Главные вкладки


    Исследовательская работа "Куклы древности и современного мира"

    Киржаева Елена Васильевна
    Автор: 
    Гасанова Юлия

    Исследовательская работа в рамках межшкольной исследовательской конференции "Мир глазами ребёнка" и районного конкурса проектов "Хочу всё знать".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    issledovatelskaya_rabota.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ СОШ № 32 г. Энгельса Саратовской обл.

    Исследовательская работа

    по теме: «Куклы древности и

    современного мира».

    Выполнила: Гасанова Юлия Тимуровна,

    учащаяся  3 «Д» класса

    «Средней общеобразовательной школы № 32»

    г. Энгельса Саратовской области.

    Научный руководитель: Киржаева Елена Васильевна,

     учитель начальных классов первой квалификационной категории

     «Средней общеобразовательной школы № 32»

    г. Энгельса Саратовской области.

    2011 год.

    Тема:         «Куклы древности и современного мира».

    Описание работы.

    Актуальность.  Мне захотелось больше узнать о появлении кукол на Земле, об их разнообразии, а так же изучить особенности современных кукол, найти самые необычные. (слайд 2).

    Цель: изучить историю возникновения кукол,  познакомится с их разнообразием.

    Задачи.

    1. Выяснить, когда в нашем мире появилась первая кукла, из чего ее делали.
    2. Проанализировать, а всегда ли девочки играли в куклы.
    3. Изучить особенности разнообразия современных кукол.
    4. Познакомиться с необычными куклами современности.
    5. Выяснить, можно ли кукол сделать своими руками.

    Гипотеза. Возможно,  что в куклы девочки играли всегда, но самые первые куклы были совсем другие и по внешнему виду и по материалу изготовления. (слайд 3).

    Методы и приемы исследования:

    • анкетирование;
    • изучение литературы;
    • наблюдения;
    • помощь взрослых;
    • посещение магазина игрушек;
    • сбор экземпляров для мини-музея;
    • эксперимент.

    План работы (слайд 4).

    1. Проанализировать, что я знаю о куклах самостоятельно.
    2. Анкетирование одноклассников.
    3. Просмотреть и изучить литературу об истории возникновения куклы.
    4. Проконсультироваться с сотрудниками магазина игрушек «Пилот».
    5. Обобщить и систематизировать материал.
    6. Создать презентацию.
    7. Представить результаты исследовательской деятельности одноклассникам.
    8. Проанализировать результаты и определить направление дальнейших исследований.

    Многие девочки в моем возрасте играют в куклы, а те которые не играют, то   имеют дома как памятный сувенир несколько кукол. У меня тоже есть много кукол, в которые я с удовольствием играю (слайд 5). Проанализировав свои знания о куклах, я выяснила, что куклы бывают разными и по размеру, по материалу изготовления и по назначению. Но вот всегда ли куклы выглядели так или нет?

    Заинтересовавшись данной темой, я решила провести опрос среди одноклассников девочек и узнать, а что они знают о возникновении куклы. Вопросы анкеты были такими: (слайд 6).

    Анкета «Мои куклы».

    1. Есть ли у тебя дома куклы? Запиши любимые?
    2. Знаешь ли ты необычные куклы? Если знаешь, то какие?
    3. Знаешь ли ты, когда появились первые куклы на Земле?
    4. Какими были самые первые куклы?
    5. Как ты считаешь, можно ли сделать куклу самому?

    Одноклассников заинтересовала эта тема и на вопросы анкеты пожелали ответить некоторые мальчики.

    Результаты опроса показали, что 80 процентов детей играют в куклы или хотя бы имеют таковых дома. Больше половины детей ничего не знают об истории возникновения куклы и думают, что можно сделать куклу своими руками (слайд 7).

    Имеются куклы дома.

    1. Знают, когда появилась первая кукла на Земле.
    2. Знают, из чего делали первых кукол.
    3. Могут самостоятельно сделать куклу.

    Интересными оказались ответы на вопрос о необычной кукле (слайд 8).

    Необычные куклы.

    1.Не знает таких кукол.

    2.Считает необычной куклой матрешку

    3. Уверены, что необычными являются современные куклы (Братц, Беби-Борн, говорящие.)

    4. Необычной считает куклу Пинипон.

    Необычными куклами ребята считают современных кукол Братц, Мокси, Беби-Борн, а так же мало кому известное название кукла Пинипон. Мальчики считают необычной куклу Матрешку. Несколько ребят признались, что не знают таких кукол.

    Т.о., проанализировав результаты анкеты, я выяснила, что одноклассники не знают об истории возникновения кукол, а так же затрудняются назвать необычных кукол.

    Я решила найти ответы на интересующие вопросы в научной литературе (слайд 9):  Википедия (свободная энциклопедия), (http://ru.wikipedia.org/wiki/), Библиотечка от Jane (http://www.myjane.ru), интересные статьи на сайтах    http://www.antiquedolls.ru  и  http://woman.zelen.ru/house/house3-doll.htm,  познавательный журнал «Школа жизни» (http://shkolazhizni.ru), а так же книги «Мир кукол. Истории и легенды» Винник И. и энциклопедию «Я познаю мир». Изучив литературу, я выяснила, что игрушки появились одновременно с появлением человека. Надо же было как-то занимать детей в первобытном племени – и их мамы давали им всякие камушки, деревяшки необычной формы – это и были первые игрушки.

    Постепенно появились первые обработанные каменные и деревянные фигурки, куклы, погремушки (слайд 10).

    Из  Толкового словаря ru Lib (http://rulib.info/word/kukla.html), я узнала  лексическое значение слова Ку́кла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.  

    Вообще, на Руси было большое многообразие куколок, а их  названия очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли.

    Самые первые куклы делались из золы (слайд 11). Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба . "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

    Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

    Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.

    Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка" (слайд 12). Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

    Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла" (слайд 13,14,15). Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

    Со временем, кукла видоизменилась, усовершенствовалась и превратилась в ослепительную фарфоровую или пластмассовую красавицу, которая радует на сегодняшний день глаза наших детишек.

    Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью.

    Куклы в современном мире применяются в различных сферах человеческой деятельности. Это  бытовые куклы-игрушки и сувенирные куклы. Также кукол используют как талисманы, а в торговом деле выполняют  функцию кукол-манекенов (слайд 16).

    Самыми необычными, на мой взгляд являются Куклы из хризантем. - традиционно японское «блюдо» (слайд 17). Их производство в Японии считается великим искусством. Куклу из хризантем нельзя увести с собой, так как она тут же потеряет вид, когда завянет. Этой красотой можно наслаждаться у себя в саду, в городском парке.

    Т.о. я узнала об истории возникновения куклы на Земле, а так же выяснила, из чего делали кукол и как они изменялись со временем.

    Чтобы познакомиться с новинками современного кукольного производства, я посетила магазин детских игрушек «Пилот». Побеседовав с продавцами, я узнала много интересного о новинках, а так же о самых распродаваемых куклах.(слайд 18, 19).

    Собрав много интересной информации, я решила создать мини-музей современных кукол. Набранную мною интересную информацию я решила представить  одноклассникам и рассказать о современных Куклах, пригласив их в Мини- музей. В мини музее собраны видеослайды кукол древности и современного мира, а так же я смогла собрать мини-музей кукол, который так же представила для обозрения (слайд 20, Презентация 2 «Куклы древности и современного мира»).

    По результатам проделанной работы и на основе полученных данных я создала презентацию, которая знакомит зрителей с основными моментами подготовки моей работы.

    Ребятам моего класса очень понравилось  выступление и мини- выставка.  Я решила продолжить тему своего исследования и предложила одноклассникам поучаствовать в конкурсе «Кукла своими руками». Многие ребята с удовольствием участвовали в конкурсе, победители получили награды. Вот, что у нас получилось (слайд 21).

    Таким образом, изучив историю появления куклы, а также богатый разнообразный кукольный мир, я выяснила,  что в куклы существовали всегда, но самые первые куклы отличались от современных и по материалу изготовления и по назначению. В современном кукольном мире существуют авторские Куклы, а так же необычные куклы из цветов (слайд 22).

    Я решила продолжить тему дальнейшего исследования, чтобы узнать, а в какие Куклы играют дети других стран (слайд 23), из чего они сделаны.

    Список литературы.

    1. Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. — М.:АСТРЕЛЬ, 2009.- 26 стр.
    2. Я познаю мир. Энциклопедия. - АСТ, Астрель, 2009 г. 384 стр.

    1. Библиотечка от Jane http://www.myjane.ru
    2. Журнал «Школа жизни» http://shkolazhizni.ru
    3. Толковый словарь ru Lib http://ru

    1. Энциклопедия Википедия http://www.myjane.ru 
    2. Картинки и фото кукол на сайтах http://www.antiquedolls.ru и http://woman.zelen.ru


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа "Часы в древности"

    Ученица 3 класса поставила задачу узнать:1)когда появились часы;2)какие часы были в древности;3)используют ли люди  ...

    Исследовательская работа "Измерение времени в древности"

    Данная работа показывает ,как измеряли время в древности...

    Исследовательская работа "Какие бывают куклы?"

    если дети играют в куклы, значит, будут новые современные куклы, человечество может передавать из поколения в поколение ...

    Исследовательская работа "Славянские куклы в народных традициях"

    «Кто в куклы не играл,  тот счастья не видал» -  гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют ...

    Исследовательская работа "славянские куклы в народных традициях"

    «Кто в куклы не играл,  тот счастья не видал» -  гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют ...

    Исследовательская работа на тему: "Тряпичные куклы-обереги"

    В своей работе Яна исследует историю возникновения кукол-оберегов и описывает технологию их изготовления....

    Исследовательская работа "Славянские куклы в народных традициях"

     Выбранная тема показалась нам  интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ве...

    "Роль куклы в жизни взрослых" исследовательская работа

          Мы знаем, что с куклами играют  дети.  А когда мы пошли на спектакль «Маленькая...

    Исследовательская работа "Самые популярные куклы моих сверстниц".

    В данной работе происходит знакомство с историей создания кукол Барби,«Winx», Bratz, Moxie Girlz . Цель исследования: &n...

    Учебно-исследовательская работа "Почему девочки играют в куклы?"

    Тема  исследования «Почему девочки играют в куклы?»Цель: выяснить, почему же девочки играют в куклы?Задачи:1. ...