В 2014 году в Российской Федерации актуальным становится вопрос празднования 100-летия Первой мировой войны, так президентом В.В. Путиным 1 августа объявлен Днем памяти российских воинов, павших в годы Первой мировой войны.
Изучение Первой мировой войны в канун её 100-летия считаю вопросом актуальным. С каждым годом мы узнаем все больше нового материала по данной теме. Открываются ранее неизвестные страницы истории. В данном случае я заинтересовалась вопросом Первой мировой войны и Забайкалья, в частности об участии бурят в вышеуказанной войне и легендарной личности Хамбо-ламы Даши Доржо Итэгилова.
Новое тысячелетие принесло неординарное событие, которое навсегда войдет в историю буддийского мира и Бурятии. 10 сентября 2002 года священнослужители Буддийской Традиционной Сангхи во главе с Пандито Хамбо ламой Дамба Аюшеевым, представители медицинской экспертизы Улан-Удэ, жители села Оронгой и Хурумши выполнили завещание Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова. В местности Хухэ-Зурхэн (место захоронения лам) был вскрыт саркофаг и нетленное тело ламы торжественно с почестями привезли и установили в Деважин дугане.
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_mirovaya_voyna_i_khambo-lama_dasha_dorzhi_itegilov.docx | 61.1 КБ |
Введение
В 2014 году в Российской Федерации актуальным становится вопрос празднования 100-летия Первой мировой войны, так президентом В.В. Путиным 1 августа объявлен Днем памяти российских воинов, павших в годы Первой мировой войны.
Изучение Первой мировой войны в канун её 100-летия считаю вопросом актуальным. С каждым годом мы узнаем все больше нового материала по данной теме. Открываются ранее неизвестные страницы истории. В данном случае я заинтересовалась вопросом Первой мировой войны и Забайкалья, в частности об участии бурят в вышеуказанной войне и легендарной личности Хамбо-ламы Даши Доржо Итэгилова.
Новое тысячелетие принесло неординарное событие, которое навсегда войдет в историю буддийского мира и Бурятии. 10 сентября 2002 года священнослужители Буддийской Традиционной Сангхи во главе с Пандито Хамбо ламой Дамба Аюшеевым, представители медицинской экспертизы Улан-Удэ, жители села Оронгой и Хурумши выполнили завещание Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова. В местности Хухэ-Зурхэн (место захоронения лам) был вскрыт саркофаг и нетленное тело ламы торжественно с почестями привезли и установили в Деважин дугане.
Таким образом, наша цель – отразить Первую мировую войну в историческом ракурсе участия бурят и Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова.
Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи:
Гипотеза – в жизни каждого человека находит отражение история его Родины. Человек, который вместе со своей страной с честью переживает испытания, пользуется заслуженным уважением, является примером для потомков.
Хронологические рамки исследования охватывает период с июля 1914- ноябрь 1918 гг., то есть период Первой мировой войны.
Объектом исследования выступает деятельность Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова и бурятского народа в период Первой мировой войны.
Предмет исследования – отражение Первой мировой войны через изучение вопроса бурятского казачества и легендарной личности Хамбо ламы Даши Доржи Итигэлова.
Методами исследования в работе выступают: анализ исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы.
Часть 1. Пандито Хамбо лама Даши Доржи Итигэлов и его роль в истории нашего государства.
Итигэлов Даша-Доржо (1852-1927) - выдающийся бурятский ученый лама, философ-богослов, великий йогин, просветитель. Помимо духовной и дацанской деятельности, Даши-Доржи Итигэлов принимает активное участие в общественно-политической жизни царской России. Находясь на посту Хамбо Ламы, Д.-Д. Итигэлов прилагал большие усилия для просветительской деятельности, особенно в деле издания религиозной и светской литературы для мирян. За свою работу неоднократно награждался медалями от Российского правительства и губернатора Восточной Сибири. Он принимал участие во всебурятских съездах, конференциях и сыграл важную роль в принятии и претворении в жизнь программных документов национального движения. В тяжелые переломные годы после 1917 года Итигэлов приложил немало усилий по сохранению и предотвращению дацанов от погромов.
В 1904 году его избрали депутатом от Удинского округа и мандат депутата вместе с дипломом ширээтэ ему лично вручил в Янгажинском дацане, исполняющий обязанности военного генерал-губернатора, действительный статский советник Н.П. Беломестнов, который прибыл в Верхнеудинск по мобилизации казаков на русско-японскую войну.
Во время русско-японской войны депутат Д.Д.Итигэлов организовывает сборы пожертвований. Были созданы лазареты для раненных, участвует в мобилизации казаков на войну.
В 1903 году, когда его назначили шэрээтэ Янгажинского дацана, все свое состояние он пожертвовал на строительство новых дуганов в честь воинов, погибших в русско-японской войне. В 1905 году в память о погибших прихожанах дацана в русско-японской войне был воздвигнут Деважин дуган.
22 февраля 1913 года на празднование 300-летия династии Романовых в числе 1200 приглашенных были приглашены от бурятского духовенства Хамбо лама Д.Д. Итигэлов, настоятель Цугольского дацана С.Ж. Жигжитов и другие ламы. Хамбо Итигэлов произнес поздравительную речь с поднесением адреса от имени бурятского народа и буддийского духовенства и вместе с ширээтэ Жигжитовым, учеником Гатапом Бадмаевым, чиновниками Гомбо и Цокто Бадмажаповыми преподнесли императору и его семье дорогие подарки.
Император в ответ на их приветственные речи и дары просил передать благодарность всем бурятам-буддистам и изрек: "Я всегда с особой милостью и состраданием отношусь к бурятам". Хамбо Итигэлов был награжден орденом Святого Станислава третьей степени "За отличное Усердие".[1]
Также 21 февраля 1913 они приняли участие в праздничном богослужении-молебне в Санкт-Петербургском буддийском храме, открытие которого было приурочено к юбилейным торжествам.
Хамбо лама Итигэлов неоднократно бывал на приеме у царя. Сохранились свидетельства о том, что Николай II и царица глубоко его почитали. Многие бурятские ламы врачевали членов царской семьи, и особая атмосфера доверия сложилась между двумя руководителями.
Часть 2. Деятельность Хамбо лама Итигэлова в ракурсе Первой мировой войны
Вскоре после его возвращения из Петербурга началась мировая война. Время было сложное, насыщенное крупными противоречивыми событиями (революционные выступления масс, конфессиональные конфликты, мировая война...). Армия истекала кровью и поэтому заботиться о своих земляках, раненых в боях, лечить их и морально поддерживать Пандито Хамбо лама и его единомышленники считали своим гражданским долгом».[2]
В этих условиях хамба-лама Итигэлов проявил себя как крупнейший религиозный и общественный деятель. Он являлся одним из организаторов "Общебурятского общества", действовавшего в годы войны и сыгравшего позитивную роль в тогдашней обстановке. Объединив 120 религиозных и светских лиц, Итигэлов собрал деньги для раненых и их семей, организовывал лазареты, отправил эмчи-лам в прифронтовые госпитали. На православную Пасху 1915 года солдаты получили посылки из буддийской Бурятии.[3]
"Общебурятское общество" занималось сбором пожертвований на нужды, находившихся на фронте солдат. К концу 1915 г. бурятами было пожертвовано 150 000 рублей. На эти деньги общество содержало 21 койку на Кавказском театре войны, лазарет в 30 коек в Петрограде, несколько коек в лазарете на Западном фронте. Был открыт лазарет в здании общежития Петербургского дацана.[4]
Таким образом, восточная медицина, которую в совершенстве знали командированные на фронт лекари-ламы, и инженерные сооружения, построенные нашими земляками, спасли жизнь многим соотечественникам.
Хамбо лама Итигэлов сам выезжал на фронт для оказания помощи и поддержки своих земляков.
Следует заметить, что наши земляки, мобилизованные на фронт на тыловые работы, с честью выполнили свой гражданский долг. К сожалению, многие из них не вернулись домой. Бурятское общество, его передовые представители в лице духовенста и интеллигенции проявляли всяческую заботу и внимание к ним. В этом плане деятельность "Общебурятского общества" заслуживает положительной оценки. Известный российский монголовед Б.Я.Владимирцов писал: "Наши буряты действуют молодецки. Заботятся о своих родичах, призванных на работы, образцово. У них и комитеты, и уполномоченный, правильная организация. Приехал сюда и их хамба-лама Иролтуев, 79-летний старец, объезжал он бурят на фронтах, побывал и в Архангельске".[5]
Было также постановлено: проводить чтение в дацане святой книги Ганджур в 108 томах о скорейшем умиротворении небывалой в мире великой войны.
За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и погибших, в 1916 году Хамбо лама Итигэлов был награжден орденом Святой Анны II степени.
В историографии данного вопроса существует несколько точек зрения в зависимости от исторического периода. Например, в советский период историки давали негативную оценку деятельности духовных лиц, в том числе и Хамбо ламе Д.Д. Итэгилова. «Ламство собирало на нужды войны крупные суммы денег... применялся обязательный сбор на нужды войны «с души» от одного до трех рублей или общественными работами. С бурятского населения было собрано свыше 78 тысячи рублей в 1915 году, а в 1916 году 100 тысяч рублей (невероятно огромная сумма).
Отдельно собрана значительная сумма в пользу пострадавших на войне георгиевских кавалеров. Производились особые ассигнования чиновникам на различные военные расходы, так в 1915 году от общества получил свыше 22 тысяч рублей военный губернатор Забайкальской области».[6] На тыловые работы было мобилизовано свыше 10 тысяч бурят. Необходимо сказать насколько дорого обошлась бурятским родам помощь войне 1914 года». Степняки-буряты попали в невыносимые кошмарные условия. Их отправили в непроходимые Пинские болота в Белоруссии для копки траншей и окопов. В книге "История Бурят-Монгольской АССР", написанной в годы тоталитаризма, деятельность "Общебурятского общества" охарактеризована негативно: "Бурятские буржуазные националисты, бандида хамба-лама, нойоны и кулаки организовали "Общебурятское общество" по сбору пожертвований на нужды войны... Сборы пожертвований формально считались добровольными, но фактически они были принудительными".[7]
Такая же негативная точка зрения отражена и в литературных призведениях, например, в романе Хоца Намсараева «На утренней заре» описана сцена проводов Итигэловым в 1916 г. мобилизованных бурятна тыловые работы. Хотя в своих книгах X. Намсараев обычно сбольшой иронией и достаточно негативно отзывается о представителях духовенства. [8]
Часть 3. «Великая и неизвестная….» ( Забайкальские казаки в первой мировой войне)
Об участии бурятских казаков в Первой мировой войне известно еще меньше, чем о русско-японской. По многим причинам не были опубликованы итоговые документы, не изданы различные воспоминания, сами участники войны старались не вспоминать о своем ратном труде, "царские" награды прятались или уничтожались.
В 1915—1916 гг. уроженцы Бурятии, действуя в составе Первой Забайкальской казачьей дивизии, на полях Галиции и Польши впервые столкнулись с австро-венгерскими и германскими частями. Летом 1916 г. Первый и Второй Верхнеудинские казачьи полки участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве, еще раз показав боевую выучку, отвагу и мастерство ближнего боя.
Во время Первой мировой войны, в составе Четвертой армии, успешно действовала 1-я Забайкальская казачья бригада, в которую входили 1-й Верхнеудинский полк, 1-й и 3-й Забайкальский конно-артиллерийские дивизионы. Первые части забайкальцев по прибытии на фронт сразу приняли участие в боевых действиях. Отвагой и мужеством отличались действия забайкальских казаков на фронтах Первой мировой войны. Тысячи казаков – забайкальцев удостоились Георгиевских крестов и других боевых наград. Вот некоторые имена. Во время боев, в Новорадомском направлении отличились урядники Верхотуров и Номоконов, которые сумели под ураганным огнем противника доставить донесение окруженным немцами казакам об отступлении. В том же бою проявили мужество и отвагу казаки Хутуков и Мадаев, смелость и героизм проявили также казаки-забайкальцы Филипп Осколов и Гомбо Можоронов. Они были награждены Георгиевскими крестами. Воины 1-ой Забайкальской бригады принимали участие в знаменитом Брусиловском прорыве в мае 1916 года. Казаки – забайкальцы проявили верность своему воинскому долгу, верность присяге, верность Отечеству.
Стоит отметить, в числе полных георгиевских кавалеров, награжденных четырьмя Георгиевскими крестами, известны имена двух бурятских казаков: Бадмажап-Цырен Очиров, казак Кударинской станицы, ст. урядник 1-го Верхнеудинского полка, и Аюша Сакияев, бомбардир 4-й Забайкальской казачьей батареи.
Также известен и другой бурятский казак Радна Дамбаевич Ганжуров — георгиевский кавалер 2,3,4 степеней. С гордостью хочу отметить, что вышеуказанные легендарные личности являются земляками моего прадедушки Ганжурова Цыден Доржиевича, а казак Радна Дамбаевич Ганжуров является представителем нашего рода.
Три сотни янгажинских казаков получили благословение Хамбо ламы, отправляясь на фронта Первой мировой войны, и никто из них не погиб, все вернулись домой. Полные благодарности своему любимому Хамбо ламе казаки сложили о нем песню. Вернувшись на родину, казаки спели Хамбо-ламе посвященную ему песню. Он был глубоко тронут этой песней и любовью своего народа, что из глаз его потекли слезы.
Хаан Германида сэрэгтэй байна,
Хамагаа орхижо мордоболди.
Хамбо багшынгаа юроолоор
Харижа бусахамнай болтогой.
Баруун Германида сэрэгтэй байна,
Баранаа орхижо мордоболди
Багша хамбынгаа юроолоор
Бусажа ерэхэмнэй болтогой.
Энэ Германида сэрэгтэй байна
Элдин нютагаа орхижо мордоболди
Этигэлэй Хамбын юроолоор
Эрьежэ бусахамнай болтогой[9]
Против Германии армия зовёт,
Всё оставили мы, оседлали коней;
Молитвами учителя Хамбо
Вернуться бы домой поскорей.
В Западную Германию войско зовёт,
Все, оставив, пустились мы в путь;
Молитвами Хамбо – учителя
Вернёмся назад. Да будет так!
В эту Германию армия зовет,
родную землю оставили мы;
молитвами Итигэлова Хамбо,
Да вернемся назад! Да будет так!
Заключение
Как мы знаем из исторических источников, на пост Хамбо ламы в те далекие времена избирались лучшие представители буддийского духовенства. Даша Доржо Итигэлов был одним из них. В течение семи лет (1911 – 1918 гг.) Д. Д. Итигэлов был на посту Хамбо ламы. В этот сложный исторический период буддийское духовенство Забайкалья было вовлечено в орбиту политических, социально-экономических отношений. Многочисленные награды от правительства царской России свидетельствуют о степени участия в общественной и политический жизни России и Забайкалья. Д.-Д. Итигелова, который прославился не только на религиозно-духовном поприще, он принимал участие и в мирской жизни бурятского общества.
Хамбо-лама Итигэлов трудился без отдыха и с безграничным старанием в период Первой мировйо войны, начиная с 1914 по 1917 г., за что хамбо-лама получил многочисленные благодарности, как с западного фронта, так и многих других стран.
Что касается буддизма, его представители, так же как и многие другие религиозные организации, внесли свой весомый вклад в поддержку российской армии в войне.
Однако стоит заметить, что расцвет буддизма при царской России не сумел получить должного развития именно в связи с началом Первой мировой войны.
Представители бурятского народа не остались в стороне, когда нависла мировая угроза над российской империей, в тылу, на фронте, молитвами они приближали победу в этой «великой и неизвестной» войне.
Список используемой литературы
1. Биография хамбо Итигелова // История бурятского буддизма: письменные источники / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ; транслитерация, пер., коммент. и исслед. Ц. П. Ванчиковой ; [отв. ред. А. Д. Цендина]. – Улан-Удэ, 2006. – Разд. 1. 2. – С. 54-63.
2. Будаев, Б. Биография хамбо-ламы Итигелова / Б. Будаев ; пер. Ц. П. Ванчиковой // Бурятские летописи / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ; [сост. Ц. П. Ванчикова, Ш. Б. Чимитдоржиев, М. В. Аюшеева]. – 2-е изд., доп. – Улан-Удэ, 2011. – С. 208-210.
3. // Буддизм: персоналии / Буддийс. традицион. Сангха России, духов. проф. образоват. учреждение «Агинская буддийская академия»; под общей ред. Бабу ламы (В. Л. Чимитдоржиева) ; [ред. Цырен лама (А. Л. Дондукбаев), Бадма лама (Б. Д. Цыбиков) ; сост. Лобсан Долгор]. – Агинское, 2011. – С. 10-15
4. Долотов А. Ламаизм и война, Бургозиздат, 1932 – Верхнеудинск, с. 7-9
5. Намсараев, Х. На утренней заре : [роман] / Х. Намсараев ; авториз. пер. с бурят. М. Степанова.–
М. : Советская Россия, 1978. – Ч. 2, гл. 18. – С. 185-194.
6. Нацов, Г-Д. О хамбо Даши-Доржи Итигэлове / Г-Д. Нацов // Нацов Г-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / Г. Д. Нацов ; предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. – Улан-Удэ, 1998. –
Ч. 2. – 1998. – С. 116-117.
7. Цыденов, Ц-Д. Даша-Доржо Итыгилов (1852-1927) / Ц-Д. Цыденов, Б. Бальжиев // Выдающиеся бурятские деятели / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Конгресс бурят. народа ; сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Т. М. Михайлов. – Улан-Удэ, 2004 – Вып. 5. – 2004. - С. 79-81.
8. Чимитдоржин, Г. Г. Пандито Хамбо Лама Даши Доржи Итигэлов. 1911-1918 / Г. Г. Чимитдоржин // Чимитдоржин Г. Г. Институт Пандито Хамбо Лам. 1764-2004 / Г. Г. Чимитдоржин; [отв. ред. С. Ю. Лепехов] ; Буддийс. традицион. Сангха России, Буддийс. ин-т «Даши Чойнхорлин», Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. – Улан-Удэ, 2004. – С. 101-115.
DVD – ROM
1. XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов/ Бурятия – территория культуры (справочно-библиографический) – Улан-Удэ, 2012.
2. Казачество Забайкалья: история и культура/ Бурятия – территория культуры (справочно-библиографический) – Улан-Удэ, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ о награждении Хамбо ламы Даша Доржи Итигэлова за особые труды и заслуги в период Первой мировой войны
Государь Император во внимание к особым трудам и заслугам, оказанным Пандито Хамбой Ламайского духовенства Восточной Сибири по состоящему под августейшим председательством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны Верховному Совету по призрению семей, лиц, призванных на войну, а также семей раненных и павших, всемилостивейше соизволил пожаловать ему 26 апреля 1916 года орден Святой Анны II степени. 5 декабря 1916 года
[ГАЧО, ф. 1общ., оп. 1, д. 5079, л. 16]. Опубликованы в журнале «Легшед», 2002 г.
Документ
Текст присяги (клятвенного обещания) при вступлении на пост Хамбо ламы.
КЛЯТВЕННОЕ ОБЪЩАНИЕ. Переводъ.
Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, предъ Священнымъ Учениемъ Великаго Будды и сонмом духовенства, свято хранить верность Его Императорскому величеству Государю Императору Самодержцу Всероссийскому Николаю Александровичу и Его Высочеству законному Наследнику Цесаревичу Великому Князю Алексею Николаевичу честно и добросовестно исполнять всъ обязаности принимаемой мною на себя должности Пандито Хамбо Ламы и всъ относящиеся до сихъ обязанностей какъ нынъ существующие, такъ и впредь издаваемые законы и правила, распоряжения и поручения и всегда буду стараться въ пользу своего природного Великаго ГОСУДАРЯ и отечества, не превышать предоставленной мнъ власти и не причинять съ умыслом ни кому вреда и ущерба, и напротив буду стремиться уничтожить таковые, вверяемое мнъ Буддийско-Ламайское духовенство буду наставлять на путь истины и соблюдать, чтобы они строго исполняли требования закона империи, памятуя, что во всем этомъ долженъ буду дать отвъты, предъ Богом и предъ законом Царя.Въ удостоверение сего возлагаю Слова Святого БУДДЫ на главу.
Марта 19-го дня 1911 года. Гусино-Озерский дацанъ. Присягу принялъ Пандито Хамбо лама Ламайского духовенства. Даши Доржи Итигэловъ
Пo сему клятвенному Обещанию къ присяги приводилъ: Ширээтэ Гусино-Озерского дацана Баниевъ. Присутствовали: подписи
(ГАЧО, ф. 1общ., оп. 1,д. 4805, л. 47].
Документ 6
Государь Император на всеподданейшем докладе Министра Внутренних Дел о выражении верноподданических чувств вновь назначенным на должность Пандито Хамбы Ламайского Духовенства Восточной Сибири Даши Доржи Итигэловым в 17 апреля 1911 года собственноручно соизволил начертать: «Искренне благодарю»
5 мая 1911 года №4127
[ГАЧО, ф. 1общ., оп. 1, д. 4867, л. 52].
ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК
Послужной список Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Итигэлова (составлен в 1913 г. в возрасте 61 года):
ИТИГЭЛОВ В РОМАНЕ Х. НАМСАРАЕВА
"НА УТРЕННЕЙ ЗАРЕ"
Намсараев, Х. На утренней заре: [роман] / Х. Намсараев ; авториз. пер. с бурят. М. Степанова.– М. : Советская Россия, 1978. – Ч. 2, гл. 18. – С. 185-194.
Мобилизация бурят на тыловые работы, Пандито Хамбо Лама Д. Итигэлов. – С. 189.
...Шли кровавые бои первой мировой войны. Осенью 1916 года по бурятским улусам прошла мобилизация на тыловые работы. Были призваны тринадцать возрастов – с девятнадцати до тридцати двух лет. Царские чиновники называли эту мобилизацию «реквизицией инородцев».
Мобилизованных пригнали на станцию Верхнеудинск. Плохо одетые, забитые парни, без денег и без еды, не знающие русского языка, неграмотные, растерянно озирались по сторонам.
Среди мобилизованных были только бедняки: богатые откупили своих сынков взятками, послали вместо них своих батраков, тех, у кого не было ничего, кроме долга хозяину.
Перед отправкой эшелона на станцию прибыл бандидо-хамбо-лама – глава буддистов Восточной Сибири Даша Итыгилов. Окруженный офицерами, нойонами и ламами, выхваляясь медалями, поблескивавшими на груди, Итыгилов обратился с напутствием к уезжающим.
- Я бандидо-хамбо, мои слова – слова Будды. Не жалейте жизни во имя святого дела белого царя, всегда помните о богах…
Отъезжающие выстроились и по одному подходили под благословение бандидо-хамбо. Он слегка ударял каждого по голове четками, капал на протянутую ладонь святой воды.
Покончив с благословением, Даши Итыгилов и другие ламы укатили восвояси, а мобилизованных загнали в теплушки.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………………3
Часть 1. Пандито Хамбо лама Даши Доржи Итигэлов
и его роль в истории нашего государства………………………………………………….4
Часть 2. Деятельность Хамбо лама Даши Доржо Итигэлова
в ракурсе Первой мировой войны………………………………………………………….5
Часть 3. «Великая и неизвестная….»
(Забайкальские казаки в первой мировой войне)…………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………………………9
Список использованной литературы
[1] Биография хамбо Итигелова // История бурятского буддизма: письменные источники / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; транслитерация, пер., коммент. и исслед. Ц. П. Ванчиковой; [отв. ред. А. Д. Цендина]. – Улан-Удэ, 2006. – Разд. 1. 2. – с. 61
[2] Буряад Унэн, 27 марта 1998.
[3] Нацов, Г-Д. О хамбо Даши-Доржи Итигэлове / Г-Д. Нацов // Нацов Г-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / Г. Д. Нацов ; предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. – Улан-Удэ, 1998. –
Ч. 2. – 1998. – С. 116.
[4] Цыденов, Ц-Д. Даша-Доржо Итыгилов (1852-1927) / Ц-Д. Цыденов, Б. Бальжиев // Выдающиеся бурятские деятели / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Конгресс бурят. народа ; сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Т. М. Михайлов. – Улан-Удэ, 2004 – Вып. 5. – 2004. - С. 79.
[5] Там же, С.80
[6] А. Долотов. Ламаизм и война, Бургозиздат, 1932 – Верхнеудинск, С. 7.
[7] История Бурят-Монгольской АССР" - Улан-Удэ, 1954, Т.1.
[8] Намсараев, Х. На утренней заре : [роман] / Х. Намсараев ; авториз. пер. с бурят. М. Степанова.–М. : Советская Россия,
1978. – Ч. 2, гл. 18. – С. 189.
[9] Альманах ≪Легшед≫, изд. Буддийского института ≪Даши Чойнхорлин≫. — 2003.
Швейня
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Лупленый бочок
Два морехода
Снегири и коты