Моделирование исторического портрета Ивана Грозного на основе официальных исторических источников и фольклорных произведений русского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_portret_ivana_groznogo.pptx | 2.49 МБ |
Слайд 1
Исторический портрет Ивана Грозного в русском фольклоре Автор работы: Курицына Мария Владимировна, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 11 «к» классСлайд 2
Иван IV
Слайд 6
Владимир Кобрин « Мало найдется в отечественной истории людей с такой стойкой популярностью в массовом сознании, как Иван Грозный. Вероятно, в этом феномене соединилось многое. И неизбывное чувство преклонения перед сильной личностью и несомненная яркость этого человека, особенно по сравнению с посредственностями, которых так много перебывало после него на русском престоле. И ужас перед садизмом и жестокостью, перед страшными казнями » .
Слайд 7
С.М. Соловьёв “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но, без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его” История России с древнейших времен. Том 6
Слайд 8
Цель данной работы: Моделирование исторического портрета Ивана Грозного на основе официальных исторических источников и фольклорных произведений русского народа.
Слайд 9
Задачи: - рассмотреть отношение к эпохе Ивана Грозного в исторических трудах и фольклорных источниках - проанализировать произведения, наиболее ярко отражающие данный исторический период - провести анализ образа Ивана Грозного в народной поэзии, отношение народа к Ивану Грозному, как отпечаталась в народном творчестве эта, во всяком случае, необыкновенная фигура.
Слайд 10
В.О.Ключевский
Слайд 11
Н.М. Карамзин Карамзин считал, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств могольских : доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа! Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988. Т. IX. С. 563–572, 636–646.
Слайд 12
Н.И.Костомаров
Слайд 13
При маленьком наследнике, При мальчике-царе Схлестнулись группировочки Боярские в борьбе. То Шуйские, то Бельские, То Шуйские опять, Но властный и жестокий В 13 лет приказал казнить Показывает стать. знатного боярина. Первый смертный приговор вынес в 13 лет, когда в 1543 году велел убить, отдав псарям, фактически первого правителя князя Андрея Шуйского . До 1547 царь отличался главным образом подростковым легкомыслием, своевольством и хулиганскими похождениями (с элементами садизма ), в то же время не уделяя серьезного внимания делам правления и не пресекая своевольства бояр.
Слайд 14
Казанский поход и завоевание Астраханского царства, органично связанные в сознании современников с именем Ивана IV, составили сюжетную основу многочисленных произведений фольклора. Царь-победитель стал героем большинства исторических песен XVI века. Образ его запечатлели сказки, предания, легенды; он проник даже в заговоры.
Слайд 15
Казанская история
Слайд 16
Казанский поход
Слайд 17
П.И. Вейнберг
Слайд 18
П.И. Вейнберг По мнению автора, народные песни об Иване IV Васильевиче могут быть названы первыми историческими песнями в полном смысле этого слова. В работе проводится обзор главных сюжетов песен, посвященных первому русскому царю, излагается их основное содержание; представлено разделение песен на группы по воспеваемым в них эпизодам и событиям. Показано, как в песнях отражается отношение народа к своему правителю.
Слайд 19
Повесть о Харитоне Белоулине
Слайд 21
В народе Иван IV запомнился как грозный, но справедливый царь, защитник простых людей от гонителей бояр. За свое царствование Иван Грозный ни разу публично не сказал плохого слова против простых людей. И все это нашло отражение в русском фольклоре.
Слайд 22
Основные качества личности Ивана Грозного Официальная историческая мысль Фольклор Жестокость С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что вместо целения он усилил болезнь, приучил ещё более к пыткам, кострам и плахам». Иван Грозный по отношению к сыну: Тут стемнел царь, как темна ночь, Зревел царь, как лев да зверь: "Сказывай, собака, про измену великую! Ты на братца скажешь, так братца не видать, На себя ты скажешь, то свою головку потеряешь". Оценивая личность и дела Ивана Грозного , М.П. Погодин писал: «Злодей, зверь, говорун-начетчик с подъяческим умом, — и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей ». По мнению Чистовича , царь Иван IV «страдал неистовым помешательством, вызванным и поддержанным яростным сладострастием и распутством Иван Грозный по отношению в боярам: Первого боярина в котле велю сварить, другого боярина велю на кол посадить, третьего боярина скоро велю сказнить . В одной из песен царевич Иван напоминает отцу: «А которой улицей ты ехал, батюшка, всех сек, и колол, и на кол садил». В.О. Ключевский "От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем."
Слайд 23
Основные качества личности Ивана Грозного Официальная историческая мысль Фольклор Эгоистичность П.И. Ковалевский (профессор психиатрии, XIX–XX вв.): "Болезненно самолюбивый и любящий фигурировать, он охотно поведал чужие мысли как свои. Гордый и строптивый, он радостно приводил в исполнение чужие внушения, принимая их за свои. В его душе не было ни Бога, ни любви к родителям, ни любви к детям, ни любви к ближним, ни любви к родине". Фольклорное произведение " Меланьюшкин колодец" характеризует царя, как неверного супруга, опирающегося на свои личные интересы. В переписке с А. Курбским Грозный часто употреблял фразы: «вы не захотели мне покориться», «я хотел вас подчинить своей воле».
Слайд 24
Основные качества личности Ивана Грозного Официальная историческая мысль Фольклор Властолюбие В.А. КОБРИН " Сочетание больших природных способностей с властолюбием способствовали развитию в царе Иване «комплекса полноценности», превосходства над жалкими «людишками», не знающими того, что ведомо царю, не умеющими так выражать свои мысли, как умеет царь". Для фольклорного образа Ивана характерна идеализация. Так, в одной из песен народ горько оплакивает его как народного заступника: «Ты восстань, восстань, ты, наш православный царь… Царь Иван Васильевич, ты наш батюшка!». С.В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ "Вера в собственную богоизбранность и сомнение в истинности избранного пути, жажда нравственной чистоты и необузданность желаний. Никто не имеет права покушаться на его власть. «Кто противится такой власти — противится Богу!» — восклицал Грозный". В.Б. КОБРИН «Главная ценность для него — ничем не ограниченная самодержавная власть".
Слайд 25
Основные качества личности Ивана Грозного Официальная историческая мысль Фольклор Набожность и склонность к раскаянию. Ключевский: " Но в минуты нравственного успокоения, когда он освобождался от внешних раздражающих впечатлений и оставался наедине с самим собой, со своими задушевными думами, им овладевала грусть, к какой способны только люди, испытавшие много нравственных утрат и житейских разочарований". В источниках фольклора, которые я рассматривала, не прослеживается склонность к раскаянию. Я считаю, что народ не мог знать, что творится в душе царя. Ковалевский:" По существу он был ханжа: днем нигилист, а ночью молящий Бога о спасении до завтра ".
Слайд 26
ВЫВОД: Анализ исторических источников выводит на первый план значимость преобразований, проведенных Иваном Грозным, но отмечает также неоднозначность его образа: Иван Грозный продолжал дело своего деда и отца по укреплению единого государства и строительства самодержавной монархии, на этом пути он одержал ряд побед и ряд горьких поражений, но итог оказался отрицательным. Иван Грозный первым в русской истории сделал террор основой государственной политики, его террор был направлен против отдельных, ему лично ненавистных лиц, очень часто жертвами террора становились случайные люди
Слайд 27
ВЫВОД: Анализ фольклорных произведений позволяет сделать вывод, что в памяти народа образ грозного царя противоречивый: бешеный нрав, государственная непреклонная воля и царь-заступник.
Слайд 28
ВЫВОД: Не стоит ни идеализировать царя Ивана, ни рисовать его портрет как «главного злодея всех времён и народов». Он был живым человеком, обуреваемым всеми возможными страстями. Но всегда, пожалуй, его поступки определялись осознанием того, что он – Богом поставленный и только перед Богом ответственный Самодержец всея Руси, продолжатель дела своих предков.
Слайд 29
ВЫВОД: Не все исторические точки зрения на личность Ивана Грозного нашли подтверждение в произведениях народного фольклора
Одна беседа. Лев Кассиль
Извержение вулкана
Ласточка
Военная хитрость
Иван Васильевич меняет профессию