В последние года идёт реформа образования в стране, так роль современного образования в обществе очень велика. В этой работе ученица пытается разобраться в системе образования России и Германии на основе их сравнительной характеристики, найти их сходства, различия, преимущества, недостатки и выяснить, какая система образования даёт больше возможностей для самореализации.
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obrazovaniya.doc | 92.5 КБ |
prezentaciya.ppt | 1.11 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 28
Экзаменационный материал по немецкому языку на тему:
«Сравнительная характеристика систем образования в Германии и России».
Выполнила:
ученица 9 Б класса
Гурьянова Д.
Проверил:
учитель немецкого
языка
Никитина О.Ю.
Ульяновск
2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………....3
I. Основная часть …………………………………………………4
1.1.Школы в Германии…………………………………….......................4
1.2. Школы в России………………………………………………….…..6
1.3. Студенчество в Германии……………………………………….......9
1.4. Студенчество в России……………………………………………..11
1.5. Схема систем образования в Германии и в России………………12
1.6. Различия и сходства систем образования в Германии и России...13
1.7. Преимущества и недостатки образования в Германии и России…………………………………………………………………….15
II.Заключение…………………………………………………..….19
Список литературы………………………………………….....21
Введение
Тема моей работы – это «Сравнительная характеристика систем образования в Германии и России». Задачами работы является обобщение собранного материала по системам образования и рассмотрение подготовки учителей в Германии и России.
Я учусь в девятом классе и хотела бы в будущем поступить в высшее учебное заведение. Меня волнуют следующие вопросы. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI век, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Мне интересно знать, почему человек, который окончил институт, идет работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Я прочитала достаточно литературы о системе образования в нашей стране, но так как в школе я изучаю немецкий язык, я хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Германии. Это является целью моей работы. Я читала о том, что зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Я думаю, что переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, и я думаю, что они помогут молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе.
I. Основная часть
1.1. Школы в Германии
В Германии имеется несколько систем обучения. Я хочу поподробнее остановится на описании каждой из них.
А) Начальная школа
В этой школе дети учатся читать, писать и считать. Ученики знакомятся с естественной историей, искусством и другими предметами. Во многих начальных школах изучают иностранные языки.
Б) Основная школа
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует основному общему образованию. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником основной школы». В дальнейшем упор делают на основное обучение и обучение в обязательной профессиональной школе (УПК) одновременно.
В) Реальная школа (10 классов)
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует дальнейшему расширению образования. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником реальной школы». Такое образование дает возможность поступать в УПК или в Fachoberschule (специальное профессиональное учебное заведение, после которого можно поступать в технический ВУЗ).
Оно имеет силу как предпосылка для работы в экономической сфере или работе на себя.
Г) Гимназия
Это одна система уровня дальнейшего образования I и II и она дает полное, углубленное среднее образование, после 13, в новых федеральных землях, после 12 учебных лет, с аттестатом зрелости, открывает возможность поступать в ВУЗ. В 11 – 13 классах дается система курсов. На курсах ученики выбирают профессию, наиболее интересную для них. Это облегчает поступление в институт.
Д) Всеобщая школа
Охватывает все три уровня образования — Основную школу, Реальную школу, Гимназию. Как правило, она заботится о детях до 10 лет обучения. В отдельных землях это позволяет получить аттестат зрелости.
Е) Профессиональное образование
Для профессионального образования имеет значение так называемая двоичная система, международно-признанная:
обучение (Также называемое « Azubis ») идёт через практическое обучение на предприятиях индустрии, торговли или работы рабочим и посещение, одновременно, в течение двух или трёх с половиной лет Berufsschule (обязательной государственной профессиональной школы). Веrufsschu1е не только для желающих здесь обучаться. Она является обязательной школой для всей молодежи, которые не достигли восемнадцатилетия и не могут посещать другие школы. Крупные предприятия создают собственные Веrufsschule, после соответствующего государственного разрешения и финансовой проверки предприятия. С 18 лет заканчивается обязательное обучение профессии. При выборе профессии будет отчетливо ясно, что наибольшим спросом пользуются профессии из сферы обслуживания и в отделе занятости населения, большим спросом пользуется образование Фрезеровщика и подобное. Имеется около 430 профессий, которым обучают, но большинство молодых людей решаются на одно образование в области коммерции. Как, например: торговые фирмы и банковский торговый агент или коммерсант.
1.2. Школы в России
Рассмотрев подробно систему образования в Германии, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:
А) Начальная школа
Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Б) Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
В) Старшие классы
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Г) Профессиональное образование
В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.
В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.
1. 3. Студенчество в Германии
Университеты в Германии давно играют значительную роль в культурной жизни. Первый немецкий университет появился 1348 году в Праге. Затем появился в Вене в 1365 году, в Хайдельбурге в 1386 году, в Кёльне в 1388 году.
Университеты были первые сто лет маленькими и вмещали всего только примерно 200 студентов. В 1620 году все университеты вместе вмещали 8000 студентов.
Учеба в немецком институте состоит почти всегда из двух больших частей: в одной части «начальное обучение», в другой части - «основная ступень». Кроме этого, семестр на больших факультетах разделен на два учебных подкурса, определенных типов учебных мероприятий.
В «начальном обучении» посещают вводные лекции. Они про- водятся доцентом или ассистентом профессора и нужны, как первый обзор хода учебы. На них обсуждаются проблемы начала обучения, как к примеру поиск литературы на определенную тему или подготовка к семинару.
На этой основе это может быть предметом возможных занятий просеминара (семинар на 1 и 2 курсах). Цель просеминара состоит в том, чтобы получать специальные знания на основе научных работ, что способствует общему накоплению знаний. Успешное участие в просеминарах будет подтверждено словом «зачет», на основе хорошего реферата,
домашней роботы или выдержанной «Клаусурен» (письменной экзаменационной работы). Часть освещённых в просеминаре знаний служит, прежде всего, для понимания природы изучаемой науки, подтверждаемого при прохождении ознакомительной практики или экскурсии и нужна для успешного окончания «начального обучения».
«Основная ступень» служит расширению знаний, полученных на «начальном обучении» и для подготовки к экзаменам. В семинарах принимают участие прогрессивные профессора на основных и «спецкурсах» (на старших курсах). К тому же практика оплачиваемая, платят за практическое применение полученных теоретических знаний - работу, и лекции, при которых профессор определяет тему доклада.
1.4. Студенчество в России
В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей. Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.
1.5. Схема систем образования Deutschland:
• Der Kindergarten Ab 3 bis 6 Jahre
• Grundschule-1-4. Klassen
• Nach der Grundschule gibt es 4 Wege:
• Hauptschule;
• Realschule;
• Gymnasium;
• Gesamtschule.
• Man lernt bis 13.Klasse
• Das Duale System der Berufsausbilung
Ruβland:
• Der Kindergarten ab 1 bis 7 Jahre
• Grundschule-1-4. Klassen
• Nach der Grundschule gibt es nur Hauptschule
Nach der Hauptschulemittlere volle Schule oder Realschule, Berufsschule.
Man lernt bis 11.Klasse.
• Es gibt kein Duales System der Berufsausbilung
1.6. Различия и сходства высшего образования в Германии и России
Рассмотрев систему высшего образования в Германии и России, я пришла к выводу, что отличие немецких университетов от российских заключается еще и в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия "классов". Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом - преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы, особенно не привыкшие к такой свободе русские. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго.
Во втором типе вузов - специализированных высших школах - процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. Поскольку в этом случае учащиеся обязаны следовать конкретному учебному плану и расписанию экзаменов, высшую школу можно закончить за 4 года. Неограниченное время обучения в вузах Германии стало своего рода проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени - обычно это 5-7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы. Зато для иностранных студентов существует еще немалое количество преимуществ немецкого образования. Во-первых, в России учебная программа рассчитана на 34 -36 часов в неделю, в Германии она обычно составляет не более 20 часов. Во-вторых, студенты учатся не по учебникам, а по лекциям и книгам, которые берут в библиотеке. Это предполагает использование авторитетных и современных источников знания, а также новейших научных данных, что положительно отражается на качестве приобретенных знаний.
1.7.Преимущества и недостатки образования в Германии и России
Таким образом, на основе различий и сходств систем образования можно поподробнее узнать об их преимуществах и недостатках. В последнее время немецкие вузы принимали более 146 000 учащихся из-за рубежа в год. Российские студенты, учащиеся и стажирующиеся в ФРГ, пользуются очень хорошей репутацией в научных кругах, поскольку подготовка специалистов в России проводится на очень высоком уровне. Вопрос с платой за учёбу решается по-разному. В 5 федеральных землях с самого начала взимается плата в размере около 500 евро за семестр. Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Дело в принципиальных различиях в системе среднего образования России и образования Германии. Немецкие школьники учатся в школе 13 лет, русские - только 11, поэтому поступить в немецкий университет можно лишь после окончания двух курсов российского высшего учебного заведения. Существует и другой вариант - при университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих получать в Германии высшее образование. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах Германии обучение длится один год и туда можно поступить уже после первого курса российского института или университета.
Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам. Как правило, шанс на получение места в Вузе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижных факультетах, которыми в настоящее время являются медицинский, стоматологический, ветеринарный, фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
II. Заключение
В Германию из России ежегодно отправляются на обучение 2000 человек. Видимо, немецкие университеты заинтересованы в том, чтобы принять большее число россиян.
Сразу после школы поступить в немецкий вуз нельзя (наши аттестаты зрелости не конвертируются в Европе). Нужно проучиться как минимум два года в России, а потом с сертификатом, который принимает вуз Германии, студент может отправляться учиться в эту страну. В Германии к тому же можно учиться на английском. Среди специальностей, пользующихся у наших соотечественников наибольшим спросом, - экономика, менеджмент, управление производством, инженерные специальности. На выставке "Образование и карьера" свои вузы представляли ведущие страны мира. Собственную экспозицию "Hi!Potentials-2007" привезла Германия. В ней приняли участие около 20 немецких университетов, исследовательских и языковых центров. Больше всего стендов развернула служба академических обменов DAAD при посольстве ФРГ. Наряду с DAAD свои стенды на выставке представляли и частные образовательные организации. Например, Европейский образовательный центр в Гамбурге. "Мы приглашаем абитуриентов в возрасте до 35 лет для обучения в Германии, - сказала обозревателю РЖ представительница Европейского образовательного центра. - Интерес российских студентов велик. Самые популярные среди них - Мюнхенский университет, университеты в Гамбурге и Берлине. За два дня работы к нам уже пришло около тысячи человек. Чтобы поступить, обязательно нужен сертификат TestDaF, подтверждающий хорошее владение немецким языком. Это самое главное. Если его нет, можно в течение полугода учить язык в выбранном вузе. Многие обращаются с нулевым знанием немецкого, чтобы сначала выучить язык, а потом остаться в Германии для получения высшего образования".
На вопрос о том, с какой целью российские студенты стремятся получить высшее образование в Германии (остаются ли они потом в стране или возвращаются домой), представительница центра ответила: "Цель проста: получить международное образование. А это - хорошая карьера". В Германии с недавних пор в основном платное высшее образование. В некоторых землях, правда, есть бесплатные университеты, но это встречается редко. Впрочем, если сравнить стоимость обучения в Германии и в нашем МГУ, разница будет огромной. И не в пользу МГУ, где год обучения в среднем обходится студенту в 7000 евро, в то время как в Германии - в 1000-1200 (500-600 евро за семестр, в зависимости от вуза и университета). Плюс жилье и питание, которое обойдется иностранцу в среднем (если особенно не шиковать) от пятисот до семисот евро в месяц.
Проанализировав и подробно рассмотрев систему образования в России и в Германии, я пришла к следующему выводу: образование в Германии более разностороннее (много различных типов школ), оно дает больше возможностей для самореализации, больше возможностей при выборе профессии; можно учиться на так называемой ориентировочной ступени и пробовать себя; можно проходить практику на различных предприятиях и одновременно получать профессиональное образование (двойная система профессионального образования в Германии).
Слайд 1
Сравнительная характеристика систем образования в Германии и России.Слайд 2
Тема: «Сравнительная характеристика систем образования в Германии и России». Цель : Ознакомиться с системой образования Германии и России и сравнить их. Задачи: Обобщить собранный материал по системам образования и на основе их сравнения выявить различия и сходства данных систем.
Слайд 3
I . ВВЕДЕНИЕ II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Школы в Германии 2.Школы в России 3.Студенчество в Германии 4.Студенчество в России 5.Схема систем образования в Германии и в России 6.Различия и сходства систем образования в Германии и России 7.Преимущества и недостатки образования в Германии и России III .ЗАКЛЮЧЕНИЕ IV .СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 4
Deutschland • Der Kindergarten Ab 3 bis 6 Jahre • Grundschule-1-4. Klassen • Nach der Grundschule gibt es 4 Wege : • Hauptschule; • Realschule; • Gymnasium; • Gesamtschule . • Man lernt bis 13.Klasse • Das Duale System der Berufsausbilung Ru β land • Der Kindergarten ab 1 bis 7 Jahre • Grundschule-1-4. Klassen • Nach der Grundschule gibt es nur Hauptschule Nach der Hauptschulemittlere volle Schule oder Realschule, Berufsschule . Man lernt bis 11.Klasse . • Es gibt kein Duales System der Berufsausbilung • Praktikum gibt es während des Studium
Слайд 5
Система образования в Германии Имеется несколько систем обучения в Германии: начальная школа основная школа реальная школа гимназия всеобщая школа профессиональное обучение
Слайд 6
Система образования в России Имеется несколько систем обучения в России: начальная школа основная школа старшие классы профессиональное образование
Слайд 7
Студенчество в Германии Учеба в немецком институте состоит почти всегда из двух больших частей: в одной части « начальное обучение », в другой части - « основная ступень ».
Слайд 8
Студенчество в России Основными учреждениями высшего образования в России являются университеты и колледжи.
Слайд 9
Различия и сходства систем образования германии и России В системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия «классов» Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как и в России, из двух семестров В Германии слишком большая среднюю продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Учащиеся из России могут поступать в любые Вузы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Во втором типе вузов - специализированных высших школах - процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. при университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в вуз иностранных студентов, желающих получать в Германии высшее образование.
Слайд 10
Вывод Проанализировав и подробно рассмотрев систему образования в России и в Германии, я пришла к следующему выводу: образование в Германии более разностороннее, оно дает больше возможностей для самореализации, больше возможностей при выборе профессии; можно учиться на так называемой ориентировочной ступени и пробовать себя; можно проходить практику на различных предприятиях и одновременно получать профессиональное образование.
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем подснежники гуашью
Зимовье зверей
Лавовая лампа
Снегири и коты