Паньшин Влад участник Научного Общества Учащихся,его работа "Скрытый враг" о паразитических заболеваниях и явлении паразитизма заняла 3 место в Сормовском районе г.Нижнего Новгорода
Вложение | Размер |
---|---|
skrytyy_vrag.pptx | 395.69 КБ |
Слайд 1
Скрытый враг ПРАЗИТЫСлайд 2
Паразиты многочисленны и разнообразны, подчас причудливы и малопонятны. Они представляют собой особый мир – невидимый, незаметный, но играющий огромную роль в природных (и не только природных) сообществах. Эта невидимость и привлекательна. Невидимость, причудливость и таинственность, характерные для паразитических организмов, делают их интересным объектом исследования. Кроме того, паразитарные заболевания человека, домашних животных и культурных растений – проблема крайне серьезная. Чтобы победить врага, его, как известно, надо хорошо знать. Нередко нам не хватает знаний, и и мы в этой борьбе проигрываем.
Слайд 3
Медицинская паразитология протозоологию (простейшие) арахноэнтомологию (паукообразные и насекомые). гельминтологию (паразитические черви) Медицинская паразитология протозоологию (простейшие) Гельминтологию (паразитические черви) арахноэнтомологию (паукообразные и насекомые)
Слайд 4
Паразитизм как явление. Четко и однозначно определить, что мы называем паразитизмом, не так легко, как может показаться. Первое, что приходит в голову, – паразит вреден для своего хозяина. Да ведь вот беда – волк тоже наносит вред популяциям своих жертв, но мы считаем его хищником, а вовсе не паразитом. С другой стороны, есть организмы, которые мы относим к паразитическим, но они не наносят никакого вреда хозяину. Взаимоотношения между популяциями разных видов столь сложны и разнообразны, что свести их к какой-то сравнительно простой схеме совершенно невозможно. Взаимоотношения паразита, хозяина и их среды обитания изучает экологическая паразитология , основы которой были заложены в 30-е годы работами В.А. Догеля, В.Н. Беклемишева и Е.Н.Павловского. Догель В.А. Беклемишев В.Н. Павловский Е.Н.
Слайд 5
В справочной литературе, паразитизм (лат. para - около, sitos - питание) – антагонистический симбиоз, при котором организм одного вида, поселяясь на - или в теле организма другого вида, использует его в качестве среды обитания и источника питания, причиняя последнему вред. А вот какое определение паразитизму дал замечательный русский зоолог В. А. Догель: « Паразиты – это такие организмы, которые используют другие живые организмы в качестве среды обитания и источника пищи, возлагая при этом (частично или полностью) на своих хозяев задачу регуляции своих взаимоотношений с окружающей внешней средой». Паразиты составляют 6-7% от общего числа видов животного и растительного мира. Некоторые классы животного мира представлены только паразитическими формами (например, Споровики и Ленточные черви). Не содержат паразитов типы губок и иглокожих.
Слайд 6
Приспособление к паразитическому образу жизни 1) изменения формы тела; 2) развитие присосок и крючьев для прикрепления к хозяину; 3) утрата органов чувств; 4) утрата подвижности, особенно у взрослой формы; 5) отсутствие органов пищеварения и пищеварительных ферментов; 6) повышенная способность к размножению.
Слайд 7
Классификация паразитов по характеру связи с хозяином Сверхпаразиты (гиперпаразиты) - это паразиты, живущие у паразитов (например, бактерии у простейших и насекомых-паразитов) Истинные паразиты - это организмы, для которых паразитический образ жизни является обязательной формой существования Ложные паразиты (псевдопаразиты) - это обычно свободноживущие организмы, которые при случайном попадании в организм другого вида способны некоторое время существовать в нем и причинять этому организму вред облигатными (не способны существовать вне организма хозяина) факультативными (способность организма использовать в качестве источника питания и среды обитания как другой живой организм, так и абиотические объекты внешней среды)
Слайд 8
Классификация паразитов по длительности связи с хозяином Постоянные весь свой жизненный цикл проводят в организме хозяина, используя его как источник питания и место обитания (например, аскарида, цепни, вши) Временные связаны с хозяином и питаются за его счет на определенной стадии развития (например, личиночный у вольфартовой мухи, имагинальный - у блох и комаров) цепень блоха
Слайд 9
Классификация паразитов по локализации у хозяина Эктопаразитов , которые обитают на покровах тела хозяина (например, вши, блохи, клещи) Эндопаразитов , которые локализованы внутри организма хозяина Внутриполостные - локализованы в полостях, соединяющихся с внешней средой (например, в кишечнике - аскарида, власоглав) Тканевые локализованы в тканях и закрытых полостях; (например, печеночный сосальщик, цистицерки ленточных червей) Внутриклеточные - локализованы в клетках; (например, малярийные плазмодии)
Слайд 10
Классификация хозяев паразитов в зависимости от стадии паразита Дефинитивные (основные, окончательные) - в их организме обитает половозрелая форма паразита и проходит его половое размножение (например, человек - для вооруженного цепня, малярийный комар - для возбудителей малярии) Промежуточные - в их организме обитает личиночная стадия паразита или проходит его бесполое размножение (например, свинья - для вооруженного цепня, человек - для возбудителей малярии) Дополнительные , или вторые промежуточные хозяева (например, рыбы для кошачьего сосальщика) Резервуарные - в их организме идет накопление инвазионных стадий паразита без его развития (например, хищные рыбы для лентеца широкого, дикие грызуны для лейшманий)
Слайд 11
Классификация хозяев паразитов в зависимости от условий для развития О блигатные (естественные) хозяева обеспечивают оптимальные условия для развития паразита (наилучшую выживаемость, быстрый рост, наибольшую плодовитость), так как имеются биоценотические связи и биохимические условия; (например, человек для аскариды человека и лентеца широкого) Потенциальные хозяева обеспечивают биохимические условия для развития паразита, но отсутствуют биоценотические связи, т.е. пути заражения (например, травоядные животные для трихинеллы) Факультативные хозяева характеризуются наличием биоценотических связей, но отсутствием оптимальных биохимических условий, поэтому в их организме сокращается срок жизни паразита или он не проходит полный цикл развития (например, кошка для лентеца широкого или человек для свиной аскариды)
Слайд 12
Система «паразит- другие паразиты» синергизм : сочетание гельминтов с простейшими, бактериями и вирусами (лямблиоз + аскаридоз, фасциолез; гелъминтозы + стафилококковая инфекция) антагонизм : в таких отношениях находится большинство гельминтов (увеличение численности одного вида вызывает уменьшение численности другого) антибиоз : два или более вида не могут обитать в одной среде из-за выделяемых продуктов метаболизма (аскаридоз и малярия у человека, холера и ленточные черви у кур)
Слайд 13
Хозяин - связующее звено между паразитом и внешней средой - сам превращается в среду обитания паразита (Е.Н.Павловский, 1934, "Организм как среда обитания") Система «паразит- хозяин» организм хозяина убивает паразита паразит вызывает гибель хозяина между хозяином и паразитом устанавливается равновесие (сбалансированность)
Слайд 14
Характеристики паразитов Патогенность Специфичность топическая возрастная (острицы и карликовый цепень чаще поражают детей) сезонная (вспышки амебной дизентерии связаны с весенне-летним периодом, трихинеллеза - с осенне-зимним) гостальная (хозяинная) моногостальные паразиты имеют хозяина одного вида (аскарида человека) полигостальные - различные виды хозяев (лейшмании, трихинеллы)
Слайд 15
Класс Жгутиковые Класс Споровики Класс Инфузории Паразиты человека тип Простейшие Лейшмания. Лямблии. Трихомонада. Отряд кровяных споровиков. Кокцидии. Грегарины. Малярийный плазмодий. Балантидий. Класс Саркодовые Дизентерийная амеба
Слайд 16
Паразитические черви – гельминты Сосальщики - плоские черви-паразиты Ленточные черви-паразиты. Круглые черви - паразиты Свиной и бычий цепни. Эхинококк. Печеночный сосальщик. Легочный сосальщик. Человеческая аскарида; Острица. Власоглав. Трихинелла.
Слайд 17
ТЕСТ №1 ШАНСЫ ЗАРАЗИТЬСЯ ПАРАЗИТАМИ 1. купаетесь ли вы в реках, прудах, затонах 2. употребляете воду из непроверенных источников, например, на даче из скважины или из колодца в деревне 3. удобряете ли огород навозом 4. употребляете в пищу домашнее сало с прожилками мяса 5. употребляете в пищу малосольную рыбу из пресноводных водоемов 6. употребляете в пищу шашлык из свинины 7. употребляете в пищу «дикое мясо» , например, медвежатину 8. употребляете малосольную икру собственного или не заводского приготовления 9. употребляете овощи прямо с грядки 10. употребляете фрукты или ягоды прямо с грядки 11. употребляете упавшие фрукты (яблоки- падалицу) 12. храните морковь в песке , взятом во дворе 13. не моете руки перед ед о й с мылом в горячей воде 14. не обдаете всю зелень кипятком перед приготовлением салатов 15. не моете куриные яйца с мылом 16. не моете бананы, апельсины , мандарины перед употреблением 17. гуляете босыми ногами по траве 18. в семье были замечены глистные инвазии, например, острицы у ребенка 19. в семье имеется собака или кошка Подсчитайте результаты: за каждый ответ «да» — 2 балла, «нет» — 0, «иногда» — 1.
Слайд 18
Анализ результатов опроса В исследовании принимали участие 73 школьника с 7 по 11 класс. 1. купаетесь ли вы в реках, прудах, затонах – 98% 2. употребляете воду из непроверенных источников, например, на даче из скважины или из колодца в деревне – 56% 3. удобряете ли огород навозом – 21% 4. употребляете в пищу домашнее сало с прожилками мяса – 15% 5. употребляете в пищу малосольную рыбу из пресноводных водоемов – 9% 6. употребляете в пищу шашлык из свинины – 79% 7. употребляете в пищу «дикое мясо» , например, медвежатину – 1% 8. употребляете малосольную икру собственного или не заводского приготовления – 3% 9. употребляете овощи прямо с грядки – 5% 10. употребляете фрукты или ягоды прямо с грядки – 28% 11. употребляете упавшие фрукты (яблоки- падалицу) – 34% 12. храните морковь в песке , взятом во дворе – 8% 13. не моете руки перед едой с мылом в горячей воде – 22% 14. не обдаете всю зелень кипятком перед приготовлением салатов – 86% 15. не моете куриные яйца с мылом – 100% 16. не моете бананы, апельсины, мандарины перед употреблением – 72% 17. гуляете босыми ногами по траве – 63% 18. в семье были замечены глистные инвазии, например, острицы у ребенка – 1% 19. в семье имеется собака или кошка – 88%
Мастер-класс "Корзиночка"
Чья проталина?
Пустой колос голову кверху носит
Заяц-хваста
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Комментарии
Молодец, настолько красочно и
Молодец, настолько красочно и понятно изложен материал, а главное- ведь об этом должен знать каждый.