Наше исследование имеет большую практическую значимость, поскольку рассмотренный нами материал можно использовать на уроках русского языка при изучении тех или иных тем раздела «Орфография».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.rar | 37.77 КБ |
Департамент образования мэрии ФГБОУ ВПО «Тольяттинский
городского округа Тольятти государственный университет»
XX городской Конгресс молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Исследовательская работа на тему
«Можно ли изучать орфографию по рекламной продукции?»
Секция: русский язык
Автор:
Пешехонова Юлия Сергеевна,
ученица 10 «Б» класса МБУ СОШ №63
г.о. Тольятти Самарской области
Соавтор:
Дехнич Майя Александровна,
ученица 10 «Б» класса МБУ СОШ №63
г.о. Тольятти Самарской области
Научный руководитель:
Берсенева Юлия Михайловна,
учитель МБУ СОШ №63
г.о. Тольятти Самарской области
Тольятти 2013
1.Введение.
2. Содержание
2.1. Реклама и её влияние на образовательный уровень человека
2.2. Орфография и типы орфографических ошибок
2.3. Орфографические ошибки в текстах рекламных объявлений
2.4. Орфографические ошибки, которые допускаются специально в текстах рекламных объявлений
2.5. Результаты анкетирования
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Появление новых более совершенных средств массовой коммуникации дало возможность рекламе достигнуть гигантских масштабов.
По месту и способу размещения существует следующие виды рекламоносителей: телевизионная, радио, печатная, наружная, при справочном обслуживании, транспортная, реклама в кинотеатрах, прямая почтовая рассылка, Интернет-реклама, реклама в местах продаж, вирусная реклама .
Нас интересует печатная реклама. Одной из разновидностей рекламного текста являются рекламные объявления. Можно сказать, что они являются основной частью рекламной кампании. Назначение их вполне очевидно – они нужны для того, чтобы марка товара или услуги осела в памяти потребителя, и у него возникло желание купить то, что предлагает рекламодатель. Во многом успех рекламной кампании зависит от рекламных объявлений. Ведь рекламные объявления призваны обратить на себя внимание, заставить прочесть их.
Но нередко в текстах рекламных объявлений допускаются орфографические ошибки.
В современном обществе прослеживается тенденция к общей безграмотности населения. Незнание правил правописания приводит к тому, что всё чаще в рекламных текстах появляются орфографические ошибки.
В России существует большая проблема формирования грамотности населения. Средства массовой информации играют в наше время одну из главных ролей в развитии культуры речи, поэтому к ним предъявляются повышенные требования, особенно к печатным изданиям. В них должна прослеживаться правильная, грамотная речь, но часто мы наблюдаем обратное. Лингвисты уверены - орфографические ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения. Вспомните, как вы сами останавливаетесь, "спотыкаетесь", если видите неправильно написанное слово и пытаетесь понять смысл фразы.
Так как в настоящее время происходит падение грамотности, культуры письменной речи, тема исследования является актуальной. Мы предполагаем, что большинство людей, а в частности наши сверстники, запоминают написание слов из рекламы, и в дальнейшем, не обращаясь к компетентным источникам, используют их в своей письменной речи.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить орфографические ошибки в рекламной продукции; донести до слушателя, что русский язык должен изучаться по учебным материалам; указать на часто допускаемые ошибки в русском языке в целях их избежания.
Для достижения поставленных в работе целей необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рекламы и её влияние на образовательный уровень человека;
- охарактеризовать орфографию как науку;
- классифицировать орфографические ошибки и причины их появления;
- проанализировать рекламные объявления и выделить виды орфографических ошибок;
- провести анкетирование среди старшеклассников нашей школы.
Объектом исследования является орфография.
Предмет исследования - орфографические ошибки в рекламной продукции.
При исследовании нашей темы мы использовали такие методы как сбор, анализ и обобщение материалов, анкетирование.
При работе над темой мы собирали материал из интернета, газет, уличных вывесок, работали с орфографическим словарём, лингвистической энциклопедией, законами «О рекламе», «Федеральный закон о государственном языке Российской Федерации».
Наше исследование имеет большую практическую значимость, поскольку рассмотренный нами материал можно использовать на уроках русского языка при изучении тех или иных тем раздела «Орфография».
Содержание
Реклама и её влияние на образовательный уровень человека.
Работая над исследование, мы задумались о том, что такое реклама и есть ли в законе «О рекламе» ограничения со стороны грамотности написания рекламных текстов.
Реклама — это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию (1 с.736). Или реклама может быть определена как процесс коммуникации, как процесс организации сбыта, как экономический или социальный процесс, обеспечивающий связь с общественностью, или как информационный процесс или процесс убеждения в зависимости от точки зрения.
Реклама нацелена на группы людей, и поэтому она не персонифицирована. В качестве групп могут выступать подростки, которым нравится рок-музыка, или пожилые, посещающие культурные мероприятия. Но в любом случае, реклама для таких групп не является персонально нацеленным действием или актом непосредственной коммуникации между лицами.
В Федеральном законе Российской Федерации от 13 марта 2006г. №38-ФЗ «О рекламе» написано, рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать»)— информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Цель рекламы – донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории. Задача рекламы – побудить представителей целевой аудитории к действию (выбору товара или услуги, осуществлению покупки и т.п., а также формированию запланированных рекламодателем выводов об объекте рекламирования)(2). Нам это объяснение более понятно, чем предыдущее.
Прочитав закон «О рекламе», мы обнаружили, что в нём нет сведений о том, что не допускается нарушение каких – либо орфографических ошибок в рекламе. Но в пункте 11 говорится о том, что «при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации». Ссылаясь на «Федеральный закон о государственном языке Российской Федерации», в котором указано, что «При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке»(3).
Кроме этого, мы обнаружили, что роль рекламы в современном обществе немаловажна и влияет на сознание человека. Помимо экономической (получение прибыли); социальной (достижение общественно полезных целей);
политической; идеологической (фактор, влияющий на становление и формирование мировоззрения человека); психологической (воздействует на желания и мечты покупателя, не взывая к его разуму) и эстетической роли, существует и образовательная. В процессе просмотра рекламы, а также внедрения новых технологий товаров и услуг, о которых она вещает, человек может почерпнуть для себя информацию абсолютно из всех сфер жизни (от причин появления налёта на плитке в ванной комнате до последних инновационных разработок в компьютерной технике). Но ничего не сказано о том, что, читая разного рода рекламную продукцию, большинство людей неосознанно запоминают написание слов, а затем применяют их в жизни. Многие доверяют рекламе и всему тому, что на ней написано.
В трудах зарубежных ученых особое место занимают исследования влияния рекламы на детское сознание. Одно из первых таких исследований было проведено в начале 60-х годов Шраммом, Лайлом и Паркером. Результаты исследований еще того периода, показали, что реклама содержит в себе огромное количество знаний, так необходимых детям в самом раннем возрасте. Подобные исследования конца 70-х - начала 80-х годов, имевшие целью сопоставление содержания телевизионных каналов, школьного образовательного процесса и детских установок и ценностей, подтвердили гипотезы о рекламном влиянии на детское сознание. Так, например, выяснилось, что связь между представлениями о ценностях у детей и длительностью просмотра телепередач более тесная в отношении рекламных материалов, чем материалов образовательного характера(4).
Американский писатель Э. Доктороу по этому поводу отметил: «Каждый обращает внимание на рекламу. Это современная школа, люди. Менее чем за минуту телевизионная реклама прокрутит перед вами целую жизнь. Покажет ребёнка, дом, автомобили, вручение дипломов.… Расскажет, какой ты солидный и каким ты мог стать. Реклама – это обучающая единица». Не менее образно высказался по данной проблеме известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Рядом с нормальной педагогикой сосуществует беспрерывное педагогическое влияние необычной силы, которая называется рекламой». Отметим, что это было сказано до Второй мировой войны, когда ещё только начиналось использование радио в рекламных целях и не было её телевизионных и уличных версий.
Мы согласны с мнениями писателей. В современном обществе на улицах «пестрит» разного рода печатная реклама, которая влияет на образовательный уровень потребителя.
2.2. Орфография и типы орфографических ошибок.
ОРФОГРАФИЯ (греч. orthós — «правильный», graphē — «письмо»), или правописание, — система общепринятых правил письма для какого-нибудь языка. Так, из возможных написаний «другова», «другово», «другого» правилам русской орфографии отвечает лишь последнее; следуя этим правилам, мы пишем «рожь», но «нож» (хотя в обоих случаях произносим на конце твердое «ш»), «садится», но «садиться» (хотя в обоих случаях произносим «сади`ца») и т. д.
Обычно различают 3 принципа орфографии:
При фонетическом или, точнее, фонематическом письме каждая буква сохраняет то значение, которое ей присвоено в алфавите, и слово пишется, «как произносится». Морфологический принцип заключается в том, что написание слова или части слова, принятое за основное, сохраняется во всех положениях, т. е., что в известных случаях слово пишется не так, как произносится, а как оно пишется в других случаях. Особым видом морфологического написания является написание сигнализирующее, вводящее в написание слова буквы, которые свидетельствуют о принадлежности слова к определенной грамматической категории; ср. напр. написание «ь» в словах женского рода на «ч», «ш», «ж», «щ» для отличия их от таких же слов мужского рода. Наконец исторический принцип орфографии заключается в том, что сохраняется уже существующее написание слова вне всякого отношения к его звучанию в живом языке; сравним например написание «и» (вместо произносимого звука типа «ы») после шипящих, восходящее к тому периоду истории языка, когда шипящие были мягкими. Особым видом исторического написания является написание этимологическое, оформляющее написание слова согласно его предполагаемому этимологическому источнику; ср. напр. франц. «vingt» по аналогии с латинским «viginti», нем. «blauen» по аналогии с «blau»(5).
В русском письме встречаются такие случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило. Такое написание слова, которое соответствует определённому орфографическому правилу и требующее их применения называется орфограммой(6). Орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Орфограммы - буквы: приехал, разделить; расти, ложка; сучок, земляной; в поле, пашет. Орфограммы – дефисы, пробелы: кое-как; еле-еле; куда-нибудь, тёмно-зелёный; стол-то; принеси-ка; не друг (а враг), в одиночку.
Чтобы правильно писать, нужно уметь быстро находить то место, где возможна ошибка. Подумать, выбрать правильное написание, применяя орфографические правила.
Причин появления орфографических ошибок несколько. Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции. В-третьих, трудности возникают из-за того, что связи между морфемами подчас бывают сложными, их не так-то легко установить.
Орфографические ошибки могут быть нескольких типов, каждый из которых связан с особым разделом орфографии:
1. Ошибки в написании гласных и согласных букв. К наиболее распространённым относят ошибки в написании:
а) безударных гласных в корне, проверяемых ударением: вада, порной, марской (норма: вода, парной, морской);
б) непроверяемых безударных гласных в корне: вакзал, сабака, мароз (норма: вокзал, собака, мороз);
в) гласных после шипящих и ц: жыл, цыфра, шол, щюплый (норма: жил, цифра, шёл, щуплый);
г) гласных в приставках пре- и при-: приодолеть, прикрасный, пребежать (норма: преодолеть, прекрасный, прибежать);
д) гласных в падежных окончаниях существительных: к тёти, о Марие, в тетраде (норма: к тёте, о Марии, в тетради);
е) гласных в личных окончаниях глаголов: строют, колят, возют (норма: строят, колют, возят);
ж) гласных в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов: порожик, серебреный, беседывать (норма: порожек, серебряный, беседовать);
з) звонких и глухих согласных на конце и в середине слова: зуп, дуп, эгзамен, шупка (норма: зуб, дуб, экзамен, шубка);
и) согласных в приставках на -з, -с: безпричинный, изсохнуть (норма: беспричинный, иссохнуть);
к) двойных согласных: килограм, галлерея, артилерия (норма: килограмм, галерея, артиллерия);
л) твёрдых и мягких согласных: возми, баньтик (норма: возьми, бантик);
м) ь после шипящих: тучь, мыш, навзнич (норма: туч, мышь, навзничь);
н) разделительных ь и ъ: обезд, отъискать, медвежего (норма: объезд, отыскать, медвежьего).
2. Ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова: Алмаата, в старь, подорожному, краснобелый (норма: Алма-Ата, встарь, по-дорожному, красно-белый).
3. Ошибки в написании строчных и прописных букв: киев, мхат, Масленица (норма: Киев, МХАТ, масленица).
4. Ошибки при переносе слова с одной строки на другую: я-ма, на-двязать, кос-тный (норма: яма, над-вязать, кост-ный).
5. Ошибки в графических сокращениях: существительное – су., суще., сельскохозяйственный – сель.-хозяй. (норма: сущ., с.-х.) и т.д.(7 с.527 )
В появлении орфографических ошибок также можно выявить определённую систему, основанную на плохом знании пишущим опознавательных признаков орфограмм, типов написаний, регламентаций (или правил) выбора нормативного знака. Итак, орфографическая ошибка указывает на:
1) незнание орфографических правил;
2) отсутствие практических навыков.
По первому признаку орфографическая ошибка отличается от опечатки, которая появляется в печатном тексте бессистемно.
Итак, орфографическая ошибка возникает в силу конкуренции буквенных и небуквенных знаков. Причины орфографических ошибок кроются в незнании системы орфографии, опознавательных признаков орфограмм.
2.3. Орфографические ошибки в текстах рекламных объявлений
Как известно, масса людей не знает, как правильно писать «тся» и «ться» в глаголах. Официальное правило, в котором фигурируют инфинитивы, лица и числа глаголов, все равно никто не запоминает. Но есть очень простое правило, после которого вы уже не будете делать ошибок в написании этих окончаний. Нужно просто задать вопрос для глагола. Если в окончании вопроса «что делает?» нет Ь значит пишется «тся». Если в вопросе «что делать?» есть Ь значит «ться».
В данном случае, как мы видим, совершенно явная ошибка.
Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного звука этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать).В нашем случае, чтобы проверить непроизносимую согласную, подберем однокоренное слово «несчастен».
Прилагательное «русский» имеет удвоенную С за счет суффикса «-ск» и корня «рус», поэтому слово «Российской» пишется с двумя буквами С. Как мы видим, в данной рекламе допущена грубая ошибка. Более того, стыдно не знать, как пишет название страны, в которой мы живем!(8)
Так же достаточно часто допускаются ошибки при написании удвоенных согласных в причастиях. Например: «патинирование кованных изделий» допущена ошибка в написании удвоенной согласной в суффиксе, так как у причастия нет зависимого слова, причастие не имеет приставки и причастие не образовано от глагола с суффиксом -ова-, поэтому правильным будет написать «патинирование кованых изделий».
На наглядном примере видно, как допустили орфографическую ошибку в удвоенной согласной в корне слова «коттеджи». В слове «гаражи» допустили ошибку в корне слова, а именно «Непроверяемая безударная гласная в корне слова». Здесь же слово «беседка», образовано от слова «беседа». Незнание правила «Правописание согласных в корне». Для правильного написания сомнительной согласной необходимо слово изменить так, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед р, л, м, н.
Часто делают ошибку в слове «рольставни». Некоторые пишут с удвоенной буквой л: «роллставни», а некоторые – с одной буквой л: «ролставни».
Обнаружили ошибку в словосочетании «коррекция ожибок», допущена ошибка в написании глухой согласной в корне слова: «коррекция ошибок».
В словосочетании «расчёт метериала» допущена ошибка при написании непроверяемой согласной в корне слова: «расчёт материала».
Словосочетание «мастер-класс» пишется через дефис, а в объявлении оно написано раздельно: «мастер класс».
Также в рекламных объявлениях можно выделить группу ошибок в написании строчных и прописных букв.
Например, в словосочетании «новый год» оба существительных должны писаться с прописной буквы: «Новый Год».
Слово «премьера» (première) заимствованно из французского языка способом калькирования (9.). Калькирование - это построение лексических единиц по образцу соответствующих слов иностранного языка путём точного перевода их значимых частей или заимствование отдельных значений слов. Следовательно, в рекламе на следующей картинке оно написано неправильно.
Как гласит правило русского языка, предлоги с существительными пишутся раздельно, коим создатели данной рекламы пренебрегли (10.)
Проблема состоит не только в том, что написание неправильное, иногда предлоги употребляются неверно. Здесь грамотно написать "пиво в рОзлив".
Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и. Как правило, первая часть сложного слова оканчивается на «о».
2.4. Орфографические ошибки, которые допускаются специально в текстах рекламных объявлений
Проанализировав тексты рекламных объявлений, мы заметили, что некоторые орфографические ошибки делаются рекламодателями специально для привлечения к их товарам или услугам большего внимания со стороны потребителей. И мы решили выделить такие ошибки в отдельную группу.
Например, в одном рекламном объявлении все названия улиц, торгового комплекса, торгового центра, торгового дома и универсального магазина написали со строчной буквы: «ул. революционная, тк влада, тц русь на волге, тд визит, у-г комсомольский». Правильно их все писать с прописной буквы, так как это имена собственные: «ул. Революционная, ТК «Влада», ТЦ «Русь на Волге», ТД «Визит», у-г «Комсомольский».
В словосочетании «ТОЛЬЯТТИнские ОКНА», в словах ТОЛЬЯТТИ и ОКНА специально написаны все буквы прописные (для привлечения внимания), но их нужно писать полностью строчными буквами: «тольяттинские окна».
Чаще всего орфографические ошибки на месте орфограммы «строчная или прописная буква, начинающая слово или все буквы в слове» специально допускают в рекламных объявлениях об окнах: «ОКНА пластиковые», «деревянные ОКНА», «городские ОКНА».
Так же часто такие ошибки допускаются в рекламных объявлениях о дверях: «балконные ДВЕРИ», «ДВЕРИ пластиковые», «немецкие стальные ДВЕРИ» , «Лучшие ДВЕРИ России», «ДВЕРИ и АРКИ», «ДВЕРИ Вашего дома».
Такие же ошибки допускаются в рекламных объявлениях медицинского направления: «задержки МОТОРНОГО, РЕЧЕВОГО, ПСИХИЧЕСКОГО развития», «лечения УХА, ГОРЛА, НОСА» , «Все виды ПРОТЕЗИРОВАНИЯ» и т.д.
Так же в рекламных объявлениях специально полностью с прописной буквы пишутся фамилии: «МАЛИНИН», «ТРИШКИНОЙ», «БАБАНОВА», «БЕЗРУКОВ» и др. Хотя прописная буква в этих словах ставится только в начале: «Малинин», «Тришкиной», «Бабанова», «Безруков».
Чтобы привлечь потребителя, рекламодатели даже придумывают новые слова. Например, «Даже для XXXL-юшек». В данном примере используется уменьшительно-ласкательный суффикс.
Иногда, слово, которое должно начинаться со строчной буквы, пишут с прописной, подчёркивая его важность: «Спасение» - «спасение».
Чтобы поддержать всю стилистику текста в рекламном объявлении, все слова пишут с прописной буквы: «ПРОИЗВЕДЕНО ПО ГОСТУ», хотя с прописной буквы должно писаться только слово ГОСТ, все остальные – со строчной: «произведено по ГОСТу» (11.)
Можно приводить ещё много примеров. Все эти ошибки в рекламных объявлениях допускаются специально для привлечения внимания, выделения главного слова в тексте.
Проанализировав примеры орфографических ошибок, которые допускаются специально, можно сделать вывод, что в настоящее время рекламодатели стараются, как можно ярче выделить свой товар в рекламном объявлении среди других, не обращая внимания на неправильность орфографического написания.
2.5. Результаты анкетирования
После того, как мы проанализировали множество рекламных объявлений, мы провели опрос среди наших друзей и одноклассников, с помощью которого мы попытались выяснить, действительно ли реклама, с которой мы встречаемся каждый день, влияет на нашу грамотность. Ведь большинство людей уверены, что в рекламе все слова тщательно проверяются на правильность написания перед публикацией.
Ниже мы приводим наглядные результаты опроса, в котором приняли участие 102 человека:
1.77/25
2.56/46
3.90/1
1.Обращаете ли вы внимание на рекламу?
2.Замечали ли вы ошибки в рекламной продукции?
3.Запоминается ли вам написание слов из рекламной продукци?
С помощью результатов проведенного нами опроса, мы сделали вывод, что реклама оказывает влияние на грамотность людей.
Заключение
Настоящее исследование было посвящено изучению орфографических ошибок в рекламной продукции.
Нас интересовала печатная реклама, а именно печатные объявления, в которых очень часто допускаются орфографические ошибки.
Изучив теоретический материал, мы пришли к выводам, что:
Проанализировав практический материал, мы выяснили, что ошибки в тексте рекламной продукции существуют и самые разнообразные. Самую большую группу составляют специально допущенные ошибки, рекламодатели допускают их специально для привлечения внимания к товарам или услугам.
Таким образом, в современном российском обществе реклама, выполняя свои образовательные функции, является немаловажным источником формирования грамотности. Наше исследование показало, что большинство людей, а в частности школьники, запоминают написание слов из рекламы, и в дальнейшем, не обращаясь к компетентным источникам, используют их в своей письменной речи.
Мы достигли поставленной в данной работе цели.
Список литературы
1. Уильям Уэллс. Реклама: принципы и практика. — СПб.: Питер, 2001. — 736 с. — ISBN 978-5-469-01172-9
2. Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»
3. Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"(от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ )
4. Луговская Т.В. Психологические и образовательные функции современной рекламы. // Журнал "Фундаментальные исследования". - № 12 за 2007 год (часть 2)
5. Яндекс. Словари › Толковый словарь иноязычных слов, 2004г.
6. ru.wikipedia.org
7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд. – М.: Логос, 2001. – 527 с.
8. http://www.adme.ru/oshibki-v-reklame/ashipki-v-reklame-185805/
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 356 с.
10. http://www.eso-online.ru/kollekciya_reklamy/udachnye_primery_reklamy_skoro/primery_antireklamy/orfograficheskie_oshibki_v_reklame/
11. Газета "Present".
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Под парусами
Огонь фламенко
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")