Ребёнок с самого младенчества должен знать, что книгу нельзя рвать, мять листы в ней, чиркать, кидать на пол и т.д.
13. Считаю, что родственники также должны принимать участие в приучении ребёнка к чтению. Они могут дарить ему книги (желательно после предварительного согласования с вами). В таком случае определённые подаренные произведения будут ассоциироваться у ребёнка с домом, конкретными близкими людьми, какими-то праздниками, другими приятными моментами в жизни.
14. Очень полезно было бы завести читательский дневник. Это помогает стимулировать детей к чтению, дисциплинировать их перед самими собой. Делая записи в читательском дневнике, проще сформулировать выводы о прочитанном, продемонстрировать затем результаты своего труда перед сверстниками, взрослыми, что всегда очень важно для ребёнка.
Читательский дневник позволяет собирать свою «коллекцию» прочитанных книг. Его можно дополнять понравившимися фразами из книг, собственными рисунками и распечатанными картинками.
15. Изредка можно поощрять чтение, что повышает в некоторой степени его мотивацию. Предоставьте ребёнку два-три «вознаграждения» за прочитанный им и заранее оговоренный определённый объём текста. Это может быть дополнительное время за компьютером, на полчаса позже лечь спать и т. д. Важно только помнить, что такого рода вознаграждения и стимулы не должны быть в приоритете. Главное ведь не это, а сам процесс чтения. Ребёнку необходимо осознавать, что книга сама по себе является наградой.
16. Вполне эффективно и чтение перед сном – как некая традиция, когда уже нельзя заниматься весёлыми играми, когда уже сделаны все «вечерние» дела, и ребёнок может почитать непосредственно перед сном полчаса.
17. Разгадывайте и составляйте кроссворды, учите и сочиняйте с вашим ребёнком стихи, устраивайте семейные чтения вслух, пойте песни. Всё это помогает развить любовь ребёнка к слову, творчеству и, как следствие, к чтению. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно, как кажется. Собирайте дома словари, приучайте ребёнка обращаться к словарям и работать с ними.
Если принуждать маленького человека к чтению, у него вряд ли сформируется любовь к этому процессу. Каждая мама сможет найти свой способ, чтобы не заставлять ребёнка читать, а заинтересовать его в чтении. Необходимо всегда хвалить его за то, что он читает, акцентировать на этом внимание. Если какая-то книга идёт плохо или ребёнок теряет к ней интерес, надо не «добивать» её до конца, а подсовывать вторую, третью, четвертую, пока «та самая книга» не будет найдена и не совершит чуда
Если ребёнок с детского сада привык к тому, что полки в его комнате заняты книгами, если он не может заснуть без чтения на ночь и у него уже есть свои любимые литературные герои - эту привязанность он пронесёт через все годы своей жизни. Как правило, любовь к книгам с возрастом становится крепче, а подростки сами начинают проявлять интерес к более серьёзной, «взрослой» литературе с течением времени. Хорошая книга - это единственная вещь, на которую нельзя жалеть денег для своего ребёнка.
Если ребёнок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.
Таким образом, ребёнку полезно взять за правило читать около 40 минут в день, следить за удобной для чтения позой, ни в коем случае не лёжа. Во время чтения необходимо убрать отвлекающие предметы, выключить телевизор. Периодически нужно читать вслух. Если книга увлекла ребёнка и ему хочется почитать подольше, важно сделать небольшой перерыв в чтении.
Следует обращать внимание на поступки героев, анализировать их, делать выводы, учиться у героев хорошим манерам. Если ребёнок решил прервать чтение до следующего раза, нужно обязательно положить в книгу закладку. Необходимо подсказать ребёнку, чтобы он делился информацией о заинтересовавшей его и захватывающей книге. Если встретились интересные фразы в книге, пусть ребёнок запишет их в читательский дневник. Возможно, когда-нибудь он захочет вернуться к этим словам.
В нашем детстве конечно не было такого разнообразия развлечений, как у современных детей. Не было компьютеров, интернета, где сейчас без труда можно найти любую интересующую информацию или книгу. Самой мне с детства очень нравилось читать. Причём, как помнится, никто специально меня к этому не подталкивал, интерес к чтению возникал сам собой. В первом классе я начала свою коллекцию с серии сказок А. Волкова «Волшебник Изумрудного Города», а в подростковом возрасте, как, наверное, многие девушки, сочиняла стихи. Тетрадка с этими трогательными сочинениями до сих пор хранится у меня дома. Думаю, в моих поэтических изысканиях помогла всё та же любовь к чтению.
Свою дочь Елизавету, которой сейчас девять лет, я познакомила с книгой, когда ей исполнилось примерно пять-шесть месяцев. В тот момент я приобретала различные книжки-малышки с красочными крупными понятными картинками, весёлыми короткими стихотворениями, считалочками, прибаутками, колыбельными. Часто цитировала вслух сказки и стихи во время купания и кормления.
Интересны были Лизе и книги, в которых изображались овощи, фрукты, домашние и дикие животные, насекомые, цветы, мебель, транспорт, одежда и т. д. Она с удовольствием участвовала в процессе чтения – сама переворачивала странички, находила в книжках картинки, которые я просила показать. Некоторые буквы алфавита мы стали узнавать уже к годику.
Я старалась читать ребёнку каждый день по нескольку раз дома, в путешествиях, в гостях, привлекала к этому процессу папу малышки, дедушек и бабушек...
В возрасте от года до шести лет мы постепенно прочли множество детских произведений для дошкольников – русские народные сказки, сказки К. Чуковского, Б. Заходера, Э. Успенского, стихотворения И. Токмаковой, А. Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, С. Маршака и других авторов.
Примерно в пять лет Елизавета помаленьку начала читать самостоятельно. Затем к шести-семи годам её любимыми книгами стали «Котёнок по имени Гав» Г. Остера, «Мешок яблок», «Под грибом» В. Сутеева, «Паровозик из Ромашково» Г. Цыферова, «Заколдованная буква» В. Драгунского, «Поучительные истории про мальчика Яшу» Э. Успенского, «Слон» А. Куприна и многие другие. В первый класс Лиза пришла, хорошо владея навыками чтения.
Сейчас она старается читать в свободное и удобное для неё время по полчаса два раза в день. Например, когда мы, родители, не можем уделить ей внимание в силу своей занятости, или когда она уже во всё поиграла, уроки сделаны, и больше нечем заниматься. Когда мы едем по каким-либо делам в машине, Лиза обязательно берёт с собой книжку и читает в дороге. Иногда начинает читать после напоминания об этом, а если книга очень заинтересовала её – по своей инициативе. Каждый раз, когда дочь садится писать письмо Деду Морозу, она обязательно указывает в нём одну-две книги, которые хотела бы получить в подарок на Новый Год.
Любимые книги Лизы в возрасте восьми-девяти лет – «Королевство Кривых зеркал» В. Губарева, «Рассказы Люси Синицыной» И. Пивоваровой, «Волшебник Изумрудного Города» А. Волкова, детские энциклопедии для любознательных, познавательные книги, например, о теле человека и др. Часто она с интересом читает произведения школьной программы из хрестоматии для 2-3 классов и учебника по внеклассному чтению. Кстати, порой именно отталкиваясь от хрестоматии, я собирала домашнюю библиотеку для дочери. То есть, покупала сборники тех авторов, чьи произведения в ней представлены.
Таким образом, чтобы привить ребёнку любовь к чтению, требуется огромное желание и терпеливый труд взрослых. Конечно же, всё написанное выше относится к родителям, мечтающим, чтобы их ребёнок любил книги, разбирался в них и получал надлежащее образование, так как без чтения человек не сможет стать всесторонне развитым, эрудированным и интересным.
Приложение №1:
Результаты опроса детей по поводу их отношения к чтению.
Из всех опрошенных детей младшего школьного возраста (7-11 лет) на вопрос «Нравится ли тебе читать?» ответили «да» – 13 человек (65%); «не очень нравится» - 5 человек (25%); «совсем не нравится читать» - 2 человека (10%).
На вопрос «Сколько у вас дома детских и взрослых книг?» 5 детей (25%) из двадцати опрошенных ответили – «не очень много», остальные 15 детей (75%) – «много». Причём, в домашней библиотеке у всех есть детская литература.
На вопрос «Читают ли тебе родители книги?» 10 детей ответили «да» (50%); «иногда читают» - так ответило 6 детей (30%); «нет, не читают» – 4 ребёнка (20%).
«Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?» - на данный вопрос 16 детей ответили «хвалят» (75%); остальные дети ответили, что их не хвалят и не ругают (25%), видимо в таких случаях родители просто никак не акцентируют внимание на чтении ребёнка.
«Ведёшь ли ты читательский дневник» - на этот вопрос 17 детей ответили «да» (85%); «не веду, так как мне не хочется это делать», или «не веду, так как не требуют вести дневник в школе» - 3 ребёнка (15%).
Все опрошенные дети любят получать в подарок книги от родителей, родственников, друзей.
Приложение №2:
Также был сделан опрос родителей (20 человек) на тему того, как приучить своих детей младшего школьного возраста (7-11 лет) к книгам.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ | ДА | НЕТ | ИНОГДА |
Читают вслух своему ребёнку | 14 чел. | 2чел. | 4чел. |
Обсуждают с ребёнком прочитанное | 5чел. | 7чел. | 8 чел. |
Покупают детские книги вместе со своим ребёнком | 16чел. | 1чел. | 3чел. |
Приобретают периодически в дополнение к книге раскраски с книжными героями, настольные игры, пазлы, наклейки, куклы или мягкие игрушки – персонажи из книг, детские журналы | 20 чел. | - | - |
Предлагают ребёнку детские энциклопедии, др. познавательную литературу | 9чел. | 5чел. | 6 |
Демонстрируют ребёнку мультфильмы, фильмы по сюжету прочитанной книги или наоборот перед чтением книги | 11чел. | 2чел. | 7чел. |
Рекомендуют своему ребёнку книги, сохранившиеся со времен своего детства | 3чел. | 12чел. | 5чел. |
Привлекают детей к совместному ремонту книг, учат бережному отношению к книге | 11чел. | 2чел. | 7чел. |
Формируют дома личную детскую библиотеку ребёнка | 20чел. | - | - |
Оставляют на видном доступном месте новые детские книги | 2чел. | 15чел. | 3чел. |
Близкие родственники, друзья преподносят книги вашему ребёнку в подарок просто так или на какой-либо праздник | 18чел. | 1чел. | 1чел. |
Заведён читательский дневник у ребёнка | 17чел. | 3чел. | - |
Занимаются вместе с ребёнком разгадыванием кроссвордов, сочинением стихов, совместным творчеством – например, домашнее издание книги или журнала, открытки и т.п. | 10чел. | 4чел. | 6чел. |
Записали ребёнка в библиотеку и посещают её вместе с ним | 14чел. | 6чел. | - |
«Вознаграждают» ребёнка за чтение какими-либо презентами | 5чел. | 12чел. | 3чел. |
Практикуют аудиокниги для своих детей | 4чел. | 12чел. | 4чел. |
Личный пример (когда в семье принято читать) | 13чел. | 5чел. | 2чел. |
Солнечная система. Взгляд со стороны
Что такое музыка?
Пятёрки
Простые летающие модели из бумаги
Весенняя сказка