В работе дана характеристика тульского традиционного костюма
Вложение | Размер |
---|---|
к этой презентации см. текст №1 | 1.99 МБ |
текст №1 | 24.63 КБ |
к этой презентации см. текст №2 | 2.13 МБ |
текст №2 | 40.16 КБ |
МБОУ «СОШ № 14»
История русского традиционного костюма
Выполнили: ученицы 8-Б класса
Баталина Т., Мусатова И.
Учитель истории:
Чубукина Е.В.
Новомосковск, 2013
Сегодняшний современный человек стиснут рамками моды, и редко кто выходит за них. Наши магазины заполнены низкокачественной одеждой, массово завезенной из Турции, Китая. И одежду эту мы чаще всего более одного сезона не носим. Более того, и это главное – эта одежда обезличивает, лишает человека индивидуальности. Но ведь так было не всегда. И предки наши носили совсем не такую одежду, и относились к ней по-другому. Былые наряды, выполненные из натурального сырья, передавались из поколения в поколение. Но как сегодня мы относимся к нашему традиционному костюму? Он стал для россиян признаком дурного тона, его стыдятся. Разве что на сцене можно увидеть далёкие проблески старины. Словно сегодня написаны строки из Евгения Онегина:
«Лихая мода наш тиран
Недуг новейших россиян».
А ведь японцы до сих пор гордо ходят в своих кимоно, не отказались от традиционной одежды в Испании, Мексике, на Кубе, в ближнем зарубежье – Туркмении, Узбекистане, Киргизии. Мы же утрачиваем свои корни, мало кто сегодня обращается к прошлому, жизненному укладу наших далёких предков. Но хочется верить, что это не так, что традиции передаются от старшего поколения к младшему. Если же нет таких устойчивых традиций, их нужно возрождать. И мы попытались сделать это. И сегодня хотим поделится с вами плодами своего труда.
Мы совершенно согласны с тем, что свои родные корни, свои истоки забывать нельзя. Народное творчество – это огромный пласт культуры, а народный костюм – это не только предмет материальной культуры, но и составная часть культуры духовной, художественно-эстетической, нравственной религиозной. Ведь именно в костюме наиболее ярко проявились вековые традиции и мастерство. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Коллекции народного костюма тульского края, хранящиеся в фондах музеев г. Тулы, Богородицка, Венёва, Алексина и других открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельствами неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Изучив костюмы из музеев г. Тулы, имеющуюся литературу, мы составили описание комплекса тульского женского костюма.
Но в начале надо сказать, что то на формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского народного костюма оказывали влияние географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Обширность территории расселения, замкнутость отдельных мест, различное природное окружение и сырьё, характер обычаев и условий существования были причиной возникновения многообразнейших вариантов одежды, заставляющих говорить о том, что в России при явном наличии общих черт даже в крестьянской среде не сложилось единого национального костюма. Эволюция костюма в народной среде происходила медленно, мало поддаваясь внешним воздействиям. К концу 20 века наиболее распространённым комплексом считался южнорусский с понёвой, который охватывал не только южные районы страны, но и ряд центральных, куда входил и Тульский край.
Костюм крестьянок Тульской губернии отличается своеобразием и самобытностью. Здесь сформировалась традиция ношения понёвного комплекса, главными элементами которого являются рубаха и понёва. Основной и необходимой принадлежностью понёвного костюма является рубаха. Непосредственному шитью рубахи предшествовало несколько этапов, связанных с производством необходимого для неё материала. Посев, выращивание и обработка льна или конопли были процессом длительным и трудоёмким. И когда мастерица садилась ткать она испытывала чувство благоговения к нитям, а рождённый под её руками холст служил связующим звеном между человеком и окружающим его миром. Этот фактор определил логику кроя народного костюма: изначально без применения режущих инструментов, а затем при отсутствии любых, самых незначительных отходов. Рубаху шили из «свойского холста» - в ткачестве использовали льняные нити и посконь (лён не везде рос в Тульском крае и его качество уступало конопляному). Сохраняя натуральный цвет волокон, льняные изделия являлись хорошим фоном для орнаментации.
В Тульской губернии были распространены туникообразные рубахи. Они декорировались вышивкой. Говоря о вышивке, нельзя упомянуть о том, что народный костюм – это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом. По понятиям народа, рубаха обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела: шею, ноги, руки. Потому и покрывалась орнаментом именно на рукавах, вороте, подоле. Рубахи различались и по своему назначению: бытовали свадебные, сенокосные, праздничные рубахи. История рубахи уходит ещё в языческую Русь. Это одна из элементов одежды, которая мало трансформировалась во времени и дошла вплоть до 20 века почти в неизменном виде.
Одним из главных элементов комплекса крестьянской одежды считалась понёва. Это поясная крестьянская женская одежда. Слово «понёва» производят от глагола «понять», «обнять», «накрыть». Первоначально понёву даже не шили: просто брали и обёртывали её вокруг чресел. Первые изображения понёв встречаются в древнерусской миниатюре и иконописи с 10 века, а термин «понёва» - в памятниках древнерусской письменности 11 века. Понёвы бережно хранились и передавались по наследству. Одевание понёвы является событием, облекаемым в обряд совершеннолетия. До обряда девочку называли «беспонёвницей», а после одевания понёвы к ней засылали сватов, т.е. понёва являлась знаком, символом готовности к браку.
Понёву ткали из тонкой и лучшей шерсти «старики» - весенней стрижки овец, которая имела свойство «не сваливаться». В отношении орнамента и цвета понёвы подразделяются на красные, чёрные, синие и седые. В Богородицком уезде по клеткам понёвы можно было определить возраст женщины, так как крупнее клетки были у женщин старшего возраста, а чем моложе, тем мельче клетка на понёве.
Понёва как древний вид одежды и элемент русского женского костюма бытовала почти в каждом из районов Тульской губернии. Историческое же прошлое понёвы, по мнению многих исследователей, уходит в глубину эпохи вятичей, к временам древнейших обитателей России.
Верхней русской народной одеждой называется вся наплечная одежда, надевавшаяся русскими крестьянами поверх рубахи, сарафана или понёвы. «Женская крестьянская верхняя одежда по конструкции почти не отличалась от мужской, различие заключалось в деталях, размерах и степени декорирования»[1]. Женская одежда особенно праздничная, больше декорировалась.
Верхняя одежда была очень разнообразной. Бытовала как летняя, так и зимняя верхняя одежда. К одним из вариантов летней верхней одежды тульского региона относится занавеска (нагрудник), епанечка. Занавеска одевается на рубаху или понёву, если это женский, а не девичий костюм. Она выполняла более художественно-эстетическую функцию в праздничном костюме, создавая его единый ансамбль и завершённость.
В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Он также являлся важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, её возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов. Они были чрезвычайно разнообразны. Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, женщины же полностью закрывали волосы головным убором, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя. «Связь женских головных уборов с возрастными группами, обряды, сопровождавшие надевание их впервые, а также связь с древнейшими дохристианскими поверьями заставляют относить происхождение некоторых видов женских головных уборов, бытовавших ещё в середине XIX века, а в ряде мест до начала XX века, к глубокой древности»[2].
В Тульской губернии наиболее распространённым типом являлись такие головные уборы – кичка, сорока, повойник, кокошник.
Неотъемлемой частью русского народного костюма являлись и многочисленные украшения, которые носили самостоятельный характер или были частью одежды, причёски, обуви. Украшения являются составной частью головного убора. Так, археологами найдены в Тульской области древние височные семилопастные подвески вятичей. В крестьянском костюме встречается начельник (налобник), выполненный из бисера, бус, стекляруса с подвесками. Налобник украшали лентами, складывая их в мелкие складки или собирая вокруг бусинки цветком. Нагрудными украшениями являлись броши, бусы, ожерелки, цепочки.
Украшением же одежды являлись вышивка, узорное ткачество, кружево, тесьма, позументы, ленты, блестки, пуговицы.
Вышивка – едва ли не самое развитое искусство среди видов русского народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а сырьё и инструменты были доступны каждой рукодельнице. Пяльцы имелись в каждой семье, холст и нити делались собственноручно, красители получали из растений, собранных на полях и в лесах. Полотенца, скатерти, подзоры, края простыни, занавески, рубахи, юбки, передники, головные уборы, платки служили многим поколениям.
Все женщины с малых лет обучались сложному, но увлекательному искусству вышивки. Начиналось это с того, что девушка сама готовила себе приданное, которое она приносила в дом будущего мужа. К дню своего совершеннолетия девушка должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни, необходимое число столешников (скатертей), подзоров, полотенец и десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям в течение нескольких лет. Число и качество предметов, входивших в приданое, служило у односельчан мерилом оценки умения работать.
В народной вышивке не было ни одного случайного стежка. Каждый символ играл важную роль. Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумага заменяют холст и нитки. К сожалению, значение некоторых знаков утеряно безвозвратно.
Отличительной чертой тульских приёмов с вышивкой является сочетание в одном изделии сразу нескольких приёмов вышивки, которые дополнялись тканым узором, тесьмой с золотой нитью, цветными атласными лентами, коклюшечным или крючочным кружевом.
Орнаментальные мотивы тульских мастериц так же были разнообразны. «В лесных районах встречаются как геометрические узоры, так и изображения священных птиц, барсов, всадников, стерегущих дерево жизни или Богиню Земли»[3]. В степных районах, как правило, преобладает геометрический орнамент славянской символики. С конца XIX века на ритуальных полотенцах часто встречаются вышитые крестом надписи и изображения церквей.
Большое влияние на развитие крестьянской вышивки оказали мастерские, существовавшие при монастырях и помещичьих усадьбах, в которых монахини и крепостные мастерицы ткали тонкое полотно, вышивали, плели кружева для нужд монастыря или барской семьи, а так же на продажу. В деревенских вышивках встречаются изображения вазонов, цветов, жанровых сцен. На тульских вышивках центральная полоса нередко выполнена белой строчкой, а в окаймляющие её полоски введены красные и синие цвета.
Русский народный костюм, сохранившийся в крестьянском быту вплоть до начала XX века, является уникальным памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи. Возникший как рукотворный предмет утилитарного назначения, выражающий эстетические чувства человека, народный костюм одновременно представляет художественный образ, содержательная ценность которого тесно связана с его функциями. Это один из наиболее массовых видов народного творчества и декоративно-прикладного искусства в целом.
[1] Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструктивный источник творчества. - М., 1994. – С.144.
[2] Пармон Ф.М. Русский народный костюм как хкдожественно-конструкторский источник творчества. – М, 1994. – С. 132.
[3] Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-географический очерк. - М., 1984. – С. 106.
СЛАЙД № 2
Удивительная страна Россия, Родина наша многострадальная, талантами могучая, обильная добром и сердечностью, всесильная духовной мощью. Ещё раз убедиться в этом имели возможность все те, кто побывал на фольклорном фестивале «12 ключей», гостями которого были и мы. Это событие и явилось точкой отсчёта нашей исследовательской работы.
СЛАЙД № 3
Началось всё с того, что мы посетили святой источник «12 ключей». В Тульской области есть небольшой районный город Венев, который принадлежит к числу древних городов на Тульской земле.
СЛАЙД № 4
Многие исторические вехи связывают судьбу Веневской земли с историей России. Одна из них повествует о том, что путь князя Дмитрия Донского на Куликово поле проходил по Венёвской земле. Из глубины веков о тех временах осталось легенда о 12 сыновьях деда Свирида, которые отправились вместе с 40 своими земляками на битву с завоевателями и все 12 погибли на Куликовом поле.
СЛАЙД № 5
Привезли братьев на родину и похоронили на высоком холме. А через некоторое время забил у подножия холма источник из 12 ключей…
С тех пор воды святого источника урочища 12 ключей у деревни Свиридово олицетворяют память о великих предках, погибших на поле Куликовом за святую Русь. И уже седьмой год на Веневской земле проходит фольклорный фестиваль народной песни «Двенадцать ключей».
СЛАЙД № 6
Но тогда, не ведая ни о каком фестивале, мы оказались у источника и были поражены открывшейся панорамой.
СЛАЙД № 7,8
Небольшая речушка, лес, холмы. И всё это необыкновенное зелёное пространство заполнено людьми: от многообразия красок в глазах зарябило.
СЛАЙД № 9, 10
Такое количество людей в национальных одеждах нам видеть ещё не доводилось. Всё это были представители многочисленных фольклорных коллективов, прибывших на фестиваль, который, как оказалось, проводился уже седьмой год подряд и обрёл статус международного.
СЛАЙД № 11
Была здесь организована и «Поляна подворий», которая представляла разнообразные виды продукции земли Тульской: филимоновская игрушка, кружево и многие другие изделия декоративно-прикладного творчества.
СЛАЙД № 12
Яркий, солнечный день, зелень лугов, купеческий размах торговых рядов, феерия и пестрота народных костюмов, звонкие и задушевные народные песни – таким запомнился мне этот праздник народной песни.
СЛАЙД № 13
Но каково же было наше удивление, когда мы узнали, что здесь присутствует и фольклорный коллектив из нашего родного Новомосковска. Мы решились разыскать его и познакомиться. Участники коллектива народного фольклорного ансамбля «Берегиня» оказались людьми очень радушными и с удовольствием побеседовали с нами, ответив на многие вопросы. Ранее, когда мы слышали фразу «народный коллектив», нам представлялись некие бабушки в русских сарафанах. Но многие наши мифы развеялись после посещения столь удивительного места и знакомства с земляками. Очень нас удивил возраст участниц коллектива из нашего города – он колеблется от 18 до 40 лет. Были это люди различных профессий, достаточно современные, молодые и зрелые, но объединённые одним интересом – народной песней. И на наш вопрос, что же их привело и объединило в коллективе, они так просто и отвечали: «Любовь к народной песне».
СЛАЙД № 14, 15
За весь день, проведённый на фестивале, мы старались держаться наших земляков: вместе с ними успели попасть на службу - панихиду по воинам, павшим за Отечество; слушали выступления фольклорных коллективов, рассматривали костюмы, которые, как нам пояснили, выполнены в традиции Тульского края.
СЛАЙД № 16
И не хотелось вот так расставаться. Ведь для нас это было открытие совсем другого мира, ранее нам не ведомого. Поэтому мы решили встретиться с этими удивительными и интересными для нас людьми ещё раз, уже в нашем родном городе.
Но на эту встречу мы решили идти подготовленными, поэтому была поставлена задача изучить историю народной песни, исследовать её источники. И действительно перед нами начал открываться совсем другой мир.
СЛАЙД № 17
Русская народная песня - основной вид музыкального творчества русского народа - с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором («Одному не спеть, артелью - легче»). Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения во всех слоях народа.
СЛАЙД № 18, 19, 20
Народная песня богата различными жанрами: песни трудовые, обрядовые, календарные, свадебные, хоровые, игровые, плясовые, исторические песни и духовные стихи, романсы, лирические протяжные песни, частушки и т.д. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад в виде подголосочной полифонии, ладовость, ритмическая свобода, пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют городские песни, разнообразные по содержанию и стилю, создававшиеся различными социальными группами (рабочие, солдатские, студенческие, мещанские). Эти песни отличаются гармоническим складом, чередованием и сочетанием мажорных и минорных интонаций.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования. Песня всегда была органичным сочетанием слова (текста) и музыки.
Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и национального характера, того, что сегодня называют менталитетом, свойственным русскому народу.
СЛАЙД № 21
Ребенок должен слышать русскую песню ещё в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. Пение научит его первому одухотворению душевного естества - по-русски; пение даст ему первое «не - животное» счастье - по-русски.
СЛАЙД № 22
В жизни русский пел на каждом шагу, особенно крестьянские девушки, во время и после работы, калики перехожие, солдаты на марше, студенты при первой возможности и все слои общества во время какого-нибудь тяжкого и скучного труда. Учёный-исследователь И.А. Ильин приводит точку зрения человека иной национальности. В 1879 году русский немец проф. Вестфаль из Юрьева (Дерпт) опубликовал замечательную работу о русской народной песне. На основе исследований Ю.Н.Мельгунова он установил, что русская народная песня занимает уникальное место в мировой музыке. Её поют в исключительно своеобразной тональности, которая напоминает греческую, но не тождественна ей. Эти песни отличаются оригинальностью гармонии, голосоведения и каденции, которые звучат прекрасно, но не соответствуют европейской теории музыки, учению о гармонии и композиторской практике. Они исполняются крестьянским хором без какой-либо музыкальной подготовки, без камертона и дирижёра, без сопровождения, a capella; это - четырехголосие, в котором никогда не бывает скверного и скучного унисона, а отсюда - свободные вариации и подвижные подголоски, которые от случая к случаю импровизируют, исходя непосредственно из внутреннего чувства, слуха и вкуса. Богатство этих песен неисчерпаемо, их возраст порой нельзя установить, их мелодика, ритм и выразительность просто пленяют, особенно при исполнении древних многообразных свадебных песен, то жалобно звучащих, то вдумчиво-благословляющих.
Русский человек, согласно И.А.Ильину, на протяжении столетий жил в колеблющемся ритме: горение или покой, сосредоточенность или расслабленность, стремительность или сонливость, ликующий или сумеречный, страстный или равнодушный, «радостный до небес - до смерти печальный». Это подобно пламени, которое погасло до поры, ослабленной собранности и дремотной интенсивности, которое можно обнаружить в сиянии глаз, в улыбке, в песне и в танце.
Кто хочет поближе узнать русскую душу, тот должен познакомиться с русской песней. «Когда, например, после учений солдаты строем возвращаются в казармы или особенно когда после благополучно завершенного смотра войскам отдается команда: «Запевалы, вперед!» - тогда впереди марширует хор, исполняя народные песни, причем запевала начинает, а хор присоединяется в каждой второй или третьей строфе песни. Нужно слышать этот задор, этот исполненный юмором азарт. Этот свободно синкопированный ритм, это вдруг взрывающееся резкое подсвистывание, эти подхваты, эти бьющие ключом лады. Никогда ты не услышишь унисона, никогда не услышишь фальшивых голосов, никогда не становится песня хоровым речитативом. Все стоят, захваченные этим, и не могут наслушаться».
Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную, чарующую силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в тебе... Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?».
СЛАЙД № 23
У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни на деревне». Но, пожалуй, наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идет о состязании двух певцов, которое происходит в Притынном кабаке. Это состязание - своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя тургеневского рассказа: рядчик и Яков-Турок. Рядчик первым исполнил веселую плясовую песню с залихватской удалью, и все присутствующие решили, что победил он. Но настала очередь Якову-Турку исполнять свою песню. И.С. Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», настраивается психологически. «Он глубоко вздохнул и запел... «Не одна во поле дороженька пролегала» - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той, едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся».
Тургенев неоднократно употребляет словосочетания - «русская душа», «русские сердечные струны», «русский народ», «русский человек», тем самым подчеркивая, что подобное песенное творчество в полной мере является выражением русского национального самосознания и русского характера. «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке - словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...».
Приведенный нами весьма пространный фрагмент из рассказа «Певцы», с полной очевидностью представляет одного из многих русских самородков, выпестованных в самой гуще народной жизни. Именно тех, которым свойственна безмерная широта русской души, даровитость и способность к высшим формам опыта. Тургенев, известный у нас как писатель-западник, сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
Русская народная песня всегда была и, надеемся, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная...», «Липа вековая над рекой стоит...», «Калинка...». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:
Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?
СЛАЙД № 24
По выражению знаменитого русского историка В.О.Ключевского, непосредственное бытие русского народа, это - река и лес, степь и поле, тем самым он утверждает слияние человека с природой, укорененность в ней. И в русской песне утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по Волге...», «Всю-то я вселенную проехал...». Образ Родины проницательно запечатлен в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова:
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это - русская сторонка,
Это - Родина моя!
СЛАЙД № 25
Лидия Русланова, выступая на слете ямщиков в конце 20-х гг. прошлого столетия, говорила, что существует более 80-ти песен о ямщиках, а она сама исполняла около 30-ти из них. В каждой из этих песен слиты воедино безмерные русские просторы и столь же безмерные страсти и душевные порывы. В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Тихий Дон и Волга, Байкал и Русский Север: «На диком бреге Иртыша...», «Славное море - священный Байкал...», «Жигули», «По Дону гуляет казак молодой...». Даже, когда действие песни развертывается в пределах первопрестольной Москвы, и тут присутствует безмерная широта русской души: «Москва златоглавая» и «Вдоль по Питерской...» - песня, исполняемая великом русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.
В русский народных песнях нашли отражение и обобщенные, и конкретные образы дорогих, особо почитаемых, священных для русского человека природных явлений - один их многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет, персонифицирует их, наделяя их своими, присущими лишь человеку, свойствами. Особенно широко известны песни, в которых поется о более почитаемых природных явлениях - Волге, Доне, священном Байкале. Эти песни знала вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озера, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей - героев песни - слита воедино. С такими песнями, конечно, надолго закрепляются в памяти людей почитаемые природные феномены земли русской.
Народная песня - доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.
Как показывает наш личный опыт, наши сверстники да и молодые люди двух последних десятилетий фактически не знают русских народных песен. Представим себе на минуту следующую ситуацию: в молодежном студенческом лагере, где собрались студенты разных стран, проводится концерт, в котором исполняются народные песни. Каждый из участников этого импровизированного концерта с жаром и неподдельным пафосом исполняет песни своей родины. И только русскому студенту, у которого стерты из памяти народные песни, остается развести руками или пролепетать нечто на плохом английском, что сегодня делают многие.
Всё это - великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на современном этапе. Как говорит художественный руководитель Академической капеллы им. М.И.Глинки, народный артист СССР В.Чернушенко, песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.
Из выше сказанного ясно, что русская народная песня переживает сейчас большие трудности. Она поставлена под угрозу гибели бурным, всепоглощающим развитием «массовой культуры». Но с другой стороны, традиции не забыты совсем, их пытаются возродить. Кто же эти певцы души народа? Как они это делают и что из этого получается? Всё это нам предстояло выяснить на встрече с участниками коллектива «Берегиня».
СЛАЙД № 26
Располагается народный ансамбль в одном из зданий города Новомосковска в «Центре традиционной народной культуры».
СЛАЙД № 27
Нас опять же радушно встретили и провели в помещение, где проходят репетиции ансамбля. Достаточно интересная комната, выдержанная в русском стиле: имитация печи, настоящая прялка, множество различной утвари , интересный плетень возле которого сидят куклы в полный человеческий рост в национальных костюмах; пианино и другие музыкальные инструменты. Итак, после более близкого знакомства, руководитель ансамбля – Сысоева Нелли Владимировна любезно ответила на наши вопросы.
СЛАЙД № 28
СЛАЙД № 29
На этой патриотической ноте интервью наше было закончено. Но Нелли Владимировна не отказала в просьбе провести небольшую экскурсию по этому кладезю народных традиций.
Нам показывали изделия своего творчества, рассказывали много интересного. А некоторых мы застали в разгаре работы. Было здесь и роспись по дереву, и необыкновенное воздушное кружево, которое плетётся на коклюшках – это очень древний вид рукоделия. И помогла сохранить его сама директор Центра – Казекина Лидия Николаевна. Она не только собрала под своим крылом кружевниц, но принимала участие в различных конкурсах, причём во многих из них была победительницей, в том числе областных. И кружево, как нам объяснили, выполняется в традициях Тульского края.
Глядя на кружево, которое выходило из рук сегодняшних кружевниц, слушая эти загадочные песни, нам подумалось, что мы будто бы прикоснулись к прошлому, вековым традициям, которые не ушли, воссоздались и продолжают передаваться молодому поколению. Значит не всё ещё потерянно для России (не побоимся таких громких слов).
СЛАЙД № 30
Эти славные вековые традиции живы, и продолжают передаваться из поколения в поколение. Народная песня – это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле. Песенное богатство народа – его духовное богатство. Остаётся только удивляться, насколько талантлив народ, который создаёт такие красивые песни. Русские песни – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.
Медведь и солнце
Самодельный телефон
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Золотая хохлома
Каргопольская игрушка