Главные вкладки


    Сравнительная характеристика систем образования России и Великобритании

    Майка Ирина Романовна
    Автор: 
    Пилюкова Дарья

    В данной работе показана и проанализирована сравнительная  характеристика систем образования нашей страны и Великобритании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    proekt.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

    « Гимназия № 34» г. Ульяновска

    Проект по английскому языку на тему:

     «Сравнительная характеристика систем  образования в Англии и России».

          Выполнила:

    ученица 9 Б класса

         Пилюкова Д.

                                                                                                 Руководитель: Майка И.Р.

                                                                                                             

      Ульяновск

                   2013

    Содержание

    Введение        ……………………………………………………………....3

    I. Основная часть        …………………………………………………4

    1.1.Школы в Англии.

    1.2.Школы в России.

    1.3. Студенчество в Англии.                           

    1.4. Студенчество в России

    1.5. Схема систем образования     в Англии.

    1.6. Различия и сходства высшего образования в Англии и России.  1.7.Преимущества и недостатки образования в Англии и России…     

       

    II.Заключение…………………………………………………..….19

    Список литературы………………………………………….....21

    Введение

    Тема моей работы – это «Сравнительная характеристика  систем образования в Англии и России». Задачами работы является обобщение собранного материала по системам образования и рассмотрение подготовки учителей в Англии и России.

    Я учусь в 8 классе и хотела бы в будущем поступить в высшее учебное заведение. Меня волнуют следующие вопросы. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Мне интересно знать, почему человек, который окончил институт, идет работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Я прочитала достаточно литературы о системе образования в нашей стране, но так как в школе я изучаю английский язык, я хотела бы как можно больше узнать о системе образования в Англии. Это является целью моей работы. Я читала о том, что зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Я думаю, что переворот в технике, науке и других областях требует от специалиста глубоких и прочных знаний. Поэтому роль современной системы образования очень важна. Ученые работают над реформами в образовании, и я думаю, что они помогут молодым людям реализовать себя, получить качественное образование, быть нужным в обществе.

           Таким образом, сформулирована проблема исследования: как происходит процесс  модернизации  образовательной системы в Англии и России.

    Цель исследования: изучения  системы образования Англии в сравнении с системой образования России.

    Предметом исследования выступает  сравнительная характеристика систем образования Англии и России.

    В целях решения поставленных задач намечен  доминирующий  метод исследования:

    1. Теоретический (анализ литературы по вопросам  становления и модернизации образования Англии и России).

    Научная новизна работы заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении развития образовательной системы Англии и России.

    I. Основная часть

    1.1. Школы в Англии

             В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными существуют и частные, платные учебные заведения.

           Школьное образование в Англии включает в себя два модуля:

    1. Начальное  – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе).
    2. Среднее – для детей от 11 до 16 лет.

           Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

          Имеется три основных типа неполных средних школ:

    - «грамматические школы», где основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

    - «современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

    - «единые» школы, где предлагаются образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

    А. Младшая школа.

            Детство у английских детей очень короткое:  в 4-летнем возрасте уже начинается школьная пора. В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься чтением и письмом. Домашние задания задают раз в неделю.

           В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.

    Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую – то проблему, а ученик вам формулирует тему и подбирает материал.

    Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой игровой форме без всяких попыток подогнать всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей.

           Отнюдь не все учащиеся в конце каждой ступени соответствуют нормативам знаний государственного учебного плана. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.

    Б. Средняя школа.

          Имеется три основных типа неполных средних школ:

    - «грамматические» школы – основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе;

    - « современные» школы – прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации;

    - «единые» школы – являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

    Заключительные два года английской полной средней школы – переходное звено между высшей и средней школой. Учащиеся разделяются по отделениям. Традиционными являются гуманитарное и естественно – математическое.

    По достижении 16 летнего возраста ученик должен сделать важный выбор: остаться в школе еще на два года; отправиться в колледж для дальнейшего совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков; совмещать учебу с частичной занятостью; прекратить обучение и начать трудовую деятельность.

           Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После каждого года обучения сдается экзамен. Выпускной экзамен  A-levels является вступительным в университет. Для того, чтобы оценить шансы поступления абитуриенту нужно сложить предполагаемые баллы по предметам и сравнить их со вступительным баллом выбранного факультета.

            Выбрав курс профессиональной подготовки, и пройдя соответствующее обучение, ученики сдают экзамены на профессиональную квалификацию продвинутого уровня – Vacational A-levels, которая в 2000 году заменила собой прежнее национальное свидетельство о профессиональной квалификации. Как и A-levels новая профессиональная квалификация требует двухлетней подготовки. Свидетельство об окончании учебных заведений профессионального образования признается по всей стране и работодателями и высшими учебными заведениями, и впоследствии позволяют продолжить обучение в университете. Кроме того, здесь же можно получить предвузовскую подготовку и сдать экзамены A-levels.

                                 1.2. Школы в России

    Рассмотрев подробно систему образования в Великобритании, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:

    А) Начальная школа

    Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

    Б) Основная школа

    В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

    В) Старшие классы

           Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз.

             В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

              По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

    С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

    Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

    Г) Профессиональное образование

    В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

             В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.

    1.3. Студенчество в Англии

             Высшее образование британцы получают в трех видах вузов: университетах, университетских колледжах и колледжах высшего образования. В Великобритании всего 89 университетов и 70 Вузов. Из них 39 новые, созданные после 1992 года. Все университеты получают государственную финансовую помощь за исключением трех частных институтов. В университеты поступают более 30% выпускников школ.

          Высшее образование полностью платное, однако, студенты учатся в долг, который начинают отдавать лишь после получения диплома и устройства на работу с минимальной зарплатой 21 тысяча фунтов в год. Если этого не происходит, то возвращать долг не нужно. Таким образом, доступ к высшему образованию открыт для всех слоев населения.

             Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения.

              Старейшие университеты Оксфорд и Кембридж, которые были открыты в XI и XIII веках соответственно. Несмотря на то, что эти университеты очень престижны и их знает весь мир, они являются частью государственной образовательной системы и их дипломы ничем не отличаются от дипломов других университетов. До 60х годов колледжи этих университетов делились по половому признаку: 19 мужских и 4 женских в Кембридже и 22 мужских и 5 женских в Оксфорде. Теперь все мужские колледжи принимают и женщин, а четыре колледжа (по два в каждом из университетов) остаются исключительно женскими.

             «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию.

             Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию.  

            Минимальный возраст абитуриентов обычно составляет 18 лет. Большинство студентов поступают в университет после школы, но в последнее время увеличилось количество более взрослых студентов, которые поступают после окончания колледжа профессионального или дальнейшего обучения.

    Большинство университетских курсов длятся от двух до четырех лет. Курсы с перерывом на практику могут увеличить этот срок еще на год, а медицинские и ветеринарные курсы длятся пять лет. Это основной курс, после которого студенты получают степень бакалавра. Продолжившие курс еще на один год (по философским специальностям два) получают степень магистра.            

                             

    1.4. Студенчество в России

    Системой высшего образования в России принята пятилетняя (шестилетняя) система двухступенчатого высшего образования с исторически сложившемся разделением на старшие и младшие курсы, однако уже несколько лет  идет создание двухуровневой системы высшего образования (Европейская система образования – Болонский процесс). Ряд специальностей предполагает дополнительный период преддипломной практики в течение полугода по окончании пятилетнего периода обучения. Шесть лет и более обучаются студенты медицинских вузов, а также студенты – заочники.

    Основными учреждениями высшего образования являются университеты, институты, академии. Формы обучения: очная, заочная, очно – заочная (вечерняя), экстернат. Студенты поступают на определенную специальность, учебный план которой определяется государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

    До 2009 года поступление в вуз осуществлялось по результатам вступительных экзаменов, а в настоящее время по результатам ЕГЭ. Обучение проводится как на платной, так и на бесплатной основе. Плата за обучение вносится в его процессе.

    Во время обучения студентам предлагается изучить определенное число учебных предметов в соответствии с учебным планом по специальности. Обычно на младших курсах преимущественное внимание уделяется основополагающим для целой группы родственных профессий дисциплинам, а к старшим возрастает удельный вес более узких курсов непосредственно по специальности.

    В российских вузах сохранился общемировой подход к проверке качества студенческой учебы, а именно проведение переводных экзаменов каждый год, причем не менее двух раз. В ряде случаев сессии дополняются коллоквиумами, госэкзаменами, повсеместно используются контрольные, курсовые, проверка домашних заданий.

    В соответствии с этим в большинстве вузов учебный год состоит из двух семестров – весеннего и осеннего и сессий – зимней и летней; практик, летних и зимних каникул.

    После последней сессии студенты сдают госэкзамены и защищают диплом.  Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень.

     На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы.

              1.5. Схема систем образования     в Англии……..                            

         

    1.6. Различия и сходства высшего образования в Англии и России                        

               В России, как и в Англии, сформирована система высшего образования. Система высшего образования в Англии полностью соответствует  Европейской, а в России переход еще полностью не закончен.

              С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской.

                Если в России получить высшее образование можно не только на платной основе, но и бесплатно, то в Англии только за плату основе. Вместе с тем, если российские студенты должны вносить деньги в ходе учебного процесса, то в Англии лишь после получения диплома и трудоустройства на работу с минимальной заработной платой в размере 21 тысячи фунтов в год.

            Большее распространение, чем в Англии в России получили такие формы обучения, как заочная и вечерняя. С введением ЕГЭ схема поступления в вузы в России стала ближе к Британской.

            В России высшее образование предполагает прежде всего получение специальности, а в Англии получение ученой или докторской степени.

     

    1.7.Преимущества и недостатки образования в Англии и России…     

              Таким образом, на основе различий и сходств систем образования можно поподробнее узнать об их преимуществах и недостатках.

              Система высшего образования в Англии полностью соответствует  Европейской, а в России переход еще полностью не закончен, в связи с чем выпускникам российских вузов приходится подтверждать свои дипломы за границей.

              Учеба «в долг»  дает возможность получения высшего образования  малообеспеченным слоям населения Великобритании.

              В отношении высшего образования Великобритания традиционно занимает 2 или 3 позицию в международных рейтингах вузов, а качество работы и профессиональный уровень выпускников многих учреждений российского высшего образования оставляет желать лучшего.

               

            


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Сравнительная характеристика систем образования в России и Германии

    В последние года идёт реформа образования в стране, так роль современного образования в обществе очень велика.  В э...

    презентация к теме Сравнительная характеристика систем образования России и Германии

    Презентация к теме Сравнительная характеристика систем образования России и Германии...

    Сравнение систем образования Японии, России и Великобритании

    Этот проект выполнила ученица 11 класса с целью сравнить системы образования в России, Великобритании и Японии, выявить ...

    Сравнительная характеристика операционных систем Linux и Windows

    В проектной работе в табличной форме дается сравнительная характеристика операционных систем Windows и Linux, показывают...

    Отечественные войны в России. Сравнительная характеристика.

    Представлена презентация, которая была использована при защите исследовательской работы по теме "Отечественные войны в Р...

    «Сравнительная характеристика подводных тоннелей»

    Работа посвящена исследованию и сравнительной характеристике подводных тоннелей....

    Сравнительная характеристика Кубы и Эквадора

    Сравнительная характеристика двух стран...

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЭС И АЭС С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ.

    Тепловая электростанция (ТЭС), электростанция, вырабатывающая электрическую энергию в результате преобразования тепловой...

    «Сравнительная характеристика наскальных изображений разных эпох »

    Работа, посвящёна анализу и сравнительной характеристике наскальных изображений разных эпох....

    Сравнительная характеристика русских и английских народных сказок

    Дети в нашей стране всегда любили и любят читать сказки. А какие же сказки читают в Англии? Такие же, как русские или со...