Научно-практическая работа
Вложение | Размер |
---|---|
baba_yaga.doc | 61.5 КБ |
Научно – исследовательская работа по русскому языку на тему:
Образ Бабы- Яги
Подготовила:
Богачева Анастасия, ученица 5 А класса
Руководитель:
преподаватель русского языка и литературы
Позднякова Елена Александровна
Обнинск 2011 г.
Введение
Глава 1. Баба-Яга и одноногие божества
1.1.Генеалогия образа
1.2.Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Вывод
Список литературы
Введение
Актуальность выбранной темы
Сказки – это прекрасный вид искусства созданный человеком на Земле. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, Иване - дурачке, Емеле, Бабе Яге, чудесах Царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии показаны в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.
В мир сказок мы вступает в самом раннем детстве, как только нaчинаем что – то понимать и говорить. Из сказок мы узнаем, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждается насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает нам укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты.
Цель нашей работы – на примере произведений великого русского сказочника А. Н. Афанасьева проследить эволюцию образа Бабы-Яги, определить её роль в жизни сказочного героя.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
· найти истоки образа Бабы-Яги;
· показать её связь с одноногими божествами;
· установить генеалогию образа;
Методы и формы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (а именно, наблюдение, интерпретация, обобщение).
Материалом исследования послужили тексты сказок А.Н.Афанасьева.
В своем исследовании мы опирались на работу В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки», статьи литературоведов Зеленина Д.К., Будовской Е.Э., Морозова И.А., а также был использован энциклопедический словарь «Славянская мифология» Иванова В.В., Топорова В.
Глава1. Баба-Яга и одноногие божества
Баба-Яга - известный персонаж славянских волшебных сказок. Исторические корни этого образа в общем виде достаточно выявлены. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим - славянской богиней смерти. Выяснено также, что образ подвергся различным видоизменениям. Об этом пишет исследователь В. Я. Пропп в работе «Исторические корни волшебной сказки». А вот какое именно животное лежит в истоках образа, до сих пор не понятно.
Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаща всего - костяная) нога. По причинам, которые станут понятными дальше, остался в тени важный признак Яги: она была одноногой. На него мало обращали внимания исследователи, между тем как именно он открывает возможность проникнуть глубже в древнюю зооморфную природу Яги
Некоторые сказки прямо называют Бабу-Ягу одноногой :
«Ах, ты, Бабушка-Яга, одна ты нога!», - обращается к Яге герой сказки «Иван-Царевич и богатырка Синеглазка». В сказке «Ванюша - дурачок» Баба-Яга является к трем братьям, расположившимся в лесу, и «прыгает вокруг них на одной ноге». Но гораздо чаще встречается в сказках не одноногая, а костеногая Баба-Яга. Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе - штрих, сохраняющий, хотя и в затемненном виде, образ одноногой Яги. При дальнейшем развитии образа одна нога приобретала новые фантастические признаки: она становится то деревянной, то золотой, то костяной. Последний признак оказался самым стойким.
Костеногость - это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Потому он и оказался самым устойчивым из вторичных признаков, что лучше, чем другие, выражал внутреннюю природу образа. Но почему признак смерти был прикреплен не к чему-либо, а к ноге мифологического персонажа?
Это вызывает недоумение: ведь хорошо известно, что первобытное сознание регистрирует изменения, происходящие в теле под влиянием смерти, не в конечностях, а в первую очередь в органах дыхания и кровообращения. Не были ли одноногость и костеногость в образе Бабы-Яги однозначными признаками? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к образу одноногих сверхъестественных существ.
Одноногие божества (и их разновидность - хромоногие) давно интересовали исследователей. Однако происхождение этого образа до сих пор остается неясным. Из существующих объяснений наиболее вероятными считаются, что хромота является олицетворением огня, который рождается слабой искрой, или молнии, «зигзаги которой сравнивались с торопливым бегом хромого». Ни то, ни другое объяснение нельзя признать основательным. Имеется значительная часть одноногих и хромоногих мифологических существ, которые не имели никакого отношения к огню - небесному или земному. Обращает на себя внимание другая зависимость: все эти существа так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то «ищите змею».
Образ славянского бога грозы Перуна также был связан с образом змеи как первобытным олицетворением молнии. Некоторые источники его прямо называют «змиякою». В черногорской легенде об Илье Пророке, под именем которого скрывается древний образ громовержца (Перуна), сообщается, что бог-громовик был ранен в ногу дьяволом. Возможно, что этот рассказ - смутное воспоминание о том, что славянский бог грозы был когда-то хромым.
Можно привести еще много примеров.
1) змея;
2) человекоподобное существо со змеиным хвостом;
3) одноногое божество;
4) хромое божество;
5) божество, имеющее недостаток в ноге;
6) божество вполне «очеловеченное», на былую хромоту которого намекает только миф.
1.1.Генеалогия образа
Вернемся к образу Бабы-Яги. Уже ее одноногость является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Но – «поищем змею». В сказке мы находим, мотив обращения Бабы-Яги перед своей гибелью в змею. Думается, в этом мотиве проявил себя мифологический атавизм. «Возвращение к предкам» особенно часто бывает в конце (в начале тоже) земной жизни мифического персонажа. В имени Яга также скорее всего отразилась ее змеиная природа. Хотя этимология этого слова вызывает споры, наиболее близким к истине автору представляется мнение А.Н.Афанасьева о том, что «Яга» происходит от санскритского «ahi» – змей. В сборнике «Поэтические воззрения славян на природу» читаем: «В имени адского змея «ahi» сохраняется, по всей видимости, тот же корень».
Так устанавливается генеалогия образа:
· первобытная эпоха - змея (олицетворение смерти),
· дохристианская эпоха - Баба-Яга - одна нога (славянская богиня смерти),
· новое время - Баба-Яга - костяная нога (сказочный персонаж).
Нетрудно восстановить и эволюцию в способах передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге. Еще позже стала ездить в ступе по земле: «... бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга». И только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух. Последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы-Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж.
1.2. Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках
Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яга:
1. Яга-воительница;
2.Яга-похитительница;
3.Яга-дарительница, тип которой целесообразно подразделить на несколько функциональных подтипов:
а) Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре);
б) Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром (в народных сказках типа «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная» из сборника А.Н.Афанасьева, волками, медведями, другим лесным зверьем);
в) Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя, и дарительница;
4.Яга-прародительница (мать- бабка для нескольких своих дочерей- внучек - ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба Яга»), теща.
В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей - в роли воителя и похитителя.
Иногда функции Яги выполняют ее женские заместители-аналоги: -Ягишна, ведьма, - старуха, колдунья, бабка,а иногда - мужские:- Кощей, колдун, Старик-сам с ноготок, борода с локоток, леший, - Сильный Идолище, «Морозко»
Заключение
Мы видим, что Баба-Яга принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда её почти безграничные возможности. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе и Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Почитание всех её свойств отразилось не только в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда. Такую же огромную роль в жизни сказочного героя играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга.
Список литературы
1 Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1. М., 1985; Т. 2. М., 1985; Т. 3. М., 1985...
2.Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. С. 53.
3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
4.Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. М., 1986.
5.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография: Пер. с нем. М., 1991.
6.Будовская Е.Э., Морозов И.А. Баня / Славянские древности. М.,1993.
Басня "Две подруги"
Домик зимней ночью
Рождественский венок
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое