Главные вкладки


    "Созвездие Большой Медведицы"

    Сергеева Галина Михайловна
    Автор: 
    Россейкина Евгения

    Работа для научно-практической конференции на тему "Созвездие Большой Медведицы" с презентацией доступна для учащихся начальной школы. В ней раскрываеются легенды созвездия Большой Медведицы и интересные факты, связанные с этим созвездием.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №37 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Города Чебоксары Чувашской Республики

    Научно-практическая работа на тему: «Созвездие Большой Медведицы»

    Выполнила: ученица 2в класса

    Россейкина Евгения

    Научный руководитель:

    Сергеева Галина Михайловна

    Чебоксары, 2012г.

    Содержание.

    Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _

    Теоретическая часть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    1.   Созвездие «Большая Медведица»
    2. Истории возникновения созвездия.

    Практическая часть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

    Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Список используемой литературы_ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Приложение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    Введение

    Актуальность. Еще в древности люди начали изучать таинственное и прекрасное звездное небо. Взглянув туда, мы замечаем, что из нескольких тысяч видимых глазом звезд одни сверкают очень ярко, в то время как другие еле заметны. Для удобства ориентировки среди огромного количества звезд на звездном небе оно разделено на участки разной формы, называемые созвездиями. Мы хотим представить вам созвездие, которое наиболее видно на территории Чувашской Республики. Это созвездие «Большой Медведицы». Стоит лишь нам поднять голову, и мы сразу  видим ковш над своей головой, особенно, если мы находимся где-то за городом, вдали от загазовонности  городов и городских огней. И даже, если вы ничего не смыслите в астрономии, вы всегда самостоятельно сможете найти на ночном небосводе.

    Актуальность темы исследования: расширение кругозора учащихся о познании окружающего мира,  в частности звездного неба.

    Проблема исследования - выявить знания детей о созвездии, дать представление о созвездии Большой Медведицы.

    Целью своей работы я поставила: провести викторину про созвездие. Познакомить с созвездием Большой Медведицы.

    Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

    1. Сбор информации из литературных источников и Интернета;

    2. Сформировать у учащихся понятие «созвездие»;

    3. Познакомить с историей возникновения созвездия «Большой Медведицы»;

    4. Проведение викторины во 2«в» классе на тему «Созвездие Большой Медведицы».

    Объект исследования- созвездие «Большая Медведица»

     Предмет исследования – разработка данных викторины о созвездии

    Гипотеза исследования - собранная информация поможет узнавать созвездие в звездном небе, знать историю о созвездии.

    Методы исследования:

    - Сбор информации из литературных источников и Интернета;

    - Анализ собранной информации;

    - Проведение викторины во 2 «в» классе.

    Теоретическая часть.

    1.Созвездие «Большая Медведица»

    Большая Медведица (лат. Ursa Major) - созвездие северного полушария неба. Наибольшие условия видимости – в марте-апреле. Видно на всей территории России круглый год.

    Большая Медведица - третье по площади созвездие, (после Гидры и Девы), семь ярких звезд которого образуют известный Большой Ковш. Этот астеризм известен с древности у многих народов под названием: Пир, Лось, Повозка, Семь Мудрецов и т.д. Все звезды Ковша имеют собственные арабские имена:

    Дубхе (α Большой Медведицы) значит «медведь»;

    Мерак (β)- «поясница»;

    Фекда (γ)- «бедро»

    Мегрец (δ)- «начнло хвоста»;

    Алиот (ε)- смысл не ясен;

    Мицар (ζ)- «кушак» или «набедренная повязка»;

    Бенетнаш или Алькаид (η)- по-арабски «аль-каид банат наш» значит «предводитель плакальщиц».

    Только в очень темную ночь, когда видно много звезд, созвездия Большой Медведицы, можно вообразить себе, как из них получаются голова медведицы, ее туловище,  лапы, хвост. На обычном небе увидеть звездную медведицу почти невозможно. Зато хорошо видна часть созвездия-семь довольно ярких звезд, которые образуют ковш – кастрюлю с ручкой. Ручка ковша Большой Медведицы по вечерам весной направлена на восток, летом- на юг, зимой- на север.

    В системе обозначения звезд греческими буквами порядок букв просто соответствует порядку звезд. Форма Ковша существенно меняется за 100000 лет.

    2.Истории возникновения созвездия.

               Некоторые страны придумали свою историю возникновения созвездия. Так в китайской астрономии семь звезд ковша носят название Северный Ковш (Бэйдоу). В древние времена ручка ковша указывала почти на полюс и использовалась китайцами для отчета времени.

                Еще есть такая сказка. Жили на свете семь братьев-разбойников. Услыхали они, что далеко-далеко, на краю земли, живут семь девушек, семь дружных сестер, красивых и скромных. Решили братья взять их себе в жены. Сели на коней и прискакали на край земли. Спрятались. А когда сестры вышли вечером погулять, бросились на них. Одну успели схватить, а остальные разбежались. Увезли разбойники девушку, но были строго наказаны за это. Превратили их боги в звезды, те самые, которые мы называем созвездием Большой Медведицы, и заставили сторожить Полярную звезду. Если ночь темная и небо чистое, то около средней звезды «хвоста»  Медведицы видна совсем рядом крохотная звездочка. Это похищенная девушка.

            Греческая легенда, связанная с Большой Медведицей, звучит так: нимфа Каллиста была влюблена в Зевса, и конечно это не нравилось его жене Гере. Она несколько раз пыталась избавиться от ненавистной соперницы, но Зевсу удавалось защитить ее. Однажды он превратил Каллисто в медведицу, но Гера узнав об этом, послала на нее охотников, среди которых был и сын Каллисто Аркад. Он не знал, что медведица заколдованная его мать и погнался за ней. Чтобы в очередной раз спасти возлюбленную Зевс поместил и ее и Аркада на небо в виде созвездий. Таким образом, появились Большая Медведица и Волопас, а охотничьи собаки Аркада стали созвездиями Гончих Псов. Гера и тут не успокоилась, и наложила на медведицу такое заклятие, что та не может нырнуть в воды океана - поэтому созвездие никогда не заходит за горизонт.

           По ковшу можно определять время. С вечера в Ковше полно "воды", если половина воды "вылилась" - близко полночь, к утру в Ковше "воды" почти не остается.

            Также существуют интересные факты. Созвездие Большой Медведицы изображено на флаге Аляски.

    Практическая часть.

              В практической части мы решили провести викторину во 2 «в» классе на тему «Созвездие Большой Медведицы». Для этого приготовили 7 вопросов (см. приложение), а к каждому вопросу по 3 ответа, один из которого правильный. На викторине присутствовало 30 учеников. После проведения работы мы составили таблицу:

    № вопр.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Кол-во прав.

    30

    30

    6

    13

    19

    2

    9

    % прав.

    100

    100

    21

    46

    68

    7

    32

     

    Из таблицы видно, что на  первые два вопроса все ответили правильно, но а как выглядит Большая Медведица смогли только 9 учеников из 30. Ученики (13 из 30) также не знают из скольких звезд состоит созвездие. У учащихся недостаточно знаний о созвездии Большой Медведицы.

    Заключение.

             

    Во время моей работы по теме «Созвездие Большой Медведицы» я провела викторину, рассказала детям легенды о созвездии, научила определять время суток по Большой Медведице. Мои одноклассники заинтересовались этой темой и  начали наблюдать за звездным небом, пользоваться знаниями в повседневной жизни. Из чего сделали вывод: чтобы ученики что-то понимали, знали об окружающем мире, надо почаще бывать на природе, за городом, там, где нет фонарей и можно увидеть звездное небо. Учащимся нужно наблюдать за звездным небом, а также читать по астрономии. Наблюдения за звездным небом позволяют погрузиться в богатый мир древних мифов и легенд.

    Список используемой литературы.

    П. Клушанцев: «О чем рассказал телескоп». Издательство «Детская литература», 1980г.

    «Энциклопедический словарь юного астронома». Москва «Педагогика»,  1980г.

    Левитан Е.П. «Твоя вселенная», 2007г.

    Ресурсы сети Интернет.

    Новая энциклопедия для любознательных. Москва «Росмэн», 2008г.

    Приложение.

    Вопросы для викторины:

    1.Как в простонародье называют Большую Медведицу?

    А) чашка,

    Б) ковш,

    В) банка.

    2.Большая Медведица – это…

    А) созвездие,

    Б) звезда,

    В) планета.

    3.На каком месте по площади стоит созвездие?

    А) на первом,

    Б) на третьем,

    В) на втором.

    4.Из скольких звезд состоит созвездие?

    А) 3,

    Б) 9,

    В) 7.

    5.Созвездие какого полушария Большая Медведица?

    А) северного,

    Б) южного,

    В) западного.

    6.В какое время года наилучшие условия видимости Большой Медведицы?

    А) осень,

    Б) весна,

    В) зима.

    7.Нарисуй Большую Медведицу.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Научно-практическая конференцияна тему: «Созвездие Большой Медведицы»
    Выполнила: ученица 2в классаРоссейкина ЕвгенияНаучный руководитель:Сергеева Галина МихайловнаПедагог первой категории
    Содержание.
    ВведениеТеоретическая частьПрактическая частьЗаключениеСписок используемой литературыПриложение
    Актуальность темы исследования:
    расширение кругозора учащихся о познании окружающего мира, в частности звездного неба.
    Объект исследования- созвездие «Большая Медведица» Предмет исследования – разработка данных викторины о созвездииГипотеза исследования - собранная информация поможет узнавать созвездие в звездном небе, знать историю о созвездии.
    Целью работы :
    Провести викторину во 2 «в» классе на тему «Созвездие Большой Медведицы». Развивать познавательные и интеллектуальные способности учащихся.
    Задачи:
    1. Сбор информации из литературных источников и Интернета;2. Сформировать у учащихся понятие «созвездие»3. Познакомить с историей возникновения созвездия «Большой Медведицы»;4. Проведение викторины во 2«в» классе на тему «Созвездие Большой Медведицы».
    Методы исследования:
    - Сбор информации из литературных источников и Интернета;- Анализ собранной информации;- Проведение викторины во 2 «в» классе.
    Теоретическая часть.
    Большая Медведица - третье по площади созвездие, (после Гидры и Девы), семь ярких звезд которого образуют известный Большой Ковш.
    100000лет назад
    наше время
    через 100000 лет спустя
    По ковшу можно определять время. С вечера в Ковше полно "воды", если половина воды "вылилась" - близко полночь, к утру в Ковше "воды" почти не остается.
    Созвездие Большой Медведицы изображено на флаге Аляски.
    На синем фоне изображены восемь золотых (жёлтых) пятиконечных звёзд: семь на изображении Большой Медведицы и Полярная звезда в правом верхнем углу.Большая Медведица символизирует мощь, а Полярная звезда — север (Аляска — самая северная территория США).
    Практическая часть.
    Провели викторину во 2 «в» классе на тему «Созвездие Большой Медведицы». На викторине присутствовало 30 учеников.
    После проведения работы мы составили таблицу:
    № вопроса
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Кол-во правильных ответов
    30
    30
    6
    13
    19
    2
    9
    % правильных ответов
    100
    100
    21
    46
    68
    7
    32
    Вопросы для викторины:
    1.Как в простонародье называют Большую Медведицу?А) чашка,Б) ковш,В) банка.2.Большая Медведица – это…А) созвездие,Б) звезда,В) планета.3.На каком месте по площади стоит созвездие?А) на первом,Б) на третьем,В) на втором.
    4.Из скольких звезд состоит созвездие?А) 3,Б) 9,В) 7.5.Созвездие какого полушария Большая Медведица?А) северного,Б) южного,В) западного.6.В какое время года наилучшие условия видимости Большой Медведицы?А) осень,Б) весна,В) зима.7.Нарисуй Большую Медведицу.
    Из таблицы видно, что на первые два вопроса все ответили правильно, но а как выглядит Большая Медведица смогли только 9 учеников из 30. Ученики (13 из 30) также не знают из скольких звезд состоит созвездие.
    Заключение.
    В результате работы мы изучили много литературы и ресурсы сети Интернет. Провели викторину во 2 «в» классе. Из чего сделали вывод: чтобы ученики что-то понимали, знали об окружающем мире, надо почаще бывать на природе, за городом, там, где нет фонарей и можно увидеть звездное небо.
    Список используемой литературы.
    П. Клушанцев: «О чем рассказал телескоп». Издательство «Детская литература», 1980г.«Энциклопедический словарь юного астронома». Москва «Педагогика», 1980г.Левитан Е.П. «Твоя вселенная», 2007г.Ресурсы сети Интернет.Новая энциклопедия для любознательных. Москва «Росмэн», 2008г.