Каждый век называл имена новых святых. На Руси почитали христианских святых, прославившихся во многих странах. Но лег¬ко ли нам сегодня понять, почему с таким уважением относились к святым наши предки? Видимо, потому, что видели в жизни свя¬тых что-то необыкновенное, красивое, замечательное. Оказывает¬ся, многие русские писатели, поэты, художники, композиторы про¬шедших веков создавали произведения, которые прославляли не только жизнь святых, но, прежде всего, Сам Источник святости — Бога. Вся русская культура - красками икон и картин, звуками песнопений, архитектурой храмов, красотой христианских празд¬ников на протяжении тысячи лет пела, прославляла, рассказыва¬ла, изображала Божественный мир - святость.
Сегодня мы - наследники богатой, красивой русской культуры. Культура - наше национальное богатство. Однако для того, чтобы увидеть этот драгоценный клад во всем его сиянии, мы должны найти путь верного понимания русской культуры – путь христианской православной культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavie_kak_osnova_bytiya_natsii.docx | 40.03 КБ |
I. ВВЕДЕНИЕ. Православие как основа бытия. Посмотрим вокруг! Золотятся на солнце купола храмов. В лазурном небе горят над куполами кресты. Мы видим часовни, церкви, монастыри - их возвели зодчие, иконы - они написаны мастерами-иконописцами, слышим, как люди называют имена христианских святых. Удивительно богата история культуры нашей земли. На территории России исторически в добрососедстве проживали люди разных национальностей, вероисповеданий. Многие из них прославились как знаменитые ученые, писатели, композиторы, полководцы, священнослужители – патриоты своей страны. Если мы не поймем, чем жили, во что верили и что любили люди, создавшие русскую культуру, мы не сможем вполне понимать их творчество. Не зная истории культуры родной земли, невозможно научиться понимать мировую культуру. Православие - это дар предшествующих поколений, это одна из тех немногих ценностей выражающаяся в духовных традициях.
История России слагалась христианами. Каждая страна с уважением вспоминает своих самых достойных жителей. Россия среди самых великих называет не только знаменитых поэтов, писателей, композиторов, но и своих великих христианских святых: Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, Серафима Саровского и многих других.
Великого святого Сергия Радонежского, когда он был маленьким, звали Варфоломеем. Рос он послушным сыном. Как во всех крестьянских семьях, помогал родителям. Долго не мог он научиться грамоте. Но очень хотел читать Слово Божие - Евангелие и просил Бога о помощи. И произошло чудо: он начал читать! Но, оказывается, еще до своего появления на свет Варфоломей был отмечен как необычный ребенок. Когда его мама, ожидавшая рождения ребенка, стояла в храме на Божественной службе, то еще не родившийся на свет младенец слышал слова священника и даже раз вскричал столь громким голосом, что все его слышали. Задумались тогда люди: кем же станет такой младенец? Он стал святым игуменом Земли Русской - преподобным Сергием Радонежским.
Преподобный Сергий Радонежский учил своих современников - князей христианской братской любви друг к другу, терпению, уступчивости. Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве к Богу об избавлении русской земли от врагов. К нему приезжали за духовным советом и помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду, учил любви. В эти тяжелые времена христиане разных сословий, как христиане первых веков, мыслили, чувствовали и как бы дышали единым сердцем, исполненным горячей христианской верой. И Русь собрала силы для решающей битвы. Князь Димитрий Иоаннович, готовясь идти на Мамая, пришел к преподобному Сергию просить его молитв и благословения на битву. Преподобный дал в помощь князю двух монахов - Пересвета и Ослябю, и предсказал победу над врагами. Но он печалился о том, что много русских воинов отдадут свои жизни в бою за веру и Отечество. Русское войско победило Мамая на Куликовом поле. Во время сражения преподобный Сергий стоял в Лавре на молитве, видел победу русских воинов и называл по именам погибших.
Победа на Куликовом поле укрепила дух русских людей. Спустя сто лет при царе Иоанне III Васильевиче, внуке святого князя Димитрия, Русь окончательно объединилась, окрепла и наступил конец татарской неволе. Летописцы писали, что не оружие, не мудрость человеческая, но Господь спас Россию. В конце жизни Преподобного ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала не оставлять Своей помощью основанный им монастырь. Пятьдесят пять лет провел святой в монастыре, молясь о спасении, приходивших к нему людей. И после его смерти поток богомольцев к великому игумену земли Русской не прекращается. Память преподобного Сергия Радонежского празднуется христианами два раза в год: 18 июля и 8 октября. Преподобный Сергий воспитал много учеников. Он непрестанно молился, чтобы Бог сохранил их в стремлении к Богу, в любви к людям. Его ученики основали более сорока монастырей: Симонов в Москве, Киржачский во Владимирских землях, Голутвин, Высоцкий Серпуховской, Саввино-Сторо- жевский Звенигородский в Подмосковье, Борисоглебский близ Ростова Великого, Покровский Боровский, Дубенский, Авраамиев Чухломской, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Железноборский близ Галича, Воскресенский Обнорский и множество других. Они не только обороняли границы России от врагов, но, подобно маякам, освещали христианам путь благочестивой жизни, который вел к спасению. Многие ученики Преподобного были прославлены как русские святые.
Русская история хранит имена многих святых. События их жизни вплетены в историю жизни России. Святой равноапостольной была прославлена княгиня Ольга. И внуку своему, святому князю Владимиру, она смогла поведать о вере христианской. Узнал великий князь о красоте веры христианской и крестил Русь. Из глубины веков светят нам имена святых благоверных русских князей Бориса и Глеба, Александра Невского, Димитрия Донского...
Каждый век называл имена новых святых. На Руси почитали христианских святых, прославившихся во многих странах. Но легко ли нам сегодня понять, почему с таким уважением относились к святым наши предки? Видимо, потому, что видели в жизни святых что-то необыкновенное, красивое, замечательное. Оказывается, многие русские писатели, поэты, художники, композиторы прошедших веков создавали произведения, которые прославляли не только жизнь святых, но, прежде всего, Сам Источник святости — Бога. Вся русская культура - красками икон и картин, звуками песнопений, архитектурой храмов, красотой христианских праздников на протяжении тысячи лет пела, прославляла, рассказывала, изображала Божественный мир - святость.
Сегодня мы - наследники богатой, красивой русской культуры. Культура - наше национальное богатство. Однако для того, чтобы увидеть этот драгоценный клад во всем его сиянии, мы должны найти путь верного понимания русской культуры – путь христианской православной культуры.
Христианская православная культура учит: самый великий дар, который человек может принести близким - дар любви. Об этом рассказывало Евангелие. Священная история напоминала о том, что прекрасный мир является для человека отчим домом, потому что он был сотворен для людей Отцом Небесным. Человек был любимым и совершенным Его творением. Бог создал Адама по Своему образу и подобию, вдохнув в него Свой Дух. Бог есть совершенная Любовь, Красота и Доброта. И человек несет в себе этот дар Божественной любви.
Но не простая это любовь. Ее называют жертвенная любовь. Жертвовать - значит отдавать свою любовь ближним, быть милосердным, служить им заботой, добрыми делами любви. Пример милосердной любви показывали христианам святые.
Мне особенно запал в сердце и растревожил душу период отечественной истории, связанный со сталинскими репрессиями. На уроках истории мы многое узнали и сразу по-другому захотелось оценит свою жизнь и свои поступки, помочь сверстникам на примере жертвенности православных святых показать стойкость их веры и духа, заботу не о себе, а о тех, кому труднее, кто слабее.
II. РУССКАЯ ГОЛГОФА.
Встанем мы на твердыне незыблемой.
Кровь страдальцев за Церковь Христову,
научи вере нас незыблемой
научи верить Божьему слову.
Нам расскажет земля святорусская
Гласом мучеников своих,
Как найти нам дорогу узкую,
Чтоб достигнуть земли святых.
Всеволод Филипьев «Русская Голгофа».
Созданные советской властью в 20 веке политические и общественные организации постепенно разрушали веру в Бога в сердцах русских людей. Вслед за этим стали забывать и заповедь о любви к ближнему. Безмерно честолюбивая власть, разрушив христианский уклад жизни, ценности православной семьи, пообещала народу дать все блага мира: еды, земли и власти. И забыли многие христиане уроки Священной истории. Многие поверили новой власти, решили построить «светлое будущее» - рай на земле. Всех, кто напоминал поучительную историю человеческого рода, объявляли врагами народа. На просторах недавно христианской России стали возникать страшные места - лагеря для заключенных. А для того, чтобы вести учет новых узников, была создана страшная организация - Главное управление лагерей - ГУЛАГ. Положение христиан в СССР становилось все более тяжелым. Людей арестовывали за придуманные преступления против власти, ссылали в лагеря. Их семьи также подвергались преследованиям. Детей репрессированных родителей не принимали в высшие учебные заведения. И тогда новые звезды христианской святости - святые Новомученики и Исповедники Российские - осветили эти богоборческие времена подвигом веры, надежды и жертвенной любви к Богу.
Зримым памятником Русской Голгофы, примером мученического подвига стал в истории христианской культуры России Соловецкий монастырь. Он был превращен советской властью в один из самых страшных лагерей смерти - СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения, где были уничтожены десятки тысяч людей. Многие из них в конце 20 века были прославлены как святые. Большая часть заключенных CJIOHa были священники. Безбожная власть поставила задачу полного уничтожения духовенства, потому что оно являлось для окружающих примером веры, благочестия, напоминало людям заповеди Божии: «Возлюби Бога превыше себя», «Возлюби ближнего как себя», «Не убий», «Не укради». На Соловках умирали и представители дворянства, которые хранили традиции русской культуры. А потом стали привозить новых заключенных: семьи обманутых крестьян, поверивших обещаниям советской власти: «Вся власть - Советам!», «Земля - крестьянам!». Их называли раскулаченными. Это означало, что власть отобрала их имущество, объявила врагами народа и отправила в лагеря. В лагерь на уничтожение направлялись и представители разных политических партий, не удержавшихся в борьбе за власть.
Жизнь в лагере была невыносимо тяжелой. Каждый прибывший заключенный слышал окрики: «Здесь вам власть не советская, а соловецкая!» Никто не был уверен, что завтра он еще будет жив. Заключенные жили в бараках, в землянках, выкопанных ими в откосах дорог. Питались, как могли: варили кору деревьев, растапливали снег - другой воды не было. Люди умирали от голода. Заключенных подвергали изощренным наказаниям: оставляли на морозе раздетыми, ставили «на комарики» - обнаженными привязывали к дереву в болотистых местах, где носились тучи комаров. Или «ставили на пеньки» - в мороз босого и раздетого заключенного ставили на пенек срубленного дерева, а конвоир грелся в это время у костра. Весной, когда сходил снег, находили множество замерзших или застреленных заключенных.
Но не умирал в людях дух христианской веры. Под открытым небом, в лесу, в тюремной камере тайно служили заключенные священники Божественную Литургию. Лесная полянка была храмом Пресвятой Троицы, куполом - было небо, стенами - березовый лес. Даже деревья на Соловках росли необычно: и сейчас на Голгофе, неподалеку от храма Распятия Господня, растет береза, ветви которой образуют крест. С риском утонуть, собирали заключенные на болотах клюкву, делали сок, отдавали свой скудный лагерный паек хлеба для Причастия. И как бы тяжко не было, и в тюрьме поднимали заключенные священники Чашу с молитвой «О всех и за вся», славя Бога. Они молились о спасении России, приносили бескровную Жертву Искупления за ее грехи. Христиане верили, что все в жизни происходит по Промыслу Божиему, и постигшие Россию беды произошли потому, что люди отступили от Бога. К 1932 году священники были замучены, расстреляны, погибли в казематах, штрафных тюремных изоляторах, в которые безбожные власти превратили святые храмы острова Анзер. На Голгофе Анзерской приняли смерть многие заключенные. Даже сами надсмотрщики свидетельствовали, что обращение с ними отличалось исключительной жестокостью. Часто в двадцатиградусные морозы голых, истощенных людей, похожих на скелеты, обтянутые кожей, гнали с вершины горы Голгофа к озеру в «баню» или к проруби с консервной баночкой, чтобы зачерпнуть воды, а потом - наверх. Некоторые, наклонившись к проруби, уже не поднимались. В «банный» день умирало по двадцать человек. На вершине Голгофы - в храме Распятия Господня, и у подножия горы в церкви Воскресения, были сделаны трехъярусные нары для заключенных. В Свято-Троицком скиту, основанном в 17 веке святым Елеазаром, разместили штрафной изолятор... И в начале 21 века из стен храма еще торчат железные сваи - крепления тюремных нар. Страшные мучения претерпевали заключенные, попавшие в тюремные застенки на знаменитой Секирной горе. Когда- то на этой горе явившиеся жене местного жителя ангелы повелели рыбакам уйти с острова и не возбранять монахам селиться и трудиться здесь для Бога. Так сохранили эту историю соловецкие летописи. В период CJIOHa на Секирной горе, в Вознесенском храме размещали заключенных тюремного изолятора. В морозные ночи, их укладывали на ледяной каменный пол четырехъярусными штабелями друг на друга: в верхних - умирали от холода, в нижних - задыхались под тяжестью лежащих сверху людей. Умерших сбрасывали с высокой лестницы Секирной горы и закапывали в общей могиле у ее подножия. Так на Русскую Голгофу взошли люди России 20 века. В 1999 году Православная Церковь установила места массовых захоронений узников соловецких лагерей. Началось возрождение разрушенных храмов Анзера. И сегодня с чудом уцелевших небесно-голубых фресок Вознесенского храма с любовью и мудрой жалостью напоминают о покаянии лики святых - мученика воина Феодора Стратилата, святителя Николая Чудотворца, не позволяя людям 21 века забывать о погибших соотечественниках, о совершенном поругании христианских святынь.
III. НОВОМУЧЕНИК АРХИЕПИСКОП ПЕТР (ЗВЕРЕВ).
Поставленные поминальные деревянные кресты напоминают о трагических событиях истории России, о святых мучениках, отдавших свои жизни во имя сохранения христианской веры. Предостерегают христиан события Священной и отечественной истории: человек может превратиться в жестокого дикого зверя, когда он отвергает Бога. Одним из пострадавших в те годы был архиепископ Петр (Зверев). Священномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье протоиерея Константина Зверева. При крещении был наречен Василием. После обучения на Историко-Филологическом факультете Московского Императорского Университета, Василий поступил в Казанскую Духовную Академию, где в 1900 году, за два года до окончания обучения, принял монашеский постриг с именем Петр. Вскоре он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. По окончании Академии иеромонаха Петр назначили преподавателем Орловской Духовной семинарии, а затем епархиальным миссионером при Московском епархиальном доме. В 1907 году он получил назначение на должность инспектора Новгородской Духовной семинарии, а с 1909 до 1917 года является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белев Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время будущий священномученик часто посещал расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Архимандрита Петра очень любили прихожане, поскольку он отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Петр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Иоанновну. Она пода-рила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение и которое хранил на собственное погребение. Во время Первой Мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Отец Петр в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота благочестивого воина Христова назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Желтикова монастыря. И уже в 1918 году, в Твери, он подвергается кратковременному аресту. Он стал епископом в трудное для Православной Церкви время, когда не только безбожная власть старалась уничтожить христианскую веру в душе русского народа, но и внутри самой Церкви объявились враги - обновленцы. Епископ Петр объяснял простым людям и властям, что обновленцы разрушают Церковь. При владыке Петре началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние. Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого Владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты. Когда Владыка отправлялся по очередному вызову в милицию или ГПУ, то по 300 человек мирян сопровождали его, требуя освобождения Святителя. В защиту архипастыря даже была послана телеграмма от имени рабочих в адрес XV-й партконференции. Рассказывали, какое впечатление производил Владыка на служащих ГПУ. Входя в комнату следователя, он оглядывался, как бы ища икону. Но не найдя таковой, он крестился на правый угол, делая поясной поклон, и тогда начинал разговор со следователем. Служащие при его появлении невольно обнажали головы. Однако властям удалось в ноябре 1926 года арестовать Святителя. Его немедленно вывезли из Воронежа. Епископа Петра арестовали и посадили в тюрьму. Затем его сослали в Ташкент. А в 1927 году — обвинили в контрреволюционной деятельности против советской власти, осудили на десять лет лагерей и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Глубокая христианская вера и мужество епископа Петра, даже озверевшим лагерным охранникам внушали уважение. Владыка и в этих условиях строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков священномученика архиепископа Илариона (Троицкого) владыка Петр был избран ссыльными архиереями главой Соловецкого православного духовенства и пользовался среди него высоким авторитетом. Там он возглавлял тайные богослужения, а после того как был отобран антиминс, службы совершались на груди у архиепископа Петра. Нравственная высота святителя была такова, что даже с метлой в руках в роли дворника или сторожа, он внушал благоговейное уважение. Грубые и наглые «вохровцы», привыкшие издеваться над заключенными, при встрече не только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, осеняя их крестным знамением. Так епископ призывал милость Божию к несчастным, обманутым людям. Ведь в каждом человеке он видел его бессмертную душу, образ Божий. Начальники же отворачивались: достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду. Святитель Петр медленно шествовал мимо смущённого начальства, слегка опираясь на посох и не склоняя головы. За то, что в условиях унижения и смерти епископ Петр неизменно показывал пример христианской веры, терпения и мужества, лагерное начальство отомстило. После того, как он крестил в Святом озере заключенную, его отправили в штрафной изолятор на остров Анзер.
Но условия тюрьмы не могли угасить духовную жизнь владыки. На Анзере епископ Петр составил церковное песнопение - акафист, славящий соловецкого святого Германа. По маленьким отрывкам в письмах своим близким он отсылал его за пределы лагеря. После смерти владыки тексты акафиста соединили. И звучит сегодня в православных храмах песнопение, составленное святым новомучеником 20 века, прославляющее святого - преподобного 16 века.
Незадолго перед кончиной ( 7 февраля 1929 года) в последнем своем письме с Соловков священномученик архиепископ Петр (Зверев) писал: «Поздравляю тебя, отец Митрофан, и всех с праздником Сретения Господня и молитвенно желаю всем здравия, спасения и всяких милостей Божиих. В этот день исполнится уже десять лет со дня моей хиротонии, а потому в этот день прошу особенно помолиться за меня, да сотворит Господь со мною Свою милость, да дарует мне еще послужить Святой Церкви терпением, перенесением безропотным всех скорбей и напастей, покорностью воле Божией, смирением, любовью к ближним, наипаче к моей пастве, и молитвами за нее <...> Всем без исключения верным Господу прошу передать мир, благословение и поклон. Всех да хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских». Своей воронежской пастве из Соловецкого лагеря архиепископ писал: “Главное – Спасение душевное. Поздравляю вас с наступающими праздниками Рождества Христова, Обрезания и Крещения Господня. Молитвенно желаю вам от Господа всяких милостей и спасения душевного — последнее самое главное: будет оно, будет и все остальное, только сумейте полюбить Христа, сумейте Им единым дышать, жить, о Нем лишь думать, к Нему стремиться, о Нем беседовать, Его слова в Евангелии читать, заучивать и воплощать в жизни. Сумейте полюбить Христа, и всем около вас будет тепло, покойно и не тесно. Помолитесь, чтобы и меня Господь научил этой единственно нужной науке. Будьте здоровы, мирны и благополучны, и да хранит вас всех Матерь Божия и святые святители наши. Мир всем и Божие благословение». Грешный архиепископ Петр. В письме от 4 марта 1928 года он писал: « Вы, наверное, удивитесь, получивши эту открытку... И открытку, и письмо ваше получил. За все глубоко благодарю вас. Не могу выразить словами, как я ценю ваши заботы и как горячо благодарен вам. Ваше участие и ваше попечение скрашивает нашу жизнь и подбодряет дух наш. Если я стал дорог и близок вам оттого, что много выстрадали за меня, то что сказать мне о том, как вы все мне дороги и близки, когда я и страдал, и страдаю за вас всех, да вы спасены будете, но я не унываю и за все Господа благодарю, хотя и не знаю, увижу ли вас или мне придется сложить свои кости около нашего почившего (архимандрита Иннокентия). Да будет воля Господня! Весьма утешен известием о том, как вы молитесь за почившего, что подаете милостыню и читаете Псалтирь. Все это — самое нужное для почивших, все это — насущное питание их душ. За все воздаст вам Господь. Слава Богу, жив и здоров. 3а всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие...» |
В конце 1928 года святитель Петр заболел тифом, и в январскую стужу был помещен в тифозный барак, который открыли в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер. Святитель проболел две недели, и даже казалось, что кризис миновал, но Владыка был очень слаб и не принимал пищи. Его духовному сыну, в день кончины Святителя, пришло видение: в четыре часа утра он услышал шум, словно влетела стая птиц, он открыл глаза и увидел святую великомученицу Варвару со многими девами. Она подошла к постели Владыки и причастила его Святых Тайн. Вечером священномученик несколько раз написал на стене карандашом: «Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает».
7 февраля 1929 года священномученик Петр, архиепископ Воронежский скончался. Первоначально Владыку похоронили в общей могиле, куда опускали всех погибших от тифа. Однако на пятый день заключенные тайно открыли общую могилу и, по рассказу присутствовавшей там монахини Арсении: «Все умершие лежали черные, а Владыка лежал... в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый как кипельный».
После облачения в архиерейские одежды, духовенством лагеря было совершено отпевание, над могилой поставлен крест. Похоронен был Владыка в отдельной могиле у подножия Анзерской горы Голгофы, напротив алтаря храма в честь Воскресения Христова. Когда же могилу уже засыпали, над ней появился столп света, в котором увидели Владыку, всех благословившего. Мощи священномученика были обретены в 1999 году за алтарем храма Воскресения Христова. Там же было открыто массовое захоронение безымянных соловецких узников. На этом святом месте поставлены скромные деревянные кресты. Архиепископ Петр причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Память Новомучеников и Исповедников Соловецких отмечается Церковью 23 августа. После Божественной Литургии из храма Преображения Господня идут христиане крестным ходом по берегу Святого озера, ископанного трудами монахов, святителя Филиппа, митрополита Московского, вокруг стен святого Соловецкого монастыря с пением акафиста. И возвращаются вновь в монастырь, чтобы поклониться мощам соловецких святых: преподобных Зосимы, Савватия, Германа и священномученика Петра. И поминают в этот день всех соловецких святых, Новомучеников и Исповедников, всех невинно пострадавших.
Пророчески звучат слова одного из Соловецких узников - иноков: «После низвержения в России слуг Вельзевула (дьявола) наша святая обитель послужит памятником духовной победы Христа над темными силами ада. Как ныне Соловецкий маяк освещает путь мореплавателям, так в последующие века наша святая обитель, озаренная победным Божественным Светом Христа, будет маяком в истории Православной России». Я считаю, что такие люди, как Петр Зверев могут по праву своего исполненного христианского долга считаться учениками и продолжателями дел великого Сергия Радонежского.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Поучительна история христианской культуры. Ее духовная мудрость важна для современных людей: если человек хочет, чтобы его любили, это значит, что и он, в свою очередь, должен научиться любить других.
Это евангельское правило должно стать основанием устройства и жизни нашего общества. Мне хочется на это надеяться. В нашем хуторе Ленина Аксайского района многое делается для исполнения этого правила местной администрацией во главе с Флюта Л.Н., администрацией школы, нашими учителями. В деревне построена часовня, открывается воскресная школа, на всех значимых школьных мероприятиях присутствует отец Константин со своим напутственным словом. Хуторяне ждут встречи у часовни, службы, поучительного слова, верят, надеются и оказывают друг другу помощь. В хуторе действует благотворительный фонд общественниц – женщин для сбора необходимых вещей для малоимущих. Мы на базе школы, нашего кружка «Юный журналист» создали поселковую газету «В каждый дом» под редакцией учителя – филолога Цуриковой Е.В. В ней много материала о православных праздниках, о деятельности церкви, о поучительных поступках знакомых нам людей: ветеранов Великой Отечественной войны, героях труда, обычных людях, совершающих каждый день добрые дела. На мой взгляд, пока мы будем придерживаться православных основ как сущности бытия нашей нации, до тех пор мы будем непобедимы морально, физически, с военной точки зрения. Мы сможем защитить и приумножить достижения нашей отечественной культуры.
Свадьба в Малиновке
По морям вокруг Земли
Сказка "12 месяцев". История и современность
Тигрёнок на подсолнухе
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым