• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Роль глаголов повелительного наклонения.

Опубликовано Черепанова Нина Михайловна вкл 29.10.2012 - 21:20
Черепанова Нина Михайловна
Автор: 
Курилов Владимир

Проведена исследовательская работа о роли глаголов повелительного наклонения в стихотворении В.И.Лебедева-Кумача "Вставай, страна огромная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlast_slova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал  муниципального  общеобразовательного  учреждения «Средняя

общеобразовательная  школа  с.Терновка  Балашовского  района  Саратовской области»

                                                       в  с.Михайловка

         Самостоятельное    исследование  

              на  тему   «Власть  слова»

«Роль глаголов повелительного наклонения

в  стихотворении В.И.Лебедева – Кумача

«Вставай, страна огромная»»

                                            Работу  выполнил

                                                             учащийся  9  класса

                                                             Курилов Владимир

                                                               Консультант  по  теме:

                                                               учитель  русского  языка

                                                               и  литературы  

                                                               Черепанова Н.М.

                                с.Михайловка  -   2012

                                Слово  дано  для  того  человеку,

                                чтобы  свои  понятия  сообщать  другому.

                                                   М.В.Ломоносов     

   По  совей  природе  слово  обладает  внешней  и  внутренней  сторонами. Внешняя - это его  звуковая  оболочка,  внутренняя – его  смысл,  значение.

   Известный  лингвист  А.П.Журавлев  писал  о  том,  что  слово – высшая  форма  организации  языка,  когда  все  важно:  и  глубина  значения,  и  ритм,  и  полная  смысла  музыка  звуков. Они  не  только  сообщают  что-то,  но  и  воздействуют  на  чувства  своей  неповторимостью,  образностью,  звуковой  организацией , особым  порядком  в  предложении,  многоплановостью  значений, ритмом.

                     Словом  можно  убить,

                     Словом  можно  спасти,

                     Словом  можно  полки  за  собой  повести.

   Словесный  образ  показывает,  как  писатель  видит  и  художественно  изображает  мир. Яркими  примерами  речевого  мастерства  служат  художественные  произведения  выдающихся  русских  писателей. В  русском  языке  точное  слово – это  не  только  слово, точно  обозначающее  предмет,  явление,  действие,  признак,  но  и  слово,  точно  выбранное  для  выражения  замысла  автора. Об  этом  ярко  сказал Н.Браун:

                Мне  русская  речь – как  музыка:

                В  ней  слово  звучит,  поет,

                В  ней  дышит  душою  русскою

                Создатель  ее  народ.

   Слово понадобилось  человеку  для  того,  чтобы  дать  имя  всему, что  есть  в  мире.

   Ведь  чтобы  о  чем-то  говорить  и  даже  думать,  надо его  как-то  называть,  именовать.

        Роль  языка  в  жизни  общества  велика,  что  подчеркивают    

    мастера  слова. «Язык – инструмент,  необходимо  знать  его,  

хорошо  им  владеть»,- писал  М.Горький.

   Очень  важно  уметь  употребить  это  нужное  слово  в  нужное  время,  чтобы  оно  смогло  «повести  за  собою».

   Остановлюсь  на  том,  какую  власть  имело  слово  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

    Высокая  судьба  выпала  на  долю  нашего  народа – защищать  свою  страну. Наша  священная  война,  война,  которую  завязали  нам  захватчики,  станет  освободительной  войной  порабощенной  Европы.

   Наверное,  этими  словами – «священная  война» - дышала  и  думала  вся  страна  в  тот  момент. Через  два  дня  она  запоет  песню   с  таким  названием:

    Вставай,  страна  огромная!

    Вставай  на  смертный  бой

    С  фашистской  силой  темною,

    С  проклятою  ордой!

                Пусть  ярость  благородная

                Вскипает, как  волна!

                Идет  война  народная,

                Священная  война!

   Автор  стихов  песни – Василий  Иванович  Лебедев –Кумач,  уже  в  довоенное  время  создавший  такие   знаковые  и  любимые  песни,  как «песня  о  Родине» («Широка  страна  моя  родная»  на  музыку  И.Дунаевского), «Москва  майская» ( «Утро  красит  нежным  светом/

Стены  древнего  Кремля…  на  музыку  Дм. И Дан. Покрассов)  и  другие. Мы  до  сих  пор  помним  и  любим  эти  песни  и  знаем  силу  слов  этих  песен,  от  них  буквально «Легко  на  сердце…».

   И  на  третий  день  войны  прозвучали  по  радио  стихи  Лебедева –Кумача  в  исполнении  знаменитого  актера  Малого  театра  Александра  Остужева,  опубликованные  одновременно  в  «Красной  звезде»  и  «Известиях»,  буквально  потрясли  всех,  ошеломили  своей  гневной  Вилой  и  удивительной  способностью  выразить  то,  что  кипело  на  душе  у  каждого.

   Вот  что  вспоминает  об  этой  публикации  бывший  в  годы  войны  главным  редактором «Красной  звезды»  Давид  Ортенберг: «Мог  ли  я  и  мои  товарищи  думать  тогда,  что  стихотворение,  напечатанное  в  первом  военном  номере, станет  главной  песней  Великой  Отечественной  войны? Что  миллионы  советских  людей  пойдут  с  ней  в  бой,  что  прозвучит  она  призывным  набатом  и  даже  клятвой  по  всем  городам  и  весям  страны?  Что  ее  будут  слушать  стоя,  как  слушают  Гимн.

   В  сердце  ударила  строка,  вынесенная  поэтом  в  заголовок  стихотворения: «Священная  война». Да,  именно  священная! Эти слова  жили  в  мыслях  и  чувствах  нашего  сражающегося  народа.

Но  Лебедев – Кумач  произнес  его  вслух».

   Под  таким  же  сильным  впечатлением  создавал  музыку  к  этой  песне  руководитель  Краснознаменного  ансамбля  красноармейской  песни  и  пляски  А.В.Александров,  почти  так  же  стремительно,  как  Лебедев- Кумач написал  стихи,  буквально  озаренный  моментально  звучавшей  в  нем  музыкальной  темой.

июня  1941  года  краснознаменцы  впервые  спели  «Священную

войну»  на  Белорусском  вокзале  бойцам,  отправляющимся  на  фронт. Песню  просили  повторить – и  она  прозвучала  пять  раз.

    Позднее  Константин  Федин  в  романе  «Костер»  посвятит  этому  первому  исполнению  «Священной  войны»,  пожалуй,  лучшие  страницы.

   Поэт  назвал  свою  песню  «взволнованной  речью»,  и  эта  речь  отозвалась  в  сердцах  миллионов  соотечественников  Лебедева – Кумача. Также  и  сегодня  невозможно  без  слез  слушать  эту  песню,  захватывающую  дух,  величавую  и  переполняющую  гордость  за  свой  народ.

   Почему  же  эта  песня  лучше  любых  призывов  воздействовала  на  людей,  вела  за  собой  полки?  Что  особенно  ярко  прозвучало  в  ней? Случайны  ли  некоторые сходства  «Священной  войны»  и «Интернационала»?

   До  1943  года  «Интернационал»  был  гимном  Советского   Союза.

(Авторы  песни  Э.Потье  и  П.Дегейтер). Конечно,  главная  революционная  песня,  на  которой  было  воспитано  не  одно  поколение,  на  которой  был  воспитан  сам  Лебедев – Кумач,  не  могла  не  повлиять  на  выбор  поэтических  средств. Лебедев – Кумач  создавал  песню-призыв,  песню-плакат,  поэтому  и  черпал  выразительные  средства  из  арсенала  революционной  поэзии.

   Проследим  за  тем,  как  насыщается  этими  плакатными  образами  песня:  первая  строфа – с  двукратным  «вставай»,  обращенным  ко  всей  стране,  уже  единственным  числом  подчеркивает  несомненную  неразрывность,  монолитность,-  вводит  определяющий  весь  настрой  песни  контраст,  который  с  каждой  строфой  будет  усиливаться,  гневом  выливаться  в  емкий  плакатный  образ  врага:  «Фашистская  сила  темная», «проклятая  орда», «душители  всех  пламенных  идей», «насильники,  грабители,  мучители  людей», «гнилая  фашистская  нечисть».

   Максимально  презрительно  звучат  здесь  слова  обобщенного  характера: «нечисть», «орда» -  и  предельно  разгневанно: «душители,

Насильники, грабители, мучители,  множественное  число  которых  подчеркивает  не  столько  их  многочисленность,  сколько  исчислимость.

   Посмотрим,  как  одически  высоко  звучат  противопоставленные  им  образы: « смертный  бой»,  «ярость  благородная», «страна  огромная», «пламенные  идеи», «поля  просторные», «война  народная», « священная  война». Все  прилагательные,  употребленные  здесь  относятся  к  высокой  лексике («священная»,

«смертный», «пламенные».

   Найдем  использование  инверсии  в  контрастных  образах,  отметим  их  синонимию,  метафоричность  и  традиционность,  связь  с  народно-песенной  культурой,  былинами  прежде  всего.

   Именно  былинность,  в  душе  русского  народа  укоренившаяся,  выходит  наружу  в  момент  наивысшей  востребованности,  как  это  не  раз  бывало  в  нашей  истории.

    Поэтому  и  глагольный  ряд песни – это  формы  с  прямой  призывной  функцией,  которая  свойственна  глаголам  повелительного  наклонения. («вставай», «пусть  вскипает», «сколотим», «пойдем  ломить»). Интересно  обратить  внимание  на  то,  что  в  создании  образа  врага  фактически  отсутствует  прямая   глагольность. Во  втором  куплете  использовано  неполное  предложение,  опускающее  глагол  «бороться»,  в  четвертом,  казалось  бы,  дважды  повторен  отрицательный  вспомогательный  глагол – «не  смеют  летать», « не  смеют  топтать»;  но  эти  формы  тоже  имеют  повелительную  окраску. Зато  третья  строфа  избыточно  насыщена  предельно  негативными  отглагольными  существительными  («душители, насильники, грабители, мучители»), что  и  делает  ее  такой  зримой.

   Все  это  усиливает  драматизм  и  героику  песни,  приближает  ее  к    оратории,  хоровое  звучание  которой  и предполагает  тот  высокий  патриотический  пафос,  с  каким  неразрывно  восприятие  и  исполнение  «Священной  войны».

   Песня  Лебедева – Кумача  стала  моментом  истории,  встала  вместе  с  солдатами  в  строй,  сама  стала  бойцом,  сама  стала  творцом  истории.

   Весь  предыдущий  песенный  и  стихотворный  опыт  поэта  подготовил   и  определил  такое  звучание.  Такую  судьбу  «Священной  войны»,  ставшей  первой,  главной  песней Великой

Отечественной  войны.

    Вот  уж , действительно, «словом  можно  полки  за  собой  повести»!

   Только  под  воздействием  таких  призывов  Александр  Люкин,  старший  из  семи  детей  в  крестьянской  семье  Люкиных  из  села  Шковерка  Нижегородской  губернии,  прошедший  войну  минером,  написал  стихотворение «Просьба  старого  солдата»:

     Я,  матушка  Россия,

     С  просьбой  к  тебе  великой:

     Будет  ежели  трудно,

     Меня  покликай.

     Помнишь,  как  это  было

     В  сорок  первом  году?

     Я  приду.

   Старый  солдат,  прошедший  страшную  войну,  потерявший

родных  и  близких,  не  утратил  чувства  достоинства,  гордости  за  любимую  Родину, готов  прийти  на  помощь «будет  ежели  трудно».

   

                           


Поделиться:

Кто грамотней?

Акварельные гвоздики

Как напиться обезьяне?

Загадочная система из шести экзопланет

Фокус-покус! Раз, два,три!