Презентация выполнена ученицей 9 класса Страховой Натальей. В ней рассказывается о храмах нашего города Астрахани.
Вложение | Размер |
---|---|
sobory.pptx | 755.92 КБ |
Слайд 1
Храмы моего Города Работу выполнила ученица 9 класса МБОУ « Ниновская ООШ» Страхова НатальяСлайд 2
То место, где сейчас находится Покровский собор, до начала XIX столетия называлось Болдинской степью, и было покрыто солончаками, зарослями камыша. В начале XIX века здесь, вдоль берега реки Волги, стали селиться казенные крестьяне. Здесь возникли Бондарная, Кузнечная и Колесная слободы. Весь этот район получил название «Селения». Храм был построен в 1879–1885 годах по проекту архитектора Знаменского. На строительство храма было затрачено 95 тыс. рублей, из них львиную долю пожертвовал купец Иван Иванович Губин . Покровский собор…
Слайд 3
В 1887 году он был избран церковным старостой и до самой кончины бессменно выполнял свои обязанности. Храм построен в древнерусском стиле с высокой двухъярусной колокольней в одной связи. Венчает его один массивный барабан с восемью высокими прорезными окнами. После революции, в годы антирелигиозных гонений, Покровский храм сохранился лишь благодаря мужеству как священников, так и прихожан. Покровская церковь не подвергалась такому варварскому ограблению и разрушению со стороны советских властей, как другие астраханские храмы. Хотя эту церковь тоже закрывали в 1941 году на девять месяцев и здесь находился склад, но внутренняя обстановка храма не была тронута. В 1942 году храм вернули верующим, а в декабре 1943 года Покровская церковь была официально объявлена кафедральным собором.
Слайд 4
Один из красивейших храмов не только в Астрахани, но и в России построен в ознаменование 900-летия Крещения Руси. Архитектура его выдержана в подражании древневизантийскому стилю. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод и должен был служить, кроме всего прочего, миссионерским целям. И, как станет ясно из дальнейшего повествования, его можно считать символом характерной для Астрахани межрелигиозной приязни. Храм строился на пожертвования горожан. Сооружение храма стало поистине общегородским, общенародным делом. Храм строился и на копейки бедноты, и на тысячи купечества. Все работы производились под надзором городского архитектора Коржинского и продолжались около семи лет. К 1902 году все основные работы по строительству храма были завершены. Для участия в освящении храма в Астрахань был приглашен сам Иоанн Кронштадтский . Один из приделов храма был освящен в честь Николая Чудотворца. Собор Святого Владимира…
Слайд 5
Во время революционных событий и мартовского рабочего восстания 1919 года Владимирский храм подвергся немалым разрушениям от огня судов Волжско-Каспийской флотилии. Долгое время в советский период храм был кафедральным собором. После закрытия в 1939 году он чудом избежал уничтожения. В Астрахани живет такая легенда: «Когда храм был закрыт, то местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании храма под автовокзал. Лишь в 1999 году автовокзал был перенесен на Привокзальную площадь, а собор был возвращен Церкви. Освящение Владимирского храма состоялось в октябре 2002 года, когда Астрахань посетил Святейший Патриарх Алексий II
Слайд 6
На перекрестке улиц Советской и Калинина до сих пор можно увидеть сохранившуюся часть некогда обширного комплекса Благовещенского женского монастыря. История женской обители на этом месте начинается с начала XVIII века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине XVII века получит название Земляного города. В монастыре было два храма, часовня в честь Николая Чудотворца, а посреди монастыря, между соборами, располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери « Живоносный источник». Благовещенский женский монастырь…
Слайд 7
Стены монастыря, опоясывающие его по всему периметру, имели несколько башенок как с восточной, так и с северной стороны. Эти башенки имели округлую форму, были увенчаны каменными шпилями с флюгерами в виде ангела наверху. С установлением Советской власти в Астрахани монастырь был упразднен. На его территории размещались в разное время военная часть, госпиталь, детский дом. Храмы и колокольня в 1930 году были снесены. В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому облвоенкомату . В настоящее время часовня Святителя Николая восстановлена и открыта для верующих. Проводятся мероприятия по восстановлению остальных монастырских сооружений и возвращению их верующим.
Слайд 8
Впервые храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Астрахани относится к началу XVII века – список с этой иконы попал в Астрахань с воеводой Одоевским, посланным сюда для изгнания отрядов атамана Заруцкого и Марины Мнишек. В честь этого образа над главными воротами кремля в 1615 году был сооружен каменный храм. Ворота и башня под храмом в честь « Пречистыя Богородицы Казанския » получили наименование Пречистенских. В 1709 году храм был упразднен, а икона была перенесена в Успенский собор. Нынешняя была построена за рекой Кутум, на участке, приобретенном специально для этих целей купцами Афанасьевым и Губиным , в 1903–1907 годах. Однако ей предшествовали еще две церкви, последовательно сменявшие друг друга практически на том же самом месте. Как и многие другие астраханские храмы, церковь строилась на пожертвования горожан и купцов-меценатов. Храм Казанской Божией Матери…
Слайд 9
Архитекторы Коржинский и Карягин вызвались безвозмездно составить план и смету на строительство церкви и наблюдать за строительными работами. Храм отличался торжественным и внушительным обликом. Не зря уже современники стали называть его жемчужиной Поволжья. Построенный в древнерусском стиле с богатой декорировкой внешнего фасада, храм венчался мощным барабаном с восемью окнами и куполом в форме царского венца. По бокам главного барабана были установлены четыре небольших глухих, украшенных куполами-луковичками., Высокая двухъярусная колокольня была устроена в несколько готическом стиле с остроконечным шестигранным верхом и с маковкой-луковкой наверху. По бокам от нее находились две деревянные башенки в намеренно уменьшенном виде, копирующие второй ярус колокольни. В 1930 году храм был закрыт и частично разрушен. Долгие годы он стоял заброшенным, но в 1991 году был возвращен верующим
Слайд 10
До революции именовалась мечетью № 9 Гилянского двора, так как располагалась на территории Гилянской слободы. Известны и другие названия этой мечети: « Вагап-мечеть », « Ваххабийа », «Казанская мечеть». Сегодня ее также называют «Центральная», «Соборная», « Хазрят-мечеть », «Красная» (или «Кызыл-мечеть»). Известно, что эту каменную мечеть начал строить на свои личные средства в конце XIX века татарский мулла Абдрахман Абдул Вагап (или, правильней, Абд ал-Ваххаб ) Алиев. Однако денег у почтенного старца явно не хватало, и тогда он сумел заручиться финансовой поддержкой татарского купца Шакира Казакова. К 1898 году мечеть была построена, и по своей красоте равнялась с мечетями г. Казани (отсюда одно из названий – «Казанская»). Красная мечеть…
Слайд 11
Характерными элементами архитектуры Центральной мечети является соединение основного объема храма с вертикалью минарета над центральным входом. При Вагап-мечети имелась мадраса « Ваххабийа », в которой обучались представители татарской и казахской молодежи. В советское время мечеть № 9 была одной из двух действующих в Астрахани. Правда, в 1941 году она была закрыта с передачей помещения под ремесленное училище. Однако в 1950 году мечеть вернули верующим. Сегодня в ней располагается резиденция муфтия Астраханской области, руководителя Астраханского регионального управления мусульман.
Слайд 12
Мечеть № 3 (до революции № 13) или «Красная мечеть», сегодня также – «Кавказская мечеть» (на городском рынке Большие Исады ). Мечеть была построена в 1894 или в 1900 году. Муллой мечети был татарин Фейзулла Фетхуллин . В 1935 году по решению Астраханского городского совета мечеть была закрыта, а здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения. В 1990 году здание мечети было возвращено мусульманам. С 1993 года началось ее постепенное восстановление (особый размах реставрационные работы приобрели с 2000 года и продолжаются по сей день). Приход мечети сегодня, в основном, составляют выходцы с Кавказа (отсюда ее современное название – «Кавказская»): аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, азербайджанцы-сунниты, но есть и татары, ногайцы и казахи. Мечетная община ( джамаат ) состоит из 300–500 человек (в дни праздников мечеть посещают около 1500 человек). Кавказская мечеть…
Слайд 13
В Астраханской области всего один храм, освященный во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона . Построен он был на территории ныне также заброшенного курорта «Тинаки-1», еще до Советской власти. Администрацией Астраханской области он признан памятником истории и культуры - «церковь святого Пантелеимона , входящая в комплекс объектов недвижимости историко-культурного наследия регионального значения «Грязелечебница Тинакская Приказа Общественного Призрения, конец XIX века, 1900-1913 г.г.» Храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона-АЦКК , «Тинаки»
Слайд 14
И хотя имеется перечень мероприятий (в основном запретительного характера), который, вероятно, призван защитить памятник истории и архитектуры, однако в настоящее время он, скорее бездействует, чем помогает…. Однако несколько лет назад потихоньку началось его восстановление. Сейчас это здание отнесено к приходу Феодоровской иконы Божией Матери, расположенному в пос. АЦКК, однако нечастые службы там проводит иеромонах Павел с подворья Покровского кафедрального собора г. Астрахани, привозящий с собою паломников - богомольцев. Также праздничная служба проводится в день памяти Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона - 9 августа.
Слайд 15
Крупнейший православный храм Астрахани . Расположен на территории Астраханского кремля . Построен в 1699 — 1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева ; строительство курировал митрополит Сампсон . Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века , и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены. Успенский Кафедральный собор…
Слайд 16
Первый храм (деревянный ) Первый собор в Астрахани, деревянный и очень небольшой, построен на этом месте в 1568 году игуменом Кириллом и освящён в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери . Причиной этому послужила одноимённая икона, присланная с игуменом царём Иоанном Грозным в благословение новому городу Астрахани , заложенному на новом месте в 1558 .
Слайд 17
Второй храм (каменный ) По мере роста города Астрахани маленький собор не мог выполнять возлагаемых на него функций. И по благословению первого российский патриарха Иова в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосий с поручением построить новую «соборную и апостольскую церковь». Новый храм из камня у восточной стены кремля был закончен в 1602 году . Назван он был в честь Успения Божией Матери . Возможно причиною тому был особый статус Астрахани, бывшей третьим по числу царством в титуле московских царей. И так как Астрахань считалась «младшей сестрой» царского града Москвы , именовавшегося «домом Пресвятой Богородицы», то и она получала подобный титул, и главный соборный храм её также получал наименование подобно московскому Успенскому собору . В соответствии с этим и икона Владимирской иконы Божией Матери, хранившаяся до этого в старом Сретенском соборе, была перенесена в новый Успенский и была поставлена здесь подобно тому, как в Московском Успенском соборе стояла чудотворная Владимирская икона .
Слайд 18
Этот монастырь был устроен уже за пределами Земляного города, на противоположной стороне реки Кутум, к югу от впадавшей в Кутум речки Луговки. Стоял он на небольшом пригорке близ урочища «Красный бугор». Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1633 -1696) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда строитель его старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Вероятно, до этого в обители существовал деревянный храм того же имени, так что основание ее можно относить к более раннему времени. Иоанно-предтеченский мужской монастырь…
Слайд 19
Сразу же после основания эту обитель стали преследовать большие скорби. В 1692 году во время страшной чумной эпидемии скончалась вся братия монастыря во главе с настоятелем - старцем Александром. Строительство соборного каменного храма затянулось надолго, и он был закончен и освящен только 19 октября 1697 года уже при новом астраханском митрополите Сампсоне . Тогда же была выстроена и каменная двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель
Слайд 20
Конец.
Карандаши в пакете
Любили тебя без особых причин...
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рыжие листья
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)