Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
demonstratsiya_dlya_zashchity_sreda_konechnaya.pps | 1.25 МБ |
Слайд 1
Проект подготовили: Санеева Илона Пучкова Алёна Покровская Юлия Суслова Света (учащиеся 6 А класса) ГОУ СОШ №301 НОУ «Интеллект» Физико-математическая секция Научный руководитель : Пестрецова Галина Семёновна «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИФР»Слайд 2
Цели проекта: проведение исследования истории создания и развития математических цифр; создание электронной презентации для активизации интереса к математике во время учебного процесса и обеспечения обмена опытом с другими школами. Задачи проекта : Привлечение к активной творческой деятельности исследовательского характера; повышение эффективности образовательного процесса, формирование исследовательского подхода к обучению; умение работать с источниками; активизация творческого потенциала учащихся; развитие интереса к фундаментальным наукам у школьников; развитие творческого интереса школьников в области; развитие умения публичных выступлений; умение вести научный диалог, отвечать на вопросы, оппонировать – защита работы перед аудиторией.
Слайд 3
В Америке несколько десятилетий назад была объявлена большая премия автору, который напишет книгу : «Как человек без математики жил?» Премия осталась невыданной… По-видимому ни один автор не сумел изобразить жизнь человека без всяких математических знаний. Простейшим математическим понятием является ЧИСЛО , об истории создания которого вы услышите и увидите наш рассказ. Как люди научились считать? Как записывали первые цифры? Как появились современные цифры? У всех ли народов они были одинаковые? Сегодня вы узнаете ответы на эти вопросы…
Слайд 4
Арифметика каменного века У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля и собирать урожай; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись. Сначала считали на пальцах . Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке . Хорошо, если число небольшое – десятки или, в крайнем случае, сотни. А если тысячи? Пока сосчитаешь зарубки, пройдет больше часа!!! И вот примерно пять тысяч лет назад почти одновременно в разных странах – Вавилонии, Египте, Китае – родился новый способ записи чисел…
Слайд 5
Время действия – 50 веков назад, место действия – города УРУК в Древнем Шумере на Евфрате и СУЗЫ в Эламе , к востоку от Тигра. Здесь появились первые документы – глиняные таблички . Покуда глина была мягкой, из нее лепили лепешку, размером с оладушек, и маленькой заостренной деревянной палочкой на них наносились знаки. Среди этих записей мы можем увидеть пиктограммы финиковой пальмы и бараньих ног вместе со знаками чисел. Важно, что число 10 обозначается не вертикальной, а горизонтальной лежащей палочкой.
Слайд 6
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», поди вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.
Слайд 7
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы , как у пришельцев… … и отличить одну голову-цифру от другой было очень трудно.
Слайд 8
Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Вот так, например, выглядело число 5656.
Слайд 9
Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами . Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая…. И ВОТ …
Слайд 10
… ОКОЛО ПЯТИ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД ЛЮДИ ДОДУМАЛИСЬ ДО ТОГО, ЧТО ЧИСЛА МОЖНО ЗАПИСЫВАТЬ НЕ ПРОСТО ЗАРУБКАМИ – ЕДИНИЦАМИ, А ПО РАЗРЯДАМ : Это было очень важным открытием. Считать и записывать числа стало теперь гораздо легче. ОТДЕЛЬНО ЕДИНИЦЫ , ОТДЕЛЬНО ДЕСЯТКИ , ОТДЕЛЬНО СОТНИ .
Слайд 11
Древние египтяне , так же как и мы сейчас, считали десятками . Но специальные значки – цифры у них были только для разрядов : единиц , десятков , сотен , тысяч . Чтобы записать нашу цифру 7 , египтянину приходилось рисовать семь палочек: Чтобы записать нашу цифру 7 , египтянину приходилось рисовать семь палочек: А, например, число 1873 египтяне писали так :
Слайд 12
Цифры древних египтян :
Слайд 13
В Древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Математик сказал бы, что система счёта была там не десятичная, как у нас, а шестидесятеричная . Число 60 играло у них такую же роль, как у нас 10 . Например, число 137 вавилонский ученый представлял себе так : 2 шестидесятки + 17 единиц = 137 Жители Древнего Вавилона пользовались всего двумя цифрами : вертикальная черточка обозначала одну единицу , а угол из двух лежачих черточек – десять . Эти чёрточки у них получались в виде клиньев : Интересно, что до сих пор мы иногда пользуемся вавилонской системой счёта. Как вы думаете, почему в нашем часе 60 минут, а в минуте 60 секунд? Наверное, это осталось в наследство от вавилонян!
Слайд 14
Цифры древних вавилонян :
Слайд 15
Очень интересная система счёта была у народа майя , который жил в Центральной Америке. Майя считали двадцатками – у них была двадцатеричная система счёта. Числа от 1 до 20 обозначались точками и чёрточками . Если под числом был нарисован особый значок в виде глаза , это значило, что число надо увеличить в двадцать раз. Получались уже не единицы, а двадцатки – второй разряд. Число 45 Если глаз был нарисован дважды, то число надо было дважды умножить на двадцать. Это был третий разряд – четырехсотки. Выходит, что изображение глаза играло у майя ту же роль, что у нас цифра нуль.
Слайд 16
Цифры народа майя :
Слайд 17
Слайд 18
Индийские учёные сделали одно из важнейших открытий в математике. Они изобрели позиционную систему счисления – тот способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир. Шло время … и вот в VII столетии … Вы знаете уже, что с незапамятных времен люди стали записывать числа по разрядам: отдельно единицы, потом десятки, сотни и так далее. Индийцы тоже пользовались разрядами. Только названий разрядов у них было гораздо больше, чем у нас, и каждый разряд обозначался отдельным словом. Чтобы назвать большое число, индийцам приходилось после каждой цифры произносить название разряда. Сколько цифр – столько слов. Это было громоздко, неудобно, и индийцы стали поступать иначе. Мы теперь, называя номер телефона, - например, 42 752 – произносим не ”сорок две тысячи семьсот пятьдесят два”, а говорим: “Четыре, два, семь, пять, два ”. Мы перечисляем подряд все цифры телефонного номера. Именно так делали индийцы. Получалось удобнее, короче.
Слайд 19
А если в числе не было какого-нибудь разряда, как, например, в числах 101 и 1024, то индийцы вместо названия цифры говорили слово “пусто”, а при записи ставили точку . Позднее вместо точки стали рисовать кружок, который назывался “сунья” – «пустое место». Арабские математики называли его «СИФРА» - вот откуда пришло к нам слово «ЦИФРА». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: Индийский позиционный способ записи чисел оказался таким удобным для вычислений, что теперь весь мир пользуется только им !!!
Слайд 20
Великий французский математик Пьер Симон Лаплас писал по поводу открытия индусами позиционной системы счисления: «Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им кроме значения по форме еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна.»
Слайд 21
Слайд 22
Первые цифры в России А вот в России эти цифры появились только при Петре I , до этого же каждой цифре соответствовала своя буква алфавита. Способ записи цифр буквами со специальными значками - «титлами» – они взяли от греков. В хозяйственной жизни далёкого прошлого люди обходились небольшими числами – так называемым малым счетом наших предков . Он доходил до числа 10 000, которое в самых старых памятниках называлось “тьма”, то есть тёмное число, которое нельзя ясно представить.
Слайд 23
Но наряду с этим “малым числом”, “коли прилучался великий счет и перечень”, употреблялась вторая система, называвшаяся “великим числом или счетом” или “числом великим словенским”. В нем употреблялись более высокие разряды: тьма-10 6 , легеон-10 12 , леодр-10 24 , ворон-10 48 , иногда еще колода - десять воронов- 10 49 . Автор рукописи вновь заявляет “ того числа несть больше ” . Для обозначения этих больших чисел наши предки употребляли оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных нам народов : число единиц любого из перечисленных выше разрядов обозначалось той же буквой, что и простые единицы, но окруженной для каждого числа соответственным бордюром.
Слайд 24
Ну вот и закончилось наше путешествие в историю создания цифр … Создатели этого проекта надеются, что оно было для Вас занимательным и, может быть, даже немного поучительным ! Ну а если вы уже соскучились, вот Вам наш последний сюрприз : Посмотрите, какую эволюцию прошли индийские цифры до наших дней. ДО ВСТРЕЧИ !!!
Лист Мёбиуса
Ель
Три загадки Солнца
Рисуем подснежники гуашью
Повезло! Стихи о счастливой семье