Декоративное панно из пшеничной соломки
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 241 КБ |
МБОУ «СОШ №9»
Творческий проект
Аппликация из соломки как один из видов декоративно-прикладного творчества
Выполнила:
Джураева Долором
Уч-ся 10 «А» кл
Проверила:
Киричинская О.Ф.
Троицк 2012 год
Содержание
I Поисково - исследовательский этап
1.1 Введение
1.2 Цель и задачи проекта
1.3 Исторический аспект техники
II Технологический этап
2.1 Понятие об аппликации
2.2 Основы техники
2.3 Последовательность выполнения изделия
III Заключительный этап
3.1 Экономическая и экологическая оценка проекта
3.2 Вывод
I Поисково - исследовательский этап
1.1 Введение
Декоративно – прикладное искусство нашей страны богато и разнообразно. Заслуженной славой пользуются произведения художников Хохломы, живописцев Палеха, мастеров вышивания, ткачества, кружевниц Вологды, мастеров глиняной игрушки Каргополя и Дымки. Привлекательны результаты их труда, но малоизвестно о процессе создания этих произведений, немногие знают, как под руками мастеров, будто в сказке происходит преображение простых материалов и появляется совершенная по пластике резная игрушка; золотистая, мерцающая солнечным блеском инкрустация или аппликация соломкой; расцветают фантастическими цветами расписные изделия.
Декоративно – прикладное творчество раскрывает мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о красоте и гармонии. Одним из видов творчества является Аппликация. Рассматривая аппликационные работы, нельзя не восхищаться способностью мастеров подбирать нужные лоскуты ткани или кожи, природного материала или засушенных листьев и гармонично соединять их в одно художественное целое. Особенно мне понравились аппликационные работы из такого природного материала как пшеничная соломка. Эти работы необычайно привлекательны, они отливают золотом, перламутром! знакомство с работами не оставило меня равнодушной и я решила углубить свои знания в этом виде творчества.
1.2 Цель и задачи проекта
Объект исследования: Аппликация как один из видов декоративно-прикладного творчества.
Цель исследования: рассмотреть виды аппликации и возможность применения их к такому виду природного материала как пшеничная соломка.
Задачи:
1 Изучить историю возникновения и развития аппликации.
2 Выполнить образцы видов аппликации из соломки и применить возможные варианты в изделии.
3 Разработать и выполнить декоративное панно.
Методы исследования:
1 Анализ научно-популярной и специальной литературы
2 Выполнение образцов аппликации
3 Анализ образцов и выбор лучшего варианта.
Актуальность темы:
Способствовать возрождению интереса к видам декоративно-прикладного творчества
Новизна работы:
Применение традиционных видов аппликации из бумаги к природному материалу – соломке.
Практическая значимость проекта:
1 Работа над проектом расширила мои теоретические знания и практические умения в области аппликации
2 Выполненная работа может быть прекрасным подарком для близких, а также средством оформления интерьера
3 Выполненный проект может быть использован как учебное пособие на уроках технологии.
1.3 Исторический аспект техники
Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам аппликаций разных времен и народов. В условиях первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, материалы, используемые для аппликации, были доступны всем. В дальнейшем аппликация, как и другие виды прикладного искусства, испытала на себе влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначенные для знати, отличались как сложностью рисунка, так и стоимостью материалов.
Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазырыкских курганов V – III вв до н э. произведенные раскопки пяти курганов – могил вождей племен – обнаружили колоды с различными предметами. Седла лошадей, покрытые войлоком, украшены кожаной аппликацией, изображающей борьбу двух крылатых чудовищ. Меховые фляги, сшитые из кусочков кожи с вышитыми на ней способом аппликации стилизованными изображениями головы лося, являются образцами художественного шитья.
Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с корой кустарника, войлок издавна находил применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивки аппликацией. Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI в в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к XVIII-XIX веков.
Первые изделия из соломки были связаны с ритуальными обрядами у народов, занимающихся земледелием. В знак благодарности за урожай в поле оставляли пучок колосьев, заплетали его в косу и украшали лентами и цветами. Нарядный сноп всегда можно было увидеть в церквях и крестьянских избах. Традиционными атрибутами народных праздников Масленица, Ивана Купалы были сделаны из соломы чучела. В рождество во многих домах плыли по воздуху, легко раскачиваясь, подвешенные к потолку на нитях птицы и другие подвески. Из соломки плели коврики, посуду, шляпы, украшения для интерьера дома.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух видов изделий: из дерева (мебель, бытовые вещи) и из ткани (настенные ковры). Разное качество и размеры декорируемых поверхностей привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами. Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических.
Так же не схожи технологии их изготовления. Чтобы получить элементы криволинейных композиций (листья, лепестки и др.), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу.
Затем из полученных пластов вырезали элементы. Геометрические элементы для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты.
В технике криволинейной аппликации изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов. Стилизованными растительными орнаментами из геометрических элементов украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца.
Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси ещё в середине XX в.,однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.
Возрождение ремесла началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 г. Инициатором стали мастера Дехтяренко В. и ее муж. Они разработали свою технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий, украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий. Белорусская соломка получила широкую известность не только в республике. В промысел пришли работать талантливые художники. Много новых приемов внесли в традиционное искусство В.Басалыга, Т.Алексеева, В.Котов и др.
Настенные ковры, украшенные криволинейной аппликацией, встречались в интерьерах деревенских домов еще в 1950 годах. В настоящее время их можно увидеть в музеях и на выставках народного творчества. Продолжением традиции изготовления настенных ковров, украшенных аппликацией из соломки, стали декоративные панно. На них искусными руками современных мастеров выложены из соломки композиции в виде роскошных букетов, животных, птиц. Непревзойденными мастерами на протяжении многих лет в этом виде декоративно-прикладного творчества Беларуси остаются Л Валеева, Л.Малахова, В.Павлова.
Таким образом, изучив историю возникновения и развития аппликации, мы пришли к выводу о том, что данный вид искусства не утратил своего значения, он по прежнему знаком многим мастерам, популярен, продолжает развиваться и совершенствоваться. Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и техниками. Популярны темы декоративных панно с архитектурными изображениями, темы народных праздников, сказок и др. Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека, его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением, со стеклом, текстилем, керамикой.
II Технологический этап
2.1 Понятие об аппликации
Аппликация (от лат. - application) – прикладывание – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее
влияние на технику выполнения аппликации. Например: бумага, соломка, засушенные растения прикрепляются к фону клеями; ткани, кожа, мех - пришиваются.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию в создании картин, панно, сувениров.
Одним из распространенных видов аппликации является аппликация из бумаги. Она может быть предметной, сюжетной, декоративной. Они отличаются расположением форм, разнообразием расположения цвета, орнаментальностью, ситуацией или явлением, которое передает изображение. Соломенные полосы по своей фактуре схожи с плотной бумагой, и мы решили взять за основу именно эти способы
Способы аппликации из бумаги
рис. 1 рис. 2 рис. 3
подкладка раздвижка деталей оформление другим цветом кантом
Соломка, как поделочный материал, давно известен умельцам Беларуси, Молдавии, Украины. Аппликация из соломки необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что соломка имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передает его неповторимую игру – блестит как золото!
Варианты элементов из соломки показаны на таблице (см приложение)
2.2 Основы техники
Подготовка соломки
Технология выполнения аппликации соломкой
2.3 Последовательность выполнения изделия
Выбор и описание модели
III Заключительный этап
3.1 Экономическая оценка проекта
№ | Наименование материала | Цена за единицу | Расход материалов | Затраты на изделие |
1 | Ткань «габардин» | 120 руб | 35 см | 42 руб |
2 | Клей «момент» | 35 руб | 0,5 тюб. | 17,5 руб |
3 | рамка | 100 руб | 1 шт | 100 руб |
4 | Пшеничн.соломка | --------- | ---------- | --------- |
Себестоимость изделия: 159,50 руб.
Рыночная стоимость: 300- 350 руб.
Экологическая оценка проекта:
Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен.
3.2 Вывод
В процессе работы над творческим проектом я более глубоко изучила такой вид декоративно-прикладного творчества как аппликация. Познакомилась с видами и способами ее выполнения. Полученные знания и практические умения использовала в работе над декоративным панно и считаю, что традиционные способы аппликации вполне можно применить к такому природному материалу как соломка. Считаю, что с поставленной целью и задачами справилась.
Литература
Гусакова М.А., Аппликация , М.: Просвещение 1987г
Рожнев Я.А., Методика трудового обучения, М.: Просвещение 1998г
Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112с.
Горячева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 96с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003. – 110с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 96с.
Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004.- 413с.
Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.
Приложение
Рекламный проспект
Художественный салон
«Мастерок»
Мастера нашего предприятия помогут оформить интерьер Вашей комнаты изделиями декоративно-прикладного творчества
Аппликация из соломки
Мы работаем для Вас!
Наш адрес:
г. Троицк
ул. Красноармейская д 28
Н. Гумилёв. Жираф
Нарисуем попугая цветными карандашами
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рыжие листья
Мороз Иванович